Напоминание

"Формирование диалогической речи у дошкольников с недоразвитием речи 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием"


Автор: Карабанова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 33"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Творческая методическая разработка
Тема: "Формирование диалогической речи у дошкольников с недоразвитием речи 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Кафедра дошкольного образования

Формирование диалогической речи у дошкольников с

недоразвитием речи 5-7 лет, не охваченных

дошкольным образованием

Творческая разработка

Выполнила:

Карабанова Наталья

Евгеньевна,

слушатель КПК № 4/2

Новокузнецк

2017

2

Содержание:

Введение 3

I Теоретические основы развития диалогической речи у дошкольников с

речевой патологией 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием 4

1.1. Понятие диалогической речи и ее место в системе развития речи

детей старшего дошкольного возраста 4

1.2. Обзор педагогической литературы по вопросам развития

диалогической речи у детей 6

1.3. Особенности развития диалогической речи у детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7

II Методика руководства обучения диалогической речи дошкольников

с недоразвитием речи 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием 9

2.1. Этапы работы по формированию диалогической речи 9

2.2. Методы и приемы в руководстве обучения старших

дошкольников диалогической речи 10

2.3. Беседа как ведущий метод развития диалогической речи детей

старшего дошкольного возраста с речевой патологией 13

2.4. Развитие диалогической речи у дошкольников 5-7 лет с

недоразвитием речи посредством игр-драматизаций 14

III Диагностический материал по разделу формирование диалогической

речи дошкольников с речевой патологией 5-7 лет, не охваченных дошкольным

образование 15

3.1. Оценочные критерии по разделу формирование диалогической

речи старших дошкольников 15

3.2 Диагностический инструментарий по разделу формирование

диалогической речи старших дошкольников 16

3.3. Протокол обследования диалогической речи старших

дошкольников 17

3.4

. Дидактический материал для обследования диалогической речи в

ситуации игрового общения «ребенок - взрослый» 18

3.5. Дидактический материал для исследования диалогической речи в

ситуации игрового общения «ребенок - ребенок» 19

3

Заключение 20

Список литературы 21

Приложения 22

Введение

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека,

область

проявления

присущей

всем

людям

способности

к

познанию,

самоорганизации,

саморазвитию,

к

построению

своей

личности,

своего

внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами,

другими культурами.

Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде

всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение,

основанное

не

передаче

мысли

и

переживаний,

непременно

требует

адекватной

системы

средств,

которой

и

является

речь. Общение

с

окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью

понимают

смысловое

развернутое

высказывание

(ряд

логически

сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и

речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития:

формирование

словаря,

грамматического

строя,

фонетической

стороны.

Также, в связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении

родным языком.

Поэтому центральной, ведущей задачей является развитие у детей

связной

речи.

Связная

речь

включает

в

себя

диалогическую

и

монологическую речь.

Диалогическая речь является основной формой общения детей

дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно

ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в

процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования

показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те

коммуникативно-речевые

умения,

которые

не

формируются

без

влияния

взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и

понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его,

отвечать

на

вопросы

и

спрашивать

самому,

объяснять,

пользоваться

4

разнообразными

языковыми

средствами,

вести

себя

с

учетом

ситуации

общения.

Цель исследования – изучить возможности использования различных

методических приемов в развитии диалогической речи у дошкольников 5-7

лет с общим недоразвитием речи, не охваченных дошкольным образованием.

I

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ

ДИАЛОГИЧЕСКОЙ

РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 5-7 ЛЕТ, НЕ

ОХВАЧЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

1.1. Понятие диалогической речи и ее место в системе развития речи

детей старшего дошкольного возраста

Основная

функция

связной

речи

коммуникативная.

Она

осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из

этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики

их формирования.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной

формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых

характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При

этом

особую

роль

играют

мимика,

жесты,

интонация,

которые

могут

изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух

или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо

ситуацией.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление

коммуникативной

функции

языка.

Ученые

называют

диалог

первичной

естественной формой языкового общения, классической формой речевого

общения. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и

не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая

речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой,

интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть

неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

В диалоге представлены все разновидности повествовательных

(сообщение,

утверждение),

побудительных

(просьба,

требование),

вопросительных

(вопрос)

предложений

с

минимальной

синтаксической

сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются

жестами, мимикой, интонацией.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость,

недоговоренность,

обрывистость;

простые

и

сложные

бессоюзные

5

предложения;

кратковременное

предварительное

обдумывание.

Связность

диалога

обеспечивается

двумя

собеседниками.

Диалогическая

речь

отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что

для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов,

устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы

прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.

Речевые клише облегчают ведение диалога.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения,

в

них

вст речают ся

фонетиче ские

сокращения,

н е ож и д а н н ы е

формообразования и непривычные словообразования, а также нарушение

синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок

учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за

логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются

навыки монологической речи.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в

диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание.

Обдумывание

своих

реплик,

вопросов

происходит

одновременно

с

восприятием

чужой

речи.

Участие

в

диалоге

требует

сложных

умений:

слушать

и

правильно

понимать

мысль,

выражаемую

собеседником;

формулировать

в

ответ

собственное

суждение,

правильно

выражать

его

средствами

языка;

менять

вслед

за

мыслями

собеседника

тему

речевого

взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за

правильностью

языковой

формы,

в

которую

облекаются

мысли;

слушать

свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить

соответствующие изменения и поправки.

Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная

сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его

речи,

становления

коммуникативной

компетенции,

важная

сфера

самодеятельной активности, саморазвития.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить,

ответить,

объяснить,

попросить,

подать

реплику,

поддержать)

с

использованием

разнообразных

языковых

средств

в

соответствии

с

ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с

жизнью ребенка в семье, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его

интересами и впечатлениями.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и

как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым,

6

разговаривающим

с

другими);

поддерживать

и

завершать

общение

(учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника;

проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку

зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать

свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать,

спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно

в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение,

знакомство,

приветствие,

привлечение

внимания,

приглашение,

просьба,

согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление,

благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5

человек, в коллективе.

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения

результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство

практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является

необходимым

условием

развития

диалогической

речи,

и

в

то

же

время

развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию

ребенком

отдельных

слов

и

синтаксических

конструкций.

Связная

речь

вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его

звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Взрослый

должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в

диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами

с в о и

п р о с ь б ы ,

о т в е ч а т ь

с л о в а м и

н а

в о п р о с ы

в з р о с л ы х .

1.2. Обзор педагогической литературы по вопросам развития

диалогической речи у детей

Характеристика диалогической и монологической речи дается в ряде

работ: Л. Якубинский «О диалогической речи»; Винокур Т. Г. «О некоторых

синтаксических особенностях диалогической речи».

Т. Г. Винокур так определяет диалог и монолог с точки зрения

специфики языка: «...можно определить диалог как особую, функционально-

стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие

двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее

быстрый темп речи, когда каждый компонент ее является репликой;

сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений

внутри реплик.

Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников

7

разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными

сотрудниками, преподавателями педагогических университетов,

проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С.

Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук,

Л.А. Колунова).

В книгах Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольника» и в «Программе

и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»,

автор-составитель Ушакова О. С. описывает некоторые приемы развития

диалогической речи детей.

На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к

заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи

ребенка. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить

(В. И.Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог

— не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произ-

вольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное

общение. Диалог является естественной средой развития личности.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного

рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с

окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении

адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Ф.А. Сохин, обобщая

взгляды лингвистов и психологов подчеркивал, что без речевого общения

невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми

родного языка включает формирование практических речевых навыков,

совершенствование коммуникативных форм и функций языковой

действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также

формирование осознания языковой действительности, которое может быть

названо лингвистическим развитием ребенка».

1.3. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

Овладение связной диалогической речью, считают В.П. Глухов,

Р.Е. Левина,

Л.Ф. Спирова,

одна

из

главных

задач

речевого

развития

дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой

среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных

особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые

необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

8

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего,

диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в

использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и

внешними

мотивами

(ситуация,

в

которой

происходит

диалог,

реплики

собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в

методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической

речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная

речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью

содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той

ситуации, о которой рассказывается. В большинстве случаев ситуативная

речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но,

ка к

п од ч е р к и ва е т

Д . Б . Эльконин,

неправильно

отожде ствлять

диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической.

Диалогу, по мнению Ж. Пиаже, предшествует «коллективный монолог»

речевое

общение,

когда

каждый

партнер

активно

высказывается

в

присутствии сверстника, но не отвечает на его реплики, не замечая реакции

с его стороны на собственные высказывания.

А.Г. Рузская

считает,

что

наиболее

социально

значимой

для

дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является

естественной средой развития личности.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова подчеркивают, что в дошкольном

детстве необходимо развивать диалогическую форму речи. Важно развивать

умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от

контекста.

Л.С. Выготский, изучая соотношения речи и мышления у детей,

показал, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие,

память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются

с прямым участием речи.

С другой стороны, известно, что у детей с нарушением речи может

замедлиться интеллектуальное развитие. Поэтому принято рассматривать

речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями психического

развития

ребенка.

Н.С. Жукова

подчеркивает:

«Формирование

активной

речи служит основой для всего психического развития ребенка».

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого

развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как

средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи

является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же

9

время

развитие

диалогической

речи

способствует

самостоятельному

использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно

только

при

создании

самых

благоприятных

условий

для

совместной

деятельности ребенка и взрослого.

II

МЕТОДИКА

РУКОВОДСТВА

ОБУЧЕНИЯ

ДИАЛОГИЧЕСКОЙ

РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ, НЕ

ОХВАЧЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

2.1. Этапы работы по формированию диалогической речи

Подготовительный этап.

а)

интеллектуальное развитие, прежде всего развитие мышления и др.

познавательных

процессов

(восприятия,

представления,

внимания,

памяти);

развитие артикуляционной моторики, дыхания, просодии, силы голоса

развитие

тонкой моторики;

б) речевое развитие: обогащение лексики; закрепление грамматических

категорий;

автоматизация поставленных звуков;

в)

формирование фразы в определённой последовательности:

-

договаривание

предложений

по

предметным

картинкам

и

без

картинок, по образцу и без образца;

-

составление предложений по демонстрации действия с помощью

вопросов и без вопросов, по образцу и без образца;

-

составление

предложений

сначала

по

1-фигурным,

затем

многофигурным картинок с помощью вопросов и без них; по

опорным словам, по образцу и самостоятельно;

-

заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по

сюжетной картинке, связанных по смыслу.

