Автор: Коршиков Владимир Петрович, преподаватель ГАПОУ КО «Обнинский
колледж технологий и услуг»
Проект направлен на создание программы образования с внедрением элементов
дуального обучения в образовательный процесс, что позволит реализовать современные
подходы оценки образования, а также достигнуть объективности в оценке качества
образования. Поэтому эффективность проекта будет реализовываться с помощью
экспертных оценок: 1 - отзывы обучающихся по программе; 2 - отзывы преподавателей,
осуществляющих дуальное обучение; 3 - отзывы предприятий и организаций
осуществляющих дуальное обучение на договорной основе.
Формирование направления по программам подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ) и программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) с
внедрением элементов дуального обучения позволит в перспективе интегрировать
достижения во все образовательные программы, реализуемые учебным заведением.
Задача проекта: модернизация содержания и технологий профессионального
образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и
изменяющимся запросам населения (Государственная программа РФ «Развитие
образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г.
N 792-р), Подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования")
«Приоритетом» является решение проблемы массовой подготовки специалистов для
рынка труда, которому будет способствовать: внедрение образовательных программ,
направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение "на
рабочем месте"»
Примерные элементы реализации программы:
1.
Разработка документации о дуальном обучении:
-положение общее для всех профессий и специальностей
-типовой договор (соглашение) о дуальном обучении с предприятием
-типовой договор о дуальном обучении с обучающимся
-программы дуального обучения по профилю специальности (профессии)
2.
Оптимизация сотрудничества с постоянными партнерами и поиск новых:
-заключение договоров на одного обучающегося
-заключение договоров на определенное количество обучающихся
-заключение договоров на группу обучающихся по специальности (профессии)
3.
Оптимизация сотрудничества с постоянными партнерами и поиск новых:
-заключение договоров на одного обучающегося
-заключение договоров на определенное количество обучающихся
-заключение договоров на группу обучающихся по специальности (профессии)
Государственно-частное партнерство
Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования в соответствии
с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения целесообразно
применять механизм государственно-частного партнерства в части:
создания структурных подразделений профессиональных образовательных
организаций на предприятиях, развития моделей обучения на рабочем месте;
заключения образовательными организациями концессионных соглашений для
размещения оборудования предприятиями на отдельных площадях образовательных
организаций;
разработки новых и обновления действующих модульных образовательных программ;
реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов
организаций, входящих в сетевую структуру);
развития практики целевой подготовки обучающихся в профессиональных
образовательных организациях;
субсидирования процентных ставок субъектам, инвестирующим заёмные средства в
развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров;
реализации схемы финансирования подготовки кадров на основе индивидуальных
образовательных сертификатов;
развития механизмов и инструментов профессионально-общественной аккредитации и
независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.
Внедрение элементов дуального обучения
Дуальное обучение направлено на разрешение противоречий и установление глубокой
взаимосвязи между теорией и практикой при подготовке квалифицированных
специалистов. Основой перехода на дуальное обучение в рамках технического
образования на уровне среднего профессионального образования является подготовка
квалифицированных специалистов на высоком уровне овладевших
профессиональными навыками конкретной рабочей специальности. Такая подготовка
включает изучение теоретических основ в рамках классического образования и
приобретение практических навыков и умений в условиях конкретного предприятия.
Дуальное обучение предполагает решение конкретных задач по обеспечению
специалистами с перечнем знаний и умений, разработанными совместно
образовательными учреждениями и ведущими промышленными предприятиями, для
реального сектора экономики. Главным результатом внедрения дуального обучения
станет ежегодный выпуск специалистов, реализующих на территории России
конкурентоспособные на мировом рынке высокотехнологичные предпринимательские
проекты, апробированные в реальных условиях предприятий параллельно с
практическим обучением студентов. Данный результат поможет решать задачи по
инновационному развитию экономики, сформулированные Правительством РФ.
Сертификация выпускников профессионального обучения
Одной из важнейших задач системы профессионального образования является
повышение качества подготовки студентов до уровня ожиданий работодателей и
требований рынка труда. Основным инструментом контроля уровня подготовленности
специалистов является независимая сертификация квалификации выпускников
объединениями работодателей и общественными организациями с выдачей
соответствующих сертификатов. Сертификация выпускников среднего
профессионального обучения с привлечением отечественных и зарубежных
организаций, а также центров сертификации позволит квалифицированным
специалистам быть востребованным на рынке труда.
Источники и объемы финансирования
Реализация данного проекта, как и любого другого не может быть осуществлена без
финансовых затрат. Эти затраты могут быть распределены следующим образом:
Областной бюджет – 50%.
Внебюджетные средства – 20%
Средства работодателя – 30%
При таком финансировании, проект дуального обучения позволит модернизировать
содержание и технологию профессионального образования для обеспечения их
соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения.