"Использование новых образовательных технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ" «Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ» В.В. Путин Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века. Дети XXI века живут в эпоху информатизации общества. Они легко осваивают новейшие информационные и компьютерные устройства и гаджеты. Мощный поток информации, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на их восприятие окружающего мира. Ребенок с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу. Существенно изменились любимые герои и увлечения, а также и ведущий вид деятельности - игра. Поэтому, педагогу, идущему в ногу с современной жизнью, необходимо вносить в процесс обучения новые формы и методы, отвечающие современным подходам в воспитании, коррекции и развитии воспитанников, заинтересовать их, сделать обучение привлекательным и осознанным. Чтобы сделать детей активными участниками образовательного процесса. Включение обучающих компьютерных игр и средств мультимедиа в коррекционно-образовательный процесс способствует активизации мыслительной деятельности детей, развитию их личностных способностей, созданию условий для формирования положительной мотивации и индивидуализации обучения. Известно, что использование интерактивных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей с ОВЗ, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, с учётом закономерностей и особенностей развития детей с нарушением речи разной этиологии, позволит значительно повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда. На основе деятельностного подхода создала «Мультимедиа для дошколят». «Мультимедиа для дошколят» - это собрание мультимедийных образовательных и игровых ресурсов, имеющих коррекционно–развивающее направленность, включая авторские мультимедийные пособия. Он состоит из цикла мультимедийных игровых презентаций, лицензионных и авторских компьютерных игр, методического сборника и приложения к нему сборника интерактивных заданий. «Мультимедиа для дошколят» охватывает весь спектр логопедической работы с детьми в течение всего учебного года. Материалы подобраны, разработаны и систематизированы по следующим направлениям логопедической коррекции: 1. Диагностика уровня развития речи. 2. Коррекция нарушений звукопроизношения: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков. 3. Обучение грамоте: способствование формированию навыков звукового анализа и синтеза. 4. Развитие лексико-грамматической категории. 5. Развитие связной речи. 6. Развитие оптико-пространственной ориентации. 7. Развитие и подготовка руки к письму. Мультимедиа для дошколят», включенный в коррекционно-развивающий процесс на различных этапах обучения, способствует повышению качества и эффективности преодоления речевых нарушений. Использование «Мультимедиа для дошколят» создаёт ряд преимуществ: ▪ наглядность, эмоциональная привлекательность формирует положительную мотивации к обучению; ▪ информационная емкость обеспечивает полноту раскрытия интеллектуальных способностей личности, повышает эффективность занятий; ▪ музыка, анимация способствует проведения совместной деятельности на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; ▪ доступность, мобильность, вариативность помогают обеспечивать высокую степень дифференциации и индивидуализации обучения; «Мультимедиа для дошколят» не только обеспечивает эффектное и интересное восприятие каждым воспитанником информации, но и предоставляет возможность для совместной деятельности детей и взрослых при которой ребёнок выступает в позиции субъекта познания, общения и деятельности. Для обследования уровня развития речи создала авторский «Электронный альбом обследования речи». Он предполагает самое широкое использование мультимедийных игровых презентаций. Данный наглядный интерактивный диагностический материал можно использовать как при индивидуальном обследовании, так и при наблюдении за развитием речи у подгруппы детей при работе с интерактивной доской. Мультимедийный диагностический материал снижает утомляемость воспитанника при обследовании, раскрепощает его, помогает расположить ребенка к себе и создать у него положительное отношение к процессу диагностики. При обследовании все внимание ребенка сосредоточено на выполнении задания, что очень важно для получения объективности результата. «Электронный альбом обследования речи» состоит из разделов: • Обследование звукопроизношения • Обследование лексической стороны речи • Обследование грамматической стороны речи • Обследование связной речи Диагностика уровня развития речи воспитанников ДО с использованием «Электронного альбома обследования речи» интерактивного материала значительно сократила сроки и время обследования речи воспитанников. В современных условиях информатизации для успешного решения задач образования педагогу необходимо быть компетентным не только в области грамотного использования готовых электронных образовательных ресурсов, но и в области создания и применения авторских интерактивных заданий и упражнений, реализующих личные методические находки на основе использования прикладных и инструментальных программных средств для мультимедийного сопровождения совместной деятельности взрослого и детей. В настоящее время существует достаточное количество лицензионных игр по развитию речи. Однако, с их помощью не всегда можно решить коррекционные задачи с учетом индивидуальных особенностей и интересов каждого конкретного ребенка, с учетом особенностей его речевого развития, часто невозможно изменить предлагаемый речевой материал на автоматизацию звуков и адаптировать его для конкретного воспитанника в соответствии с его Индивидуальным маршрутом коррекции речи. Поэтому я самостоятельно разработала и апробировала интерактивные задания и упражнения, использовав программу PowerPoint. Благодаря надежности, простоте использования и широким возможностям программы PowerPoint новые, интересные интерактивные задания, творческие упражнения гармонично пополнили традиционный коррекционно-методический материал, создав дополнительные условия для реализации требований ФГОС ДО. Систематизировав полученный интерактивный материал, я составила сборник интерактивных упражнений и заданий «Игралочка». «Игралочка» - это последовательный и систематизированный комплекс интерактивных игр и упражнений, который создаёт дополнительные условия: - для осуществления современного, инновационного подхода к решению