Тема: "Работа коллектива техникума по предупреждению экстремистских проявлений в ученической среде"
Описание:
Цель: воспитание молодежи в духе толерантности и терпимости, предупреждение экстремистских проявлений на примере опыта работы педагогического коллектива ГБОУ СПО МАПТ.
в ученическом коллективе»
Сегодня все большее распространение в подростковой среде,
получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин
тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства
массовой информации, социальное окружение детей и семьи, все чаще
проникают в учебные заведения. Обстановка в стране, в обществе в целом
и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения
специальной работы по формированию толерантности в образовательном
учреждении.
Толерантность- это уважение, принятие и правильное понимание
богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и
способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять
толерантность - значит, признавать то, что люди различаются по внешнему
виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом
жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Наиболее эффективным способом формирования толерантности у
подростков является воспитание. Воспитание в духе толерантности
способствует формированию у молодежи навыков независимого
мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных
на моральных ценностях. Инженерно-педагогический коллектив техникума
применяет различные методы, формы и приемы работы по воспитанию
толерантности у обучающихся техникума связанных с организацией
деятельности ребят в группе, с использованием произведений
художественной литературы и кинофильмов, организацией дискуссий и
диспутов, мероприятий различной направленности.
Остановиться хочется на приемах работы в данном направлении,
КИДа «Ровесник», который осуществляет свою работу в техникуме, под
руководством преподавателя немецкого языка.
Свою работу актив клуба начинает с изучения национального состава
обучающихся техникума. В зависимости от полученных результатов
составляется план работы на год.
В него включены мероприятия различного характера, в том числе, и
мероприятия направленные на воспитание толерантности. Для развития
у обучающихся межкультурной толерантности, необходимы мероприятия
направленные на ознакомление ребят с разнообразными культурами.
В этом направлении в училище проводятся Дни национальных культур -
«День русского народа», «День осетинского народа», «День кумыкского
народа», «День кабардинского народа», «День армянского народа» и т.д...
Во время проведения данных мероприятий на первое место выходит работа
руководителя КИДа, мастеров п/о и классных руководителей не столько над
проблемой расширения и углубления знаний обучающихся техникума о
других культурах, сколько над проблемой отношения обучающихся к
другим культурам вообще. Решающим фактором воспитания в
обучающемся толерантности являются встречи подростков с иными
культурами в специально педагогически организованной для этого среде,
привлекательной и ценной для него. В рамках проведения Дней
определенной национальной культуры обучающиеся техникума принимают
участие в подготовке и проведении этих дней, а именно участвуют во
всевозможных конкурсах.
Например:
-конкурсы стенгазет: «О Российской Федерации», «Кабарда и кабардинцы»,
-конкурс рисунков по сказаниям «Нартовского эпоса» и по сказкам
А.С Пушкина,
-конкурсы стихов осетинских, кумыкских, кабардинских, армянских
поэтов,
-конкурсы национального танца,
-конкурсы национальных блюд,
-традиционно ежегодно в техникуме проводятся мероприятия,
посвященные творчеству К.Л. Хетагурова, это конкурсы стихов,
викторины, выставки картин, литературно- музыкальные композиции,
громкие читки произведений с последующим обсуждением и читательские
конференции, и круглые столы.
Практикуем и непосредственные встречи обучающихся с представителями
национальных обществ города и района:
-приглашаем на данные мероприятия представителей районного «Дома
Дружбы» и представителей национальных обществ;
- побывали в техникуме с концертными программами ансамбли
национального танца села Веселое и села Кизляр;
-ознакомили обучающихся с экспонатами «Народных музеев»
национальных обществ осетинского и кумыкского народов.
Организовываются встречи обучающихся с различными культурами и
заочно, через соответствующие тексты, видио- и фотоматериалы,
содержащие информацию о других культурах, отражающих ценностные
приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей, а
итогом такого ознакомления становится участие ребят в викторинах и
играх, таких как:
-
викторины - «История кабардинского народа - обычаи и традиции»,
«Из истории Армении», «Моя Осетия», «Моздок-город дружбы», «Знаю ли
я так хорошо город Моздок, чтобы им гордиться»;
-
игра «Кто хочет стать миллионером?» на тему - «Как вы знаете русские
народные сказки и сказки А.С. Пушкина»;
-
особо любимое мероприятие, ставшее уже традиционным, для ребят и
девушек, проживающих в общежитии, это празднование старинного
русского праздника - «Масленица» (проводы русской зимы), во время
проведения этого праздника обучающиеся знакомятся с пословицами,
поговорками, народными песнями, частушками. С большим
удовольствием играют в почти забытые игры, связанные с
празднованием этого праздника. Заканчивается этот праздник всегда
угощением блинами и чаепитием.
Кроме знакомства с традициями и обычаями народов России, актив
КИДа знакомит обучающихся и с обычаями народов Мира, с
особенностями общения с представителями различных культур. С
удовольствием обучающиеся принимают участие в праздновании
католического праздника «Дня святого Валентина», готовят и показывают
на сцене различные постановки к этому празднику, изготавливают сами и
обмениваются «валентинками», принимают участие в конкурсе стихов о
любви.
Не меньший интерес вызвали у ребят лектории с демонстрацией фото- и
видеоматериалов руководителя КИДа «О Норвегии».
Проводя работу по воспитанию толерантности важно, чтобы обучающиеся
были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их
отличий; чтобы выявлялись положительные аспекты, а не отрицательные;
чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.
Чтобы подросток понимал, что стоит за словами – расизм, национализм,
экстремизм, фашизм. Проживание в мире и согласии предполагает наличие
у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание
взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность,
уступчивость, коммуникабельность, терпимость…