Утверждают, что "в здоровом теле – здоровый дух". И действительно, физически здоровому человеку меньше требуется от общества, и он может понизить планку терпимости по отношению к другим членам общества. Сильные, здоровые люди, уверенные в себе, могут позволить быть более, беззаботными и открытыми, чем их слабые или больные сограждане. В промежутке от рождения до смерти происходит естественное непрерывное изменение жизненных показателей человека, и прежде всего его физических и интеллектуальных возможностей.
«В здоровом теле – здоровый дух»
« Здоровье – не всё,
но всё без здоровья ничто. »
Сократ
Утверждают, что «в здоровом теле – здоровый дух». И действительно,
физически здоровому человеку меньше требуется от общества, и он может
понизить планку терпимости по отноше
нию к другим членам общества.
Сильные, здоровые люди, уверенные в себе, могут позволить быть более,
беззаботными и открытыми, чем их слабые или боль
ные сограждане.
В
промежутке от рождения до смерти происходит естественное непрерывное
изменение жизненных показате лей человека, и прежде всего его физи ческих
и интеллектуальных возможностей.
Преподавателям и студентам колледжа была выдана анкета с основными
заболевания любой возрастной группы.
В опросе принимало участие 49
преподавателей и 137 студентов. По проведенному опросу определились
следующие показатели:
№ Заболевание
Преподаватели
%
Студенты
%
1
Сердечно-сосудистая система
21
17
2
Желудочно-кишечные заболевания
42
35
3
Опорно-двигательный аппарат
29
24
4
Нет перечисленных заболеваний
8
24
В течение жизни многие показатели состояния организма непрерывно
меняются примерно с одной и той же закономерностью. С момента рождения
они начинают увеличиваться, достигая наивысшего значения в 18-24 года, в
течение примерно шести лет держатся на этом уровне, а затем постепенно
начинают снижаться, доходя к концу жиз ни до 40-50 процентов от начальных
показателей. Таким образом, изменяются емкость легких, скорость кровотока,
сердечный индекс и многие другие по
казатели здоровья. Образ жизни
определяет скорость этого изменения. Ско
рость старения тем выше, чем
меньше человек заботится о своем здоровье и чем хуже условия его
обитания.
Задача, причем посильная, за ключается в том, чтобы после достиже
ния
максимальных показателей (а имен но они должны быть приняты за норму,
если были достигнуты естественным пу
тем, а не в результате чрезмерных
спортивных упражнений) были созда ны образ жизни и мироощущение, при
которых эти показатели оставались бы стабильными как можно дольше.
Самое главное препятствие при выполнении этой задачи заключается в
численной оценке показателей своего здоровья и интеллекта. Большинство
людей не знает, не только значений ос новных параметров своего здоровья, но
и даже их названий. А если и существует осмысленное понимание этих
характеристик состояний организма, то чаще всего нет возможности для их
оперативного измерения и тем более последую
щего изменения по
результатам таких измерений.
Организм сам заботится о сохра
нении постоянных значений своих
основных показателей. Но ему противо
действует приспособительная
система, которая учитывает отклонения в среде обитания и меняет эталонные
показатели организма в слишком больших преде
лах и не всегда в нужном
направлении из-за ошибок в программах поведения, формируемых самим
человеком не все гда лучшим образом. Так, в генетическом коде человека
обнаружена программа, предназначенная для поддержания по
стоянства
естественного веса за счет различной интенсивности обмена ве
ществ. Это
механизм с обратной связью, работающий по принципу замедления сжигания
пищевых калорий в случае, если вес стал уменьшаться, и, наоборот,
ускоренного сжигания при превышении веса, выбранного природой в
качестве оптимального для каждого человека. Если в молодости в течение
продолжительного времени вес держится на од ном уровне, то он и является
оптимальным и в то же время эталонным для орга
низма с учетом всех его
особенностей.
Однако неграмотное потребление пищи, в конце концов извращает
программу весовой инерции, меняя эталонные показатели. При избытке
пищи жировые отложения медленно и неотвратимо начи
нают «процветать»
на всевозможных час тях тела. А это, в свою очередь, вызывает изменения в
режимах работы обслужива
ющих их систем и органов, что в результа
те
приводит к изменениям и эталонных показателей состояния.
