Напоминание

"Формирование навыков самоконтроля и подготовка студентов к самообразованию через организацию самостоятельной работы на уроках теоретических основ математики в колледже"

Автор: Бутова Валентина Леонидовна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: БУ"НСГК"

Населённый пункт: город Нижневартовск

Наименование материала: Педагогический проект

Тема: "Формирование навыков самоконтроля и подготовка студентов к самообразованию через организацию самостоятельной работы на уроках теоретических основ математики в колледже"

Описание:

Данная работа посвящена формированию навыков самоконтроля у будущих учителей начальных классов. Проблема подготовки будущих учителей к самоконтролю профессионально-педагогической деятельности до настоящего времени настоящего времени не нашла должного отражения в педагогической литературе. В силу этого педагоги испытывают значительные трудности в организации учебного процесса на основе опыта самоконтроля обучающихся, в выборе заданий, направленных на его формирование.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=1843

Опубликовано 13.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Педагогический проект
преподавателя кафедры «Начального общего и дополнительного образования» Бутовой Валентины Леонидовны
Формирование навыков самоконтроля и подготовка студентов к

самообразованию через организацию самостоятельной работы на уроках

теоретических основ математики в колледже
Нижневартовcк, 2014 1

Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………...3 2. Аналитическое обоснование проекта…………………………………………6 3. Концептуальные основы проекта…………………………………………......9 4. Описание сути проекта……………………………………………………….12 5. Мероприятия по реализации проекта………………………………………..22 6. Ресурсное обеспечение проекта……………………………………………...24 7. Приложения…………………………………………………………………...28 2

1. Введение.
Первое и начало второго десятилетия XXI века ознаменовано дальнейшим инновационным развитием, значительными институциональными изменениями и коренными преобразованиями во всех сферах российского общества, что нашло свое отражение и в требованиях ФГОС к результатам среднего специального профессионального образования, которые включают в себя следующие характеристики, необходимые выпускнику СПО: способность адаптироваться к постоянно меняющимся современным требованиям технического прогресса, ориентацию на компетентное решение профессиональных задач, готовность к самосовершенствованию, самообразованию, самоконтролю, позволяющую реализовать свои потенциальные возможности. Эффективность педагогической науки и практики определяется качеством сформированности личности учителя в колледже. Подготовка теоретически активного творческого учителя - это то начало, которое будет определять успех применения новых систем знаний и освоение практической деятельности учителя. Определяя приоритетные направления в подготовке будущих учителей начальных классов, необходимо выделить у них процесс формирования различных педагогических умений. Только они определяют качество подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности к моменту окончания педколледжа. Следовательно, проблема поиска средств формирования и развития самоконтроля как компонента познавательной деятельности, адекватных их содержанию, является актуальной для разработки теории и практики подготовки учителя в педагогическом колледже. В современных учебниках и учебных пособиях по педагогике вопросы самоконтроля педагогической деятельности освещены недостаточно. Не рассматривался и процесс целостного формирования навыков самоконтроля при изучении математики, где учебные достижения непосредственно зависят от опыта учебного самоконтроля. Все это свидетельствует о том, что 3
проблема подготовки будущих учителей к самоконтролю профессионально- педагогической деятельности вплоть до настоящего времени не нашла должного отражения в педагогической литературе. В силу этого педагоги испытывают значительные трудности в организации учебного процесса на основе опыта самоконтроля обучающихся, в выборе заданий, направленных на его формирование. Таким образом, налицо противоречие между настоятельной необходимостью формирования у будущих учителей умений и навыков самоконтроля профессионально-педагогической деятельности и неразработанностью теоретических положений для организации такой работы на практике. Выявленные противоречия обуславливают
тему
исследования: «
Формирование навыков самоконтроля и подготовка студентов к

