Напоминание

"Веб - квест как способ развития творческого мышления на уроках истории и обществознания."

Автор: Рыбакова Надежда Николаевна

Должность: преподаватель истории и обществознания, специалист по УВР

Учебное заведение: Колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО "Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина"

Населённый пункт: г. Пикалево

Наименование материала: статья

Тема: "Веб - квест как способ развития творческого мышления на уроках истории и обществознания."

Описание:

Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности, направленной на развитие самостоятельного критического и творческого мышления. Такой технологией является образовательный веб-квест (Web Quest).

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1006

Опубликовано 14.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Рыбакова Надежда Николаевна, преподаватель истории и обществознания, специалист по УВР Колледж Бокситогорского института (филиал) АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» Веб - квест как способ развития творческого мышления на уроках истории и обществознания. В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному мышлению специалиста. Сегодня необходимо, чтобы каждый человек умел глубоко мыслить, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях, принимал нестандартные решения. Одним из способов достижения этой цели является формирование творческого мышления учащихся в процессе учебной деятельности. Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности, направленной на развитие самостоятельного критического и творческого мышления. Такой технологией является образовательный веб-квест (Web Quest). Веб-квест ( webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Использование веб-квеста на уроках истории и обществознания позволяет реализовать следующие
цели:

Образовательная
— вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. 
Развивающая
— развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений
самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная
— воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы. Web - квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, учащиеся должны уметь анализировать и трансформировать полученные знания, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух). Работа над веб-квестом включает в себя следующие этапы:
1. Начальный этап (командный).
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на одну роль.
2. Ролевой этап.
Участники в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними. Индивидуальная работа в команде направлена на получение общего результата. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб – квестом происходит взаимное обучение членов команд. Задания могут быть различными:  Задание-загадка. Такие задания делают игру наиболее интересной, они требуют синтеза информации из множества источников.  Дизайн-задание, требующие создания предмета или продукта или плана- схемы как достичь ту или иную цель.  Творческие задания: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, ролевые игры, письмо в
будущее, создание кластера, нарисовать плакат, создать презентацию, посетить виртуальный музей, разработать проект.
3.

Заключительный этап.
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернете результаты исследования. Результаты веб-квеста на уроках истории и обществознания могут быть следующими: - Создание базы данных по проблеме. - Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин). - Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов. - Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, участник войны или революции). Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе. Таким образом, веб-квест - это игра и обучение одновременно. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Веб - квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач: использование информационных технологий для решения профессиональных задач, самообучение и самоорганизация, работа в команде, умение находить несколько способов решений проблемной ситуации. В преподавании истории и обществознания технология веб – квестов имеет большие перспективы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Данная
деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического и творческого мышления учащихся.
Список литературы
1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. 2. Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37. 3. Степанова И. Ю Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001
Интернет ресурсы:
1. Бондаренко Т.Н. Использование веб-квест технологии в процессе организации самостоятельной деятельности студентов. // Материалы VII международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». – Екатеринбург, 2014. 2. Быховский Я.С. Образовательные вебквесты. 61 Знакомимся с образовательной интернет - технологией: веб-квест. 3. Николаева Н. В. Образовательные веб-квесты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся / Николаева Н. В. // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7. 4. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся


Яндекс.Метрика