Напоминание

"Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенции"

Автор: Захарова Екатерина Леонидовна

Должность: преподаватель юридических дисциплин

Учебное заведение: ПОЧУ "Техникум экономики и права МСПК"

Населённый пункт: г.Люберцы, Московская область

Наименование материала: статья

Тема: "Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенции"

Описание:

Это направление деятельности в формировании и развитии коммуникативной компетенции обусловлено современными потребностями общества: современный работодатель ждёт от потенциальных работников и ценит в тех, кто уже работает, умение действовать по ситуации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1589

Опубликовано 17.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной

компетенции
Термин «коммуникативная компетенция» возник в связи с необходимостью закрепить терминологически постановку новых целей обучения в коммуникативно ориетированном образовательном пространстве. Ранее использовались термины: программа речевого поведения, практическое владение языком и другие. Данная компетенция включает в себя два основных компонента: -продуцирование; -восприятие, которые связаны с основными видами речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. Общение- это важнейший инструмент образовательной и воспитательной деятельности. Умение общаться- это ключ к личному и профессиональному успеху. По мнению Джона Паулла, общение работает для тех, кто работает на него. Таким образом, можно определить коммуникативную компетентность как владение сложными коммуникативными навыками и умениями; формирование адекватных умений в новых социальных структурах; знание культурных норм, ограничений и традиций в общении. Для достижений целей, связанных с развитием коммуникативной компетенции, необходимо выделить
проблемы
, связанные с её формированием: 1.
Искажение информации
. Недостаточный уровень знаний и умений студента по конкретному вопросу прикрывается дилетантским пониманием или правовым нигилизмом. 2.
Информационные перегрузки
. Большой объем поступающей информации вкупе с невозможностью и неумением отобрать действительно нужную и важную влечет за собой использование материала, который совсем не имеет отношения к рассматриваемому вопросу; привлечение материала,который устарел и морально, и юридически; повторы в изложении материала (особо эти проблемы заметны при подготовке курсовых и дипломных работ студентами)
3.

Низкий уровень качества образования и образованности обучаемых.
К сожалению, современные студенты зачастую не умеют выстроить логически продуманный ответ по причине недостаточно развитой устной речи, маленького словарного запаса и невладения основными приёмами логики.
4.

Низкий уровень качества воспитания и воспитанности обучаемых.

Общество в целом на современном этапе характеризуется низкой культурой общения, что не может не сказываться в среде подрастающего поколения. Мне видится, что зачастую студенты не умеют слушать и слышать собеседника; агрессивно воспринимают критику, в том числе, и конструктивную; потребительски относятся к труду преподавателя; не умеют выстраивать деловые и дружеские отношения в группе и мини-группе; отличаются повышенным уровнем конфликтности. Не является секретом и низкий уровень этического и эстетического воспитания, что говорит о бескультурии. Какие конкретные
пути решения
обозначенных выше проблем в формировании и развитии коммуникативной компетенции я предлагаю? 1.
Повышенный уровень требований к себе, к личности преподавателя
. Постоянное самообразование должно быть неотъемлемой частью педагогической деятельности, именно благодаря этому формируются богатый словарный запас преподавателя, его умение донести свои знания и богатый профессиональный опыт, умении вести диалог со студентами в зависимости от ситуации, в том числе, и по незапрограммированной. Педагог должен быть человеком, на которого студенту хотелось бы быть похожим.
2.

Изменение формата учебных занятий.
По мнению зарубежных педагогов, традиционный формат лекции безнадежно устарел. На уроке необходим диалог, в котором преподаватель-РУЛЕВОЙ, задача которого не позволить участникам диалога уйти от темы или снизойти до «базарного» уровня.
3.

Ситуативность как ключевой элемент в образовании.
Это направление деятельности в формировании и развитии коммуникативной компетенции обусловлено современными потребностями общества: современный работодатель ждёт от потенциальных работников и ценит в тех, кто уже работает, умение действовать по ситуации. При этом, каждая ситуация может быть решена двумя способами: - способ опыта- повторение чьего-то решения в подобной ситуации( для этого надо иметь соответствующие знания); - ситуативное решение- самостоятельный опыт на основе знаний, позволяющих сделать правильный выбор из нескольких вариантов.


Яндекс.Метрика