самообразованию через организацию самостоятельной работы на уроках

теоретических основ математики в колледже»
. Поиск путей разрешения данной проблемы и противоречий определил
цель исследования
: выявить наиболее эффективные приёмы формирования навыков самоконтроля, направленных на повышение успеваемости студентов колледжа и подготовку к самообразованию.
Объект исследования
- учебная деятельность студентов в колледже.
Предмет исследования
– процесс формирования навыков самоконтроля у студентов колледжа на уроках теоретических основ математики и подготовка их к самообразованию. Исходя из общей цели, предмета и объекта исследования, была сформулирована
гипотеза:
эффективность формирования умений самоконтроля у студентов колледжа повысится, если: - сделать самоконтроль ведущим компонентом деятельности студентов колледжа; - применять в обучении специальные задачи и задания, нацеленные на формирование у студентов навыков самоконтроля учебной деятельности; 4
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предопределили круг решаемых задач: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Определить понятие самоконтроля в педагогике. 3. Определить понятие самостоятельная работа и ее виды. 4. Описать имеющиеся в методической литературе пути формирования самоконтроля при обучении теоретическим основам математики. 5. Разработать упражнения для развития умений самоконтроля при обучении теоретическим основам математики студентов 2 курса; 6. Разработать пособие с методическими материалами для практических занятий по теоретическим основам начального курса математики для обучающихся колледжа и контрольно – оценочные средства к нему. Для реализации поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих
методов
:
- теоретические
(изучение научной педагогической, психологической литературы; изучение образовательных стандартов, программ, нормативной методической документации об образовании федерального, окружного и муниципального уровня);
- эмпирические
(наблюдение за ходом образовательного процесса); -
социальные
(беседы, опросы); -
диагностические (
проведение мониторинга качества обученности студентов, диагностики уровня сформированности самоконтроля)
Новизна и практическая значимость проекта.
В работе представлены задания, приемы работы, которые позволяют развить умения самоконтроля у студентов. Материалы проекта могут быть применены в практике преподавания, а также использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров. 5
Для реализации поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих
методов
:
- теоретические
(изучение научной педагогической, психологической литературы; изучение образовательных стандартов, программ, нормативной методической документации об образовании федерального, окружного и муниципального уровня);
- эмпирические
(наблюдение за ходом образовательного процесса); -
социальные
(беседы, опросы); -
диагностические (
проведение мониторинга качества обученности студентов, диагностики уровня сформированности самоконтроля)
Новизна и практическая значимость проекта.
В работе представлены задания, приемы работы, которые позволяют развить умения самоконтроля у студентов. Материалы проекта могут быть применены в практике преподавания, а также использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Сроки реализации проекта:
(сентябрь 2013 г. - декабрь 2014 г.)
2. Аналитическое обоснование проекта
Для понимания роли самоконтроля в процессе обучения важно представить его место в системе взаимодействия преподавателя и студентов. По мнению Ю. К. Бабанского, самоконтроль является важным учебным умением, специфика которого заключается в том, чтобы самостоятельно находить ошибки, неточности, замечать способы устранения найденных пробелов. Развитие мотивации студента к саморазвитию и самостоятельному контролю своей деятельности, поступков является одной из основных задач современных учреждений СПО. Согласно концепции профессионального управления, самоконтроль является необходимым элементом учебной деятельности, способствует самоуправлению собственным развитием. Ученый рассматривает самоконтроль как важный элемент учебной 6
деятельности, который способствует повышению эффективности обучения по всем предметам. Настоящий педагогический проект направлен на обеспечение результатов в осуществлении задач образовательного учреждения на 2013- 2014 учебный год. Основные разделы работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также проблеме формирования навыков самоконтроля. Основная часть работы посвящена описанию технологии реализации педагогического опыта. В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся. В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных средств обучения являются стабильные результаты освоения студентами МДК «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» по результатам промежуточной аттестации. Но так как работа по реализации проекта еще не завершена, представлены результаты текущей и промежуточной аттестации. Навыки самоконтроля будущего педагога могут быть сформированы и затем продуктивно применены только в том случае, если студент осознáет, что без овладения этими навыками он не сможет далее полноценно реализовать свои профессиональные амбиции на уровне, отвечающем современным требованиям. Важнейшую роль в формировании умений контролировать и оценивать себя играет самостоятельная работа. Значение самостоятельной работы огромно. Она развивает математическое мышление, воспитывает любознательность и познавательный интерес, вырабатывает необходимые умения и на выки, культуру умст венного 7
труда — умение рационально организовать учебу, спланировать ее во вре - мени, оформить надлежащим образом, показывает сознательность ус воения материала, помогает выявить математический кругозор, развивает речь, знакомит с историей математики, учит вдумчиво работать с книгой — учеб - ной, справочной, научно-популярной. Кроме того, само стоятельная работа воспитывает чувство ответственности за вы полнение учебного зада ния, тру долюбие, настойчивость и упорство в достижении цели.
План реализации проекта
Сроки Этапы Вид деятельности Сентябрь- декабрь201 3 Первый этап – поисковый Изучалась и анализировалась методическая литература, в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования, формулировки рабочей гипотезы, конкретизации целей и задач исследовательской работы. Анализировались ФГОС СПО, изучался практический педагогический опыт в области преподавания. 2013- апрель 2014- Второй этап - практический Заключался в построении учебного процесса на основе предлагаемого проекта:  Через реализацию его целей и задач, разработку общих дидактических основ образования.  В определении состава и структуры комплекта методических материалов для проведения практических занятий по МДК «Теоретические основы математики с методикой преподавания» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах и контрольно- измерительных материалов к нему. 2013 – декабрь 2014 Третий этап – обобщающий -аналитический  Теоретическое обобщение и практическая реализация проектно-исследовательской деятельности и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику.  Уточнение и формулировка выводов, выявление перспектив последующего развития проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение положительной динамика качественных показателей сформированности навыков самоконтроля студентов. 8
2. Расширение представления педагогов о методах работы, способствующих формированию навыков самоконтроля у студентов при изучении математики. 3. Создание комплекта методических материалов для проведения практических занятий по МДК «Теоретические основы математики с методикой преподавания» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах и контрольно-измерительных материалов к нему 4. Использование материала учебно-методического пособия преподавателем для самообразования и решения задач профессиональной ориентации.
3. Концептуальные основы проекта

