Напоминание

"Моя педагогическая философия"

Автор: Каргополова Ольга Александровна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж"

Населённый пункт: г.Тюмень

Наименование материала: Педагогическое эссе

Тема: "Моя педагогическая философия"

Описание:

В основе профессиональной деятельности любого педагога лежит определенная педагогическая философия.Автор раскрывает философские позиции, лежащие в основе его жизни и педагогической деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1617

Опубликовано 21.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Эссе Каргополова Ольга Александровна, преподаватель ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж» «Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно… Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут, и если он сам будет работать» А. С. Макаренко Когда-то Альбер Камю в своем «Мифе о Сизифе» сказал: «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема: это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или не стоит, - это ответить на основной вопрос философии». Поиск ответа на вопрос о смысле жизни занимал меня с четырнадцати лет, когда я только пришла учиться в педагогическое училище. Пришла не потому, что грезила педагогикой, а потому, что не помышляла ни о какой другой профессии – моя мама всю жизнь проработала преподавателем педагогического училища. Профессиональный путь длиною в 22 года не был гладким. Но ошибки, неудачи и провалы помогли понять главное: смысл моей жизни неотделим от смысла педагогической деятельности и заключается в личностном росте. Я разделяю мнение доктора философских наук М.К.Мамардашвили о том, что земная жизнь дается человеку, чтобы он развивался как Личность. Человек не только может, но и обязан успеть это сделать до наступления момента биологической смерти. Стать Личностью, на мой взгляд, - значит стать Взрослым человеком. Взрослым не по количеству прожитых лет, а по степени «становления человеческого в человеке» (В.И.Слободчиков). Становиться Взрослым – значит развивать себя в двух ипостасях: как уникальную индивидуальность (полюс «Я») и как социальное «я» (полюс «Другой»). При этом, важно именно гармоничное развитие, так как фиксация исключительно на полюсе «Я» приводит к отрицанию субъектности в другом человеке и, в конечном счете, разрушению отношений с другим. А фиксация исключительно на полюсе «Другой» приводит к саморазрушению. Ребенок, живущий в нас,
активно сопротивляется нашему личностному росту, не отпускает, все время склоняет к эгоистичности, себялюбию. Учиться быть «в ответе за тех, кого приручили» весьма непросто, по крайней мере, для меня. Однако, человеческое бытие – это всегда со-бытие с другими. На это обращают наше внимание философы-экзистенциалисты. Без другого невозможно выйти за пределы своего существования, принять свое «бытие-для-другого» (Ж.-П. Сартр) и через него себя как абсолютную ценность, стать целостной личностью и обрести смысл своего существования. Поэтому для человека (и особенно для педагога) важны «подлинная коммуникация» (К. Ясперс), осмысленность и сознательная социальная активность в отношениях, открытость, «заботливое размыкание другого» (М. Хайдеггер), уважение к другому, дружелюбие, ответственность, диалогичность. В каждодневном совершенствовании индивидуально-психологического (самоотношение) и социально-педагогического (отношение к другому) компонентов своей личности я вижу смысл своей жизни. Средством, которое позволяет разрешать возникающие противоречия между направленностью на себя и направленностью на другого, является рефлексия ( от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – осознание, осмысление оснований своих действий, поведения, деятельности. Поэтому рефлексию я рассматриваю как основной фактор личностно-профессионального самосовершенствования педагога. Смысл моей жизни как человека – расти как Личность. Смысл моей деятельности как педагога, моя педагогическая миссия – помочь другим взращивать в себе человеческое. Уникальность педагогической деятельности и состоит в одновременном изменении себя и других. Моя профессиональная деятельность еще более удивительна в этом плане: я – «мастер» будущих педагогов. В моей «мастерской» они учатся взаимосовершенствованию, осуществляя поиск ответов на вопросы: как, воспитывая детей, воспитать самого себя и как, воспитывая детей, побуждать их к самовоспитанию? На то, что настоящее воспитание – воспитание, побуждающее человека к самовоспитанию, обращал наше внимание еще В.А.Сухомлинский. Единство
воспитания и самовоспитания начинается, по В.А.Сухомлинскому, там, где человек, познавая человеческое, познает тем самым себя, учится смотреть на себя как бы со стороны. В этом высказывании педагога, я считаю, отражена важность рефлексивной деятельности. Это подтверждает и мысль В.И.Слободчикова о том, что подлинное личностное самоопределение возможно только в «пространстве рефлексивного сознания». Именно поэтому, как «мастер», я склонна выбирать рефлексивно-деятельностные педагогические технологии, специфическими особенностями которых являются осознание студентами различных сторон, компонентов своей личности и деятельности, рефлексивное проживание и преобразование личностного опыта, самостоятельное целеполагание и планирование деятельности, самопроектирование своего личностного и профессионального развития на основе активизации таких рефлексивных механизмов, как рефлексивный анализ, рефлексивный контроль и рефлексивная оценка. Рефлексивно- деятельностное обучение обеспечивает достижение результатов образования в соответствии с требованиями компетентностного подхода: профессионал, который не понимает, что он делает, для чего делает, как делает и почему именно так, не может считаться компетентным специалистом. Отдавая приоритеты антропологическому, личностно ориентированному, рефлексивно-деятельностному, компетентностному методологическим подходам, я соглашаюсь с мыслью индийского философа Шри Ауробиндо о том, что «Мы начинаем с самого близкого, с самого начала - с самих себя. Мы попытаемся изменить этот маленький кусочек мира, прежде чем отправиться спасать других. И, может быть, в конце концов, это не такая уж глупая мысль, ибо, кто знает, не является ли изменение себя самым эффективным способом изменения других?». Литература 1. Камю, А. Миф о сизифе [Текст] / А. Камю. – М. : АСТ, 2011. – 224 с. 2. Макаренко, А. С. Собрание сочинений [Текст] : в 7 т. / А. С. Макаренко. — М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1957 Т. 4 / А. С. Макаренко. – 1957. – С. 488-504.
3. Мамардашвили, М. Картезианские размышления [Текст] / М. Мамардшвили. -М. :Прогресс, 1993. – 352 с. 4. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания [Текст] / Сатпрем ; пер. с фр. и англ. А. А. Шевченко, В. Г. Баранова. – СПб., 2005. – 352 с. 5. Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования [Текст] / В. И. Слободчиков. - Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с. 6. Сумерки богов [Текст] / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр ; сост. А. А. Яковлев. - М. : Политиздат, 1989. – 400 с. 7. Сухомлинский, В. А. Воспитание и самовоспитание [Текст] / В. А. Сухомлинский // Советская педагогика. – 1965. - № 12. – С. 34-40.


Яндекс.Метрика