Начальный этап в формировании связной речи - овладение диалогической

речью.

В работе над диалогической речью выделяются три задачи:

10

1)

научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные

ответы). Вопросы: репродуктивные (Кто? Кто это? Что? Что это? Что

делает?);

поисковые

(Где?

Куда?

Откуда?

Как?

Когда?

Сколько?

Какой?); проблемные (Почему? Зачем?)

2)

научить постановке вопросов;

3)

воспитать способность свободно, непринуждённо вести беседу.

2.2. Методы и приемы в руководстве обучения старших дошкольников

диалогической речи

Одним из условий развития диалогической речи является организация

речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей,

детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном

общении является разговор взрослых с детьми (неподготовленный диалог).

Это

наиболее

распространенная,

общедоступная

и

универсальная

форма

речевого общения взрослых с детьми в повседневной жизни.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием

словесных

поручений.

Эти

поручения

способствуют

закреплению

форм

вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования организуется

совместное

рассматривание

с

детьми

сюжетных

картинок,

детских

рисунков и книг.

Очень эффективный прием для развития диалогической речи -

объединение детей разных возрастов.

Большие возможности для речевого общения в повседневной жизни

предоставляют игры детей. Ролевые игры «в семью», «в больницу», «в

магазин», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной

речи, знакомят с профессиональной лексикой, вызывают желание общаться

друг с другом.

Особенно важное значение для развития диалогической речи имеет

деятельность

кооперативного

типа,

прежде

всего

творческая

сюжетно-

ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду,

придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по

ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы

общения, которых им недостает, в которых они испытывают нужду.

Нужно воспитывать у детей

потребность делиться своими впе-

чатлениями,

рассказывать

о

том,

что

сделал,

как

играл,

вырабатывать

п р и в ы ч к у пользоваться

простыми

формулами

речевого

э т икета

11

(здороваться,

прощаться), поощрять

попытки детей задавать вопросы по

поводу ближайшего окружения.

В общении с дошкольниками, большое внимания нужно уделять

качеству

ответов

детей:

учить

отвечать

как

в

краткой,

так

и

в

распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно

приобщать детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать

только тогда, когда спрашивает взрослый, слушать высказывания товарищей.

Очень

важно стимулировать

детей

к

комментированию

(сопровождению

речью)

своих

действий

в

предметной

деятельности

и

постепенно

упражнять

в

умении

планировать

свою

деятельность

(проговаривать вслух последующие действия).

В старшем дошкольном возрасте преимущественно используются

беседы,

которые

сопровождают

получение

новых

знаний,

сопутствуют

наблюдениям

(из

чего

сделаны

предметы,

наша

одежда,

умывальные

принадлежности)

и

экскурсиям

(что

делает

почтальон).

В

практике

используются как подготовленные, так и неподготовленные беседы.

С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное

словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный

рассказ со взрослым и совместный рассказ детей).

В совместном со взрослым рассказывании необходимо использовать

следующий

прием:

взрослый

начинает

предложение,

а

ребенок

его

завершает.

Получается

своеобразный

диалог.

Этот

прием

широко

используется

и

при

описании

предметов

и

игрушек,

и

при

составлении

рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по

потешке, по чистоговорке и пр.

Очень часто в группах кратковременного пребывания, дошкольникам

предлагают поиграть в сказку, что им очень нравится. Демонстрируют детям

элементы сказочных костюмов, «волшебную палочку». И моментально

смысл

коммуникативной

ситуации

изменяется.

Это

уже

не

занятие

по

пересказыванию, а интересное для детей дело: ряжение, драматизация, игра.

Чтобы описание стало интересным, используется такой прием: звери

хвалятся, кто из них красивее, кто наряднее одет и дети еще с большим

интересом начинают рассказывать каждый про свою игрушку.

Высокой побудительной силой обладает прием драматизации, который

используется

и

при

рисовании,

и

при

рассказывании

сказки,

и

при

составлении рассказов по картине.

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи,

использую моделирование.

Замена

абстрактных

вербальных

образов

зрительными значительно облегчает обучение.

12

Соотнесение слова и выразительного движения организует структуру

детских высказываний, делает речь динамичной.

Диалогическому общению со сверстником

служит

также прием

совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ,

второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров,

договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может

быть составление рассказа по картине, по серии картин, по набору игрушек.

Для активного влияния на коммуникативную деятельность детей, а

значит и совершенствование диалогической речи, в практике используются

театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.

В играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше

говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряжением дети больше

любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве кого-либо из

взрослых,

активно

включаются

в

импровизированные

ролевые

диалоги,

проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.

Совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной

труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического

общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную

работу,

он

комментирует

свои

действия,

обращается

к

соседям

с

восклицаниями,

возгласами,

выражая

широкую

палитру

чувств

и

находя

отклик в виде аналогичных проявлений партнера.