Методологической базой педагогического проекта явились
: 1) общенаучный системный подход, позволяющий рассмотреть самоконтроль студента как систему (В.Г. Афанасьев, Ю.А. Конаржевский); определить уровни развития самоконтроля студентов в учебной деятельности, раскрыть их содержание и механизм перехода с одного уровня на другой (Ю.К. Бабанский, И.П. Раченко); рассмотреть технологию развития самоконтроля студентов в условиях сочетания организационных форм процесса обучения с точки зрения теории управления (В.И. Боголюбов, Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова); 2) личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), позволяющий рассмотреть взаимодействие преподавателей и студентов как субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное сотрудничество в совместной деятельности по развитию (саморазвитию) самоконтроля; обосновать идею развития самоконтроля студентов как способности к выполнению учебной деятельности через обогащение и преобразование субъектного опыта; 3) компетентностный подход (И.С. Батракова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына и др.), позволяющий рассмотреть самоконтроль студента как способность к выполнению учебной деятельности, как средство профессионального и личностного развития специалиста. 9
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По моему мнению, это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем, проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у студентов. Что в себя включает понятие «самоконтроль»? В Большом словаре русского языка слово «самоконтроль» означает «способность контролировать свои действия, поступки». Другое понятие самоконтроля дает словарь «Профессиональное образование» как «сознательной регуляции человеком собственных действий, состояний и побуждений на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями». Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально. Самоконтроль - это умение обучающегося оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил? Очень близко к этому определению самоконтроля определение В. И. Страхова, который считает, что «самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов». Д. Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ» и «Контроль есть в конечном итоге 10
действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом». Существует множество определений самоконтроля. Авторы, пользующиеся данным понятием, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. Исходя из данного признака и анализа представленных выше определений самоконтроля, можно предложить свое понимание данного термина - как способность человека, благодаря которому он может контролировать процесс и результат своей деятельности на сознательном уровне. Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Обучающиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома. Включенные в содержание самоконтроля контрольно-оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее планированию. К структурным элементам самоконтроля Н. Д. Левитов относит: внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам; наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д; мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека; точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. 11
В стандарте СПО отмечается, что одной из главных его целей является интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, способность к преодолению трудностей. Основой для развития этих качеств служит самоконтроль, посредством которого человек всякий раз осознает правильность своих действий.
4.Описание сути проекта
Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении и обнаружении уже совершенных ошибок. Возможности решения этой проблемы вижу в разработке эффективных приемов развития самоконтроля обучающихся в процессе решения математических задач и через задачи. Однако ни в действующих учебниках математики, ни в имеющихся средствах их методического обеспечения данная проблема в должной мере все ещё не получила своего решения. Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность обучающего, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Прежде чем выполнить задание, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшие в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач. На основе анализа психолого-педагогической литературы были определены следующие показатели сформированности умений самоконтроля и самооценивания в учебной деятельности студентов: потребность в самоконтроле и самооценивании, представление о том, что успех и неудачи определяются собственными действиями и способностями; 12
наличие системы субъективных критериев успешности учебной деятельности; адекватное представление о реально полученном результате учебной деятельности; определение степени соответствия желаемого и реально полученного результата учебной деятельности; анализ затруднений в учебной деятельности и программа их коррекции. Для проведения исследования на основе этих показателей была разработана анкета (Приложение 1). По результатам исследования был сделан вывод о том, что студентов, принимавших участие в исследовании, характеризует: - отсутствие единого мнения о необходимости контроля в учебной деятельности (52% отрицают необходимость контроля в учебной деятельности, подчеркивая его необъективность; 48% студентов считают что, без контроля, никто не будет учиться); - понимание контроля в учебной деятельности, как внешней санкции, осуществляемой педагогом и необходимой для того, чтобы педагог узнал, насколько студент усвоил материал и поставил соответствующую оценку; - понимание самоконтроля как преодоление трудностей, исправление ошибок в ситуации неуспеха в учебной деятельности; ответственность за учебную деятельность в целом и за ее отдельные составляющие; «проверки знаний по предмету»; управления эмоциями, владения собой; - понимание зависимости успеха в учебной деятельности от самого студента, от его мотивации, знаний, способностей и качеств личности (ответственность, добросовестность, усердие и т.д.). - признание несоответствия реально достигаемого и желаемого результата учебной деятельности; - представление о том, что преодоление затруднений в учебе связано с волевым усилием («больше заниматься», «заставить себя лучше готовиться» и т.д.). Таким образом, можно констатировать низкий уровень сформированности у студентов умений самоконтроля и самооценивания в их 13
учебной деятельности. В связи с этим возник вопрос: Как нужно организовать учебно- воспитательный процесс, как развивать у студентов умения самоконтроля и самооценивания, направляя их на путь жизненного и профессионального самоопределения. Какие методы и средства для этого использовать? Самоконтроль в учебной деятельности обучающихся качественно изменяется во времени, имеет свою специфику в различных учебных предметах и зависит от методов работы преподавателя по организации и развитию самоконтроля. Практика показывает, что самоконтроль особо важен для правильного решения примеров и задач по такому предмету, как математика. Важно пользоваться самоконтролем на всех этапах работы. Так, прежде чем записывать задачу, необходимо продумать, на какое правило эта задача, составить план её решения, продумать с начала до конца весь логический ход решения. При решении задачи необходимо держать в уме весь ход решения, контролируя при подсчетах каждую операцию. В ходе решения задачи нужно соотносить каждое действие с намеченным планом, одновременно контролируя соответствие получаемых цифровых данных условиям задачи. После того, как завершено решение примера или задачи, необходимо произвести проверку решения. Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы. Существует множество определений понятия самостоятельной работы студентов, но по сути они сводятся к тому, что самостоятельная работа студентов – это планируемая индивидуальная или коллективная учебная и научная работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под методическим и научным руководством и контролем со стороны преподавателя. Самостоятельная работа рассматривается как высшая форма учебной деятельности, которая носит интегральный характер и по сути есть форма самообразования. 14
Эффект от самостоятельной работы можно получить только в том случае, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения. Успех привития студентам навыков самостоятельной ра боты во многом за висит и от контроля. Если самостоя тельная работа не проверя - ется, то она и не будет регулярно выполняться, какими бы созна тельными ни были обучаемые. Нужно постоянно заин тересовывать студентов, так как при формировании навыков само стоятельной работы должно быть положительное отношение к н ей. Ни жест ким контролем, ни высокой требовательностью нель зя добиться желаемых результатов. В основе этого должны ле жать положительные мотивы обу чения, интерес к учебно-позна - вательному процессу, к самостоятельному добыванию знании.
Виды самостоятельной работы студентов на уроках теоретических

