Напоминание

"Теоретические основы дошкольного образования"

Автор: Сальникова Татьяна Григорьевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: КГБОУ СПО НнАПГТ

Населённый пункт: г. Николаевск-на-Амуре

Наименование материала: ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05.

Тема: "Теоретические основы дошкольного образования"

Описание:

Программа учебной дисциплины ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана среднего специального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1563

Опубликовано 15.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УМР ________________С.В. Боровик «____»_______________ 2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2015 г
Программа учебной дисциплины ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) и базисного учебного плана среднего специального образования (далее - СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Организация-разработчик
: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Николаевский-на-Амуре промышленно- гуманитарный техникум»
Разработчик:
Мурзагалиева Ольга Андреевна, методист; Сальникова Т.Г., преподаватель первой квалификационной категории, почётный работник общего образования.
Эксперты:

____________________________________________________________
(место работы, занимаемая должность, инициалы, фамилия, сертификат №) Программа учебной дисциплины ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии. Протокол № 6 от «20» 02. 2015 г. 2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13 3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по направлению Дошкольное образование, в дополнительном профессиональном образовании на курсах повышения квалификации воспитателей детских садов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:
учебная дисциплина ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников; анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования; особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях; вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения; психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
(очная форма обучения)
:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 83 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 63 часа; 4
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
(заочная форма обучения)
:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 168 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 14 часов; самостоятельной работы обучающегося – 154 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
(очная форма обучения)
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

83

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

63
в том числе: практические занятия 21 контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20
в том числе: выполнение домашнего задания 20
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
(заочная форма обучения)
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

14
в том числе: практические занятия 10 контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

154

Итоговая аттестация в форме экзамена
5

2.3.
Тематический план по дисциплине
ОП.05 Теоретические основы содержания и организации дошкольного

образования
очная форма обучения
Наименование разделов и тем

Макс.

учеб.

нагрузка

студента

(час)

Самостоятельная

работа студента

(час)

Количество аудиторных часов

Всего

Теоретическое

обучение

Практические

(семинарские)

и лабораторные

занятия

Курсовое

проектирование

Раздел 1.

Дошкольное образование в России

71

14

57

36

21

Тема 1.1.
Предмет и содержание курса. 4 2 2 2
Тема 1.2.
Дидактика детского сада 12 4 8 4 4
Тема 1.3.
Современные тенденции обновления дошкольного образования 35 4 31 22 9
Тема 1.4.
Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей 16 4 12 6 6
Тема 1.5.
Альтернативные образовательные учреждения 4 4 2 2
Раздел 2.

Современное дошкольное образование

за рубежом

12

6

6

4

2

Тема 2.1.
Зарубежный опыт дошкольного образования 12 6 6 4 2
Всего:

83

20

63

40

23
6

2.3.
Тематический план по дисциплине
ОП.05 Теоретические основы содержания и организации дошкольного

образования
заочная форма обучения
Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Всего

Теоретическое

обучение

Практические

(семинарские)

и лабораторные

занятия

Курсовое

проектирование

Раздел 1.

Дошкольное образование в России

144

2

10

Тема 1.1.
Предмет и содержание курса. 9 2
Тема 1.2.
Дидактика детского сада 35 2
Тема 1.3.
Современные тенденции обновления дошкольного образования 60 4
Тема 1.4.
Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей 32 2
Тема 1.5.
Альтернативные образовательные учреждения 8 2
Раздел 2.
Современное дошкольное образование за рубежом
24

2

Тема 2.1.
Зарубежный опыт дошкольного образования 24 2
Всего:

168

2

12

2.5. Содержание учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы содержания и организации дошкольного

образования
7
наименование
Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)
Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Дошкольное образование в России

