Напоминание

Современные подходы к интерактивному обучению при изучении учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Автор: Черепнина Наталья Сергеевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: БФ ФГБОУ ВО "Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова"

Населённый пункт: г.Брянск

Наименование материала: статья

Тема: Современные подходы к интерактивному обучению при изучении учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Описание:

Применение интерактивных методов обучения (метод проектов, "мозговой штурм", ролевая игра) на занятиях по учебной дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов экономических специальностей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1398

Опубликовано 07.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Современные подходы к интерактивному обучению при изучении

учебной дисциплины «Информационные технологии в

профессиональной деятельности»
Черепнина Наталья Сергеевна преподаватель информатики и информационных технологий Брянский филиал Федерального Государственного Бюджетного образовательного учреждения ВО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова» г. Брянск, ул. Спартаковская, д. 112 Девиз интерактивного обучения: дай сделать и я пойму. При изучении информатики у студентов изначально высокая мотивация. Компетентность- основное условие жизни человека в обществе. Студент должен понимать, зачем ему надо изучить тот или иной вопрос, видеть необходимость этих знаний в своей профессиональной деятельности.
Применение интерактивных методов обучения (метод проектов,

«мозговой штурм», ролевая игра) на занятиях по учебной дисциплине

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» для

студентов экономических специальностей.
Метод проектов Его удобнее всего использовать при изучении темы «СУБД и их применение». Здесь студенты не только изучают конкретную СУБД, но и получают профессиональные навыки построения и ведения конкретной базы данных на предприятии или фирме.
Практическое занятие построено по следующему алгоритму: закрепление теоретического материала, переход к выполнению самостоятельного построения базы данных, имея определенные данные, регулярно обращаясь к «эталонной БД». Контроль знаний при использовании интерактивных методов обучения можно проводить в форме мини-зачета, по каждой теме (тестирование, отчет по выполнению индивидуального проекта, проверка практических навыков). Кроме тестирования можно использовать и рейтинговый метод оценки знаний, где дополнительные баллы студент может получить за выполненные рефераты, выступления на конференциях, семинарах, участие в олимпиадах и т.п. Темы проектов студент может получить от преподавателя, так и сам может участвовать в их разработке. Темы могут быть примерно такими «Компьютерный вирус», «Работа в конкретной программе на ПК» (офисная Microsoft Word или Adobe Photoshop). Проект разрабатывается на нескольких занятиях, где учитель выполняет роль консультанта, мотивируя интерес к познанию у студентов, здесь педагог менеджер учебного процесса, психолог и дипломат. Совместное выполнение проекта помогает достичь следующих целей: -формируется навык сбора информации; -развивается умение предоставить эту массу информации в доступном, понятном для восприятия виде, что в традиционном варианте обучения делал педагог; -развивается умение работать в группе и самостоятельно планировать свою деятельность; -расширяются знания, кругозор;
-отношения с преподавателем становятся сотрудническими, дружескими и доброжелательными; - у учащихся растет уровень самооценки; -студенты пробуют силы для написания своего главного проекта – Выпускной квалификационной работы. Мозговой штурм Данный метод целесообразнее применять на занятиях, где есть возможность поиска разных способов решения проблемы, они все хороши и надо выбрать самый оптимальный. Рассмотрим применение метода мозговой штурм на примере темы «Компьютерные сети». -Что дает нам полезного использование глобальной компьютерной сети Интернет? -Что надо запретить пользователям определенной возрастной категории при работе в сети? -Интернет зависимость, что это такое, в чем причины и как ее диагностировать у студента? Учащиеся готовятся, изучают специальную литературу, возможно, что- то черпают из своего жизненного опыта, затем подготовленные выступают в дебатах, цель которого убедить в правоте своего способы решения проблемы. Студенты учатся: -высказывать свою точку зрения; -искать аргументы и факты для убедительного выступления; -дружелюбно отстаивать свою точку зрения.
В данной ситуации учитель может помочь при разделении групп (зная особенности умственного и психического развития каждого студента), выборе тем для дебатов, консультировать по подготовке (где посмотреть материал, что дополнить фактами к выступлению). Ролевые игры Данный метод обучения целесообразно использовать на занятиях, например при изучении такой темы как «Составление расчётных таблиц с использованием MS Excel ». Преподаватель перед игрой распределяет роли между студентами (директор, бухгалтер, экономист, секретарь). Где они, исходя из своих функциональных обязанностей должны выполнить расчетную задачу используя возможности электронных таблиц (рассчитать прибыльность работы фирмы, рассчитать подоходный налог, стоимость доставки грузов потребителям, способы экономии при снижении заработной платы сотрудникам и т.п.). По окончании занятия перед «Директором» отчитываются каждые фирмы о способах и результатах выполненных задач, анализируя решение каждой. Директор, он же студент, должен вынести замечания по поводу недочетов в решении задач, подсказать рациональные способы решения в конкретной ситуации и выставить оценки, поняв какая фирма лучше и качественнее справилась с заданием. В результате применения ролевой игры у обучающихся: -закреплены, а иногда и усвоены навыки работы в электронных таблицах; -освоены способы изложения решенных задач; -развивается грамотная речь, наполненная экономическими понятиями и терминами; -обнаружив пробелы в знаниях, ставить задачу к их устранению -опробованы силы в реальной жизненной ситуации. По окончании занятия с применением любого из методов интерактивных технологий, все студенты получают оценку, значит их работа оценена достойно и чаще всего эта оценка положительная.
Интерактивный урок- это заведомо интересный и полезный урок, так как студент к нему готовился сам. Данный урок –это его работа, его творчество, а что сделано своими руками и оценено хорошо, приятно усвоить вдвойне. Но есть в применении интерактивных технологий на занятиях и проблемы: -недостаточно разработана техника интерактивного обучения; -интерактивные материалы чаще всего можно приобрести только на плату, и если сам учитель не может подготовить фильм или интерактивную лабораторную работу, ему придется эти навыки приобретать; -преподаватель должен обладать профессиональными навыками специальности, по которой он ведет обучение студентов, и постоянно их повышать. Литература 1. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005. 2. Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4. 3. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.


Яндекс.Метрика