основ математики
Психологи и дидакты выделяют четыре уровня познавательной самостоятельной деятельности учащегося в процессе обучения 1 : - репродуктивный; - репродуктивно-вариантный; - частично-поисковый; - творческий. Каждый из перечисленных уровней самостоятельной работы имеет свои особенности, а следовательно, и типы заданий (Приложение 4). Репродуктивные самостоятельные задания — это работы по образцу, т.е. требующие переноса известного способа решения в аналогичную внутрипредметную или межпредметную ситуа цию. Эти работы выполняются на основе «конкретных алгорит мов». Репродуктивные задания слабо способствуют развитию мышления и не формируют творческую самостоятельность. Однако они обладают рядом положительных сторон: 1 15
быстротой формирования практических навыков и умений; непосредственным управлением преподавателем процессом усвоения, так как можно достаточно быстро выявить типичные ошибки и работать над их исправлением. Репродуктивные самостоятельные задания определяют мини мум знаний и умений в объеме учебных программ. Действия студентов при выполнении заданий по образцу служат основой фор мирования умений планирования самостоятельной деятельности. К репродуктивным самостоятельным работам можно отнести работы тре нировочного характера, расчеты по готовой формуле, решение примеров с использованием алгоритмов и т.д. Частично-поисковые самостоятельные работы требуют пере носа нескольких известных способов решения в необычные внут рипредметные и межпредметные ситуации. Для достижения это го уровня студенты должны овладеть первыми двумя, показы вая при этом умение ориентироваться в новой учебной ситуации. Частично-поисковые самостоятельные работы требуют широкого обобщения знаний. Частично-поисковые самостоятельные работы могут быть разных видов, например решение задач повышенной трудности, изготовление моделей к теоремам или задачам, отыскание различных способов решения одного примера, вывод формул при изучении нового материала и т. д. Исследовательские самостоятельные работы показывают са мый высокий уровень познавательной самостоятельности обучаемых . В ходе выполнения таких работ студенты постепенно осво бождаются от готовых образцов, сложившихся установок, разра батывают новые способы решения. Исследовательские самостоя тельные работы приучают обучающихся видеть в необычных ситуа циях уже известные им законы и являются серьезным шагом к привитию навыков самообразования, важность которого нужно постоянно подчеркивать студентам. Творческие работы требуют инициативы, будят мысль, заставляют анализировать, выбирать, 16
систематизировать, обобщать и умело применять полученные зна ния. К исследовательским работам можно отнести задания такого типа: - составление задач по исходным данным; - решение нестандартных примеров и задач; - доказательство теорем; - самостоятельное овладение материалом и т. д. При выполнении исследовательской самостоятельной работы студенты сталкиваются с определенными трудностями, преодоление, которых раз - вивает их познавательную самостоятельность, приучает контро лировать каждый шаг. Таким образом, самостоятельная работа студентов и ее уро вень находятся в тесном контакте с уровнями их познавательной деятельности. Характер и объем самостоятельной работы должны быть тща тельно продуманы и обоснованы. Они определяются: - содержанием учебного материала и его особенностями; - дидактическими целями занятия; - подготовленностью учащихся, их уровнем мышления; - спецификой учебного заведения, требованиями к уровню усвоения. Задания должны быть четко сформулированы, а самостоя тельная работа должна быть организована таким образом, что бы всякий раз она не только формировала навыки самостоятель ности, но и воспитывала самоконтроль и самооценку своих дей ствий, что является предпосылкой в подготовке учащихся к самообразованию. Систематически проводимая самостоятельная работа играет огромную роль в правильной организации процесса познания.
Приемы формирования навыков самоконтроля
Организуя самостоятельную деятельность студентов, использую следующие приемы формирования навыков самоконтроля (Приложение 2): 17

1. Составление задач для одногруппников
, используя пройденный материал.
2. Задания, составленные преподавателем или сверстниками на

нахождение и исправление “допущенных” ошибок
. В записи каких уравнений допущена ошибка? Найди неизвестное делимое: х : 5 = 3 (ост. 2) с : 2 = 7 (ост. 1) а : 7 = 4 (ост. 1) р : 6 = 9 (ост. 7) в : 9 = 2 (ост. 9) к : 3 = 12 (ост. 2)
3. Решение одной и той же задачи несколькими способами
, обсуждение и выбор наиболее удачного решения.
4. Задание с недостающими данными
, которые им необходимо было самим определить.
5. Задание с избыточными данными
. В таких задачах вводились дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели.
6. Задания по уровням
. Обучающиеся выбирали нужный для себя уровень.
7. Развитие осмысленных навыков проверки решения задачи
. Как уже было сказано выше, студенты не всегда пользуются общеизвестными способами проверки: производя деление после умножения, не соотносят полученного частного с множимым; не знают, как проверить правильность решения задачи и т. д. Чтобы избежать этого обучающимся предлагаются задания вида: 8.
Взаимопроверка выполненных работ
. Часто на занятиях использую приёмом взаимопроверки выполненных работ. Этот приём применяю и при проверке домашних заданий. Взаимопроверка домашних заданий вызывает большой интерес у студентов, оживление в аудитории.
9. Предоставление обучающимся возможности самим исправить

допущенные в работе ошибки.
Очень важным для развития самоконтроля у 18
студентов является метод проверки их работ, при котором ошибки в работе только подчеркиваются, а не исправляются.
10. Правильная оценка

