"Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенции"
Автор: Захарова Екатерина Леонидовна
Должность: преподаватель юридических дисциплин
Учебное заведение: ПОЧУ "Техникум экономики и права МСПК"
Населённый пункт: г.Люберцы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной компетенции"
Описание:
Это направление деятельности в формировании и развитии коммуникативной компетенции обусловлено современными потребностями общества: современный работодатель ждёт от потенциальных работников и ценит в тех, кто уже работает, умение действовать по ситуации.
Ситуативность как основной компонент развития коммуникативной
компетенции
Термин «коммуникативная компетенция» возник в связи с необходимостью
закрепить терминологически постановку новых целей обучения в коммуникативно
ориетированном образовательном пространстве.
Ранее использовались термины: программа речевого поведения, практическое
владение языком и другие.
Данная компетенция включает в себя два основных компонента:
-продуцирование;
-восприятие,
которые связаны с основными видами речевой деятельности: говорение, чтение,
аудирование, письмо.
Общение- это важнейший инструмент образовательной и воспитательной
деятельности. Умение общаться- это ключ к личному и профессиональному успеху.
По мнению Джона Паулла, общение работает для тех, кто работает на него.
Таким образом, можно определить коммуникативную компетентность как
владение сложными коммуникативными навыками и умениями; формирование
адекватных умений в новых социальных структурах; знание культурных норм,
ограничений и традиций в общении.
Для достижений целей, связанных с развитием коммуникативной компетенции,
необходимо выделить проблемы , связанные с её формированием:
1.
Искажение информации .
Недостаточный уровень знаний и умений студента по конкретному вопросу
прикрывается дилетантским пониманием или правовым нигилизмом.
2.
Информационные перегрузки .
Большой объем поступающей информации вкупе с невозможностью и
неумением отобрать действительно нужную и важную влечет за собой
использование материала, который совсем не имеет отношения к
рассматриваемому вопросу; привлечение материала,который устарел и
морально, и юридически; повторы в изложении материала (особо эти
проблемы заметны при подготовке курсовых и дипломных работ студентами)
3.
Низкий уровень качества образования и образованности обучаемых.
К сожалению, современные студенты зачастую не умеют выстроить логически
продуманный ответ по причине недостаточно развитой устной речи,
маленького словарного запаса и невладения основными приёмами логики.
4.
Низкий уровень качества воспитания и воспитанности обучаемых.
Общество в целом на современном этапе характеризуется низкой культурой
общения, что не может не сказываться в среде подрастающего поколения.
Мне видится, что зачастую студенты не умеют слушать и слышать
собеседника; агрессивно воспринимают критику, в том числе, и
конструктивную; потребительски относятся к труду преподавателя; не умеют
выстраивать деловые и дружеские отношения в группе и мини-группе;
отличаются повышенным уровнем конфликтности.
Не является секретом и низкий уровень этического и эстетического
воспитания, что говорит о бескультурии.
Какие конкретные пути решения обозначенных выше проблем в
формировании и развитии коммуникативной компетенции я предлагаю?
1.
Повышенный уровень требований к себе, к личности преподавателя .
Постоянное самообразование должно быть неотъемлемой частью
педагогической деятельности, именно благодаря этому формируются
богатый словарный запас преподавателя, его умение донести свои знания и
богатый профессиональный опыт, умении вести диалог со студентами в
зависимости от ситуации, в том числе, и по незапрограммированной.
Педагог должен быть человеком, на которого студенту хотелось бы быть
похожим.
2.
Изменение формата учебных занятий.
По мнению зарубежных педагогов, традиционный формат лекции
безнадежно устарел.
На уроке необходим диалог, в котором преподаватель-РУЛЕВОЙ, задача
которого не позволить участникам диалога уйти от темы или снизойти до
«базарного» уровня.
3.
Ситуативность как ключевой элемент в образовании.
Это направление деятельности в формировании и развитии
коммуникативной компетенции обусловлено современными потребностями
общества: современный работодатель ждёт от потенциальных работников и
ценит в тех, кто уже работает, умение действовать по ситуации.
При этом, каждая ситуация может быть решена двумя способами:
- способ опыта- повторение чьего-то решения в подобной ситуации( для
этого надо иметь соответствующие знания);
- ситуативное решение- самостоятельный опыт на основе знаний,
позволяющих сделать правильный выбор из нескольких вариантов.