Наименование материала: ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05.
Тема: "Теоретические основы дошкольного образования"
Описание:
Программа учебной дисциплины ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана среднего специального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УМР
________________С.В. Боровик
«____»_______________ 2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2015 г
Программа учебной дисциплины ОП.05. Теоретические основы дошкольного
образования разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее - ФГОС) и базисного учебного плана среднего
специального образования (далее - СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование
Организация-разработчик :
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования «Николаевский-на-Амуре промышленно-
гуманитарный техникум»
Разработчик: Мурзагалиева Ольга Андреевна, методист; Сальникова Т.Г.,
преподаватель первой квалификационной категории, почётный работник общего
образования.
Эксперты:
____________________________________________________________
(место работы, занимаемая должность, инициалы, фамилия, сертификат №)
Программа учебной дисциплины ОП.05. Теоретические основы
дошкольного образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии. Протокол №
6 от «20» 02. 2015 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01
Дошкольное образование.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной
подготовке по направлению Дошкольное образование, в дополнительном
профессиональном образовании на курсах повышения квалификации
воспитателей детских садов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
учебная дисциплина ОП.05. Теоретические
основы дошкольного образования относится к профессиональному циклу
основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик,
форм организации обучения и воспитания дошкольников;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения
педагогических проблем, повышения эффективности педагогической
деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях
его развития и направлениях реформирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования;
особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных
образовательных учреждениях;
вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;
формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их
педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в
процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
(очная форма обучения) :
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 83 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 63 часа;
4
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
(заочная форма обучения) :
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 168 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 14 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 154 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (очная форма обучения)
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
83
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
63
в том числе:
практические занятия
21
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
в том числе:
выполнение домашнего задания
20
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
(заочная форма
обучения)
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
168
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
14
в том числе:
практические занятия
10
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
154
Итоговая аттестация в форме экзамена
5
2.3. Тематический план по дисциплине ОП.05 Теоретические основы содержания и организации дошкольного
образования очная форма обучения
Наименование разделов и тем
Макс.
учеб.
нагрузка
студента
(час)
Самостоятельная
работа студента
(час)
Количество аудиторных часов
Всего
Теоретическое
обучение
Практические
(семинарские)
и лабораторные
занятия
Курсовое
проектирование
Раздел 1.
Дошкольное образование в России
71
14
57
36
21
Тема 1.1.
Предмет и содержание курса.
4
2
2
2
Тема 1.2.
Дидактика детского сада
12
4
8
4
4
Тема 1.3.
Современные тенденции обновления
дошкольного образования
35
4
31
22
9
Тема 1.4.
Вариативные программы воспитания,
обучения и развития детей
16
4
12
6
6
Тема 1.5.
Альтернативные образовательные
учреждения
4
4
2
2
Раздел 2.
Современное дошкольное образование
за рубежом
12
6
6
4
2
Тема 2.1.
Зарубежный опыт дошкольного
образования
12
6
6
4
2
Всего:
83
20
63
40
23
6
2.3. Тематический план по дисциплине ОП.05 Теоретические основы содержания и организации дошкольного
образования заочная форма обучения
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов
Всего
Теоретическое
обучение
Практические
(семинарские)
и лабораторные
занятия
Курсовое
проектирование
Раздел 1.
Дошкольное образование в России
144
2
10
Тема 1.1.
Предмет и содержание курса.
9
2
Тема 1.2.
Дидактика детского сада
35
2
Тема 1.3.
Современные тенденции обновления дошкольного образования
60
4
Тема 1.4.
Вариативные программы воспитания, обучения и развития детей
32
2
Тема 1.5.
Альтернативные образовательные учреждения
8
2
Раздел 2.
Современное дошкольное образование за рубежом
24
2
Тема 2.1.
Зарубежный опыт дошкольного образования
24
2
Всего:
168
2
12
2.5. Содержание учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы содержания и организации дошкольного
образования
7
наименование
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Дошкольное образование в России
71
Тема 1.1.
Предмет и
содержание курса.
Содержание учебного материала
2
1
Дисциплина"Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования" в
формировании ключевых компетенций специалиста
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: изучение текста ФГОС СПО специальность «Дошкольное образование»
2
Тема 1.2.
Дидактика
детского сада
.
Содержание учебного материала
4
1
1
1
1
Становление дошкольной дидактики, овладение дошкольниками предпосылками учебной
деятельности; Порядок организации образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам регулирует деятельность государственных муниципальных
дошкольных образовательных учреждений всех видов. Требования Сан Пин к организации и
проведению в детском саду непосредственно образовательной деятельности.
Принципы организации обучения дошкольников. Модели обучения в дошкольном образовании.
Личностно-ориентированная модель обучения дошкольников; Основы развивающего
обучения.Формирование предпосылок учебной деятельности.
Построение развивающей среды в группе. Дидактический материал и его роль в обучении
дошкольников
Педагогические требования к организации процесса обучения. Психолого-педагогические условия
развития мотивации в процессе обучения. Ф ормы, методы и средства обучения дошкольников, их
педагогические возможности и условия применения.
2
Практические занятия:
Семинар «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и воспитания».
Семинар «Игровые обучающие ситуации
4
8
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к семинару «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и воспитания».
Подготовка к семинару «Игровые обучающие ситуации»: разработка сценария игровых обучающих
ситуаций
, подготовка сообщений.
Чтение ФГОС ДО.
4
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
22
2
9
Современные
тенденции
обновления
дошкольного
образования
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Концептуальные основы обновления дошкольного образования в России
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Проблемы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Структура примерной основной общеобразовательной программы ДОУ
Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления
реформирования.
