Напоминание

"Шапка".


Авторы: Карабанова Наталья Евгеньевна, Акмалова Лариса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 33"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Шапка".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовленная беседа на тему: «Шапка».

Цель беседы:

Развитие диалогической речи у детей. Обогащение речи новыми словами,

новыми грамматическими формами, совершенствование произносительных

навыков.

Ход беседы:

Дети рассматривают две шапки — вязаную мальчиковую и шапку из

искусственного меха для девочки, обе одного цвета (шапки могут принадлежать

детям, а могут — и куклам). Для демонстрации нужны: моток шерсти и кусок

искусственного меха.

Воспитатель. Давайте рассмотрим как следует Витину и Танину шапки. Обе

они, по-моему, очень красивые. Приятно их в руках подержать и, наверное,

приятно носить. Рассмотрим сначала Витину шапку. Эта шапка связана из

шерстяных ниток. Вот таких ниток (показывает детям моток ниток, дает

подержать его в руках), Витина шапка шерстяная вязаная. Коля, какая у Вити

шапка?

Коля. Вязаная, шерстяная.

Воспитатель. А у кого из вас шапки тоже вязаные, шерстяные?

Многие мальчики говорят, что у них тоже вязаные шерстяные шапки

Воспитатель устанавливает очередь для желающих высказаться: «Говорите по

порядку, иначе мы не поймем друг друга».

Воспитатель. Кто вязал тебе шапку, Саша?

Саша. Бабуся вязала, крючком, из шерстяных ниток.

Толя. Мне мама...

Воспитатель. Тебе, Толя, мама вязала шапку? Из чего она вязала ее, чем?

Толя. Мама вязала шапку... из шерстяных ниток... на спицах. (Воспитатель

терпеливо слушает Толю, помогает ему строить фразу.)

Витя. Мне тетя вязала шапку на спицах, потом шила иголкой.

Воспитатель. Теперь рассмотрим Танину шапку. Она тоже вязаная? Как ты

думаешь, Катя?

Катя. Вязаная...

Воспитатель. Нет, Катенька, эта шапка сшита из меха. Она шитая, меховая.

Вот посмотрите, у меня есть кусочек такого меха. (Дети берут ткань в руки,

рассматривают ее.) Так, Витина шапочка вязаная, а Танина — шитая. Таня, а ты

знаешь, откуда у тебя эта шапочка?

Таня. Мама купила в магазине.

Воспитатель. В магазин шапки привозят с фабрики, где их шьют работницы,

чьи-то мамы. Они шьют шапки не только своим, но и всем другим детям. Кто

сшил Тане шапку, Оля?

Оля. Работницы, на фабрике.

Воспитатель. Правильно, Оля. А для чего детям шапки нужны? Скажи, Коля.

Коля. Чтобы уши не простуживались.

Воспитатель просит ответить на этот вопрос еще 3—4 детей, получает

разнообразные ответы, уточняет их: в шапке тепло, ветер не продувает, она

мягкая. Задавая детям вопросы, воспитатель обязательно сам помогает им

отвечать.

Подготовленная беседа на тему: «Повар работает».

Занятие с дидактической куклой.

Цель беседы:

Развитие диалогической речи у детей. Обогащение речи новыми словами

(существительными высокой степени обобщения: продукты, жидкость и т. д.,

глаголами и их неспрягаемыми формами: насыпать — насыпанный и др.), новыми

грамматическими формами, совершенствование произносительных навыков.

Ход беседы:

На столе — кукла-повар, игрушечная плита с набором кухонной посуды,

стол с «продуктами питания».

Воспитатель. Дети, к нам пришел новый повар Митя. Он только что окончил

кулинарное училище, опыта работы у него еще нет, и он очень боится, что еда

выйдет у него невкусная, никто ничего не захочет есть. Ему нужна ваша помощь.

Я буду все делать и говорить за Митю-повара, а вы меня поправляйте, если я

ошибусь, а если вы ошибетесь, Митя вас поправит.

Митя (воспитатель). Что бы мне приготовить из овощей на второе?

Витя. Морковные котлеты... Митя, ты пожарь морковные котлеты.

