"Профессионально - ориентированное обучение английскому языку – залог успешного обучения в колледже".
Автор: Боровик Наталья Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ УТЭК
Населённый пункт: г.УФА
Наименование материала: Статья
Тема: "Профессионально - ориентированное обучение английскому языку – залог успешного обучения в колледже".
Описание:
Преобразования профессиональной сферы деятельности в условиях мобильного конкурентного рынка труда предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке специалиста. В связи с этим перед преподавателями иностранного языка встает проблема профессиональной направленности в обучении иностранному языку в колледже, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности специалиста. В современных условиях знание иностранного языка становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, поэтому значительно возрастает роль дисциплины иностранный язык.
Особую актуальность приобретает профессионально – ориентированный подход к обучению иностранному языку, который предусматривает формирование у студентов способности использования иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.
Профессионально - ориентированное обучение английскому языку –
залог успешного обучения в колледже.
Боровик Наталья Михайловна
преподаватель английского языка УТЭК
Преобразования профессиональной сферы деятельности в условиях
мобильного конкурентного рынка труда предъявляют высокие требования к
профессиональной подготовке специалиста. В связи с этим перед
преподавателями иностранного языка встает проблема профессиональной
направленности в обучении иностранному языку в колледже, которая
приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью
иноязычного общения в профессиональной деятельности специалиста. В
современных условиях знание иностранного языка становится существенным
компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста,
поэтому значительно возрастает роль дисциплины иностранный язык.
Особую актуальность приобретает профессионально –
ориентированный подход к обучению иностранному языку, который
предусматривает формирование у студентов способности использования
иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных
сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.
Под профессионально – ориентированным обучением понимается обучение,
основанное на учете потребности студентов изучения иностранного языка
диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Другими
словами, выпускник, овладевая иностранным языком в соответствии с
программными требованиями, должен быть готов к использованию
иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности.
Наш колледж топливно-энергетический. Студенты уже выбрали
профессию и начинают свою учебную деятельность в соответствии с теми
требованиями, которые предъявляются обществом к специалистам
выбранной ими профессии. Это профессионализм, культура, умение работать
с людьми, в команде, использование информационных технологий. Это
умение быстро и правильно разобраться в инструкциях и документации на
английском языке, умение общаться в различных ситуациях, используя
профессиональную тематику и многое другое.
Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в
колледже начинается со второго курса. На первом курсе завершается
обучение по программе, соответствующей 10-11 классам средней
общеобразовательной школы с корректировкой и сокращениями.
Преподавателями английского языка колледжа с учетом Госстандарта, были
разработаны программы профессионально-ориентированного обучения
иностранному языку для студентов всех специальностей колледжа. В этих
программах особое внимание уделяется тем целям обучения иностранному
языку, которые направлены на воспитание, образование и развитие у
студентов профессиональной компетенции. А именно:
-воспитание осознанного отношения к выбранной профессии и
потребности в практическом использовании английского языка в
будущей профессиональной деятельности;
-развитие социально-культурных компетенций, расширение
общекультурного кругозора студентов, их эрудиции в различных
областях знаний, в том числе и профессионально значимых;
-развитие у студентов таких важных в профессиональном отношении
познавательных процессов, как произвольное внимание, память,
развитие интересов в профессиональной области, а так же языковых
способностей и речевой культуры;
-подготовка студентов к участию в межкультурном и
профессиональном общении в устной и письменной формах с учетом
их интересов и профессиональных устремлений.
Уже на втором курсе можно проследить, как у студентов резко повышается
интерес к изучению английского языка, когда мы начинаем говорить о
законах физики, вводить названия инструментов, и повторяем единицы
измерения.
Особое место в обучении уделяется тематике видов деятельности студентов.
В основу планирования заложены следующие темы: «Моя будущая
профессия», «Почему я выбрал профессию технолога (электрика, сетевика,
релейщика, теплотехника, программиста)», «Информационные технологии.