В этой своей функции рисование используют как прием при обучении

совместному

сюжетосложению,

рассказыванию

по

схеме,

по

серии

схематических изображений, как средство фиксации знаний об обобщающих

наименованиях, однокоренных словах, антонимах и т.п. Основу для общения

со сверстником при этом создает условие: нарисовать вместе, на одном

листе;

нарисовать

так,

чтобы

изображения

не

повторялись. Этот

прием

хорошо использовать в дидактических играх.

Дидактические игры, или игры с правилами, оказывают большое

положительное

влияние

на

развитие

диалогического

общения

детей

со

сверстниками, ведь при их организации внимание обращается не только на

усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей

друг с другом.

К современным технологическим приемам формирования диалога

можно отнести тризовские игры.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками

уделяется словесным дидактическим играм с небольшими подгруппами

детей (2-3 человека), как самостоятельная форма обучения в группах

кратковременного пребывания организовываются игры парами.

13

2.3. Беседа как ведущий метод развития диалогической

речи детей

старшего дошкольного возраста с речевой патологией

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что

задавать

вопросы

и

отвечать,

высказывать

свою

точку

зрения

могут

все

участники

беседы.

Задача

педагога

так

построить

беседу,

чтобы

опыт

каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее

мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода —

побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции.

Достоинства беседы в том, что она максимально активизирует мышление,

служит

прекрасным

средством

диагностики

усвоенных

знаний,

умений,

способствует развитию познавательных сил дошкольников, создает условия

для

оперативного

управления

процессом познания.

Велика

т акже

воспитательная роль беседы.

По содержанию различаются

два

вида

бесед: этические

и

познавательные.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие

(итоговые). Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей

деятельности,

наблюдению.

С

этой

целью

педагог

выявляет

опыт

детей,

актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых

объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит

практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования,

уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной

теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка

времени, как рассказы педагога и детей, чтение стихотворений, слушание

музыки, комментирование наглядного материала.

Вопросы организации беседы разрабатывались многими педагогами.

Мысль о том, что беседа с детьми является школой для развития детской

мысли, подчеркивалась в работах Н.И. Новикова, Ф.М. Достоевского, К.Д.

Ушинского. В отборе содержания для разговоров с детьми они рекомендовали

руководствоваться

принципом

доступности

идти

от

близкого

к

более

далекому, от простого к сложному.

Эффективность беседы, по словам К.Д. Ушинского, зависит от того,

насколько

правильно

педагог

формулирует

вопро сы,

в

ка ко й

14

последовательности он задает их детям, в какой степени участвуют все дети в

беседе и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы детей.

2.4.

Развитие

диалогической

речи

у

дошкольников

5-7

лет

с

недоразвитием речи посредством игр-драматизаций

Особая роль отводится играм-драматизациям, ведь именно в них

особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности

оно

направлено

на

создание

игровой

ситуации,

на

более

точное

и

эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на

место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

Ю.А. Вакуленко

отмечает,

что

игра-драматизация

является

благодатным

полем

для

закрепления

и

формирования

диалогических

умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не

только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-

драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень

игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре

(ролевые

диалоги),

педагог

не

только

целенаправленно

обогащает

игру

детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей

умения

пользоваться

всеми

функциональными

видами

диалогических

реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, взрослый

содействует развитию игры-драматизации.

Велико и воспитательное значение игр-драматизаций. Оно заключается

в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии

чувства коллективизма и партнерства. Исходя из особенностей психического

развития

детей

дошкольного

возраста,

большинство

игр-драматизаций

строится на материале сказок. Особенно важны для детей те нравственно-

этические уроки, которые преподносятся сказками и извлекаются детьми в

результате совместного анализа каждой игры.

Как известно, игры-драматизации пользуются у детей неизменной

любовью.

Именно

в

игре

ребёнок

чувствует

себя

более

раскованно,

свободно

и

естественно.

Все

дети

обладают

одаренностью,

которая

обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком

схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом

инстинкте подражания.

Разностороннее влияние игр-драматизаций на личность ребенка

позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое

средство.

15

Именно поэтому как основное направление в коррекционной работе по

развитию

диалогической

речи

у

детей

с

недоразвитием

речи

выделяют

использование игр-драматизаций.

III

Д И А Г Н О С Т И Ч Е С К И Й

М А Т Е Р И А Л

П О

РА З Д Е Л У

ФОРМИРОВАНИЕ

ДИАЛОГИЧЕСКОЙ

РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

С

Р Е Ч Е В О Й

П АТ ОЛ О Г И Е Й

5 - 7

Л Е Т,

Н Е

ОХ ВАЧ Е Н Н Ы Х

ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

3.1. Оценочные критерии по разделу формирование диалогической речи

старших дошкольников

НОРМА (23 - 27 балла)

Ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь педагогов и

детей. Участвует в общем разговоре. Строит общение с учётом ситуации.

Ясно и последовательно выражает свои мысли. Умеет пользоваться формами

речевого этикета. Во время диалога ребёнок проявляет заинтересованность,

интонационную выразительность, может вести диалог достаточно долго.