М и т я. Хорошо. Сейчас я подготовлю все продукты для морковных котлет:

возьму мясо... Мясо? (Воспитатель переспрашивает, чтобы привлечь внимание

детей к ошибкам Мити, или выделяет их интонацией.)

Нина. Не надо мяса, Митя.

Митя. Почему? Разве мясо не продукт питания?

Нина. Мясо — продукт питания, но ты же готовишь морковные котлеты,

значит, нужна морковь.

Митя. Да, да, конечно. Спасибо, Ниночка! Вот я беру морковку и кладу ее на

сковородку... Почему вы смеетесь? Галя, почему они смеются?

Галя. Митя, из моркови надо сделать сначала фарш.

Митя. Ах, правильно! Нужно сделать фарш, измельчить морковь. Сейчас я

пропущу ее через овощерубку, а можно и на терке натереть, потом я налью в

морковь манной крупы, вобью яичко. Я что-то не так сказал? Что, Вова?

Вова. Крупу сыплют, а не льют. (Если Вова не может поправить, Митя сам

вспоминает, как нужно сказать правильно.)

Митя. Теперь я сделаю котлеты, сейчас обваляю их в муке. Муку сыплют или

льют, Люба?

Люба. Муку сыплют.

Митя. Теперь насыплю на сковороду постного масла и буду жарить.

Правильно? А может, я что-нибудь не так сказал, Таня?

Таня. Митя, постное масло льют, а не сыплют. Все жидкое льют, все сыпучее

сыплют, все твердое кладут. (Таню можно заранее подготовить к этой реплике.)

Митя. Да, да, Танечка, теперь я вспомнил: воду, сметану, масло и другие

жидкости — льют, наливают; крупу, соль, сахарный песок, муку — сыплют,

насыпают; мясо, овощи, масло сливочное — кладут в кастрюлю, на сковороду.

Чтобы я опять не забыл, ты, Люся, повтори, пожалуйста, для меня: что можно

лить?

Люся. Всякую жидкость: воду, подсолнечное масло, сметану, молоко.

Митя. Хорошо, Люся. А что можно сыпать, Толя?

Толя. Сыплют крупу, муку, соль, сахарный песок.

Митя. А сахар кусочками, рафинад, тоже сыплют?

Толя. Нет, сахар-рафинад кладут, а не сыплют.

Далее беседа продолжается в том же плане.

Подготовленная беседа на тему: «Посадили помидоры».

Цель беседы:

Развитие диалогической речи у детей. Обогащение речи новыми словами,

новыми грамматическими формами, совершенствование произносительных

навыков.

Ход беседы:

Беседа строится как воспоминание о том, как вчера (или незадолго до этого)

высадили в грунт рассаду в бумажных горшочках.

Воспитатель. Дети, давайте обсудим, как нам лучше ухаживать за своими

помидорами, чтобы собрать хороший урожай.

Нина. У моей бабушки в деревне (я в прошлом году была) большие-большие

выросли помидоры.

Толя. А у нас еще больше...

Воспитатель. Толя, нехорошо хвалиться, невежливо. А вот скажи-ка нам, как

ты думаешь, из чего лучше поливать помидоры — из леек или из кружек? (Вопрос

обращен к Толе, чтобы дать мальчику возможность быстрее оправиться от

смущения после полученного замечания.)

Толя. Из леек.

Воспитатель. Почему? Ты знаешь, Витя?

Витя. Из лейки вода льется дождичком и ...

Воспитатель. ... и падает на почву вокруг растения мягко, не делая глубоких

ямок. (Витя повторяет конец фразы воспитателя и тем самым учится строить

предложения с деепричастными оборотами.)

Беседа дальше может развиваться по плану:

1. Как дети будут узнавать, где чье растение высажено, чтобы ухаживать именно

за своим кустиком?

2. Почему за растениями нужен уход?

3. В чем должен состоять уход за культурным растением:

а) почему растению нужна влага (вода)?

б) почему растению нужно питание?

в) почему растению нужен солнечный свет?

4. Что такое сорняки, почему они вредны для культурных растений? В конце

беседы воспитатель может прочитать детям подготовленные им заранее стихи о

помидоре или об овощах вообще.

