Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: Педагогическое эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Описание:
В основе профессиональной деятельности любого педагога лежит определенная педагогическая философия.Автор раскрывает философские позиции, лежащие в основе его жизни и педагогической деятельности.
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Эссе
Каргополова Ольга Александровна,
преподаватель ГАПОУ ТО
«Тюменский педагогический колледж»
«Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно…
Но я научился. Я сделался мастером своего дела.
А мастером может сделаться каждый, если ему помогут, и если он сам будет работать»
А. С. Макаренко
Когда-то Альбер Камю в своем «Мифе о Сизифе» сказал: «Есть лишь одна
действительно серьезная философская проблема: это самоубийство. Вынести
суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, - это
ответить на основной вопрос философии». Поиск ответа на вопрос о смысле
жизни занимал меня с четырнадцати лет, когда я только пришла учиться в
педагогическое училище. Пришла не потому, что грезила педагогикой, а потому,
что не помышляла ни о какой другой профессии – моя мама всю жизнь
проработала преподавателем педагогического училища.
Профессиональный путь длиною в 22 года не был гладким. Но ошибки,
неудачи и провалы помогли понять главное: смысл моей жизни неотделим от
смысла педагогической деятельности и заключается в личностном росте. Я
разделяю мнение доктора философских наук М.К.Мамардашвили о том, что
земная жизнь дается человеку, чтобы он развивался как Личность. Человек не
только может, но и обязан успеть это сделать до наступления момента
биологической смерти. Стать Личностью, на мой взгляд, - значит стать
Взрослым человеком. Взрослым не по количеству прожитых лет, а по степени
«становления человеческого в человеке» (В.И.Слободчиков). Становиться
Взрослым – значит развивать себя в двух ипостасях: как уникальную
индивидуальность (полюс «Я») и как социальное «я» (полюс «Другой»). При
этом, важно именно гармоничное развитие, так как фиксация исключительно на
полюсе «Я» приводит к отрицанию субъектности в другом человеке и, в
конечном счете, разрушению отношений с другим. А фиксация исключительно
на полюсе «Другой» приводит к саморазрушению. Ребенок, живущий в нас,
активно сопротивляется нашему личностному росту, не отпускает, все время
склоняет к эгоистичности, себялюбию. Учиться быть «в ответе за тех, кого
приручили» весьма непросто, по крайней мере, для меня. Однако, человеческое
бытие – это всегда со-бытие с другими. На это обращают наше внимание
философы-экзистенциалисты. Без другого невозможно выйти за пределы своего
существования, принять свое «бытие-для-другого» (Ж.-П. Сартр) и через него
себя как абсолютную ценность, стать целостной личностью и обрести смысл
своего существования. Поэтому для человека (и особенно для педагога) важны
«подлинная коммуникация» (К. Ясперс), осмысленность и сознательная
социальная активность в отношениях, открытость, «заботливое размыкание
другого» (М. Хайдеггер), уважение к другому, дружелюбие, ответственность,
диалогичность.
В каждодневном совершенствовании индивидуально-психологического
(самоотношение) и социально-педагогического (отношение к другому)
компонентов своей личности я вижу смысл своей жизни. Средством, которое
позволяет разрешать возникающие противоречия между направленностью на
себя и направленностью на другого, является рефлексия (
от лат. reflexio –
обращение назад, отражение) – осознание, осмысление оснований своих
действий, поведения, деятельности. Поэтому рефлексию я рассматриваю как
основной фактор личностно-профессионального самосовершенствования
педагога.
Смысл моей жизни как человека – расти как Личность. Смысл моей
деятельности как педагога, моя педагогическая миссия – помочь другим
взращивать в себе человеческое. Уникальность педагогической деятельности и
состоит в одновременном изменении себя и других. Моя профессиональная
деятельность еще более удивительна в этом плане: я – «мастер» будущих
педагогов. В моей «мастерской» они учатся взаимосовершенствованию,
осуществляя поиск ответов на вопросы: как, воспитывая детей, воспитать
самого себя и как, воспитывая детей, побуждать их к самовоспитанию? На то,
что настоящее воспитание – воспитание, побуждающее человека к
самовоспитанию, обращал наше внимание еще В.А.Сухомлинский. Единство
воспитания и самовоспитания начинается, по В.А.Сухомлинскому, там, где
человек, познавая человеческое, познает тем самым себя, учится смотреть на
себя как бы со стороны. В этом высказывании педагога, я считаю, отражена
важность рефлексивной деятельности. Это подтверждает и мысль
В.И.Слободчикова о том, что подлинное личностное самоопределение
возможно только в «пространстве рефлексивного сознания». Именно поэтому,
как «мастер», я склонна выбирать рефлексивно-деятельностные
педагогические технологии, специфическими особенностями которых являются
осознание студентами различных сторон, компонентов своей личности и
деятельности, рефлексивное проживание и преобразование личностного опыта,
самостоятельное целеполагание и планирование деятельности,
самопроектирование своего личностного и профессионального развития на
основе активизации таких рефлексивных механизмов, как рефлексивный
анализ, рефлексивный контроль и рефлексивная оценка. Рефлексивно-
деятельностное обучение обеспечивает достижение результатов образования в
соответствии с требованиями компетентностного подхода: профессионал,
который не понимает, что он делает, для чего делает, как делает и почему
именно так, не может считаться компетентным специалистом.
Отдавая приоритеты антропологическому, личностно ориентированному,
рефлексивно-деятельностному, компетентностному методологическим
подходам, я соглашаюсь с мыслью индийского философа Шри Ауробиндо о
том, что «Мы начинаем с самого близкого, с самого начала - с самих себя. Мы
попытаемся изменить этот маленький кусочек мира, прежде чем отправиться
спасать других. И, может быть, в конце концов, это не такая уж глупая мысль,
ибо, кто знает, не является ли изменение себя самым эффективным способом
изменения других?».
Литература
1.
Камю, А. Миф о сизифе [Текст] / А. Камю. – М. : АСТ, 2011. – 224 с.
2.
Макаренко, А. С. Собрание сочинений [Текст] : в 7 т. / А. С. Макаренко. — М. :
Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1957
Т. 4 / А. С. Макаренко. – 1957. – С. 488-504.
3.
Мамардашвили, М. Картезианские размышления [Текст] / М. Мамардшвили. -М.
:Прогресс, 1993. – 352 с.
4.
Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания [Текст] / Сатпрем ; пер. с фр. и
англ. А. А. Шевченко, В. Г. Баранова. – СПб., 2005. – 352 с.
5.
Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования
[Текст] / В. И. Слободчиков. - Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской
епархии, 2009. – 264 с.
6.
Сумерки богов [Текст] / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр ; сост. А.
А. Яковлев. - М. : Политиздат, 1989. – 400 с.
7.
Сухомлинский, В. А. Воспитание и самовоспитание [Текст] / В. А. Сухомлинский //
Советская педагогика. – 1965. - № 12. – С. 34-40.