Напоминание

"Профессионально - ориентированное обучение английскому языку – залог успешного обучения в колледже".

Автор: Боровик Наталья Михайловна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГАПОУ УТЭК

Населённый пункт: г.УФА

Наименование материала: Статья

Тема: "Профессионально - ориентированное обучение английскому языку – залог успешного обучения в колледже".

Описание:

Преобразования профессиональной сферы деятельности в условиях мобильного конкурентного рынка труда предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке специалиста. В связи с этим перед преподавателями иностранного языка встает проблема профессиональной направленности в обучении иностранному языку в колледже, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности специалиста. В современных условиях знание иностранного языка становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, поэтому значительно возрастает роль дисциплины иностранный язык. Особую актуальность приобретает профессионально – ориентированный подход к обучению иностранному языку, который предусматривает формирование у студентов способности использования иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1456

Опубликовано 09.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Профессионально - ориентированное обучение английскому языку –

залог успешного обучения в колледже.
Боровик Наталья Михайловна преподаватель английского языка УТЭК Преобразования профессиональной сферы деятельности в условиях мобильного конкурентного рынка труда предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке специалиста. В связи с этим перед преподавателями иностранного языка встает проблема профессиональной направленности в обучении иностранному языку в колледже, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности специалиста. В современных условиях знание иностранного языка становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, поэтому значительно возрастает роль дисциплины иностранный язык. Особую актуальность приобретает профессионально – ориентированный подход к обучению иностранному языку, который предусматривает формирование у студентов способности использования иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Под профессионально – ориентированным обучением понимается обучение, основанное на учете потребности студентов изучения иностранного языка диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Другими словами, выпускник, овладевая иностранным языком в соответствии с программными требованиями, должен быть готов к использованию иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности. Наш колледж топливно-энергетический. Студенты уже выбрали профессию и начинают свою учебную деятельность в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются обществом к специалистам выбранной ими профессии. Это профессионализм, культура, умение работать с людьми, в команде, использование информационных технологий. Это умение быстро и правильно разобраться в инструкциях и документации на английском языке, умение общаться в различных ситуациях, используя профессиональную тематику и многое другое. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в колледже начинается со второго курса. На первом курсе завершается обучение по программе, соответствующей 10-11 классам средней
общеобразовательной школы с корректировкой и сокращениями. Преподавателями английского языка колледжа с учетом Госстандарта, были разработаны программы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку для студентов всех специальностей колледжа. В этих программах особое внимание уделяется тем целям обучения иностранному языку, которые направлены на воспитание, образование и развитие у студентов профессиональной компетенции. А именно: -воспитание осознанного отношения к выбранной профессии и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности; -развитие социально-культурных компетенций, расширение общекультурного кругозора студентов, их эрудиции в различных областях знаний, в том числе и профессионально значимых; -развитие у студентов таких важных в профессиональном отношении познавательных процессов, как произвольное внимание, память, развитие интересов в профессиональной области, а так же языковых способностей и речевой культуры; -подготовка студентов к участию в межкультурном и профессиональном общении в устной и письменной формах с учетом их интересов и профессиональных устремлений. Уже на втором курсе можно проследить, как у студентов резко повышается интерес к изучению английского языка, когда мы начинаем говорить о законах физики, вводить названия инструментов, и повторяем единицы измерения. Особое место в обучении уделяется тематике видов деятельности студентов. В основу планирования заложены следующие темы: «Моя будущая профессия», «Почему я выбрал профессию технолога (электрика, сетевика, релейщика, теплотехника, программиста)», «Информационные технологии. Устройство и оборудование компьютеров». На втором курсе студенты начинают изучать и общетехнический английский, в котором рассматриваются и такие темы как «Инструменты», «Материалы и их свойства», «В мастерской», «Безопасность при работе с инструментами» и многие другие. С третьего курса начинается углубленное изучение английского языка по специальности. И здесь студенты попадают в свою профессионально-ориентированную среду и, несомненно их интерес к английскому языку возрастает, они чувствуют себя уже будущими
специалистами, когда мы ведем разговор по таким темам, как «Топливо и источники энергии», «Виды электростанций», «Электрическая цепь и ее составляющие», «Подстанции», «Электромагнитное реле» и т.п. Особое внимание уделяется работе с инструкциями и технике безопасности в мастерской и при работе с электроприборами. Остановимся на одном уроке английского языка, посвященному работе в мастерской и мерам безопасности. В начале урока мы повторяем названия инструментов и затем в диалогах закрепляем их и учимся говорить, где находится тот или иной инструмент. После этого студенты заполняют пробелы в тексте «В мастерской», и мы переходим к теме «Безопасность в мастерской». Данная тема очень важна для студентов, поэтому мы останавливаемся на знаках безопасности, принятых в Евросоюзе, т.к. в будущем им придется столкнуться с такой классификацией в процессе работы; читаем текст, о подразделении знаков на подгруппы ( Warning signs, Prohibitions signs and Mandatory actions signs) и отрабатываем их в лексических и грамматических упражнениях. Далее студенты по рисунку «В мастерской» практикуются в монологической и письменной речи. Они находят и говорят о нарушениях правил безопасности в мастерской и составляют отчет от имени инспектора. В конце урока им предлагается пройти тест и выполнить проектные задания (подписать знаки, сопоставить рисунки с правилами безопасности и составить список нарушений на рисунке). При использовании на уроке мультимедийного проектора, урок проходит интересно и продуктивно. Для более эффективной работы на уроке используются специализированные учебники английского языка. Это «Английский язык для энергетических специальностей» (Луговая А.Л.), «Технический английский» (издательство «Longman»), «Основы компьютерной грамотности» (В.А. Родовель), «Введение в экономику» (издательство «Macmillan). Так же мною были созданы электронные учебники для специальностей «Экономика и бухучет» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Традицией в нашем колледже стало проводить конкурс знатоков английского языка, на котором студенты соревнуются в знании профессионального английского. Так в нашем колледже ежегодно проходит конкурс на лучший технический перевод и конкурс-соревнование «Умники и умницы» среди студентов 3 и 4 курсов. Они соревнуются в знании
терминологии и переводе инструкций, описывают новинки в мире техники и выполняют технические переводы. Большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Студенты пишут рефераты и отзывы о практике, посещают выставки и конференции на которых они всегда могут почерпнуть информацию на английском языке. Подведя итог вышесказанному, можно сказать, что изучение английского языка приобретает для студентов личностный смысл, а профессионально-ориентированное обучение становится одним из действенных средств повышения эффективности обучения английскому языку. Литература: 1.Образцов, П.И. Проектирование и конструирование профессионально- ориентированной технологии обучения / П.И.Образцов, А.И.Ахулкова, О.Ф,Черниченко. Орел, 2005. 61с. 2.Образцов, П.И. Профессионально –ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетов вузов / П.И. Образцов, О.Ю.Иванова. Орел: ОГУ , 2005.114с. 3. Махмутова О.А. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку // Иностранные языки в школе.-1990.-№6-С4-10 4.Самигуллина Р. К вопросу об интеграции формировании профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка // Учитель Башкортостана.- 2001.-№1.С.13-16.


Яндекс.Метрика