Неподготовленная беседа во время одевания на прогулку.

Воспитатель. На дворе осень. Надо шапки надеть хорошенько. Шурик,

у твоей шапки такой красивый помпон! Кто тебе связал такую отличную шапку?

Шурик. Бабуся. Она… нитки… и…

Воспитатель. Шапку связала бабушка из шерстяных ниток. Прекрасная

шапка вышла! Да, Шурик?

Шурик (пытаясь сказать правильно, но еще не выговаривая все слова).

Прекрасная шапка. Бабуся связала из ниток шерстяных.

Воспитатель. А тебе, Надя, кто такую ярко-синюю шапку связал? Какие

ленты красивые!

Надя. Мама купила… в магазине.

Воспитатель обращается с подобными же вопросами ко всем детям, кому

он помогает надеть шапки: у каждой отмечает цвет, какую-либо деталь (помпон,

шишку, узор, ленты и т. д.). Дети отвечают, что-то добавляют от себя.

Воспитатель. Шурик, натяни шапку на уши! Шапка должна защищать

уши от ветра. Натянул? Тепло тебе?

Шурик. Натянул. Тепло.

Тот же вопрос в различной форме воспитатель задает и другим детям.

На прогулке воспитатель выбирает момент, чтобы снова фиксировать внимание

детей на шапке. Возможны вопросы:

— Вы чувствуете, как свежо на дворе?

— Какое время года сейчас? Осень?

— Летом было теплее? Помните, как сильно пригревало солнце летом, когда

мы на даче к речке ходили?

— Дети летом панамки носят?

— Сейчас в панамках не пойдешь! Холодно! Сейчас вязаные шапки нужно

надевать, не то застудишь уши. Недолго и заболеть!

Неподготовленная беседа во время посещения кухни детского сада.

Воспитатель. Дети! Кто помнит загадку про овощи?

Нина. Сидит красная девица в темной темнице, а зеленая коса на улице.

Воспитатель. У тебя хорошая память, Ниночка. Толя, ты помнишь отгадку?

Толя. Помню, морковка.

Воспитатель. Хорошо! Боря, пожалуйста, сходи на кухню и узнай у повара,

Ирины Семеновны, будет ли она сегодня к обеду что-нибудь из морковки

готовить. Дети, как Боря должен спросить Ирину Семеновну?

Саша. Ирина Семеновна, у нас будет к обеду что-нибудь из моркови?

Вася. Ирина Семеновна, вы готовите сегодня что-нибудь из моркови?

С е н я. Ирина Семеновна, скажите, пожалуйста, вы морковку готовите?

Вова. Ирина Семеновна, пожалуйста, приготовьте сегодня морковь!

Валя. Ирина Семеновна, что… пожалуйста…

Воспитатель. Сначала надо извиниться перед Ириной Семеновной,

что мы ее беспокоим, а уж потом и вопрос задать. Спроси теперь ты, Люся.

(Вызывается ребенок с наиболее развитой речью.)

Люся. Ирина Семеновна, извините, пожалуйста, вы готовите сегодня к обеду

что-нибудь из моркови?

Воспитатель. Так, хорошо. Валя (ребенок, которому хуже других даются

вопросы), повтори. Теперь, Боря, иди к Ирине Семеновне.

Повар, конечно, должен быть заранее предупрежден о таком визите, его ответ: «Я

сегодня готовлю вам морковные котлеты на второе».

Неподготовленная беседа во время высадки рассады помидоров

В бумажных горшочках на грядки. На каждом горшочке написано

имя ребенка — хозяина горшочка.

Воспитатель. Дети, вы все принесли свои горшочки с рассадой?

Дети. Все!

Воспитатель. Как же мы будем узнавать, где чье растение, когда закопаем

горшочки в почву?

Нина. Можно не до края закопать горшочки, чтобы имя было видно.

Петя. Можно палочки длинные воткнуть в горшочки и на палочках написать

наши имена.

Воспитатель. Вот два предложения: Нина советует не закапывать горшочки

целиком, оставив на виду надпись, а Петя предлагает сделать длинные палочки,

написать на них имена их хозяев заново и воткнуть в горшочки или рядом

с горшочком, чтобы не повредить корни рассады. Обсудим оба эти предложения.