преподавателем ответов и письменных работ

студентов.
Необходимо помнить, что развитие самоконтроля связано с развитием критичности и самостоятельности мышления студентов. Но способность критически оценить свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки не приходит сразу, а формируется через оценку педагога. Оценка, которую даёт преподаватель действиям студента, формирует самооценку обучающихся. Вопрос этот выходит за рамки проблемы самоконтроля, включаясь в более широкую проблему – формирования характера и способностей студента. Предлагаю рассмотреть цикл работы по формированию самооценки и самоконтроля на примере контрольной работы по теме «Деление десятичных дробей»: 1. Студентам выдается текст контрольной работы в следующем виде: (таблица 1) Приложение 3 Критерии оценки Задания Трудности Прогнозируемые ошибки Моя оценка Оценка препода вателя 1. Выполните деление в столбик: 2. Решите задачу: 3. Вычислите: 4. Решите уравнение: 5. Сумма двух чисел 45,7. … Найдите эти числа. Перед тем как приступить к выполнению работы, обучающиеся совместно с преподавателем анализируют задания, выделяют критерии оценки каждого задания. К данной контрольной работе студентами были выделены следующие критерии оценки, которые фиксируются в первом столбце (таблица 1): Задание № 1: 19
1 уровень – отказ от выполнения задания или все ответы ошибочны – 0 баллов. 2 уровень – за каждый верно оформленный и правильно выполненный пример – 0,5 балла. 3 уровень – правильное оформление и решение всех примеров – 3 балла. По ходу выполнения контрольной работы студенты выписывают в последний столбец (таблица 1) возникающие у них трудности и сомнения по поводу правильности выполнения того или иного задания с объяснением, почему он так думает, а также оценивает себя по заданным критериям. На следующем уроке дети получают проверенные работы с содержательной оценкой и начинают соотносить оценку преподавателя по каждому критерию со своей оценкой, определяя, как получилась общая оценка всей работы. Далее обучающиеся начинают разбираться с причинами ошибок и трудностей, возникших у них в ходе выполнения данной работы, заполняя таблицу № 2. (таблица 2) Задача, в которой была сделана ошибка Причины ошибки Как избежать ошибки? Решение похожей задачи Как действова л я? Как надо было действовать. Почему я ошибся? Если в начале работы по данному алгоритму, студенты определяли одну, две возможные причины ошибок, допущенных в работе, то в результате систематической работы такого вида, они уже определяют почти все возможные причины, по которым могут возникнуть ошибки. Таким образом, через систему таких уроков формируется диагностико- коррекционный способ работы над ошибками, который опирается на действие самоконтроля и самооценки. 20
После определения причин ошибок начинается этап коррекции. На этом этапе предлагаю студентам задания на карточках. В качестве образцов использую задания из книги «Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся», авторы С.Г.Манвелов, Н.С.Манвелов. С помощью карточек-помощников студенты тренируются в выполнении заданий, подобных тем, в которых допустили ошибки в работе, самостоятельно определяя объем и содержание тренировки, и консультируются в случаях затруднения у преподавателя, или у своих товарищей. После тренировки студент переходит к работе на оценку, самостоятельно определяя время перехода к ней. Роль преподавателя на данном этапе сводится к консультированию по поводу соответствия выбранного задания, умению, которое необходимо отработать. Точные указания на недостатки в работе студента и на пути их исправления, показ успехов студента, его продвижения в учении – всё это способствует формированию правильной самооценки, что очень важно для формирования самоконтроля, как одного из профессиональных качеств. Считаю эффективным использование на занятиях приёма незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение: «Сегодня на уроке я научился …», «У меня не получилось…». Рецензирование ответов однокурсников: «Я хочу отметить на уроке ответ…. (Ф.И. студента), потому что он выполнил сложное задание, с которым никто не мог справиться, при этом не допустил ни одной ошибки, знает все определения и т.д.……..», «Я считаю, что ответ….(Ф.И. студента) по теме……был недостаточно полным, не подтвержден примерами, были допущены фактические и вычислительные ошибки,….» и т.д. Кроме того, практикую заполнение «рефлексивной карты» (Приложение 4). ЗУН Самооценка Оценка другим учеником Оценка преподавателя Знаю: 1 2 21
Умею: 1 Карта заполняется постепенно по мере изучения материала. Самооценка ученика предшествует оценке преподавателя. Студент должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же нужно сделать, чтобы повысить свой уровень. Если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то студенты быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим обучающимся повышает активность и самостоятельность студентов. Постепенно растёт их уверенность в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности. Все перечисленные выше приёмы работы преподавателя, направленные на развитие у студентов навыков самоконтроля, дополняют друг друга. Успех формирования навыков самоконтроля зависит от всего комплекса педагогических приемов. Таким образом, использование разнообразных приемов при проведении самостоятельной работы на уроках теоретических основ математики является важной формой воспитания студентов через предмет; развивает творче ские способности, формирует навыки самокон троля и самооценки, готовит учащихся к самообразованию.


Мероприятия по реализации проекта
План мероприятий по реализации проекта нашел отражение в таблице


Наименование мероприятия

Дата проведения
1 Подбор заданий для пособия сентябрь 2013-март 2014 2 Проведение анкетирования со студентами 2 курса сентябрь – октябрь 2013 3 Подбор и апробирование приемов формирования октябрь 2013 – 22
навыков самоконтроля декабрь 2014 4 Разработка контрольно – оценочных средств для проведения промежуточного (текущего) контроля по МДК «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» ноябрь2013- апрель 2014 5 Мониторинг сформированности навыков самоконтроля сентябрь 2013, июнь 2014 6 Дифференцированный зачет июнь 2014 7 Анализ результатов работы, подведение итогов реализации проекта декабрь 2014 г 8 Создание методического пособия с методическими материалами для практических занятий июнь - ноябрь 2014 г.
Диагностика уровня развития действий контроля и самоконтроля
На начальном этапе разработки проекта была проведена диагностика обучающихся с целью определения уровня самоконтроля. На основе проведенной диагностики был определен уровень самоконтроля каждого студента (Г.В.Репкина, Е.В.Заика «Уровни сформированности самоконтроля»). (Приложение 5) Результаты представлены в таблице № 4 (Приложение 6) и в диаграмме № 1 (Приложение 7). Вывод: по диаграмме № 1 видно, что не выявлен п ервый уровень – отсутствие контроля и шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль; второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания выявлен у 9 студентов (37,5%); третий уровень – потенциальный контроль на уровне произвольного внимания - у 8 студентов (33.3%); четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания – у 4 студентов (16,5%); пятый уровень – потенциальный рефлексивный контроль - у 3 студентов (12,5%). Были определены показатели самоконтроля по следующим критериям: эффективность, осознанность и процессуальность, проведена диагностика. Результаты представлены в диаграммах 2.3. 23
Вывод: Анализ результатов диагностики показал, что 12% обучающихся не контролируют совершаемые действия и операции, не замечают и не исправляют допущенные ошибки; 25% допускают много ошибок, которые не умеют исправлять; 12,5% обучающихся самостоятельно обнаруживают ошибки и самостоятельно вносят коррективы. Промежуточные срезы (самостоятельные работы, контрольные работы и др.) показали, что у студентов незначительно, но улучшился уровень самоконтроля. Обучающиеся самостоятельно стали обнаруживать ошибки и самостоятельно вносить коррективы, следовательно, использованные приемы работ положительно влияют на повышение качества обученности студентов и процесс формирования навыков самоконтроля (Диаграмма 4, 5). Вывод: Были выявлены эффективные приемы формирования самоконтроля. Навык самоконтроля, приобретаемый студентами в процессе обучения в колледже, пригодится им в их трудовой деятельности, в научном творчестве.
Ресурсное обеспечение проекта