Владеет лексикой в пределах возрастной нормы, использует грамматически

правильно оформленные, распространённые предложения. Идёт на контакт,

общается без помощи, легко взаимодействует со взрослыми и сверстниками.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (16 - 22)

Ребёнок умеет слушать и понимать речь. Участвует в общении чаще по

инициативе других. Умение пользоваться формами речевого этикета

неустойчивое. Речь маловыразительная, допускает грамматические ошибки

при построении предложений, словарь не соответствует возрасту.

Затрудняется самостоятельно развивать сюжет. Диалог короткий,

малосодержательный. Слабые партнёрские отношения.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (9-15 баллов)

Ребёнок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом, невнимателен.

Интерес к диалогу самостоятельно проявляет не всегда. Редко пользуется

формами речевого этикета. Не умеет последовательно излагать свои мысли,

16

точно передавать их содержание. Речь бедная, невыразительная. Использует

простые нераспространённые предложения, допускает аграмматизмы.

Отвечает на вопросы односложно. Причинно-следственные связи часто не

устанавливает. Дополняет речь невербальными средствами.

3.2. Диагностический инструментарий по разделу формирование

диалогической речи старших дошкольников

Вопрос

Инструментарий

Оборудование

1. Участвовать в

коллективном

разговоре: задавать

вопросы, отвечать на

них, аргументируя

ответ; последовательно

и логично, понятно

для собеседника

рассказывать о факте,

событии, явлении

Участие ребенка в

беседе.

Наблюдение

за самостоятельной

деятельностью детей.

• Наглядный материал.

2. Быть

доброжелательным

собеседником,

говорить спокойно, не

повышая голоса

• Наблюдение

за деятельностью

детей.

• Наглядный материал,

игровое оборудование.

3. В общении со

взрослыми и

сверстниками

пользоваться

формулами словесной

вежливости

• Наблюдения за

деятельностью детей,

беседа.

• Демонстрацион-

ный материал.

4. Пересказывать и

драматизировать

небольшие

литературные

произведения

Организация

в театральном уголке

вечера «В гостях у

сказки»;

Предложить

обыграть знакомый

сюжет сказки.

• Кукольные персонажи

к сказкам

«Снегурочка», «Гадкий

утенок»,

«Дюймовочка».

*

5. В играх

договариваться со

сверстниками, быть

терпимыми

партнерами.

• Наблюдения.

• Настольные

дидактические игры,

сюжетно - ролевые

игры.

17

3.3. Протокол обследования диалогической речи старших дошкольников

Критерии

Список детей / баллы

1

2

3

4

5

I.

Заинтересованность.

1

1

1

3

3

II.

Умение вступать в диалог.

2

2

2

3

3

III.

Умение поддержать и

2

3

2

3

3

завершить диалог.

IV.

Способы реализации речевых

средств

в процессе диалога:

-

Грамматически правильная

речь.

1

2

2

2

2

-

Интонационная окраска.

2

2

2

3

3

-

Партнёрские отношения.

2

2

2

2

3

V.

Умение пересказывать,

2

2

2

3

3

драматизировать небольшие

произведения с

использованием диалога.

VI.

Ведение диалога:

-

Самостоятельно;

3

3

-

По инициативе других.

2

2

2

-

С постоянной помощью.

VII.

Длительность диалога.

1

1

1

3

3

Итого:

14

16

16

25

26

18

Условные обозначения: 3 - ближе к норме; 2 - средний уровень; 1 - низкий уровень.

Список детей: Абидин Вадик, Акмалова Олеся, Панина Настя, Реутова Аня, Рудь Егор

3.4. Дидактический материал для обследования диалогической речи в

ситуации игрового общения «ребенок - взрослый»

Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых

средств в процессе диалога.

Цель:

Изучить возможности общения ребенка в процессе диалога.

Материал:

Перечень вопросов.

Ход выполнения задания.

Педагог беседует с ребенком. Специальных инструкций предварительно не

дается. В ходе диалога педагогу следует побуждать ребенка к использованию

развернутых ответов.

Перечень вопросов:

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою маму? (папу) Где ты

живешь?

Кто

тебя

привел?

Как

ты

добирался

сюда?

Какие

у

тебя

есть

любимые игрушки? В какие игры ты любишь играть? У тебя есть друзья?

Описание игры «В магазине».

Цель:

Выявить самоконтроль детей в выделении и правильном произношении слов

с заданным звуком; усвоение диалогической речи детей.

Оборудование:

разнообразные предметы, игрушки («товары»);

Ход игры.

Взрослый предлагает детям поиграть «в магазин». На «прилавке» магазина

раскладываются

разнообразные

предметы.

Взрослый

-

продавец.

Он

объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только

те товары, в названиях которых есть звук Ш. Дети, являясь покупателями,

могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу.

19

Важно правильно выбрать «товар». Затем взрослый может предложить детям

по очереди становиться продавцами.

3.5. Дидактический материал для исследования диалогической речи в

ситуации игрового общения «ребенок - ребенок»

Игра - драматизация «Волшебный лес».

Цель:

Выявить уровень развития просодических компонентов речи: дыхания,

голоса, темпа речи, выразительности; развитие подражательности,

выдержки, зрительной ориентировки на говорящего, активности на

материале темы «дикие животные».

Оборудование:

Маски - шапочки диких животных.

Ход игры.

- Взрослый. Дети, мы попали в волшебный лес. Сидите тихо, не вспугните

хозяев

леса.