Какое из них лучше? Как ты считаешь, Галя?

Галя. Давайте не закапывать до конца.

Воспитатель. А что станет с нашими надписями, когда мы, высадив

горшочки в грядку, польем ее? Вова?

Вова. Надписи залепятся грязью, и их не будет видно.

Воспитатель. Правильно, Вова.

Петя. Я лучше, чем Нина, придумал!

Воспитатель. Так говорить, хваля самого себя, нескромно. Пусть другие

скажут.

Толя. Петя хорошо придумал.

Воспитатель. Почему?

Толя. Потому, что высокие палочки…

Воспитатель. На высоких колышках…

Толя. …На высоких колышках будут хорошо видны надписи…

Воспитатель. … и можно будет поливать растения, не боясь, что надписи

сотрутся. Скажи, Толя, всю эту фразу целиком.

Толя. На высоких колышках будут хорошо видны надписи, и можно будет

поливать помидоры… растения…

Воспитатель. … не боясь…

Толя. … не боясь, что надпись сотрется.

Воспитатель. Отлично. Теперь пусть Вова и Галя пойдут к плотнику Семену

Владимировичу и спросят, нет ли у него таких длинных колышков.

Нам нужно 25 штук. Кстати, эти колышки пригодятся нашим растениям,

когда они подрастут. Но это вы увидите летом. Как вы объясните Семену

Владимировичу, для чего нам нужны колышки?

Каждый ребенок предлагает свой вариант разговора с плотником. Воспитатель

выбирает самый короткий и ясный и рекомендует малышам именно так объяснить

плотнику свою просьбу.

К разговору о растениях, их росте, колышках и тому подобном воспитатель

возвращается, добавляя попутно новые слова, в течение весны, лета и осени

неоднократно, когда дети наблюдают за ростом своих растений.

Упражнение "Беседа по картинке"

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие

связной речи.

Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная,

картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки,

собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не

возникло ощущения "скучного урока". Постарайтесь втянуть ребенку в игру

"вопросов-и-ответов".

Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия

вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др.

Чтобы "разговорить" ребенка, используйте вводные фразы ("Как ты думаешь

(считаешь)?", "А ты встречал что-нибудь подобное …") или предположения ("А

если бы…", "Может быть здесь имеется в виду...", "А как бы ты поступил…").

Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение,

продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец,

чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях.

Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных

предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям

научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или

ситуацию.

Упражнение "Большой – маленький"

Это упражнение можно выполнять с ребенком 3 – 5 лет. Для проведения

занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша.

Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит.

Например:

- Смотри, кто это на картинке?

- Девочка и мальчик.

- Какая девочка?

- Маленькая.

- Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик

ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.

- Какая коса у девочки?

- Большая.

- Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса –

девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее

короткой? И т.д.

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка.

Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов,

явлений и понятий.

Чтение (и пение) колыбельных и потешек

Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки,

колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день.

Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение

было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет

ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться

традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек.

Интервью

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью,

как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу

нужно подготовить о вас статью.

Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить

развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с

ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете

диалогическую речь малыша.

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно

задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен.

Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно

построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами.

Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это

обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете

поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу)

поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.

"Отгадай загадку"

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне

развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки

предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей

способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки

предмета и делать выводы.

Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,

помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат

детей образному мышлению.

Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например,

"Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про

морковь еще и в том, что словосочетание "красная девица" имеет двойное

значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

«Что бы это значило?»

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и

слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем

настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы

показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы,

поговорки, фразеологизмы русского языка.

Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не

только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение,

поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т.д.). Расскажите ребенку ряд

фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли

означать.

Например, что значит "бить баклуши", "повесить нос", "задать головомойку",

«проще пареной репы». Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки

устной речи, развивает мышление, фантазию.

Поговорки и скороговорки

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже

если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не

достаточно координировано и четко работает речевой аппарат.

Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают

окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова.

Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий,

никто от природы не обладает идеальным произношением.

Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у

вашего крохи станет меньше.

