Напоминание

"Модульное обучение как способ стимулирования познавательной активности обучающегося СПО"

Автор: Броновицкая Марина Константиновна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: НОУ СПО НТГП ОАО Газпром

Населённый пункт: Новый Уренгой

Наименование материала: доклад

Тема: "Модульное обучение как способ стимулирования познавательной активности обучающегося СПО"

Описание:

Даны общие понятия о модульной системе обучения для пробуждения активность обучающихся в процессе обучения. Описаны функции преподавателя, особенности модульной технологии обучения и ее позитивные качества.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1658

Опубликовано 24.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


НОУ СПО «Новоуренгойский техникум газовой промышленности»

ООО «Газпром»

Доклад на тему:

«Модульное обучение как способ стимулирования познавательной

активности обучающихся СПО в условиях ФГОС»

Подготовила

Преподаватель

Броновицкая М. К.

2015 год


Общие понятия о модульной системе обучения.
Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира. Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом. Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний. Появление модульного метода – попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки:  направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем, а не на выполнение конкретной работы, что мешало устраиваться на работу выпускникам учебных заведений;  негибкость подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов;  несоответствие подготовки довольно сильно дифференцированному общеобразовательному уровню разных групп населения;  отсутствие учета индивидуальных особенностей учеников. Главное в модульном обучении –
возможность индивидуализации

обучения.
С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных
(выборочных) модулей и свободный их выбор позволяет
всем ученикам
усвоить учебный материал, но в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для учеников были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько сложными, чтоб не было навязчивого педагогического руководства. В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования самостоятельности в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю.
Гибкость модульного обучения
. Дж. Рассел представляет модуль, как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме. Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации. Соглашаясь с такой трактовкой «гибкости», П. Юцявичене возражает против рассмотрения модулей как единиц учебного материала, которые соответствуют одной теме. Гибкость в таком понимании приведет к фрагментарности обучения.
Элективность обучения
(возможность свободного выбора действий). Следуя системе Ф. Келлера, важной чертой модульного обучения является отсутствие жестких организационных временных рамок обучения: оно может проходить в удобное для учащегося время. Отсутствие жестких временных рамок позволяет ученику продвигаться в обучении со скоростью, которая соответствует его способностям и наличия свободного времени: ученик может выбирать не только необходимые ему модули, но и порядок их изучения. Дж. Рассел утверждает, что модульное обучение требует непосредственной ответственности ученика за результат обучения, т.к. для него создаются комфортные условия для усвоения содержания модулей. При
таком подходе существенно увеличивается мотивация обучения, т.к. учащийся может свободно выбирать удобные для него способы, средства и темпы обучения. Но при этом не исключается роль преподавателя (инструктора).
Активность обучающихся в процессе обучения.
Для эффективного усвоения учебного материала обучающийся должен активно над ним работать. Главным преимуществом методики в учебных заведениях Западной Европы является деятельность обучающихся. Другими словами, - акцент ставится не на преподавании, а на самостоятельной индивидуальной работе обучающихся с модулями.
Функции преподавателя.
С появлением модульного обучения функции преподавателя меняются, т.к. акцент делается на активную учебную деятельность. Преподаватель освобождается от рутинной работы – преподавания несложного учебного материала, активный контроль знаний сменяется самоконтролем. Больше времени и внимания преподаватель уделяет стимулированию, мотивации обучения, личными контактами в процессе обучения. При этом он должен быть высоко компетентным, что позволяет ему давать ответы на те сложные вопросы творческого характера, которые могут возникнуть у обучающихся в процессе работы с модулем.
Взаимодействие обучающихся в процессе обучения
. Главное отличие модульной системы обучения от традиционной заключается в системном подходе к анализу изучения конкретной профессиональной деятельности, что исключает подготовку по отдельным дисциплинам и предметам. В основе построения модульных учебных программ находится конкретное производственное задание, которое составляет суть каждой конкретной работы. В обобщенном виде их комплекс составляет содержание специальности или профессии. Термин «задание» в данном случае изменен на новый – «модульный блок».
Модульный блок
– логически завершенная часть работы в рамках производственного задания, профессии или области деятельности с четко
обозначенным началом и окончанием контроля, как правило, не подразделяется в дальнейшем на более мелкие части.
Модуль трудовых навыков (МТН)
– описание работы, выраженное в виде модульных блоков. МТН может состоять из одного или нескольких самостоятельных модульных блоков.
Учебный элемент
– самостоятельная учебная брошюра, предназначенная для изучения, ориентированная как на самостоятельную работу обучаемого, так и на работу под руководством инструктора. Каждый учебный элемент охватывает определенные практические навыки и теоретические знания.
Инструктивный блок
– современная форма плана занятий, разработанная для модульной системы обучения. Он способствует инструкторам и преподавателям осуществлять систематическое планирование и подготовку занятий. Инструкционные блоки могут также являться основой для разработки учебного элемента.
Особенности модульной технологии обучения.
Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, перераспределении рабочей силы, необходимости массового переобучения работников. Нельзя не учитывать и фактор кратковременности обучения в условиях ускоренных темпов научно- технического прогресса.
Особенности модульного обучения заключаются в том, что

