Интеллектуальные игры в интернете, как средство интеллектуального развития .
ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж», г.Губкин
Всем умным людям следует находиться во взаимном общении.
Плавт
Актуальность данной работы состоит в том, что в ней рассматривается возможность
саморазвития человека с помощью игровых предлагаемых технологий, а именно
интеллектуальных игр, широко распространенных в глобальной сети Интернет . В работе
отображена классификация интеллектуальных игр , произведен анализ сайтов
предоставляющих ним доступ.
Новизна работы состоит в исследовании программных продуктов (сайтов),
позволяющих пользователю тренировать память , поддерживать и развивать свою
интеллектуальную форму.
Целями данной работы являются : определение места интеллектуальных игр в
развитии человеческого интеллекта; подбор, выявление преимуществ и недостатков сайтов,
предлагающих вышеозначенные услуги.
Самые важные способности человека - умственные. Их совокупность и умелое
применение в самых различных ситуациях называют интеллектом. К способностям такого
рода относятся внимательность, память, речь, умение логически рассуждать и определять
понятия. Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно
занимаются ученые различных специализаций.
Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно
разделить на подвижный— способность мыслить логически, анализировать и решать задачи
независимо от предыдущего опыта; и кристаллизовавшийся интеллект— накопленный опыт
и способность использовать усвоенные знания и навыки.
Подвижный интеллект отвечает за абстрактное мышление, именно он и снижается с
возрастом, отчего и получается, что зрелым людям гораздо труднее осваивать новые вещи.
Этот вид интеллекта независит от от прошлого знания, — как яркий пример, решение
головоломок.
Кристаллизованный интеллект отвечает за способность пользоваться накопленными
ранее знаниями и умениями.
Интеллект человека нуждается в постоянной подпитке и развитии. Поэтому каждый
человек должен уделять определенное время тренировкам своего ума, памяти, внимания и
речи.
Тренировки подобного вида легко реализуются с помощью интеллектуальных игр.
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего
интеллекта и эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на
вопросы из различных сфер жизни. Самыми древними интеллектуальными играми принято
считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг.
Основной функцией интеллектуальных игра является развитие мышления, высших
психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации,
сравнения и противопоставления.
Кроме того, они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного
мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.
С момента постоянного использования компьютера в нашей повседневной жизни
возникла идея о том, что компьютерные игры могут быть использованы для развития
умственных способностей. Достаточно быстро появились коммерческие программы,
создатели которых гарантировали «прокачку мозгов» у молодых и поддержание
интеллектуальной формы в старости. Через определенное время, когда интернет стал
доступен достаточной части населения ,появилось широкий выбор сервисов
интеллектуальных игр и развивающих программ. Рассмотрим примерную классификацию
игр ,представленных данным контентом.
«Эрудит-лото» – аналог игры «Кто хочет стать миллионером?», перечень
вопросов из разных областей знаний с вариантами ответов, дополнительная
возможность проверить эрудицию каждого игрока и команды в целом.
«Веришь – не веришь» – Пифагор об этих двух слова сказал так: «Они коротки,
но требуют самого серьёзного размышления». Эти слова «Да» и «Нет». Именно
эту аксиому, подкреплённую знаниями, проверяют эрудиты в самом, казалось,
простом, но в тоже время, самом сложном задании.
«Что? Где? Когда?» – вопросы этой игры подобраны с учётом общего
интеллектуального развития современной действительности, знаний
получаемых из разных источников, - справочно-познавательная литература,
Интернет и т.п.
«Непростые вопросы», «Своя игра» – кажущаяся сложность подборки вопросов,
на самом деле лишь повод восстановить в памяти ту информацию, которая была
получена ранее, или, если понадобится, то, с помощью логических рассуждений,
прийти к верному ответу.
«Интеллект ассорти» – связанные чередой логические размышления, задания
позволяющие развить интуитивные способности и образное мышление.