Временные ресурсы:
для реализации проекта требуется до 1,5 лет, это время, необходимое для сбора информации, обобщения данных научно- методической литературы, систематизации материалов, оформления результатов, осуществление рецензирования материалов, выпуска конечного продукта и его распространения.
Кадровые ресурсы:
Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта, считаю достаточным: высшее образование, Ишимский государственный педагогический институт, учитель начальных, руководитель ГМО учителей начальных классов; повышение квалификации: курсы: - «Информационные технологии в деятельности учителя - предметника», г. Нижневартовск, 2011; - «Менеджмент в системе профессионального (общего) образования», г. Ханты – Мансийск, 2013. 24

Материально-технические:
Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно – коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения обучающимися навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Финансовые ресурсы:
дополнительного финансирования реализация педагогического проекта не предполагает.
Заключение
Организация самостоятельной работы является эффективным условием и активным рычагом формирования готовности студентов к самоконтролю. В ходе выполнения разработанных мной заданий, у студентов формируется ответственность за выполнение каждой работы и самоконтроль. У обучающихся постепенно растёт уверенность в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности. Это подтверждается результатами текущего контроля и промежуточной аттестации (зимняя сессия). Однако окончательный итог реализации проекта подвести нельзя, так как работа над ним не завершена. Результаты (текущей) и промежуточной аттестации представлены в таблице. Показатели 2013 – 2014 учебный год 1 семестр Зимня я сессия 2 семестр Контр. работа Тест Контр. работа Зачет Контр. работа Тест Контр. работа 25
Качественная успеваемость 50% 57% 58,3% 58,3% 60% 62% Абсолютная успеваемость 91,7% 95,4% 100% 100% 100% 100 % 100% В ходе реализации проекта все поставленные задачи выполнены: 1. Изучена педагогическая литература и теоретический материал по данной теме. 2. Определено содержание базовых понятий: самоконтроль, самооценка, самостоятельная работа. 3. Показаны пути формирования самоконтроля при обучении теоретическим основам математики. 4. Разработана рабочая программа междисциплинарного курса «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах и контрольно-оценочные средства. 5. Разработаны упражнения для развития умений самоконтроля при обучении теоретическим основам математики студентов 2 курса; 6. Проведены мониторинговые исследования по теме работы, проанализированы полученные результаты и сделаны выводы. Таким образом, полученные позитивные результаты свидетельствуют о правильности выбранных средств и приемов организации учебной деятельности студентов, позволяющих успешно формировать навыки самоконтроля и самооценки. Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась.
Список используемой литературы
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский.- М.: Педагогика, 1989. — 560 с. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1991. 26
3. Блонский П. П. Самоконтроль и усвоение // Избранные педагогические и психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - Т.2. - С.62– 65. - Библиогр.: с. 384–398. 4. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. М., 1999. – с. 122 4. Питкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. М.: Знание, 1985. 5. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 6. Понкратенко Г.Ф. Ориентация студентов на самооценку педагогических знаний в вузе: Дис. к.п.н., - СПб., 1999 7. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М.,1962. 8. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике //Математика в школе №3, 1980. 9. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2004. Приложение
Приложение 1
Анкета 1. Считаете ли вы контроль необходимым элементом обучения? 27
2. Как вы считаете, для чего нужен контроль в учебной деятельности? 3. Какой контроль вы считаете наиболее эффективным: внешний (учителя, родители) или внутренний (самоконтроль)? 4. Насколько лично вам необходим внешний контроль? 5. Объясните своими словами значение термина «самоконтроль» в учебной деятельности? 6. Владеете ли Вы навыками самоконтроля в учебной деятельности? 7. Какой результат учебной деятельности Вы считаете «успешным»? 8. От чего зависит «успех» в учебной деятельности? 9. Оцените по 10-бальной шкале степень соответствия реального и желаемого результата вашей учебы (1 балл – реальный результат не совпадает с желаемым, 10 баллов - реальный результат всегда полностью совпадает с желаемым). 10.Что необходимо сделать для преодоления затруднений в учебе?


Приложение 2

1. Составление задач для одногруппников
, используя пройденный материал. 28
При составлении задачи приходилось побывать и в позиции преподавателя, который составлял задачу, и в позиции обучающегося, который решал задачу. Задача составлялась таким образом, чтобы она и решалась, и в то же время содержала некоторую трудность. Обучающемуся приходилось решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз.
2. Задания, составленные преподавателем или сверстниками на

нахождение и исправление “допущенных” ошибок
. Сознательно допущенная ошибка заставляла думать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявлялась неполнота понимания, что заставляло обучающегося анализировать свои знания. В записи каких уравнений допущена ошибка? Найди неизвестное делимое: х : 5 = 3 (ост. 2) с : 2 = 7 (ост. 1) а : 7 = 4 (ост. 1) р : 6 = 9 (ост. 7) в : 9 = 2 (ост. 9) к : 3 = 12 (ост. 2) Данное задание формирует умение решать уравнения и примеры с остатком и осуществлять проверку и самопроверку.
3. Решение одной и той же задачи несколькими способами
, обсуждение и выбор наиболее удачного решения. Выбор наиболее оптимального решения, требовал разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Обучающийся изыскивал аргументы в пользу понравившегося ему решения, старался доказывать и отстаивать свое мнение. Дана задача: «Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из двух поселков, расстояние между которыми 76 км. Через 2 часа они встретились. Какова скорость каждого велосипедиста, если известно, что скорость одного из них на 3 км/ч меньше другого? 29
- Сравнить разные способы ее решения При каком способе рассуждения проще ? 1 способ 2 способ 1) 76 : 2=38 (км) 1) 3*2 =6(км) 2) 38 – 3=35 (км/ч) 2) 76 – 6 =70(км) 3) 35 :2 =17,5 (км/ч) 3)70 : 2 =35(км) 4)17,5 + 3 = 20,5 (км/ч) 4) 35 : 2 =17,5 (км/ч) 5) 17,5 + 3 = 20,5 (км/ч)
4. Задание с недостающими данными
, которые им необходимо было самим определить. Если в задачах отсутствовали некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представлялся возможным. Целью таких заданий было научить «схватывать» в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах давалась самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требовало неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
Задание
. Длина прямоугольного поля 1536 м, Один трактор может вспахать это поле за 16 дней, а другой за 12 дней. Какую площадь вспашут оба тракториста, работая вместе в течение 5 дней? (Недостающие данные - ширина поля, равная 625 м)
5. Обучающимся давалось задание с избыточными данными
. В таких задачах вводились дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Студенты из совокупности данных им величин выделяли именно те, которые представляли собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являлись необходимыми и достаточными для ее решения. В таких задачах вводились дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. 30