обучающийся частично или полностью самостоятельно может

работать с предложенной ему учебной программой, которая содержит в

себе целевую программу действий, базы информации и методическое


руководство для достижения поставленных дидактических целей
. В этом случае функции преподавателя могут изменяться от информационно- контролирующих до консультационно-координирующих. Технология модульного обучения базируется на объединении принципов системного квантования и модульности. Первый принцип составляет методологическую основу теории «сжимания», «сворачивания» учебной информации. Второй принцип является нейрофизиологической основой метода модульного обучения. При модульном обучении нет строго заданного срока обучения. Он зависит от уровня подготовленности учащегося, его предыдущих знаний и умений, желаемого уровня получаемой квалификации. Обучение может прекратится после овладения любого модуля. Учащийся может выучить один или несколько модулей и получить узкую специализацию или овладеть всеми модулями и получить широкопрофильную профессию. Для выполнения работы на конкретном предприятии все модульные единицы и модульные элементы можно не изучать, а только те, которые необходимы для выполнения работы на конкретном рабочем месте. С другой стороны, профессиональные модули могут состоять из модульных единиц, которые относятся к разным специальностям и разным областям деятельности. Может быть широкопрофильная профессия, связанная с использованием одной и той же производственной деятельности в разных отраслях. Указанные выше принципы модульной системы профессионального образования дают возможность обратить внимание на такие ее
позитивные

качества:
 достигается мобильность знаний в структуре профессиональной компетентности работника путем замены устаревших модульных единиц на новые, которые содержат новую и перспективную информацию;
 управление обучением учащихся является минимальным. Это позволяет решить проблемы с будущим обучением и повышением квалификации рабочих кадров и специалистов;  благодаря четким, коротким записям учебной информации при конструировании дидактических модулей, приучает педагогов и учащихся к короткому высказыванию мыслей и суждений;  время усвоения информации, записанной в дидактическом модуле, по сравнению с традиционными формами предоставления учебного материала в 10 – 14 раз;  сокращается учебный курс на на10 -30% без потерь полноты преподавания и глубины усвоения учебного материала за счет действия фактора «сжимания» и «отклонения» учебной информации, лишней для данного вида работ или деятельности;  происходит самообучение с регулированием не только скорости работы, но и содержания учебного материала;  достигается декомпозиция профессии (специальности) на завершенные в целевом и содержательном отношении части (модулей, блоков), которые имеют самостоятельные значения;  возможность обучения нескольким профессиям на основе усвоения разных профессиональных блоков с учетом конкретной производственной деятельности.


Яндекс.Метрика