(Мимика

детей

отражает

их

состояние

сосредоточенности.)

Смотрите, заяц появился, не заметил нас, на снегу запрыгал.

Взрослый надевает ребенку шапочку-маску и ребенок говорит:

- Я зверь лесной, я заяц не простой. Я зайчик-попрыгайчик, длинные ушки,

короткий хвост.

Про меня говорят, будто я трусоват, но пусть не думают лиса и волк, что это

так.

У меня вот сколько храбрости (показывает). А спасают меня от врагов зоркие

глаза, чуткий нюх и быстрые ноги (поскакал дальше).

Другой ребенок. Я зверь лесной, я сплю зимой, в лесу хозяином живу-у-у.

Да за порядком все гляжу-у. (Уходит, подражая походке медведя.)

Волк. - Я серый волк, зубами щелк,

Я ищу себе еду, я всегда голодный -у-у-у.

Поскорее побегу, может, что-нибудь найду.

(Тоже уходит).

Лиса - Я хитрая лиса,

леса темного краса,

по полянке пробегу, лисий след свой

замету и зайчишку подстерегу.

20

(Уходит, подражая повадкам лисы.)

Ёжик - Я ежик, ни головы, ни ножек, хитрить я не умею.

Я старый, добрый еж, на клубочек я похож.

Заключение

Итак, в заключение я могу сказать, что разговорная речь - включает

специфические

особенности

всех

уровней

языковой

системы:

фонетики,

лексики, морфологии и синтаксиса. Эти особенности обусловлены особыми

условиями функционирования.

Непосредственность и персональность общения, свойственные

разговорной

речи,

определяют

преимущественное

использование

формы

диалога и возможность передачи части информации паралингвистическими

средствами.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого

развития ребенка.

Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство

практического овладения языком.

Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития

диалогической

речи,

и

в

то

же

время

развитие

диалогической

речи

способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и

синтаксических конструкций.

Полноценное развитие диалогической речи у детей с недоразвитием

речи 5-7 лет возможно только при создании самых благоприятных условий

для совместной деятельности ребенка и взрослого.

21

Список литературы

Книга одного автора

1.

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду

[Текст]

: учебное пособие / А.Е. Антипина. - М. : Сфера, 2006. - 194 с.

Книга одного автора

2.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников

[Текст] :

учебное пособие / Л.В. Артемова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 136 с.

Книга одного автора

3.

Вершина О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие

речи [Текст] : учебное пособие / О.М. Вершина.

- М. : Просвещение,

2003. - 246 с.

Книга одного автора

4.

Гвоздев А.Н.

Вопросы

изучения

детской

речи

[Текст]

:

учебное

пособие / А.Н. Гвоздев. - М. : Гном, 2001. - 267 с.

Книга двух авторов

5.

Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] : - учебное

пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - Екатеринбург. : 2006.

-316 с.

Книга одного автора

6.

Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у

детей [Текст] : учебное пособие

/ С.Л. Рубинштейн. СПб. : Питер,

2002. - 720 с.

Книга одного автора

7.

Спирова Л.Ф. Особенности

речевого

развития

детей

с

тяжелыми

нарушениями речи [Текст] : учебное пособие / Л.Ф. Спирова. - М. :

Педагогика, 2000. - 192 с.

22

Приложения

Приложение № 1

План мероприятий направленный на развитие диалогической речи у

дошкольников с недоразвитием речи 5-7 лет

Месяц

Неделя

Игра-драматизация

Октябр

ь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Инсценирование сказки «Кот, петух и лиса»

Праздник красок

Осенний праздник

Инсценировка «Муха-цокотуха»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Как у наших у ворот»

Театрализованное представление «Оранжевая сказка»

Театрализованная

инсценировка

сказки

«Госпожа

Кастрюля»

Вечер развлечений «Книга дружит с детворой»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Кисонька-мурысонька»

Инсценировка украинской сказки «Рукавичка»

Инсценировка «Кто сказал Мяу?»

Новогодний праздник

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Инсценировка «Путаница»

Инсценировка сказки «Жадина»

Инсценировка сказки «У телефона»

Праздник вежливости

Феврал

ь

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Инсценировка «Заяц-хвастун»

Инсценировка сказки «Кто колечко найдет»

Спортивный праздник, посвященный 23 февраля

Инсценировка сказки «Поросята»

23

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»

«Самый красивый наряд на свете»

Инсценировка «Давайте искать весну»

Инсценировка сказки «Лесные новости»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Привяжу я козлика к белой березке»

Инсценировка «Воробьишка»

Инсценировка «Черепаха»

Инсценировка сказки «Где солнышко?»

Приложение № 2

ПРАВИЛА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Правила участника диалога

1. Понимать и уметь формулировать обсуждаемую проблему.

2. Уметь отделять «важное» от второстепенного, «неважного» в проблеме.

3. Понимать, что проблема может иметь несколько решений.

4. Занимать равноправную позицию в споре со всеми участниками

дискуссии.

5. Мужественно признавать свою ошибку.

6. Быть активным участником обсуждения, даже не высказывая вслух свою

точку зрения.

Правила говорения

1. Высказываться только по существу, на тему данной дискуссии.

2. Следить за тем, чтобы речь была ясной и точной.

3. Не высказываться раньше, чем обдумал то, что собираешься сказать.

