Напоминание

"Эффективное управление и организация познавательными процессами в образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий"

Автор: Майфат Зоя Владимировна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБПОУ КК "Апшеронский лесхоз-техниум"

Населённый пункт: г.Апшеронск

Наименование материала: статья

Тема: "Эффективное управление и организация познавательными процессами в образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий"

Описание:

Традиционные методы обучения теряют силу, сейчас недостаточно передать знания, умения и навыки. Деятельность педагога должна быть направлена и на совершенствование содержания образовательного процесса и на систематический поиск новых форм и методов работы, внедрение инноваций в методику преподавания. На смену традиционным методам обучения приходят современные эффективные образовательные технологии, применение которых дает возможность повышения мотивации учащихся, развития познавательной активности и самостоятельной деятельности, повышения эффективности восприятия и усвоения большого объема учебной информации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1351

Опубликовано 04.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема: «Эффективное управление и организация познавательными

процессами в образовательной деятельности с использованием

современных образовательных технологий»

Автор: Преподаватель ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»

Майфат Зоя Владимировна
В современный период развития общества изменяется социально- экономическая сфера и, как следствие этого, изменяются условия жизни, что влечет за собой новые требования к знаниям и умениям человека. Сегодня общество ждет таких выпускников образовательных учреждений, которые при необходимости умеют самостоятельно приобретать недостающие им знания и могут умело применить их на практике, грамотно работать с бездонным потоком информации, оценивая ее и на основе этого формировать своё суждение. Для удовлетворения данной потребности перед Российским образованием ставится задача модернизации с целью повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, которые будут соответствовать требованиям современного общества. Формирование личности с новым созерцанием мира, универсальными навыками, творческими способностями и нестандартным мышлением является основной задачей образования. Модернизация Российского образования обозначилась переходом к новым федеральным государственным образовательным стандартам, которые определяют пути решения насущных задач через формирование ключевых компетенций учащихся. Как достичь этой цели? Как научить? Традиционные методы обучения теряют силу, сейчас недостаточно передать знания, умения и навыки. Деятельность педагога должна быть направлена и на совершенствование содержания образовательного процесса и на систематический поиск новых форм и методов работы, внедрение инноваций в методику преподавания. На смену традиционным методам обучения приходят современные эффективные образовательные технологии, применение которых дает возможность повышения мотивации учащихся, развития познавательной активности и самостоятельной деятельности, повышения эффективности восприятия и
усвоения большого объема учебной информации. Активные методы обучения способствуют развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно- индивидуальных возможностей каждого учащегося и формированию навыков самостоятельного умственного труда. В целом решение этих задач дает возможность формировать ключевые компетенции, которые являются показателями качества современного образования. Одна из применяемых мною образовательных технологий —
технология модерации
, которая даёт возможность организовать познавательные процессы и эффективно управлять ими. На занятии создаётся доверительная атмосфера общения и взаимодействия, в образовательный процесс вовлекаются все обучающиеся, технология формирует общеучебные навыки обучающихся, нацеливает их на достижение результатов. На базе нашей образовательной организации создана инновационная площадка Активных методов обучения (портал «Мой университет» - moi-universitet Факультет технологий интерактивного обучения – moi-amour), где мною было получено свидетельство за участие в цикле семинаров-тренингов «Технология активных методов обучения», Мною используются технологии АМО на уроках, как отдельными элементами и фазами, так и все фазы на одном уроке. Поделюсь впечатлениями и наработками в этом плане. Начало урока – это фундамент, от его прочности зависит надежность всего строения. На своих занятиях я использую различные приёмы организации и деления на малые группы. Так, например, в виде приветствия мною используется метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Мною производится опрос обучающихся, как они себя чувствуют, и прошу их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Оранжевый – радость, синий – ожидание, зеленый – интерес, красный –
недовольство, серый - безразличие. Увидев, что настроение в группе различное я предлагаю улучшить его, сделав соседу по парте комплимент. При делении на малые группы мною применяется, например, мой авторский прием «Числофоб», когда обучающимся предлагается выбрать карточки с числами четными, нечетными, простыми и десятичными дробями. Цель распределения по группам состоит в том, что на начало урока мне уже известно, с каким настроением и психологическим состоянием ко мне на урок пришли обучающиеся. Немаловажная информация, ведь обучающимся по 17-19 лет, они из разных социальных слоев общества, включая неблагополучные семьи, немало детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. А по времени это занимает 3-4 минуты. В технологии модерации важно проектировать протекание всех ключевых процессов: визуализация, интеракция и коммуникация, анализ и оценка. Визуализацию своих уроков я реализую через презентации. Здесь важно соблюсти