Напоминание

"Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс СПО"

Автор: Лозовская Татьяна Николаевна

Должность: преподаватель экономических дисциплин

Учебное заведение: ОГАПОУ "Алексеевский колледж"

Населённый пункт: г.Алексеевка Белгородская обл.

Наименование материала: статья

Тема: "Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс СПО"

Описание:

Образование 21 века ориентируется на творческую инициативу, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Сегодня поток научной информации поставил перед преподавателями сложную задачу - повышение эффективности процесса обучения. В последнее время особые надежды в этом отношении связываются с проблемным обучением.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1603

Опубликовано 19.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный

процесс СПО
Направленность, цели и содержание образования 21 века ориентируются на творческую инициативу, самостоятельность обучающихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», региональной системе СПО. Сегодня быстрое нарастание потока научной информации поставило перед преподавателями сложную задачу - повышение эффективности процесса обучения. Для того чтобы быть на уровне времени, студент должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной экономики и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-экономической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять знания и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями. Решение возникших новых задач преподаватели СПО ищут, в первую очередь, совершенствуя содержание образования, активизируя познавательную деятельность студентов, развивая их мышление и способности в процессе обучения. В последнее время особые надежды в этом отношении связываются с проблемным обучением. Эффективность проблемного обучения рассматривалась в работах отечественных (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.) и зарубежных (Дж. Дьюи, Э. де Боно, В. Оконь и др.) ученых. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей cтудентов и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность. Компетентностно-ориентированный подход является одним из основополагающих подходов в организации работы педагогической деятельности нашего колледжа. Основным элементом ключевой компетентности является умение, т.е. освоенный субъектом способ
выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Эффективно формировать такие умения, на мой взгляд, позволяет технология проблемного обучения, направленная в первую очередь на то, чтобы студент самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых экономических задач. Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучаемый мог бы гарантировано выполнить задание. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности студента. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, влияет на структуру и, в определенной мере, на само содержание занятия. На учебных занятиях по дисциплине «Статистика» я использую технологию проблемного обучения. На моих занятиях по статистике студенты новую информацию получают в ходе решения теоретических и практических задач, ставится так называемая «проблема», в ходе решения которой студенты преодолевают все трудности, их активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня и как следствие повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Студенты легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Технология проблемного обучения представляет студенту возможность самостоятельного приобретения знаний. Студент встает в позицию первооткрывателя и, как результат, происходит обогащение его субъектного опыта и формирование творческого мышления. В технологии проблемного обучения учтены все условия успешного обучения: проблематизация учебного материала (истинные знания рождаются в результате удивления и
любопытства); активность студента в приобретении знаний (знания должны усваиваться с “аппетитом”); связь обучения с жизнью студента. В настоящее время продолжается процесс освоения технологии проблемного обучения, потому что данная технология может быть применима только тогда, когда педагог сам умеет: грамотно и четко сформулировать проблему, цель; актуализировать свои знания и опыт для ее решения; организовать поиск и овладение недостающими знаниями, умениями; осуществлять оптимальный отбор содержания, средств и методов для решения проблемы, реализации поставленной цели; объективно соотносить результаты своей деятельности с поставленными целями. Мой опыт показал, что технология проблемного обучения является компетентностно-ориентированной технологией и, при условии овладения ею педагогами, применима практически во всех видах педагогической деятельности.


Яндекс.Метрика