4. Без необходимости не повторять уже высказанную точку зрения.

5. Если это необходимо, уметь правильно опровергнуть тезис собеседника,

доказать свою точку зрения.

Правила слушания

1. Выслушивать собеседника до конца для полного понимания того, о чем он

говорит.

2. Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь. Для этого

смотреть на говорящего, выделять главное в его словах и стараться понять.

Если не уверен, что понял правильно:

- попросить уточнить сказанное;

- постараться сформулировать мысль собеседника своими словами.

3. Не торопиться сразу опровергнуть высказывание собеседника, сначала

необходимо вникнуть в его суть.

4. Реагировать на высказывание собеседника, показывая, что понял его.

Правила речевого поведения

1. Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке,

24

необходимо показать собеседнику свою заинтересованность.

2. Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует

высказываться по очереди.

3. Поднимать руку, если хочешь сказать, не выкрикивать с места.

4. Следует правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы».

5. Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не

убыстряя его.

6. Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали все

присутствующие, но не более того.

7. При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать.

8. Нельзя зевать, жевать во время разговора.

Приложение № 3

Подготовленная беседа на тему: «Посадили помидоры».

Цель беседы:

Развитие диалогической речи у детей. Обогащение речи новыми

словами, новыми грамматическими формами, совершенствование

произносительных навыков.

Ход беседы:

Беседа строится как воспоминание о том, как вчера (или незадолго до этого)

высадили в грунт рассаду в бумажных горшочках.

Воспитатель. Дети, давайте обсудим, как нам лучше ухаживать за

своими помидорами, чтобы собрать хороший урожай.

Нина. У моей бабушки в деревне (я в прошлом году была) большие-

большие выросли помидоры.

Толя. А у нас еще больше...

Воспитатель. Толя, нехорошо хвалиться, невежливо. А вот скажи-ка нам,

как ты думаешь, из чего лучше поливать помидоры — из леек или из кружек?

(Вопрос обращен к Толе, чтобы дать мальчику возможность быстрее

оправиться от смущения после полученного замечания.)

Толя. Из леек.

Воспитатель. Почему? Ты знаешь, Витя?

Витя. Из лейки вода льется дождичком и ...

Воспитатель. ... и падает на почву вокруг растения мягко, не делая

глубоких ямок. (Витя повторяет конец фразы воспитателя и тем самым

учится строить предложения с деепричастными оборотами.)

Беседа дальше может развиваться по плану:

1. Как дети будут узнавать, где чье растение высажено, чтобы ухаживать

25

именно за своим кустиком?

2. Почему за растениями нужен уход?

3. В чем должен состоять уход за культурным растением:

а) почему растению нужна влага (вода)?

б) почему растению нужно питание?

в) почему растению нужен солнечный свет?

4. Что такое сорняки, почему они вредны для культурных растений? В конце

беседы воспитатель может прочитать детям подготовленные им заранее стихи

о помидоре или об овощах вообще.

Приложение № 4

Неподготовленная беседа во время высадки рассады помидоров

В бумажных горшочках на грядки. На каждом горшочке написано

имя ребенка — хозяина горшочка.

Воспитатель. Дети, вы все принесли свои горшочки с рассадой?

Дети. Все!

Воспитатель. Как же мы будем узнавать, где чье растение, когда

закопаем горшочки в почву?

Нина. Можно не до края закопать горшочки, чтобы имя было видно.

Петя. Можно палочки длинные воткнуть в горшочки и на палочках

написать наши имена.

Воспитатель. Вот два предложения: Нина советует не закапывать

горшочки целиком, оставив на виду надпись, а Петя предлагает сделать

длинные палочки, написать на них имена их хозяев заново и воткнуть

в горшочки или рядом с горшочком, чтобы не повредить корни рассады.

Обсудим оба эти предложения. Какое из них лучше? Как ты считаешь, Галя?

Галя. Давайте не закапывать до конца.

Воспитатель. А что станет с нашими надписями, когда мы, высадив

горшочки в грядку, польем ее? Вова?

Вова. Надписи залепятся грязью, и их не будет видно.

Воспитатель. Правильно, Вова.

Петя. Я лучше, чем Нина, придумал

Воспитатель. Так говорить, хваля самого себя, нескромно. Пусть другие

скажут.

Толя. Петя хорошо придумал.

Воспитатель. Почему?

Толя. Потому, что высокие палочки…

26

Воспитатель. На высоких колышках…

Толя. …На высоких колышках будут хорошо видны надписи…

Воспитатель. … и можно будет поливать растения, не боясь, что надписи

сотрутся. Скажи, Толя, всю эту фразу целиком.

Толя. На высоких колышках будут хорошо видны надписи, и можно

будет поливать помидоры… растения…

Воспитатель. … не боясь…

Толя. … не боясь, что надпись сотрется.

Воспитатель. Отлично. Теперь пусть Вова и Галя пойдут к плотнику

Семену Владимировичу и спросят, нет ли у него таких длинных колышков.

Приложение № 5

Консультация для родителей: Развитие связной диалогической речи у

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения.

При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной

речи.

Занятия, направленные на совершенствование навыков диалогического

общения, крайне важны при работе с детьми с ОНР. Используются как

традиционные так и коррекционно-развивающие занятия. В зависимости от

конкретных условий (наличия учебных и психологических проблем у детей,

уровня

речевого

развития)

применяются

фронтальные

или

групповые

занятия.