Устройство и оборудование компьютеров». На втором курсе студенты
начинают изучать и общетехнический английский, в котором
рассматриваются и такие темы как «Инструменты», «Материалы и их
свойства», «В мастерской», «Безопасность при работе с инструментами» и
многие другие. С третьего курса начинается углубленное изучение
английского языка по специальности. И здесь студенты попадают в свою
профессионально-ориентированную среду и, несомненно их интерес к
английскому языку возрастает, они чувствуют себя уже будущими
специалистами, когда мы ведем разговор по таким темам, как «Топливо и
источники энергии», «Виды электростанций», «Электрическая цепь и ее
составляющие», «Подстанции», «Электромагнитное реле» и т.п. Особое
внимание уделяется работе с инструкциями и технике безопасности в
мастерской и при работе с электроприборами.
Остановимся на одном уроке английского языка, посвященному работе в
мастерской и мерам безопасности. В начале урока мы повторяем названия
инструментов и затем в диалогах закрепляем их и учимся говорить, где
находится тот или иной инструмент. После этого студенты заполняют
пробелы в тексте «В мастерской», и мы переходим к теме «Безопасность в
мастерской». Данная тема очень важна для студентов, поэтому мы
останавливаемся на знаках безопасности, принятых в Евросоюзе, т.к. в
будущем им придется столкнуться с такой классификацией в процессе
работы; читаем текст, о подразделении знаков на подгруппы ( Warning signs,
Prohibitions signs and Mandatory actions signs) и отрабатываем их в
лексических и грамматических упражнениях. Далее студенты по рисунку «В
мастерской» практикуются в монологической и письменной речи. Они
находят и говорят о нарушениях правил безопасности в мастерской и
составляют отчет от имени инспектора. В конце урока им предлагается
пройти тест и выполнить проектные задания (подписать знаки, сопоставить
рисунки с правилами безопасности и составить список нарушений на
рисунке). При использовании на уроке мультимедийного проектора, урок
проходит интересно и продуктивно.
Для более эффективной работы на уроке используются
специализированные учебники английского языка. Это «Английский язык для
энергетических специальностей» (Луговая А.Л.), «Технический английский»
(издательство «Longman»), «Основы компьютерной грамотности» (В.А.
Родовель), «Введение в экономику» (издательство «Macmillan). Так же мною
были созданы электронные учебники для специальностей «Экономика и
бухучет» и «Автоматизированные системы обработки информации и
управления».
Традицией в нашем колледже стало проводить конкурс знатоков
английского языка, на котором студенты соревнуются в знании
профессионального английского. Так в нашем колледже ежегодно проходит
конкурс на лучший технический перевод и конкурс-соревнование «Умники и
умницы» среди студентов 3 и 4 курсов. Они соревнуются в знании
терминологии и переводе инструкций, описывают новинки в мире техники и
выполняют технические переводы.
Большое внимание уделяется исследовательской деятельности.
Студенты пишут рефераты и отзывы о практике, посещают выставки и
конференции на которых они всегда могут почерпнуть информацию на
английском языке.
Подведя итог вышесказанному, можно сказать, что изучение
английского языка приобретает для студентов личностный смысл, а
профессионально-ориентированное обучение становится одним из
действенных средств повышения эффективности обучения английскому
языку.
Литература:
1.Образцов, П.И. Проектирование и конструирование профессионально-
ориентированной технологии обучения / П.И.Образцов, А.И.Ахулкова,
О.Ф,Черниченко. Орел, 2005. 61с.
2.Образцов, П.И. Профессионально –ориентированное обучение
иностранному языку на неязыковых факультетов вузов / П.И. Образцов,
О.Ю.Иванова. Орел: ОГУ , 2005.114с.
3. Махмутова О.А. Интегрированные учебные программы и обучение
иностранному языку // Иностранные языки в школе.-1990.-№6-С4-10
4.Самигуллина Р. К вопросу об интеграции формировании профессиональной
компетенции преподавателя иностранного языка // Учитель Башкортостана.-
2001.-№1.С.13-16.