Напоминание

"Проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов"

Автор: Майфат Зоя Владимировна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБПОУ КК "Апшеронский лесхоз-техниум"

Населённый пункт: г.Апшеронск

Наименование материала: статья

Тема: "Проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов"

Описание:

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1353

Опубликовано 04.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов»

Автор: Майфат Зоя Владимировна, преподаватель ГБПОУ КК «Апшеронский

лесхоз-техникум»
Одной из новых форм эффективных технологий обучения используемой мною на уроках является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это

обучение действием.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает: 1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»; 2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); -работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; -презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Кейс – стадии: 1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс». 3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами. 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия 7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Распределения функций между обучающимися и преподавателем:
Фаза работы Действия преподавателя Действия обучающегося До занятия 1.Подбирает кейс 2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки обучающихся 3. Разрабатывает сценарий занятия 1.Получает кейс и список рекомендованной литературы 2.Индивидуально готовится к занятию Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает обучающихся дополнительными сведениями 1.Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2.Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других 3. Принимает или участвует в принятии решений После занятия 1. Оценивает работу обучающихся 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме
Кейс-технологии я применяю при проведении занятий по МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности». Например, по теме урока: « Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности». Практическое занятие №16 «Заполнение отчета о прибылях и убытках. Перенос обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в Отчет о прибылях и убытках» При входе в кабинет обучающиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Преподаватель знакомит с ходом работы на уроке. Актуализация знаний обучающихся, постановка цели и задач урока включает в себя 4 шага: -формулирование проблемы -выявление причин возникновения проблемы -представление ситуации «минус» -переформирование проблемы в цель, где причины становятся задачами. На этом этапе обучающиеся работают командой по каждому блоку определяют конечный продукт, подводят итоги. Этап подготовки к практическому занятию состоит из двух блоков: -определение необходимых материальных ресурсов и время для выполнения мероприятия -определение конкретного продукта и критериев эффективности решения задачи. Обучающиеся на данном этапе заполняют формы отчетности Отчет о финансовых результатах, используя при этом инструктивную карту, бланки отчетности, ПК, СПС Гарант. По окончании работы сохраняют данные, демонстрируют выполненное задание. На этапе первичной проверки понимания команды демонстрируют результат каждого блока, выявляют слабое звено и представляют решение проблемы. В конце урока обучающимися подводятся итоги, формулируются выводы, оценивается результат, выявляется в процессе опроса достижение цели. Преподаватель выдает домашнее задание Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют: -повысить мотивации обучения у обучающихся; -развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности Также кейс-технологии применяются в виде заданий для экзаменов (квалификационных) (приложение) Мною разработаны задания для экзаменов (квалификационных) для ПМ02,ПМ03,ПМ04,ПМ05 для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Применение мной методики кейс-технологии на уроках привела к определённым результатам.
Так как основными целями применения данной технологии я ставлю интеллектуальное развитие и повышение мотивации, то и результативность я рассматриваю по этим двум параметрам. Уровень интеллектуального развития, подтверждается достаточно высокими результатами моих студентов в период итоговой аттестации. Результатом применения кейс - технологии стал полученный мною диплом победителя 1 степени во Всероссийском дистанционном конкурсе с международным участием «Лучший педагогический опыт» за методическую разработку методические рекомендации «Задания для экзамена (квалификационного) по ПМ 03 «Проведение расчетов бюджетом и внебюджетными фондами специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Список источников информации
1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с. 2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.- №4.-С.13-17 3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4,С.13-18 4. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-28


Яндекс.Метрика