словесным игры- шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи
и игры, основанные на изменениях и переменах в составе загаданных слов и
предложениях.
Викторины заслуживают отдельного внимания. Эти конкурсы с вопросами стали
популярным времяпрепровождением в кругах обычных людей и среди интеллектуальной
элиты. Викторины могут быть математическими, литературными, историческими,
связанными с химией, физикой, географией, астрономией и т.д. Они повсеместно
используются как неотъемлемый и эффективный элемент развивающего обучения. Студенты
и взрослые с удовольствием играют в викторины посложнее: вопросы становятся более
разнообразными и требуют глубоких знаний темы.
Исходя из вышеописанной классификации был проанализирован сегмент Рунета,
которым предоставляются игры подобного рода. В результате анализа были выявлены самые
популярные ресурсы предоставляющие интеллектуальные игры, которые можно увидеть в
таблице 1.
№ Название сайта и его описание
Достоинства/недостатки
1
Игра "Умник" в ВКонтакте:
игра с соперником до 3 правильных ответов, выбор
одного из 4 вариантов.
Достоинства: Бесплатный
контент.
Недостатки: нет
2
"Тривиадор":
игра с тремя соперниками. портал предоставляющий
вопросы трех типов. выбор одного из 3-4 вариантов,
ввод правильного ответа.
Достоинства: удачный
игровой интерфейс,
проведение турниров по
темам, создание кланов
игроков-коллективная игра
Недостатки: платные
элементы игры.
Недостаточно
модерируемый чат
3
1001 викторина:
Набор из 10 вопросов на одну тему, выбор 1 из 4
вариантов .
Достоинства: Большая
вопросная база
Недостатки: Игра без
соперника. Быстро теряется
интерес.
4
QuizHill:
Достоинства: большая
проведение викторин и конкурсов
вопросная база
Недостатки: невзрачный
интерфейс
5
Пандарина:
Огромное количество тематических викторин.
Проведение пользователями конкурсов.
Достоинства: проведение
турниров между
неограниченным
количеством пользователей,
проведение спринт-игр(на
время)
Недостатки: нет
6
Викторина Филимания:
интеллектуальная онлайн игра, проводимая в чате.
Смысл игры заключается в даче правильных ответов
на задаваемые ботом вопросы
Достоинства: хорошая
модерация, большая база
вопросов
Недостатки: нет
7.
База данных вопросов «Что,Где,Когда»:
База данных вопросов .Возможность скрытия
ответов.Хороша для самостоятельной подготовки
отдельных пользователей.
Достоинства: Очень
большое количество
вопросов на логику, в
отличие от вышеописанных
игр-сайтов
Недостатки: нет
8
Разнообразные игры в социальных сетях одного типа.
Составить из четырех казалось бы разных картинок
слово. Применив ассоциации.
Пример –«Словолюб» в социальной сети ВКонтакте.
Достоинство: развитие
логики
Недостатки: нет
В результате проведенного исследования интеллектуального сегмента Рунета были
сделаны следующие выводы : данный сегмент пользуется большим спросом, о чем
свидетельствует множество появившихся интеллектуальных игр и развитие их в социальных
сетях. Интеллектуальные порталы ,как правило включают в себя несколько разновидностей
игр из представленной выше классификации . Человек, заинтересованный в постоянной
тренировке памяти ,собственной эрудиции и внимании, может найти достаточное количество
сайтов, готовых оказать услуги по тренировке данных способностей. Список
проанализированных сайтов охватывает практически все виды классификаций и может быть
рекомендован для развития и так называемой «прокачки» интеллектуальных
способностей .Естественно, данные игры не заменят глубокое изучение определенных
научных областей или чтение литературы-основного источника знаний человека.
Но все –таки хочется отметить, что любая интеллектуальная игра дает
неограниченные возможности для развития знаний, углубления каких-либо навыков. Это
отличная тренировка разума в любом возрасте.