Ситуация общения

“Я должен спросить маму”

Цель: учить вступать в речевой контакт со взрослым и детьми, выражать свои

мысли вербально.

Педагог разыгрывает перед

детьми небольшую сценку: в руках у него куклы

(театр): зайчонок и бельчонок.

…Прибежал Зайчонок к своему другу Бельчонку и зовет его гулять.

– Пойдем, Бельчонок, на нашу любимую полянку, поиграем.

– Не могу, Зайчонок.

– Почему? – удивился Зайчонок.

– Эта полянка далеко. И я должен спросить маму, могу ли я пойти так далеко

гулять.

– Так спроси разрешения у своей мамы и пойдем! – не унимался Зайчонок.

– А моей мамы нет дома, – грустно ответил Бельчонок.

– Тогда пойдем так, без разрешения. Мы немного погуляем, и ты вернешься

домой. Твоя мама даже не заметит.

Но Бельчонок очень боялся расстроить свою маму и никак не поддавался на

уговоры друга.

Взрослый спрашивает у детей, правильно ли поступил Бельчонок, зачем нужно

спрашивать маму; просит их предположить, что бы произошло, если Бельчонок

ушел бы всетаки без разрешения. Выслушиваются ответы детей.

– Почему маленькие дети должны спрашивать разрешения у мамы, прежде чем

куда¬нибудь пойти или чтонибудь сделать?

– О чем вы дома еще спрашиваете маму?

– Зачем вам нужны советы или разрешение своей мамы?

В процессе беседы¬диалога подводим детей к выводу, что мама всегда

беспокоится, волнуется за своего ребенка, она всегда подскажет, как правильно

поступить, придет своему малышу на помощь. Вот почему нельзя расстраивать

маму.

Ситуация общения

“Почему так говорят?».

Цель: учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые

неточности, ошибки в их использовании.

Педагог предлагает детям отгадать загадки:

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? Никто не пугает,

А она вся дрожит.

(Ответ: осина.)

Далее педагог выясняет у детей, встречалось ли им когданибудь такое интересное

выражение: “дрожит, как осиновый лист”. Предлагает вспомнить, когда так

говорят, подумать и объяснить, почему так говорят: не кленовый, не березовый, а

осиновый.

Педагог подводит детей к выводу: когда встречаются интересные выражения в

книгах, в речи окружающих, надо постараться задуматься не только о том, что они

означают, но и почему так говорят. Это нужно для того, чтобы в будущем

употреблять эти выражения правильно. Далее воспитатель рассказывает детям

историю Незнайки, который пошел в школу веселых человечков.

На уроке все учились составлять предложения. Быстрее всех научился Незнайка.

Когда он прочитал предложения, которые сам придумал, веселые человечки долго

смеялись.

Педагог предлагает детям послушать предложения, которые придумал Незнайка, и

объяснить, почему все смеялись и как нужно было сказать:

Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели.

Когда Катя увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула.

Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!

Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

«Зеркало». Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в

него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?». Используются

два варианта определения мимики воспитателя: дети называют выраженное на

лице эмоциональное состояние или самостоятельно, или с опорой на подсказку:

«Мне грустно, когда на улице плохая погода. Мне рассказали смешную историю.

Я ужасно боюсь грозы. Я очень рассердилась» и т.д. При продолжении игры

«зеркало» не только называет выражение, но и копирует его.

«Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в

руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям.

Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие,

улыбаются.

«День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами дарят

ему подарки, а именинник угадывает, что это за подарок.

«Любопытный». Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву,

с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому-либо игроку и

задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Какой?», «Когда?»,

«Зачем?» и т.п. Задача играющих —отвечать как можно скорее. Например,

объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, розовый, ранним утром. Если

ребенок затрудняется с ответом, «любопытный» обращается к другому участнику.

За быстрый ответ игрок награждается фишкой.

«Подбор прилагательных». Педагог показывает картинку, игрушку или называет

слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих

предложенному объекту, например: стол -деревянный, кухонный, столовый,

старый, новый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем

другие.

«Сочиним историю» или «Сказка по кругу». Ведущий начинает рассказывать

историю: «Жили-были...», следующий продолжает и так далее по кругу.

