Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях"

Автор: Фимина Наталья Владимировна

Должность: преподаватель математики

Учебное заведение: ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж

Населённый пункт: г. Ульяновск

Наименование материала: статья

Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях"

Описание:

Использование здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях позволяет предупредить переутомление обучающихся, организовать "щадящий режим", снизить уровень тревожности. Стабильных результатов я добиваюсь, благодаря инновационным подходам к организации образовательного процесса. Осуществляю развитие субъективности обучающихся, формирование таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной, созидательной деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1627

Опубликовано 21.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Фимина Наталья Владимировна,

преподаватель математики,

ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж,

г. Ульяновск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А. Сухомлинский 1. Одной из основных технологией, реализуемой мною в образовательном процессе, является технология развития критического мышления, в основе которой лежат личностно-ориентированные принципы, культурно-ориентированные принципы, деятельностно-ориентированные принципы. 2. Использование мною в рамках развивающего обучения информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать процесс обучения более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным. Информационно-коммуникационные технологии применяю, в основном, на этапах изучения и обобщения как поддерживающие познавательную мотивацию. Ни для кого, ни секрет, что ключевой проблемой любого обучения является проблема удержания внимания обучающихся. Компьютер мой незаменимый помощник на занятии, так как позволяет изменять темп и формы ведения занятия, использовать образно- художественное представление, проявлять мое творчество, как педагога – все это ведет к снижению утомляемости обучающихся. 3. Технологию проектного обучения применяю в основном во внеклассной работе по предмету. Все выше перечисленные технологии соответствуют индивидуально – типологическим особенностям обучающегося. Но применение всех этих технологий только тогда не будет приносить ущерб обучающемуся, если сам преподаватель подготовлен для работы в режиме развивающей системы. В этих условиях я выстраиваю свою деятельность с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Использую следующие формы реализации здоровьесберегающих технологий: • занятия с использованием профилактических методик, • занятия с чередованием высокой и низкой двигательной и умственной активности. Включаю в занятия компенсаторно-нейтрализующие приемы здоровьесберегающих образовательных технологий: • физкультминутки, • пальчиковую, оздоровительную, дыхательную гимнастику.
При построении занятий использую в работе рекомендации, приемы, которые связаны со здоровьесберающей технологией: 1. Обстановка и гигиенические условия в аудитории должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). 2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность занятий утомляет обучающихся. Частая же смена одной деятельности другой потребует у обучающихся дополнительных адаптационных условий. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 4. Количество методов (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование методов не позже чем через 10-15 минут. 5. На занятии следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. 6. На занятии должна присутствовать смена поз обучающихся, которые соответствовали бы видам работы. 7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут занятия по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 8. В занятие следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Использование таких несложных приемов на каждом занятии приносит свои плоды. Показателем эффективности проведенного занятия считаю состояние и вид учеников, выходящих с занятия. На каждом занятии уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья: • включаю в занятии задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах». Напоминаю обучающимся о правильной осанке: «Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая
осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность». Обучающимся предлагаю принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение занятия. • для диагностики эмоционального состояния обучающимся предлагаю заполнить листы настроения, как в начале занятия, так и в конце его, перед контрольными и после контрольных работ. Обучающиеся закрашивают цветным карандашом (или рисуют) ту физиономию, которая соответствует их настроению. Главный принцип моей педагогической тактики состоит в том, что я, как преподаватель стараюсь никогда не «навязывать» обучающемуся информацию (в любой форме – фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а обучающийся должен запросить её у меня и получить требуемый ответ. Таким образом, моя задача как преподавателя – научить обучающегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. Поэтому на своих занятиях очень часто применяю прием «Толстые и тонкие вопросы», так как считаю, что умение задавать вопросы напрямую связаны со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Задание вопросов – это: • проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно связана с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья. • показатель включённости обучающегося в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают). • показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся преподавателя обучающийся вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых обучающимся вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы, задают мне обучающиеся на занятии, я сужу о своем профессионализме: все ли я сделала так? Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают – это значит, что или всё понятно, или ничего не понятно», на мой взгляд – не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или неуважения к её источнику, или низкого уровня слушателей. Таким образом, на занятии создается ситуация успеха, которая благосклонно влияет на самочувствие обучащихся. Разрабатываю и провожу занятия, направленные на формирование здорового
образа жизни, правильное питание. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на занятиях рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни» и т.д. На своих занятиях я придерживаюсь следующий позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения: • Мой обучающийся всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности. • При выполнении домашних заданий и самостоятельных и контрольных работ обучающийся имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу». • Обучающийся может выбрать вид деятельности на занятии: устный ответ или письменный (на занятии, проводимом традиционно): работа с текстом, изготовление наглядности для презентации ответа, выполнение практической работы. Это позволяет предупредить переутомление, организовать «щадящий режим», снизить уровень тревожности. Стабильных результатов я добиваюсь, благодаря инновационным подходам к организации образовательного процесса. Осуществляю развитие субъективности обучающихся, формирование таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, способность к преобразовательной, созидательной деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя). 2. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения, 2003. 3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. – 272 с. 4. Москаленко М.Н. Здоровье сберегающие технологии на уроках математики, 2005.


Яндекс.Метрика