Тема : Акцентуация характера у обучающихся из числа коренных
малочисленных народов Севера.
Введение
Актуальность работы. Бесспорным является тот факт, что семья –
главный институт воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи
возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на
воспитание ребенка.
Суровые условия жизни в тундре оказывает сильное влияние на
воспитание ребенка. Он с детства осознает, что его жизнь и благополучие
семьи, отца и матери могут зависеть от его знаний, а также подчиненности
законам жизни этноса в экстремальных условия их среды обитания. В
социализации детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни, огромную
роль выполняли народные методы в игре, в труде. Для разных народов
одинаково важна роль соответствующей социализации детей подготовка к
будущей жизни в обществе, главными источниками ее являются уклад жизни
сообщества и накопленный им опыт в течение многовековой истории его
развития. В которых ребенок является центром трех взаимосвязанных,
взаимопроникающих элементов среды: семьи, природы и социума.
Народная педагогика, нравственные и духовные заповеди коренных
народов Севера тесно связаны с их традициями и обычаями, которые
представляют собой совокупность педагогических ценностей и
воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве,
обычаях, обрядах, детских играх и игрушках, специфической практике
воспитания будущих мужчин – оленеводов, рыболовов, охотников – и
женщин, хранительниц домашнего очага, рукодельниц, тружениц на ниве
художественных народных промыслов.
Многие ученые в психологической науке убеждены, что
дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной
выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая
повышенную уязвимость личности (далее акцентуация характера) в
отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в
некоторых специфических ситуациях, является среда и наследственность —
т.е. влияние генетических факторов и условия воспитания и развития.
Но все же мнение большинства ученых указывают на то, что более
весомую роль в развитии акцентуаций и психопатий играет все же
воспитание. Импульсивность, неустойчивость нервной системы и некоторые
другие патологические черты могут быть и врожденными. Но гораздо в
большей степени патологии (или крайности нормы) характера развиваются
под воздействием неправильного воспитания.
Гипотеза: мы предполагаем, что у обучающихся из числа коренных
малочисленных народов Севера акцентуация в характере не формируется, так
как особый стиль воспитания (в тундровых условиях) не предполагает его
развитие.
Цель работы: исследование акцентуаций характера у обучающихся из
числа коренных малочисленных народов Севера.
В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезой необходимо
выполнить следующие задачи:
1.
проанализировать теоретические аспекты влияния родительского
воспитания на формирование характера;
2.
раскрыть сущность традиционной системы воспитания детей в
этнических семьях;
3.
провести исследование с целью выявления акцентуаций характера в
исследуемой выборке;
4.
анализировать полученные результаты.
Объект: обучающиеся, из числа коренных малочисленных народов
Севера.
Предмет: акцентуация характера у обучающихся из числа коренных
малочисленных народов Севера.
Исследование акцентуации характера
В исследовании мы опирались на взгляды и методику А.Е. Личко.
«Акцентуация характера». Данный опросник предназначен для диагностики
типа акцентуации
характера. Характерологический опросник включает 10
шкал соответствующих определенным акцентуациям характера.
В исследовании участвовало 49 обучающихся из числа коренных
малочисленных народов Севера, которые проживали в тундровых условиях.
Результаты изучения степени распространенности и выраженности
акцентуаций характера у обучающихся с помощью опросника выявили
следующее,
в исследуемой нами группе: 99,4% обучающихся с
отклоняющимся поведением далее акцентуацией характера т.е. с наличием
определенных черт характера.
Необходимо отметить у 84% обучающихся диагностируется нескольких
типов акцентуаций их принято называть смешанные или амальгамные
вследствие неправильного воспитания, либо вследствие несовместимых
воспитательных подходов различных членов семьи, педагогов в школах.
Акцентуация смешанного типа
позволяет предположить отсутствие
стабильных способов реагирования у данных обучающихся, наличие
большого количества "слабых мест" в характере, дает возможность говорить
о ранимости этих личностей, что «повышает вероятность психической
травматизации и отклоняющегося поведения».
Распределение типов акцентуации характера в группе у обучающихся
из числа коренных малочисленных народов Севера.
Диаграмма
0
10
20
30
40
50
60
16,6
22,2
16,6
27,7
50
11,1
5,5
Как видно из диаграммы в группе значительно преобладает
сенситивный тип – 50%,
данному типу свойственно следующие черты
характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга,
высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность,
добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе,
стремление преодолеть свои слабые стороны.
Лабильный тип – 27,7%,
лабильные – «люди настроения» и от настроения у них все зависит.
Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут
понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в
жилетку»..
Таким образам выдвинутая нами
гипотеза не подтверждается.
Результаты нашего исследования указывают на то, что у обучающихся из
числа коренных малочисленных народов севера в процессе воспитания также
формируется акцентуация характера, но опрос обучающихся данной
категории позволил сделать следующий вывод, обучающиеся из числа
коренных малочисленных народов Севера (далее по тексту КМНС)
воспитываются в условиях семьи до школьного возраста. В школьные годы
происходит отрыв от семейного воспитания, в период обучения,
обучающиеся КМНС а основном воспитывались в школах-интернатах, и
только в летние и зимние каникулы возвращались в семью. Отрыв от семьи
травматизировал детей, менялись воспитательные приемы, воздействия,
резкое отличие условий учебно-воспитательного процесса в школе от
условий традиционного образа жизни, происходила ломка стереотипов,
формировались травмирующие личность черты характера.
Заключение
Задачи, стоящие перед данным исследованием, а именно изучить
литературу по данной теме, подобрать методику исследования, провести
исследование и подвести итоги – выполнены. Цель – исследование
акцентуаций характера у обучающихся из числа коренных малочисленных
народов севера – достигнута. Поскольку исследование литературы позволило
сделать следующие выводы:
1.
семья как главный институт воспитания оказывает огромное влияние
на развитие личности;
2.
стиль воспитания в семье непосредственно влияет на формирование
определенных характерологических черт личности, поскольку
акцентуации характера, наиболее ярко проявляющиеся в подростковом
возрасте при действии различных психогенных факторов
(недостаточное внимание родителей или наоборот, гиперопека) могут
приводить к нарушениям социальной адаптации, отклонениям в
поведении;
3.
надо также отметить, что развитие и становление личности зависит не
только от стиля семейного воспитания, на личность оказывает влияние
огромное количество как внутренних факторов (факторов влияния
семейной микросреды), так и внешних (факторов макросреды). Но, тем
не менее, семья является наиболее близким окружением ребенка,
поэтому ее влияние является наиболее значительным.
4.
результаты нашего исследования указывают на то, что у обучающихся
из числа коренных малочисленных народов Севера в процессе
воспитания также формируется акцентуация характера, но опрос
обучающихся данной категории позволил сделать следующий вывод,
обучающиеся из числа коренных малочисленных народов Севера
воспитываются в условиях семьи до школьного возраста. Отрыв от
семьи травмирует детей, меняются воспитательные приемы,
воздействия, отличается условия учебно-воспитательного процесса в
школе от условий традиционного образа жизни, происходит ломка
стереотипов, в результате формируются травмирующие личность черты
характера.