71

Тема 1.1.
Предмет и содержание курса. Содержание учебного материала
2
1 Дисциплина"Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования" в формировании ключевых компетенций специалиста Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: изучение текста ФГОС СПО специальность «Дошкольное образование» 2
Тема 1.2.
Дидактика детского сада . Содержание учебного материала
4
1 1 1 1 Становление дошкольной дидактики, овладение дошкольниками предпосылками учебной деятельности; Порядок организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам регулирует деятельность государственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Требования Сан Пин к организации и проведению в детском саду непосредственно образовательной деятельности. Принципы организации обучения дошкольников. Модели обучения в дошкольном образовании. Личностно-ориентированная модель обучения дошкольников; Основы развивающего обучения.Формирование предпосылок учебной деятельности. Построение развивающей среды в группе. Дидактический материал и его роль в обучении дошкольников Педагогические требования к организации процесса обучения. Психолого-педагогические условия развития мотивации в процессе обучения.
Ф
ормы, методы и средства обучения дошкольников, их педагогические возможности и условия применения. 2 Практические занятия: Семинар «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и воспитания». Семинар «Игровые обучающие ситуации
4
8
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к семинару «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и воспитания». Подготовка к семинару «Игровые обучающие ситуации»: разработка сценария игровых обучающих ситуаций , подготовка сообщений. Чтение ФГОС ДО. 4
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
22
2 9
Современные тенденции обновления дошкольного образования 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Концептуальные основы обновления дошкольного образования в России Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проблемы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Структура примерной основной общеобразовательной программы ДОУ Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования. Учёт гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста . Моделирование образовательного процесса в соответствие с современной концепцией дошкольного образования. Модель образовательного процесса детского сада. Психолого- педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, согласно ФГОС ДО; Инновационные технологии в обучении дошкольников. Деятельностный подход к обучению дошкольников. Новый взгляд на занятие: баланс обучения и воспитания. Комплексно-тематический принцип организации процесса обучения. Дифференцированный подход к обучению дошкольников. Интеграция образовательных областей. Новые подходы к планированию образовательной деятельности в детском саду. Виды и формы планирования. Инновационные подходы к планированию. Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении. 10
Практические занятия: Семинар «Требования Сан ПиН к организации и проведению в детском саду непосредственно образовательной деятельности» Практикум «Инновационные технологии в обучении дошкольников» Семинар «Комплексно-тематический принцип организации процесса обучения». Практикум «Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении» 7 Контрольные работы: «Педагогическая оценка и её роль в обучении детей дошкольного возраста. Способы учёта индивидуальных способностей детей на практике». 2 Самостоятельная работа обучающихся: Чтение Сан ПиН Подготовка к семинару «Комплексно-тематический принцип организации процесса обучения». Разработка карты сопровождения ребёнка с ОВЗ 4
Тема 1.4.
Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей Содержание учебного материала
6
2 2 2 2 Общеобразовательные программы детских садов, разработанные на основе примерных. Парциальные программы, реализуемые детскими садами.
.
Разнообразие содержания, форм, методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста в вариативных дошкольных образовательных учреждениях Практические занятия: Семинар: «Парциальные программы для ДОУ» 6 4 Контрольные работы: « Формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в вариативных дошкольных образовательных учреждениях» 2 Самостоятельная работа: Презентация парциальных программ для дошкольных учреждений. 4
Тема 1.5.
Альтернативные образовательные учреждения Содержание учебного материала
4
2 2 Альтернативные и вариативные формы в системе дошкольного образования. Использование основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида. Практические занятия: Тест « Альтернативные и вариативные формы в системе дошкольного образования» 2
Раздел 2.

Современное дошкольное образование за рубежом

12
11

Тема 2.1.
Зарубежный опыт дошкольного образования Содержание учебного материала
4
4 3 Дошкольное образование в Японии, Китае. Дошкольное образование в Болгарии, Швеции, Германии. Дошкольное образование в США, Великобретании. Дошкольное образование в Турции, Израиле. Дошкольное образование в ближнем зарубежье(страны СНГ) Практические занятия: Семинар «Дошкольное образование за рубежом» 2 Самостоятельная работа по учебной дисциплине: Реферат «Дошкольное образование за рубежом» Подготовка к экзамену. 6 всего
83
12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории; Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник. Направления подготовки бакалавра: 050400.62 – «Психолого- педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»; 050100.62 – «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»/ Л.В. Коломийченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 208 c.— Режим доступа: Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]/ Л.В. Коломийченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский 14 государственный гуманитарно- педагогический университет, 2013.— 157 c.— Режим доступа: Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: Чертоляс Е.В. Управление дошкольным образованием. Предоставление услуг дошкольного образования в образовательных организациях разных организационно-правовых форм [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Направления подготовки: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования», 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»; квалификация (степень) выпускника: бакалавр/ Чертоляс Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 82 c.— Режим доступа:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:
 определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников;  анализировать педагогическую  задания для педагогической практики.  задания для педагогической практики 13
деятельность, педагогические факты и явления;  находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;  ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования
Знания:
 отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;  особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях;  вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;  формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения;  психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения,  основы развивающего обучения,  дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников  работа с ЦОР по темам дисциплины  экзамен по дисциплине  исследовательская работа реферативного типа «Зарубежный опыт дошкольного образования»  контрольная работа «Особенности организации педагогического процесса в соответствие с ФГОС ДО»  исследовательская работа реферативного характера « Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей»  тест «Формы, методы и средства обучения дошкольников»  сообщение «Психолого- педагогические условия развития мотивации в процессе обучения»  тест «Основы развивающего обучения»  устный опрос 14


Яндекс.Метрика