Саполович Нина Васильевна,
преподаватель электротехники и электроники,
Филиал ДВФУ в г. Большой Камень, Приморский край
Игровые технологии на занятиях по электротехнике
Наиболее важной задачей в развитии современного общества является
повышение качества подготовки специалистов в учреждениях высшего и
среднего профессионального образования.
Одним из требований Федерального государственного стандарта
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к условиям
реализации основной профессиональной образовательной программы
является широкое использование в учебном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной
работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
Активные и интерактивные методы рекомендуется использовать при
проведении занятий наряду с традиционными методами, такими как лекции и
семинары. Традиционные методики преподавания используются достаточно
часто при передаче и закреплении знаний.
При чтении лекций преподаватель имеет возможность передавать знания
большому числу слушателей, применять наглядные средства обучения,
использовать аудио- и видеоматериалы. Но лекционный метод имеет ряд
недостатков, основным из которых является его односторонняя
коммуникация, так как студенты в основном являются пассивными
слушателями, что снижает их внутреннюю мотивацию.
В настоящее время многие преподаватели проявляют интерес к
нестандартным методам обучения, основанных на принципе активации
мыслительной деятельности студента. При изучении дисциплины
«Электротехника и электроника» целесообразно использовать такие
нетрадиционные методы обучения, как деловая учебная игра,
информационные, исследовательские и конструкторские проекты,
компьютерное моделирование, интернет-технологии и некоторые другие
методы активного обучения.
Проведение занятий в форме учебной игры дает преподавателю
возможность сделать их интересными и более привлекательными для
студентов, а также развить их творческие способности, стимулировать
самостоятельную деятельность при подготовке к занятию.
В ходе деловой игры можно моделировать конкретные ситуации,
которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности
обучающихся. Применение игровых технологий в процессе обучения
позволяет развивать способности студентов к анализу ситуаций, решению
проблем и задач, формировать личностные и деловые качества будущего
специалиста.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария, который
содержит: тему и цели занятия, описание изучаемой ситуации, обоснование
поставленной задачи, план и общее описание процедуры игры.
Чаще всего деловая игра состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап, целью которого является подготовка
обучаемых к участию в игре. На этом этапе формируются группы,
распределяются роли среди членов группы, выдается задание для
самостоятельной подготовки к игре.
Главная задача преподавателя на этом этапе игры – заинтересовать
студентов темой и формой проведения занятия, то есть создать такую
атмосферу, в которой обучаемые захотят действовать инициативно и
творчески.
2. Основной этап, на котором осуществляется коллективная работа групп
по анализу собранной информации на подготовительном этапе, обсуждение
поставленных задач и выбор способов их решения, непосредственное
выполнение заданий игры, анализ достижения поставленных целей.
На этом этапе основные функции преподавателя заключаются в
руководстве ходом игры, обеспечении высокой включенности в работу всех
студентов группы, поддержании творческой, соревновательной обстановки.
3. Заключительный этап состоит в анализе деятельности участников, то
есть это оценка проведенной работы, и оценка действий команды или
отдельных участников игры. При этом разбор игры следует начинать с ее
оценки участниками, а преподаватель должен завершить обсуждение
анализом работы участников, прокомментировать их действия на всех этапах
игры и подвести итоги. При подведении итогов необходимо выяснить у
студентов, что они приобрели в результате деловой игры и какие выводы для
себя они сделали.
Таким образом, игровые методы – это достаточно эффективные методы,
так как процесс восприятия учебной информации осуществляется через
организацию деятельности обучаемых, которые активно включены в процесс
обучения.
Деловая игра является интерактивным методом, поскольку студенты в
ходе занятия взаимодействуют не только с преподавателем, как в некоторых
формах активного обучения, но и друг с другом.
Место преподавателя на
интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на
достижение целей занятия.
Примером применения активных методов обучения в преподавании
дисциплины «Электротехника и электроника» на втором курсе СПО может
служить занятие, посвященное выбору аппаратов защиты и расчету сечения
проводов. На этом занятии наряду с деловой игрой использовались элементы
методов проектирования, исследования и компьютерного моделирования.
