"Веб - квест как способ развития творческого мышления на уроках истории и обществознания."
Автор: Рыбакова Надежда Николаевна
Должность: преподаватель истории и обществознания, специалист по УВР
Учебное заведение: Колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО "Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина"
Населённый пункт: г. Пикалево
Наименование материала: статья
Тема: "Веб - квест как способ развития творческого мышления на уроках истории и обществознания."
Описание:
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности, направленной на развитие самостоятельного критического и творческого мышления. Такой технологией является образовательный веб-квест (Web Quest).
Рыбакова Надежда Николаевна,
преподаватель истории и обществознания,
специалист по УВР
Колледж Бокситогорского института (филиал)
АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина»
Веб - квест как способ развития творческого мышления
на уроках истории и обществознания.
В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых
информационных технологий резко возрастают требования к продуктивному
мышлению специалиста. Сегодня необходимо, чтобы каждый человек умел
глубоко мыслить, самостоятельно ориентировался в сложных ситуациях,
принимал нестандартные решения. Одним из способов достижения этой цели
является формирование творческого мышления учащихся в процессе учебной
деятельности.
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и
форм организации учебной деятельности, направленной на развитие
самостоятельного критического и творческого мышления.
Такой технологией
является образовательный веб-квест (Web Quest).
Веб-квест ( webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами
ролевой игры, для выполнения которого используются информационные
ресурсы Интернета. Quest в переводе с английского языка - продолжительный
целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или
игрой.
Использование веб-квеста на уроках истории и обществознания позволяет
реализовать следующие цели:
Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный
познавательный процесс.
Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих
способностей, воображения учащихся; формирование навыков
исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений
самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами;
расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности
за выполнение выбранной работы.
Web - квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью
краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их
интеграции в свою систему знаний.
Долгосрочные web-квесты направлены на
расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным
web-квестом, учащиеся должны уметь анализировать и трансформировать
полученные знания, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать
задания по теме. Работа над долгосрочным
web-квестом может длиться от
одной недели до месяца (максимум двух).
Работа над веб-квестом включает в себя следующие этапы:
1. Начальный этап (командный).
Учащиеся знакомятся с основными
понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека
на одну роль.
2. Ролевой этап.
Участники в соответствии с выбранными ролями,
выполняют задания. Дополнительную мотивацию при выполнении
web-квеста
можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый,
журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними.
Индивидуальная работа в команде направлена на получение общего
результата. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над
веб – квестом происходит взаимное обучение членов команд. Задания могут
быть различными:
Задание-загадка. Такие задания делают игру наиболее интересной, они
требуют синтеза информации из множества источников.
Дизайн-задание, требующие создания предмета или продукта или плана-
схемы как достичь ту или иную цель.
Творческие задания:
кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос,
анкетирование, творческое перо, анаграммы, ролевые игры, письмо в
будущее, создание кластера, нарисовать плакат, создать презентацию,
посетить виртуальный музей, разработать проект.
3.
Заключительный этап.
Команда работает совместно, под
руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в
Интернете результаты исследования.
Результаты веб-квеста на уроках истории и обществознания могут быть
следующими:
- Создание базы данных по проблеме.
- Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты
продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных
направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного
камня русскими богатырями из былин).
- Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и
приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы
разрабатываются учащимися, изучившими данную личность. (Это может быть
политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, участник
войны или революции). Данный вариант работы лучше всего предлагать не
отдельным ученикам, а мини-группе.
Таким образом, веб-квест - это игра и обучение одновременно. Выполняя
различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон.
Веб - квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их
в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач:
использование информационных технологий для решения профессиональных
задач, самообучение и самоорганизация, работа в команде, умение находить
несколько способов решений проблемной ситуации.
В преподавании истории и обществознания технология веб – квестов имеет
большие перспективы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется
возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей
страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Данная
деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого
и настоящего, ведет к формированию собственных оценок, развитию
критического и творческого мышления учащихся.
Список литературы
1.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.
Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования /
Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /
под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
2.
Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.
3.
Степанова И. Ю Особенности организации обучения в условиях
интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на
всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и
Интернет", Санкт-Петербург, 2001
Интернет ресурсы:
1.
Бондаренко Т.Н. Использование веб-квест технологии в процессе
организации самостоятельной деятельности студентов. // Материалы VII
международной научно-практической конференции «Новые
информационные технологии в образовании». – Екатеринбург, 2014.
2.
Быховский Я.С. Образовательные вебквесты. 61 Знакомимся с
образовательной интернет - технологией: веб-квест.
3.
Николаева Н. В.
Образовательные веб-квесты как метод и средство
развития навыков информационной деятельности учащихся / Николаева
Н. В. // Вопросы Интернет-образования. – 2002. – № 7.
4.
Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности
учащихся