Учёт гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста
.
Моделирование образовательного процесса в соответствие с современной концепцией
дошкольного образования. Модель образовательного процесса детского сада. Психолого-
педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, согласно ФГОС
ДО;
Инновационные технологии в обучении дошкольников.
Деятельностный подход к обучению дошкольников. Новый взгляд на занятие: баланс обучения и
воспитания. Комплексно-тематический принцип организации процесса обучения.
Дифференцированный подход к обучению дошкольников.
Интеграция образовательных областей.
Новые подходы к планированию образовательной деятельности в детском саду.
Виды и формы
планирования. Инновационные подходы к планированию.
Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении.
10
Практические занятия:
Семинар «Требования Сан ПиН к организации и проведению в детском саду непосредственно
образовательной деятельности»
Практикум «Инновационные технологии в обучении дошкольников»
Семинар «Комплексно-тематический принцип организации процесса обучения».
Практикум «Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении»
7
Контрольные работы:
«Педагогическая оценка и её роль в обучении детей дошкольного возраста. Способы учёта
индивидуальных способностей детей на практике».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение Сан ПиН
Подготовка к семинару
«Комплексно-тематический принцип организации процесса обучения».
Разработка карты сопровождения ребёнка с ОВЗ
4
Тема 1.4.
Вариативные
программы
воспитания,
обучения и
развития детей
Содержание учебного материала
6
2
2
2
2
Общеобразовательные программы детских садов, разработанные на основе примерных.
Парциальные программы, реализуемые детскими садами.
.
Разнообразие содержания, форм, методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста в
вариативных дошкольных образовательных учреждениях
Практические занятия:
Семинар: «Парциальные программы для ДОУ»
6
4
Контрольные работы:
«
Формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в вариативных
дошкольных образовательных учреждениях»
2
Самостоятельная работа:
Презентация парциальных программ для дошкольных учреждений.
4
Тема 1.5.
Альтернативные
образовательные
учреждения
Содержание учебного материала
4
2
2
Альтернативные и вариативные формы в системе дошкольного образования.
Использование основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях
комбинированного вида.
Практические занятия:
Тест «
Альтернативные и вариативные формы в системе дошкольного образования»
2
Раздел 2.
Современное дошкольное образование за рубежом
12
11
Тема 2.1.
Зарубежный опыт
дошкольного
образования
Содержание учебного материала
4
4
3
Дошкольное образование в Японии, Китае. Дошкольное образование в Болгарии, Швеции,
Германии. Дошкольное образование в США, Великобретании. Дошкольное образование в
Турции, Израиле. Дошкольное образование в ближнем зарубежье(страны СНГ)
Практические занятия:
Семинар «Дошкольное образование за рубежом»
2
Самостоятельная работа по учебной дисциплине:
Реферат «Дошкольное образование за рубежом»
Подготовка к экзамену.
6
всего
83
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории;
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Электронный
ресурс]: учебник. Направления подготовки бакалавра: 050400.62 – «Психолого-
педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного
образования»; 050100.62 – «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное
образование»/ Л.В. Коломийченко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Пермь:
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 208 c.—
Режим доступа:
Основы дошкольной педагогики [Электронный ресурс]/ Л.В. Коломийченко [и др.].—
Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский 14 государственный гуманитарно-
педагогический университет, 2013.— 157 c.— Режим доступа:
Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый
университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа:
Чертоляс Е.В. Управление дошкольным образованием. Предоставление услуг дошкольного
образования в образовательных организациях разных организационно-правовых форм
[Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Направления подготовки: 050400.62
«Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика
дошкольного образования», 050100.62 «Педагогическое образование», профиль
«Дошкольное образование», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль «Дошкольная дефектология», 050700.62 «Специальное (дефектологическое)
образование», профиль «Логопедия»; квалификация (степень) выпускника: бакалавр/
Чертоляс Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный
гуманитарно-педагогический университет, 2013.— 82 c.— Режим доступа:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
определять педагогические
возможности различных методов,
приемов, методик, форм
организации обучения и
воспитания дошкольников;
анализировать педагогическую
задания для педагогической практики.
задания для педагогической практики
13
деятельность, педагогические
факты и явления;
находить и анализировать
информацию, необходимую для
решения педагогических проблем,
повышения эффективности
педагогической деятельности,
профессионального
самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных
проблемах дошкольного
образования, тенденциях его
развития и направлениях
реформирования
Знания:
отечественный и зарубежный опыт
дошкольного образования;
особенности содержания и
организации педагогического
процесса в дошкольных
образовательных учреждениях;
вариативные программы
воспитания, обучения и развития
детей;
формы, методы и средства
обучения и воспитания
дошкольников, их педагогические
возможности и условия
применения;
психолого-педагогические условия
развития мотивации и
способностей в процессе обучения,
основы развивающего обучения,
дифференциации и
индивидуализации обучения и
воспитания дошкольников
работа с ЦОР по темам дисциплины
экзамен по дисциплине
исследовательская работа
реферативного типа
«Зарубежный
опыт дошкольного образования»
контрольная работа «Особенности
организации педагогического
процесса в соответствие с ФГОС ДО»
исследовательская работа
реферативного характера
« Вариативные программы
воспитания, обучения и
развития детей»
тест «Формы, методы и средства
обучения дошкольников»
сообщение «Психолого-
педагогические условия развития
мотивации в процессе обучения»
тест «Основы развивающего
обучения»
устный опрос
14