Тема : Выбор предохранителей и расчет сечения подводящих проводов
квартирной электропроводки
Обучающие цели занятия:
- закрепление знаний по составлению схем электрических цепей и их
сборке;
- отработка навыков по выбору аппаратов защиты и расчету сечения
подводящих проводов;
- формирование профессиональных навыков.
Развивающие цели занятия:
- пробуждение у обучающихся интереса к электротехнике;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения
поставленной учебной задачи;
- выход на уровень осознанной компетентности студента.
Воспитательные цели занятия:
- установление воздействия между студентами, обучение работать в
команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого
на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование жизненных навыков.
Ход игры
1.
Подготовительный этап
Деловая игра проводится при изучении темы «Передача и распределение
электрической энергии» после того как студенты познакомились с
элементами устройства электрических сетей, изучили устройство и принцип
действия плавких предохранителей и выполнили расчетно-графическую
работу «Выбор сечения проводов по допустимому нагреву и по допустимой
потере напряжения»
Группа разбита по бригадам под условными названиями: «Теоретики»,
«Проектировщики», «Электромонтажники», «Исследователи».
Каждая группа получает задание, соответствующее ее профилю.
Задание «Проектировщикам»: Изучить электрическую цепь квартирной
проводки и составить ее упрощенную принципиальную схему. Записать
значения мощностей ламп накаливания в квартире и технические
характеристики основных электронагревательных приборов. Выяснить, из
какого материала изготовлены подводящие провода и как они проложены.
Задание «Теоретикам»: Изучить правила выбора предохранителей для
защиты электроприемников от коротких замыканий и перегрузок и выбор
сечения проводов и кабелей с учетом защитных аппаратов.
Задание «Исследователям»: Собрать информацию об
энергосберегающих лампах, сделать сравнительную характеристику ламп
накаливания и энергосберегающих ламп.
Задание «Электромонтажникам»: Повторить правила сборки
электрических цепей, условные обозначения элементов при работе с
компьютерной программой «Начала электроники».
При выдаче заданий преподаватель дает рекомендации по их
выполнению и обращает внимание студентов на то, что от добросовестного
выполнения полученных заданий всеми бригадами зависит успех
предстоящей игры.
2.
Основной этап
2.1 Доклад проектировщиков
С помощью презентации студенты объясняют, как выглядит цепь
электропроводки, выбранной им квартиры, представляют ее упрощенную
схему, в которой осветительные приборы собраны в одну группу, а
электронагревательные в другую. Защиту ламп накаливания и
электронагревателей осуществляют предохранители, хотя в действительности
защита выполнена автоматическими выключателями. Но устройство, виды,
принцип работы автоматических выключателей, и также способы их выбора
студенты изучают позже в дисциплине «Электрические машины и аппараты».
Пример схемы приведен на рисунке 1.
Рис.1. Схема цепи переменного тока с электронагревательными и
осветительными приборами
На отдельных слайдах представлены технические характеристики
основных потребителей электрической энергии и информация о проводах.
2.2 Доклад «Теоретиков»
Используя подготовленные слайды, студенты объясняют принцип
выбора предохранителей для защиты потребителей электрической энергии и
подводящих проводов от перегрузок и коротких замыканий, напоминают
процедуру расчета сечения проводов по допустимому нагреву, а также
объясняют правила выбора сечения проводников с учетом аппарата защиты.
2.3 Доклад «Исследователей»
Объясняют устройство компактных люминесцентных ламп, указывают
их основные достоинства и недостатки, приводят сравнительную
характеристику энергосберегающих ламп и ламп накаливания. Выступление
сопровождается показом видеоролика и демонстрацией слайдов.
На рисунке 2 приведен пример одного из слайдов.
2.4 Коллективная работа
Задание:
1) Используя схему «Проектировщиков», правила выбора
предохранителей и сечения проводов, представленные «Теоретиками»
SA2
SA2
SA1
SA3
SA4
SA5
EK1
EK2
EL1
EL2
FU1
FU2
FU3
~
рассчитать рабочие токи для всех электроприемников и ток в магистральной
линии.
