"Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс СПО"
Автор: Лозовская Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Алексеевский колледж"
Населённый пункт: г.Алексеевка Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс СПО"
Описание:
Образование 21 века ориентируется на творческую инициативу, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Сегодня поток научной информации поставил перед преподавателями сложную задачу - повышение эффективности процесса обучения. В последнее время особые надежды в этом отношении связываются с проблемным обучением.
Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный
процесс СПО
Направленность, цели и содержание образования 21 века
ориентируются на творческую инициативу, самостоятельность обучающихся,
конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти изменения
нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», региональной
системе СПО. Сегодня быстрое нарастание потока научной информации
поставило перед
преподавателями сложную задачу - повышение
эффективности процесса обучения. Для того чтобы быть на уровне времени,
студент должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной экономики и
овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в
научно-экономической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать
нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять
знания и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими
знаниями.
Решение возникших новых задач преподаватели СПО ищут, в первую
очередь, совершенствуя содержание образования, активизируя
познавательную деятельность студентов, развивая их мышление и
способности в процессе обучения. В последнее время особые надежды в этом
отношении связываются с проблемным обучением.
Эффективность проблемного обучения рассматривалась в работах
отечественных (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.) и зарубежных (Дж.
Дьюи, Э. де Боно, В. Оконь и др.) ученых. Большинство ученых признают,
что развитие творческих способностей
cтудентов и интеллектуальных
умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности
реализуются через мыслительную деятельность.
Компетентностно-ориентированный подход является одним из
основополагающих подходов в организации работы педагогической
деятельности нашего колледжа. Основным элементом ключевой
компетентности является умение, т.е. освоенный субъектом способ
выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных
знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных,
но и в изменившихся условиях. Эффективно формировать такие умения, на
мой взгляд, позволяет технология проблемного обучения, направленная в
первую очередь на то, чтобы студент самостоятельно добывал знания и
учился их самостоятельно применять в решении новых экономических задач.
Для проблемного обучения характерно, что знания и способы
деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или
инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить
задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл
обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности
студента. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой
организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на
структуру и, в определенной мере, на само содержание занятия. На учебных
занятиях по дисциплине «Статистика» я использую технологию проблемного
обучения. На моих занятиях по статистике студенты новую информацию
получают в ходе решения теоретических и практических задач, ставится так
называемая «проблема», в ходе решения которой студенты преодолевают все
трудности, их активность и самостоятельность достигает здесь высокого
уровня и как следствие повышенная активность учащихся способствует
развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной
проверки результатов. Результаты преподавания относительно высокие и
устойчивые. Студенты легче применяют полученные знания в новых
ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Технология проблемного обучения представляет студенту возможность
самостоятельного приобретения знаний. Студент встает в позицию
первооткрывателя и, как результат, происходит обогащение его субъектного
опыта и формирование творческого мышления. В технологии проблемного
обучения учтены все условия успешного обучения: проблематизация
учебного материала (истинные знания рождаются в результате удивления и
любопытства); активность студента в приобретении знаний (знания должны
усваиваться с “аппетитом”); связь обучения с жизнью студента.
В настоящее время продолжается процесс освоения технологии
проблемного обучения, потому что данная технология может быть
применима только тогда, когда педагог сам умеет: грамотно и четко
сформулировать проблему, цель; актуализировать свои знания и опыт для ее
решения; организовать поиск и овладение недостающими знаниями,
умениями; осуществлять оптимальный отбор содержания, средств и методов
для решения проблемы, реализации поставленной цели; объективно
соотносить результаты своей деятельности с поставленными целями. Мой
опыт показал, что технология проблемного обучения является
компетентностно-ориентированной технологией и, при условии овладения
ею педагогами, применима практически во всех видах педагогической
деятельности.