Организм, переходящий из нор
мального в более низкое состояние,
можно назвать стареющим. И самое не
приятное в такой ситуации – полное
неведение человека. Все происходит очень медленно и вроде бы без каких-
либо ощутимых последствий.
Молодые люди обычно не счита
ют важными вопросы, связанные со
здоровьем. В различных опросах его ставят по степени значимости примерно
на де сятое место. О здоровье вспоминают, когда начинают его терять. Но
здравый смысл должен подсказывать, что время для ревизии состояния
здоровья насту пает, когда оно находится в лучшей форме. Нужно иметь
представление о рубежах, которые необходимо удер
живать всю жизнь и от
которых начнется медленное добровольное и в какой-то степени осознанное
старение.
В связи с некоторыми трудностями в получении такой информации
требуется, чтобы каждый имел свой сертификат «О состоянии физи ческого и
интеллектуального здоровья», в котором должны отражаться его основ
ные
жизненные показатели и уровень потенциальных возможностей. Жела тельно
также, чтобы в него были поме
щены рекомендации специалистов по образу
жизни с учетом индивидуальных особенностей.
Бесспорно, что в них должна содержаться информация, включающая:
пульс в спо
койном состоянии и после нагрузки; артериальное давление;
жизненную емкость легких; состав кро
ви; скорость реакции; показатели
памяти; коэффициент интеллекта; биоритмы и т.п.
Компьютер наш помощник в такой ситуации. Можно открыть сайт «Мое
здоровье», где открыть странички: «Полезно знать каждому»; «Комплексы
упражнений»; «И это всё о нём» (здоровый педагог колледжа); Результаты
групп по общей физической подготовке; «Лучший спортсмен и группа
колледжа»; «Таким не надо быть…» и др.
Некоторые показатели своего текущего состояния здоровья можно узнать
на компьютере в компьютерном кабинете (программа разработана 2001 году).
Вес, давление, пульс, температуру можно узнать в медпункте. Используя
известные методики, каждый, может завести дневник самонаблюдения и
заниматься физическими упражнениями не навредив себе. Но любая
личность характеризу ется не только физическими параметра
ми. Поведение
человека и его отноше
ния с окружающими людьми зависят так
же от
эмоционального и интеллектуаль ного развития. А с ними тоже начинаются
проблемы.
Эмоциональное старение возни
кает при нежелании менять устоявшие
ситуаций и впечатлений. Многое перестает интересовать, а все новое и
непонятное начинает раздражать. Эта раздражительность и служит основным
признаком эмоционального неблагопо лучия. Что-то похожее происходит и с
интеллектуальными показателями. Интеллект характеризуется количеством и
качеством накопленных знаний и про
грамм поведения. Вся сложность
ситуации заключается в том, что и знания устаревают, и программы
поведения, которые, не совершенствуясь, морально стареют. А оценить
уровень своего интеллекта многие стесняются, и у большинства людей
возникает защитная реакция типа «мы сами с усами». И все-таки каждый
может хотя бы для себя кос
венно оценить некоторые свои умствен
ные
показатели по способности решать кроссворды. Во всяком случае, об
эрудиции и памяти можно составить представление.
Бытовые приборы служат челове
ку до тех пор, пока не произойдет их
моральное старение. Так и сам человек подвержен моральному старению,
тому состоянию, при котором он становится неинтересен обществу. И
возникает это состояние, когда он не может не только совершенствоваться, но
и просто под держивать на должном уровне свои фи
зические, душевные и
интеллектуальные кондиции.
Существует также обратная связь. Подавленный дух влияет на здоровье.
Сколько известно случаев, когда мораль но сломленные люди быстро теряют
свои физические кондиции. Достаточно убедить человека в том, что у него
опасная болезнь, и его организм перестроится соответствующим образом.
Основной путь сохранения ста
бильных показателей здоровья и
повышения эффективности умственной деятельности заключается в их
тренировке.
Список литературы
1.
Агаджанян Н.А.Здоровье студентов. – М.: Россия, 1997. – 121 с.
2.
Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: ФиС,
1989. 15-16 с.
3.
Вилянский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль
физической культуры в обеспечении здоровья //Физическая культура
студента. – М.: Гардарики, 2001. – С. 131-174.
4.
Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное
пособие /Ю.П.Кобяков. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 252 с.