В

зависимости

от

педагогических

целей

работа

по

развитию

диалогической речи либо проводится на отдельном занятии, либо включается

в традиционное коррекционное.

Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР заключается в

освоении следующих знаний, умений и навыков:

-

системы языка как средства общения;

-

лексико-грамматических возможностей диалога;

-

логической организации диалогического общения;

-

установления социальных контактов друг с другом и со взрослым;

-

установления интерактивного взаимодействия;

-

закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.

Важно не только овладение коммуникативными умениями и навыками,

но и усвоение теоретических понятий языковой системы.

Для большей эффективности логопед и все окружающие ребенка

взрослые должны активно использовать правила диалогической речи.

27

Дети должны осваивать их практически. Для этого используются:

-

проигрывание ситуаций с участием сказочных героев;

-

инсценировки сказочных сюжетов;

-

сюжетные картинки;

- создание таких условий, в которых дети сами приходят к определенным

нормам ведения диалога и пытаются их формулировать.

Уровень речевого развития детей бывает очень разным, поэтому к

развивающим занятиям нужно подходить дифференцированно.

Приложение № 6

Ситуация общения

«Я должен спросить маму».

Цель: учить вступать в речевой контакт со взрослым и детьми, выражать

свои мысли вербально.

Педагог разыгрывает перед

детьми небольшую сценку: в руках у него куклы

(театр): зайчонок и бельчонок.

…Прибежал Зайчонок к своему другу Бельчонку и зовет его гулять.

– Пойдем, Бельчонок, на нашу любимую полянку, поиграем.

– Не могу, Зайчонок.

– Почему? – удивился Зайчонок.

– Эта полянка далеко. И я должен спросить маму, могу ли я пойти так далеко

гулять.

– Так спроси разрешения у своей мамы и пойдем! – не унимался Зайчонок.

– А моей мамы нет дома, – грустно ответил Бельчонок.

– Тогда пойдем так, без разрешения. Мы немного погуляем, и ты вернешься

домой. Твоя мама даже не заметит.

Но Бельчонок очень боялся расстроить свою маму и никак не поддавался на

уговоры друга.

Взрослый спрашивает у детей, правильно ли поступил Бельчонок, зачем

нужно спрашивать маму; просит их предположить, что бы произошло, если

Бельчонок ушел бы всетаки без разрешения. Выслушиваются ответы детей.

– Почему маленькие дети должны спрашивать разрешения у мамы, прежде

чем куда¬нибудь пойти или чтонибудь сделать?

– О чем вы дома еще спрашиваете маму?

– Зачем вам нужны советы или разрешение своей мамы?

Ситуация общения

«Почему так говорят?».

Цель: учить детей понимать значение образных выражений, находить

смысловые неточности, ошибки в их использовании.

Педагог предлагает детям отгадать загадки:

28

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? Никто не пугает,

А она вся дрожит. (Ответ: осина.)

На уроке все учились составлять предложения. Быстрее всех научился

Незнайка. Когда он прочитал предложения, которые сам придумал, веселые

человечки долго смеялись.

Педагог предлагает детям послушать предложения, которые придумал

Незнайка, и объяснить, почему все смеялись и как нужно было сказать:

Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели.

Когда Катя увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы

надула.

Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!

Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

Приложение № 7

Занятие: « Беседа по сюжетным картинкам»

Цели.

1. Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в

семье.

2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с

суффиксом-ин.

3. Различение по смыслу сходных грамматических конструкций.

4. Развитие диалогической речи.

5. Развитие зрительного внимания и памяти.

Предварительная работа.

Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. Наблюдение и

запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены

семьи.

Оборудование.

2 сюжетные картинки (серия) «Семья»:

1. Папа с сыном играют в шахматы. Мама читает дочке книжку. Возле

дивана мяч. На диване кукла.

2. Папа читает газету. Сын читает книгу. Мама смотрит телевизор. Дочка

играет с мячом. Куклы нет. Мяч.

План занятия

I . Рассматривание первой картинки с установкой на запоминание.

1. Логопед сообщает, что детей зовут Таня и Ваня.

2. Детям предлагается задать вопросы логопеду по содержанию картинки.

Предполагаемые вопросы детей: Кто нарисован на картинке? Что делают

папа с сыном Ваней? Что делает мама? Что делает Таня? Что лежит возле

дивана? Кто сидит на диване возле Тани?

3. Закрепление представлений о семье и родственных отношениях

в ответах на вопросы логопеда.

29

Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

Каких родственников вы видите на картинке?

Как можно назвать их всех вместе, каким одним словом?

Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

Какие родственники являются членами одной семьи?

Кем доводится Ваня Тане?

А кто Таня Ване?

Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

Каких членов семьи не нарисовал художник?

Кем доводятся Таня и Ваня дедушке и бабушке?

А кем доводятся дедушка и бабушка папе и маме?

Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Может жить семья, если все будут только отдыхать?

Приложение № 8

Игра-драматизация «В лесу».

Инсценировка сказки «Теремок»

30

Приложение № 9

Создание ситуаций для формирования диалогического общения

31

32

33



В раздел образования




Яндекс.Метрика