Задача
. От пристаней, расстояние между которыми по реке 640 км, вышли одновременно навстречу друг другу два теплохода. Собственная скорость теплоходов одинаковая. Скорость течения реки 2 км/ч. Теплоход, идущий по течению, за 2 часа проходит 198 км, а поезд идет со скоростью 70 км/ч. Через сколько часов теплоходы встретятся?
6. Задания по уровням
. Обучающиеся выбирали нужный для себя уровень.
7. Развитие осмысленных навыков проверки решения задачи
. Как мы указывали выше, студенты не пользуются иногда общеизвестными способами проверки: производя деление после умножения, не соотносят полученного частного с множимым; не знают, как проверить правильность решения задачи и т. д.
Решить задачу
, решение записать в виде выражения. Проверить решение В мастерской за 5 дней сшили 2000 фартуков. Сколько фартуков сошьют за 8 дней, если будут шить на 50 фартуков больше? 8.
Взаимопроверка выполненных работ
. Мы неоднократно на занятиях пользовались приёмом взаимопроверки выполненных работ. Этот приём мы применяли также при проверке домашних заданий, он вызывал большой интерес студентов, оживление в аудитории. В целом при взаимопроверке обнаружились многие сходные признаки между процессом самоконтроля и процессом контроля за работой другого обучающегося. Так, прежде всего студенты обращали внимание на форму работы, а потом уже на содержание работы. Кроме этого, оказалось, что студенты видят ошибки других лучше, чем свои собственные ошибки. Чем это можно объяснить? Очевидно, если студент уже выполнит работу, а потом её проверяет, у него возникает естественное снижение интереса, которое влечет за собой снижение внимания к работе. Кроме того, при повторном возвращении к той же самой работе мысль идет уже по проторенному пути, и трудно бывает с этого пути сойти (мышление студента не всегда обладает достаточной гибкостью). Отсюда и трудность критического анализа своей работы, который необходим при самоконтроле. Возбуждение интереса при проверке не своей работы, а 31
работы своего товарища улучшает внимание обучающегося, он встречается с работой, в некоторых своих элементах новой, а отсюда и лучшая возможность критически подойти к ней, старый стереотип не оказывает тормозящего влияния на новую работу. Поскольку при проверке работы товарища происходит тренировка в контроле работы, в нахождении и корректировке ошибок, этот педагогический прием способствует развитию самоконтроля студентов.
9. Предоставление обучающимся возможности самим исправить

допущенные в работе ошибки.
Очень важным для развития самоконтроля у студентов является метод проверки их работ, при котором ошибки в работе только подчеркиваются, а не исправляются. Практика показала, что если студент неправильно решил задачу, не нужно ему исправлять решение. Пусть он сам найдет ошибку. А для того, чтобы он сразу увидел, на какую задачу ему нужно обратить внимание эта задача подчеркивается. В первое время, когда мы стали пользоваться этим методам, многие студенты упорно не исправляли подчеркнутых ошибок, несмотря на соответствующее указание преподавателя. У них настолько сложилось стереотипное отношение к работе, проверенной педагогом, что они часто просто забывали о новых требованиях. В результате неуклонных требований преподавателя этот старый стереотип был сломан и студенты привыкли сами исправлять допущенные ошибки.
Приложение 3
Текст контрольной работы по теме «Деление десятичных дробей» Критерии оценки Задания Трудности Прогнозируе 32
мые ошибки Моя оценка Оценка препода вателя 1. Выполните деление в столбик: 72 :0,48 18,7: 0,17 199,5:1,9 109,04 :0,47 0,2592:4,8 0,072:4,5 2. Решите задачу: За три дня туристы прошли 45 км. В первый день – 0,5 всего пути. Остальной путь за второй и третий день поровну. Сколько километров прошли туристы в третий день? 3. Вычислите: (0,1001:1,43+3,1)∙2,4 Какие ошибки можно допустить при выполнении этого задания? 4. Решите уравнение: 11+2,3у+1,3у=38 5. Сумма двух чисел 45,7. Одно число больше другого на 21,3. Найдите эти числа.
Приложение 4
Пример рефлексивной карты по теме «Простые и составные числа. НОД и НОК чисел» ЗУН Самооценка Оценка другим студентом Оценка преподавателя 33

Знаю:
что такое натуральное число какими свойствами обладает отношение делимости признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9, 10, 25 что такое НОД чисел как вычислить НОД чисел что такое НОК чисел как вычислить НОК чисел
Умею:
определять простые и составные натуральные числа использовать знание свойств отношения делимости при решении примеров определять, не вычисляя, делится ли число на 2, 3, 4, 5, 9, 10, 25 находить НОД чисел находить НОК чисел
Приложение 5

Виды самостоятельных работ
34
Во время объяснения нового материала или сразу после объяснения провожу обучающие самостоятельные работы. Цель таких работ состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности обучащихся довести до их сознания содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с раннее известными понятиями. Чтобы новые знания стали достоянием студента, чтобы он мог свободно ими оперировать, они должны быть не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти. Задания в работах по формированию знаний, как правило, должны быть репродуктивного характера. При выполнении этих работ деятельность ученика элементарна: происходит простое воспроизведение изученного. Однако эти работы способствуют накоплению опорных фактов, так необходимых в дальнейшем изучении математики, осознанию и прочному запоминанию новых сведений. Поскольку самостоятельные работы по формированию знаний проводятся сразу после объяснения нового материала, то их проверка своевременно дает картину понимания студентами нового материала на самом раннем этапе его изучения. Приведу пример обучающей работы, которую можно провести при изучении темы: «Определение квадратного уравнения, неполные квадратные уравнения». Цель работы: Учащиеся должны уметь выделить квадратные уравнения среди других, уметь приводить уравнение к виду ах 2 + вх + с = 0. Является ли квадратным уравнение? а) 3х - 5х + 8 =0 б) 7х - 5 =0 в) 4х – 6 = 4х г) х(х – 7) =3 е) х - 8х = 0 К обучающим самостоятельным работам можно отнести составление примеров на изучаемые правила, свойства.