меру: мультимедиа должно быть ровно столько, чтобы донести информацию в сжатом и структурированном виде, «лучше меньше, да лучше». Она может иллюстрировать изучаемый материал, а может наглядно представлять ход занятия, планомерное «осушение болота незнания». Приведу пример некоторых приемов АМО, которые я использую на занятии по МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности по теме «Методы и приемы анализа финансовой отчетности», так например, на этапе Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока), определение ожиданий обучающихся мною был использован прием «Ковровое покрытие». После подведения обучающихся к теме занятия, актуализации основных понятий, обучающимся предлагается ответить на вопросы, приклеивая стикеры на ватман, а затем продемонстрировать свои знания другим малым группам. Мною предлагается обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу
ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроке, атмосфера в группе, отношение преподавателя и студентов и т.д. Затем обучающимся предлагается прикрепить к ватману смайлики с опасениями и ожиданиями, которые они ждут от проведенного занятия. Фаза «Работа над темой» не менее важна, где мною в виде интерактивной лекции демонстрируется новый учебный материал по теме, который обучающиеся воспринимают визуально. На этапе «Проработка содержания темы (групповая командная работа)» обучающимся предоставляется решить задачи на карточках при решении которых закрепляются полученные ими знания
.
Фаза «Завершение мероприятия» включает такие этапы, как Эмоциональная разрядка, где мною применяется игровой прием «Верно- неверно» целью которого является инициация и ин тенсификация рефлексии обучающихся по поводу своего психо - эмоционального со стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и однокурсниками. Мой предмет считается сложным, и поэтому на своих занятиях я стараюсь использовать любую возможность для того, чтобы сделать урок интересным, запоминающимся, формирующим учено-познавательные и коммуникативные компетенции обучающихся. Если студенты заинтересовались, то на следующий урок они придут с желанием, а это значит, будет достаточно высокий уровень мотивации для получения знаний и развития способности их применения. Из своего педагогического опыта хочу отметить, что если использовать презентацию (или другой образовательный материал), подготовленную обучающимися, урок меняет не только эмоциональный настрой, но и познавательную активность. Студенты проявляют достаточно высокий уровень ответственности за содержание созданной ими презентации, они чувствуют себя соавторами урока. Особое место в создании презентации играет визуализация практической связи дисциплины и профессии. Применяя визуализацию на своих уроках, я
меньше затрачиваю времени на подведение промежуточных и итоговых результатов урока, обучающиеся легко воспроизводят в памяти яркие фрагменты урока. Поэтому можно утверждать, что визуализация на уроках повышает интерес обучающихся к изучению, их познавательную активность, следовательно, достигается эффективность и качество образовательного процесса. Для подведения итога занятия мною используется прием упражнение «Плюс-минус-интересно», обучающиеся вносят в таблицу Эдварда де Боно свои мнения о проведенном уроке. Обычно записи делают на стикерах и вклеивают в соответствующие графы. По наполняемости граф таблицы делается вывод успеха урока. Конечно же, подготовить такой урок трудоемко. Для того чтобы урок достиг высокой эффективности, преподаватель должен продумать каждый этап и в соответствии с образовательными целями спроектировать приёмы формирования компетенций учащихся. Различные методы и формы визуализации в организованном коммуникативном пространстве урока являются залогом оживления образовательного процесса, четкого восприятия нового материала всестороннего обсуждения и эффективного формирования у учащихся ключевых компетенций. Использование рефлексии обучает перерабатывать информацию и оценивать свою деятельность на уроке. Визуализация, оперативность получения информации, повышение уровня концентрации внимания, воздействие на все сферы памяти учащихся повышает мотивацию к обучению. Повышение самостоятельности обучающегося, вовлечение его в процесс самообразования, эффективное сотрудничество в процессе групповой работы, видение возможности реализации приобретаемых знаний способствует развитию мотивации к обучению и достижению успеха. Мониторинг образовательного процесса, грамотное, детальное планирование ключевых процессов модерации позволяют мне проводить интересные уроки и получать положительную динамику уровня знаний обучающихся.
Использование технологии модерации способствует реализации целей обучения, воспитания и развития. В своей работе на первое место я ставлю поиск пути к пониманию обучающегося. Система моих уроков направлена на то, чтобы учащиеся с интересом шли на урок, не только в ожидании нового, но и сами удивляли меня своими открытиями в познании бухгалтерского учета. Чтобы знания, приобретенные на моих уроках, они могли применить в своей профессиональной деятельности, а сформированные с помощью ключевых процессов модерации компетенции помогли им стать успешными в профессии. Результатом применения технологии модерации стал полученный мною сертификат, который подтверждает мое участие в краевом семинаре «Активные методы обучения и технологии модерации» Я являюсь автором разработанного конспекта открытого урока-тренинга для данного семинара по теме «Семейный бюджет».
Список источников информации:
1. Теоретические материалы дистанционного курса подготовки методистов-модераторов системы дистанционного обучения образовательного портала «Мой университет», 2. Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», 3. Копилочка активных методов обучения. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО, Петрозаводск-Verso-2012


Яндекс.Метрика