коррекционных, образовательных и воспитательных задач, что способствует росту качества коррекционно-развивающего процесса; - для дозированной подачи учебного материала с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка, - для адаптации речевого материала к уровню развития речи воспитанника, что является катализатором резкого роста уровня его мотивации; - для индивидуализации обучения; - для повышения познавательного интереса; - для работы с частями и моделями изучаемых объектов и процессов; - для автоматизированного контроля и самоконтроля. Цель сборника – способствование эффективной и своевременной коррекции нарушений и речевого развития ребёнка с использованием информационно-коммуникационных технологий. Предусматривается решение задачи: создать максимально благоприятные условия для коррекции и развития у детей всех структурных компонентов речи: моторной сферы, психологической базы речи, звуковой стороны речи. В сборнике «Игралочка» материал систематизирован по направлениям логопедической коррекции: - артикуляционная гимнастика; - развитие просодики и коррекция звукопроизношения; - развитие фонематического восприятия и обучение грамоте; - развитие лексико-грамматических категорий; - развитие связной речи; - развитие оптико-пространственной ориентации; - развитие психических процессов. Игровой метод обучения на занятиях способствовал созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. При проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, я опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт. В процессе решения коррекционных задач также стала использовать игровую технологию, организованную на основе дидактического пособия «Палочки Кюизенера». Данная технология подразумевает метод наглядного моделирования, палочки Кюизенера — пластмассовые разноцветные брусочки (призмы) разной длины. Свойства палочек: различная длина, цвет и объёмность позволили детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Совершенствование произносительной стороны речи происходило во время игр «Повтори», «Продолжи», «Звуковые/слоговые дорожки», «Раздели словечко на звуки/слоги», «Сколько», «Изобрази», кроме того, при помощи палочек Кюизенера работали над ритмической стороной речи, словоизменением и словообразованием, формировали навык составления различных конструкций предложения. Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе, в первую очередь: повышает интерес к логопедическим занятиям; развивает тактильную чувствительность и мелкую моторика; звукопроизношение у дошкольников улучшается, формируются фонематическое восприятие и слух, связная речь, улучшаются память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии ТРИЗ «Круги Луллия». На логопедических занятиях использую пособие «Круг-затейник», создан на основе «Кругов Луллия».  Оборудование, необходимое для проведения игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Круг-затейник» развиваем моторику артикуляционного аппарата, автоматизируем поставленные звуки в речи в игровом упражнении «Я изучаю звук». На занятиях использую игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка». Игры на развитие связной речи: «Сочиняй-ка», «Рифмуй-ка». Совершенствуем навыки слогового анализа и синтеза, расширяем и активизируем словарь в играх «Раздели на слоги», «Образуй словечко» и д.р. В пособие «Круг-затейник» содержание игр развивают речь, фонематический слух, закрепляют произношения поставленных звуков в речи, развивают познавательную активность, расширяют представления об окружающем мире,  учат  рассказывать, отыскивать  интересные слова, а  в  итоге  речь   ребёнка становится  богаче  и  разнообразнее.   Для звуковой культуры речи, фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста использую на занятиях логопедический конструктор ТИКО «Грамматика», основу которого составляют пластмассовые квадраты, на которых изображены буквы русского алфавита и знаки препинания: на красных квадратах – гласные звуки, на синих квадратах – твердые согласные звуки, на зеленых квадратах – мягкие согласные звуки, на белых квадратах – твердый [Ъ] и мягкий [Ь] знаки и знаки препинания. Игровое упражнение «Логические цепочки» учит запоминать буквы, тренировать внимание, развивать логическое мышление, автоматизировать звуки. В игровом упражнение «Магазин игрушек» учимся определять первый звук в словах, находить соответствующую букву. Игровое упражнение «Раз ступенька, два ступенька» учит делить слова на слоги, выполнять звуко-буквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением(буквой). Игровое упражнение «Дружилки» учит   различать гласные и согласные буквы, придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь и т.д. Таким образом, использование конструктора ТИКО «Грамматика» на логопедических занятиях позволяет формировать: фонематический анализ (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове), навыки чтения, вызывает интерес к обучению; пространственное, словесно-логическое мышление; кинетическую основу движений пальцев рук и конструктивного праксиса в процессе конструирования. Использование современных образовательных технологий – залог высоких результатов коррекционно-логопедической работы. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Большое внимание уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой учителя-логопеда и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. У родителей возникает острый дефицит информации, касающийся логопедической коррекции в части системы коррекционно-развивающих знаний. Новые запросы родителей объясняются их тревогой за успешность ребенка в будущей учебной деятельности. Учитель - логопед должен активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребенка. Реализация компетентностного подхода в работе с родителями, воспитывающими детей, позволяет предоставить родителям возможность для самореализации путем создания специальных условий для взаимной деятельности с дошкольной организацией. Целью такого подхода к воспитанию и развитию ребенка является не передача родителям научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития; позволяет перевести родителей в позицию вынужденной активности, когда невозможно не участвовать. Ответственное отношение к родительским обязанностям – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, в рамках реализации компетентностного подхода, в коррекционной работе логопеда, является одной из вариативных форм взаимодействия с семьей.