Напоминание

"ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ" КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"

Автор: Сайдашева Оксана Валерьевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"

Населённый пункт: г.Салехард

Наименование материала: статья

Тема: "ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ" КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"

Описание:

В статье рассматривается "тайм-менеджмент" в качестве педагогической технологии. Исследованы проблемы перехода от ситуативного планирования к системному планированию в деятельности мастеров производственного обучения

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=2012

Опубликовано 24.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Сайдашева Оксана Валерьевна
, преподаватель ГБПОУ ЯНАО«ЯМК», г.Салехард
Огурцова Елена Алексеевна,
преподаватель ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»,г.Салехард
Преображенская Галина Анатольевна
преподаватель ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»,г.Салехард
«ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

САМООРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ МАСТЕРА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация.
В статье рассматривается «тайм-менеджмент» в качестве педагогической технологии. Исследованы проблемы перехода от ситуативного планирования к системному планированию в деятельности мастеров производственного обучения
Ключевые слова:
время, мастер производственного обучения, тайм- менеджмент, педагогическая технология, трудовая функция Педагоги в образовательных организациях среднего профессионального образования выступают не только в качестве специалистов в области преподаваемой дисциплины, но и профессионалов, владеющих искусством обучения ими студентов. В решении задач, стоящих на современном этапе перед системой среднего профессионального образования, ведущая роль принадлежит мастеру производственного обучения. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих рабочих и служащих. Профессиональный стандарт мастера производственного обучения, который вступает в силу с 1 января 2017 года, предусматривает выполнение трудовой функции: «Разработка совместно с преподавателем программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса». Реализация данной трудовой функции требует от мастера производственного обучения использование инновационных технологий планирования. Считаем, что одной из таких технологий является использование Тайм -менеджмента. Не секрет, что для успешного планирования требуются определенные навыки. Это сосредоточение на главном, выстраивание логических цепочек, расстановка приоритетов гибкость мышления, работа с большим объемом информации, системное видение целостной картины и т.д. В «тайм-менеджменте» центральную позицию занимает время и отношение к нему планирующего. Это умение грамотно планировать, распределять по приоритетным задачам свою профессиональную деятельность в рамках того времени, которое выделено на решение этих педагогических задач. Однако, как
показывает опыт, резко снижают грамотное распределение времени и качество выполнения задач следующие факторы: постоянная спешка, наслоение и нагромождение задач одна на другую, постоянные доработки дома, личное переутомление, суетливость, бесплановость, слабая мотивация педагогического труда. Любая система хороша ровно настолько, насколько профессионально человек к ней относится. Чем больше неопределенности в профессиональной системе, тем менее она предсказуема на положительный результат. Согласно мнению Бодо Шефера, временной отрезок, отведенный каждому человеку, – это один из инструментов, умелое применение которого помогает построить жизнь такой, какая она есть в нашем воображении [2]. Многие мастера производственного обучения испытывают трудности с планированием, потому что видят в нем лишь «обдумывание». Им необходимо превратить представление о планировании в нечто конкретное. Целесообразнее рассматривать планирование, как «письменную работу», нежели «мыслительную» (Г.Архангельский). Важным является умение выделять главное [1]. Как и любая другая педагогическая технология, «тайм-менеджмент» предполагает алгоритм процесса, совокупность целей, содержания организации индивидуальной работы в соответствии с требованиями профессиональной компетенции. Технология «тайм-менеджмент» осуществляется на практике путем технологического (педагогического) процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Эффективный тайм-менеджмент начинается с материализации задач. Основой выполнения трудовой функции мастера производственного обучения является планирование. Поэтому оно является основополагающей профессиональной компетенцией, формирование которой предполагает решение ряда задач. Так как:  определить цель планируемого мероприятия;  определить задачи мероприятия;  прогнозировать результат мероприятия;  отобрать содержание для мероприятия;  разработать сценарий или план-конспект мероприятия. Решение задачи состоит из шагов, конкретных профессиональных приемов, манипуляций (единиц работы), которым и обучают будущего специалиста. Под шагом понимается конкретный профессиональный прием, который описывается по следующим характеристикам [3]:  конкретные шаги;  результат выполнения конкретного шага;  оборудование, материалы, инструменты  вопросы, возникающие при выполнении шага;  возможные подсказки для принятия правильного решения;  неблагоприятные последствия неправильно принятого решения. Данная декомпозиция трудовой функции мастера производственного обучения позволяет построить матрицу планирования вида деятельности мастера
производственного обучения. Так, в таблице 1 представлена матрица планирования для решения задачи: «Определить цель планируемого мероприятия». Таблица 1. Матрица планирования вида деятельности мастера производственного обучения
Шаги

Результат

шага

Обеспечение

для

выполнения

шага

Вопросы,

возникающие

при

выполнении

шага

Подсказки

Неблагоприя

тные

последствия

неправильно

принятого

решения
1. Определить вид мероприятия Вид конкретного мероприятия Характеристи ки всех видов мероприятий в колледже Как выбрать вид мероприятия ППКРС Не соответствие миссии колледжа 2.Уточнить ППКРС Название ППКРС, реализуемых в колледже Структура управления колледжем Где уточнить ППКРС, реализуемые в колледже? Штатное расписание Потеря рабочего времени 3.Уточнить целевую аудиторию Целевая аудитория Рабочая учебная программа Где уточнить? Штатное расписание Потеря рабочего времени 4.Определить тему мероприятия Конкретная тема Название ППКРС, реализуемой в колледже. Рабочая учебная программа Где взять рабочую учебную программу Штатное расписание Потеря рабочего времени Выбор неактуальной темы 5. Выбрать цель мероприятия из ППКРС Выбранная цель Рабочая учебная программа    6.Выяснить наличие ресурсов для реализации цели Перечень имеющихся ресурсов для реализации цели ППКРС, Рабочая учебная программа Каталог материально- технической базы колледжа Где взять перечень имеющихся ресурсов ? Правила внутреннего распорядка Штатное расписание Каталог материально- технической базы Невозмо- жность реализовать мероприятие 7. Сформули- ровать цель мероприятия Цель планируемого мероприятия Перечень имеющихся ресурсов для реализации цели Выбранная цель   
Матрица планирования позволяет выявить этапы, на которых возможны потери рабочего времени мастером производственного обучения в ходе планирования. Планирование времени позволит наметить шаги достижения поставленных целей и спрогнозировать, сколько времени на это потребуется. Технология «тайм- менеджмент» является педагогической, так как адекватна компонентам педагогического процесса (цель, задачи, содержание, методы, средства, формы и результаты взаимодействия). Использование данной технологии позволяет формировать ценностное отношение ко времени, феномену самоорганизации. Технология «тайм-менеджмент» способствует личностному росту педагогического работника, осуществляя временную навигацию процесса планирования, конкретных умений самоорганизации. В рамках педагогического взаимодействия технология «тайм- менеджмент» является ресурсом повышения качества профессиональной компетентности мастера производственного обучения. Тайм-менеджмент – это педагогическая технология, позволяющая рационализировать время жизни педагога в соответствии с профессиональными и личными целями и ценностями. 1. Архангельский, Г. Корпоративный тайм-менеджмент. Энциклопедия решений / Глеб Архангельский. – М.: Изд-во Альпина Паблишерз. – 2009. – 224 с. 2. Реунова, М.А. «Тайм-менеджмент» как педагогическая техноло- гия / М.А. Реунова // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - CПб., 2013 г. – URL: 3. Мячина, И.В. Документационное обеспечение управления: практикум по организации работы офиса/ И.В.Мячина [и др.]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 141 с.



Яндекс.Метрика