2) По таблице «Допустимые длительные токовые нагрузки для
изолированных проводов и кабелей с медными и алюминиевыми жилами»
определить сечение подводящих проводов по допустимому нагреву, с учетом
материала из которого они изготовлены и способа прокладки.
3) Используя таблицу «Параметры предохранителей» выбрать
предохранители для защиты магистрали и каждого ответвления.
4) По таблице «Допустимые длительные токовые нагрузки для
изолированных проводов и кабелей с медными и алюминиевыми жилами»
определить сечение подводящих проводов с учетом выбранных
предохранителей.
5) Из двух сечений, рассчитанных по допустимому нагреву и в
зависимости от установленных предохранителей, принять большее и
округлить до ближайшего стандартного сечения проводника.
Рис.2. Светят одинаково при разной потребляемой мощности
2.5 Работа «Электромонтажников»
Используя компьютерную программу «Начала электроники» студенты
моделируют схему, представленную «Проектировщиками», задают
параметры элементов цепи: мощности потребителей, номинальные токи
предохранителей.
Так как компьютер соединен с интерактивной доской, то за процессом
сборки цепи наблюдает вся группа.
Далее осуществляется проверка схемы:
- Замкнуть ключи
SA1 и
SA4, SA5. Убедится, что лампы загорелись, а
предохранители FU1 и FU3 не перегорают.
- Замкнуть ключи SA1 и SA2, SA3. Убедится, что нагреватели включились, а
предохранители FU1 и FU2 не перегорают.
- Замкнуть все ключи. Убедится, что все электроприборы включились, а все
предохранители не перегорают.
Результат работы «Электромонтажников» представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Электрическая цепь, собранная «Электромонтажниками»
2.6 Коллективная работа студентов
Задание:
1) Рассчитать энергию, потребляемую всеми лампами накаливания за
месяц при их непрерывной работе в течение 3 часов ежедневно.
2) Заменить в схеме лампы накаливания энергосберегающими,
ориентируясь на таблицу, представленную на рисунке 2 и провести расчет
энергопотребления этими лампами по тем же условиям, что и с лампами
накаливания.
3) Определить экономию электроэнергии при замене ламп накаливания
энергосберегающими лампами.
3. Заключительный этап
Анализ и подведение итогов игры.
Студенты обсудили работу бригад в целом, выявили сильные и слабые
стороны самостоятельной подготовки к занятию. Отметили насколько важно
быть подготовленными к игре всем бригадам, так как неподготовленность
хотя бы одной из них негативно скажется на ходе игры и ее результатах.
Преподаватель обобщает высказывания участников игры, акцентирует
внимание на основных успехах и неудачах бригад и отдельных студентов,
анализирует активность учащихся при их коллективной работе.
В завершении подводятся итоги игры, выставляются оценки.
В этом примере игра проводилась в небольшой группе, численностью 12
человек, поэтому команда была всего одна. При большей численности,
группу можно разделить на две команды, которые будут соревноваться друг с
другом, что только усилит интерес и активность студентов.
Нетрадиционные формы, применяемые в процессе обучения достаточно
эффективны, но нельзя их использовать постоянно. Только грамотное
сочетание традиционных и активных форм обучения поможет преподавателю
развивать на своих занятиях самостоятельность и творческую активность
своих учеников.
Список литературы
1.
Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами
электроники. - М.: Высшая школа, 2000.
2.
Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника. - М.: Высшая школа,
1987.
3.
Кужеков С.Л. Практическое пособие по электрическим сетям и
электрооборудованию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4.
Суворин А.В. Современный справочник электрика. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2010.
5.
Цапенко В.Н., Филимонова О.В. Методика преподавания
электротехнических дисциплин. Учебное пособие. – Самара: Изд-во СГТУ,
2009.
6.
Частоедов Л.А. Электротехника. - М.: Высшая школа, 1989.