Тема

.

Семья

.

Беседа

по

сюжетным

картинкам

Цели.

1. Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в

семье.

2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-ин.

3. Различение по смыслу сходных грамматических конструкций.

4. Развитие диалогической речи.

5. Развитие зрительного внимания и памяти.

Предварительная работа.

Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. Наблюдение и

запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

Оборудование.

2 сюжетные картинки (серия) «Семья»:

1. Папа с сыном играют в шахматы. Мама читает дочке книжку. Возле дивана

мяч. На диване кукла.

2. Папа читает газету. Сын читает книгу. Мама смотрит телевизор. Дочка

играет с мячом. Куклы нет. Мяч.

План занятия

I . Рассматривание первой картинки с установкой на запоминание.

1. Логопед сообщает, что детей зовут Таня и Ваня.

2. Детям предлагается задать вопросы логопеду по содержанию картинки.

Предполагаемые вопросы детей: Кто нарисован на картинке? Что делают папа

с сыном Ваней? Что делает мама? Что делает Таня? Что лежит возле дивана?

Кто сидит на диване возле Тани?

3. Закрепление представлений о семье и родственных отношениях

в ответах на вопросы логопеда.

Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

Каких родственников вы видите на картинке?

Как можно назвать их всех вместе, каким одним словом?

Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

Какие родственники являются членами одной семьи?

Кем доводится Ваня Тане?

А кто Таня Ване?

Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

Каких членов семьи не нарисовал художник?

Кем доводятся Таня и Ваня дедушке и бабушке?

А кем доводятся дедушка и бабушка папе и маме?

Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Может жить семья, если все будут только отдыхать?

II . Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?».

Ходит на работу —

зарабатывает деньги —

готовит пищу —

убирает —

моет посуду —

стирает —

гладит —

шьет —

ходит в магазин за покупками —

учит уроки —

проверяет уроки —

ухаживает за цветами —

вытирает пыль —

III . Игра «Давайте справедливо распределим обязанности в семье».

Сын — убирает, выносит сор, ходит в магазин за продуктами, помогает убирать...

Дочь — моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать...

Отец — зарабатывает деньги, делает ремонт, гладит белье, убирает...

Мать — зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за малышами...

А кто помогает школьникам учить уроки?

IV . Игра «Подбери признаки (какая у вас семья?)»

Большая (маленькая)

дружная работящая

трудолюбивая заботливая

добрая веселая

строгая хорошая

крепкая здоровая

V. Двигательная разминка:

Дети становятся в линейку. Каждый 3 раза отбивает мяч о пол правой рукой, а

затем левой за спиной передает его соседу по цепочке.

VI . Упражнение в образовании и употреблении притяжательных при-

лагательных с суффиксом -ин по образцу.

Образец: Чей сын Ваня? Чья дочка Таня?

Ваня — папин и мамин сын. Таня — папина и мамина дочка.

Чья это мама? —

Чей это папа? —

Чьи внуки Таня и Ваня? —

Чьи родители дедушка и бабушка? —

Чей Ваня брат? —

Чья Таня сестра? —

Покажите на картинке:

Где Ванин папа, а где папин сын Ваня? Где Танина мама, а где мамина дочка Таня?

Где Ванина и Танина мама? Где мамины и папины дети? Где Танины и Ванины

родители? и т. д.

VII . Игра «Что изменилось?» на развитие зрительного внимания и памяти.

1. Первая картинка убирается.

2. Предъявляется вторая картинка на 5 — 7 секунд для выявления

и запоминания произошедших изменений.

3. Без опоры на картинки дети называют изменения.

VIII . Итог.

Назовите членов своей семьи, их имя, отчество, фамилию, профессию (взрослых) и

занятия детей.

Закрепление вне занятия

1. Игра в кругу семьи «Распределим обязанности».

2. Рисование «Моя семья».

3. Игра «Кто какой» — подбор признаков к членам семьи (по возрасту, росту,

силе, красоте, доброте, трудолюбию...).

4. Составление схем слов папа, мама, сын, дочка, бабушка, дедушка, брат,

сестра.



В раздел образования




Яндекс.Метрика