Сразу после объяснения нового материала предлагаю обучающимся составить по 2-3 примера, 35
иллюстрирующих правила, свойства. Самостоятельно составляя примеры на изученные правила и свойства, студенты осмысленно их запоминают. Учатся применять их, с интересом воспринимают изучаемый материал, так как сами участвуют в его объяснении. На этапе обучения считаю эффективным проведение математических диктантов с самопроверкой или взаимопроверкой. Например, при изучении темы «Запись чисел в десятичной системе счислений» предлагаю самостоятельную работу в виде диктанта. Читаю числа с разными способами, студенты, зная устную нумерацию многозначных чисел, записывают эти числа, например: «Записать число, в котором 18 единиц 3 класса и 11 единиц 1 класса». Студенты должны записать число 18.000.011 и т.д. В диктант включается запись 10 – 12 чисел. Затем проводится самопроверка или взаимопроверка (студенты меняются тетрадями). На следующем этапе обучения предлагаю учащимся тренировочные самостоятельные работы. Они состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию студентов, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. Одним из видов тренировочных упражнений, которые я использую в своей работе, являются карточки-тренажеры. Карточка предназначена для работы в паре. К закрепляющим или проверочным можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида я определяю, нужно ли еще заниматься данной темой. Примеры таких работ в изобилии встречаются в различных дидактических материалах. 36
Большой интерес вызывают у обучающихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь студенты открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. К творческим относятся работы на решение обратной задачи. Выполнять обратную математическую задачу всегда сложнее, чем прямую, хотя и интереснее. Так, разлагать многочлен на множители труднее, чем перемножать многочлены. Обратные задачи полезно решать для развития математической интуиции и творческой активности. Как правило, каждая задача имеет несколько решений.
Приложение 6

Уровни сформированности умений самоконтроля
37
(Г. В. Репкина и Е. В. Заика)
1. Первый уровень – отсутствие контроля.
Совершаемые студентом действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
2. Второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания
. Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая учеником схема действия.
3. Третий уровень – потенциальный контроль на уровне произвольного

внимания
. Выполняя новое задание, студент может допустить ошибку, однако, если преподаватель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, студент, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.
4. Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного

внимания.
В процессе выполнения действия студент ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи.
5. Пятый уровень – потенциальный рефлексивный контроль
. Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, студент точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что она неадаптирована к новым условиям.
6. Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль.

Приложение 7
Фамилия студента Уровни самоконтроля 1 2 3 4 5 6 38
1. Абдуллаева Узлипат + 2. Алероева Мадина + 3. Алимирзоева Наида + 4. Бойко Елена + 5. Галиуллина Эльнара + 6. Гасанова(Асадова) Мави + 7. Горбунов Сергей + 8. Елиманова Венера + 9. Ириневич Анастасия + 10. Каширова Марина + 11. Керимова Сема + 12. Клименко Диана + 13. Колабухова Ирина + 14. Кульматицкая Анастасия + 15. Мухаметова Кристина + 16. Портнягина Анастасия + 17. Прошкина Алёна + 18. Рощина Анастасия + 19. Спрейс Анастасия + 20. Таджибова Жанета + 21. Тарасенко Александра + 22. Фитисова Кристина + 23. Холикова Нигора + 24. Хомка Юлия + 39

Приложение 8

Диаграмма 1

Уровни сформированности навыков самоконтроля
№/п Ф.И. студента Критерии самооценки Эффективность самоконтроля Осознанность самоконтроля Процессуальность самоконтроля 1. высокий высокий Высокий 2. средний средний Средний 3. средний средний Средний 4. низкий низкий низкий 5. высокий средний средний 6. средний средний средний 7. средний средний средний 8. средний низкий средний 9. средний низкий низкий 10. низкий низкий низкий 11. средний средний средний 12. низкий низкий низкий 13. средний средний средний 14. высокий высокий высокий 40
15. средний средний средний 16. средний средний средний 17. средний средний средний 18. низкий средний низкий 19. средний средний средний 20. средний средний средний 21. средний средний средний 22. средний средний средний 23. высокий высокий высокий 24. средний низкий низкий
Критерии:
1. Эффективность самоконтроля: - высокий (более 80% ошибок находит и правильно исправляет); - средний (находит и исправляет от 40 до 80 % ошибок в тексте); - низкий (находит и исправляет менее 40% ошибок). 2. Осознанность самоконтроля: - высокий (объясняет и классифицирует более 80% ошибок); - средний (те же операции в пределах 40 до 80 % ошибок); - низкий (объясняет и классифицирует менее 40% ошибок). 3. Процессуальность самоконтроля: - высокий (ошибки исправляет в процессе деятельности); - средний (в процессе деятельности исправляет только часть ошибок); - низкий (допускает много ошибок, которые почти не исправляет).
Диаграмма 2
41

Диаграмма 3
42

Object 3

Количественные и качественные показатели

1 семестр
43 1 семестр Зимняя сессия Контр. работа №1 Тест Контр. работа №2 Зачет Качественная успеваемость 50% 57% 58,3% Абсолютная успеваемость 91,7% 95,4% 100% 100%

Диаграмма 4

Object 5

Количественные и качественные показатели

2 семестр
Показатели 2 семестр (текущий контроль) Контр. работа Тест Контр. Работа Качественная 58,3% 60% 62% 44
успеваемость Абсолютная успеваемость 100% 100% 100%
Диаграмма 5

Object 7
45


Яндекс.Метрика