Напоминание

"Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе преподавания терапии"

Автор: Оситян Галина Григорьевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБПОУ СПО ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"

Населённый пункт: г. Салехард, ЯНАО,Тюменская область.

Наименование материала: Статья

Тема: "Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе преподавания терапии"

Описание:

Статья,отражающая формирование компетенций в процессе преподавания спецдисциплин.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=2073

Опубликовано 29.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ

СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕРАПИИ
Оситян Г.Г. «Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью, научить студента с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики. Министерство образования и науки предлагает следующую классификацию компетенций, необходимых специалисту: общие (универсальные, ключевые, «надпрфессиональные») и профессиональные (предметно-специализированные). Профессиональные компетенции связаны с конкретными специальностями. Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин и практик, объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей – полностью соответствовать уровню приобретаемых компетенций. В данной статье анализируется роль преподавателя в реализации компетентностного подхода в плане формирования профессиональных компетенций будущих медработников. Компетенция закладывается в образовательный процесс посредством технологии, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и студентами, студентами и студентами. Образовательный процесс на основе компетентностного подхода должен иметь научно-методическое обеспечение, к структурным компонентам которого можно отнести: - концепцию и программу развития учебного заведения; - образовательные программы по специальностям; - стандарты образования, учебные планы, учебные программы, календарно- тематические планы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы к отдельным урокам, методические разработки; - информационное обеспечение. Согласно программе развития образовательного учреждения, одна из главных задач обучения сегодня – формирование у студентов информационной культуры, умения пользоваться современными средствами и технологиями. Решать данную задачу должен каждый педагог, Преподаватель, владеющий информационными технологиями, является вектором, направляющим студента по индивидуальной траектории «могу, хочу, знаю, умею». Для эффективного движения по траектории студент должен понимать взаимосвязь между учебными дисциплинами. Здесь встает вопрос о согласовании входных и выходных компетенций между дисциплинами разных модулей обучения. При этом применительно к структуре каждой дисциплины определяются входные компетенции (для освоения курса студент должен знать … уметь …) и ключевые выходные компетенции (по окончании курса студент будет знать …, уметь …). Выходные компетенции каждого предыдущего модуля становятся входными компетенциями на последующем модуле обучения. Рассмотрим данный вопрос на примере изучения дисциплин специального цикла. В процессе преподавания сестринского процесса в терапии формулируется содержание понятия «информационно-коммуникационная компетентность студента» как способность осуществлять поиск и переработку учебной информации посредством информационных технологий, критически относиться к ней и на этой основе делать какие-либо выводы,
принимать решения в определенной ситуации. Для оценки уровня сформированности данного вида компетентности применяются следующие показатели: - осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи; - осуществление поиска необходимой информации; - аналитическая обработка информации; - создание нового блока информации; - сохранение и передача информации. На основе этих показателей можно выделить три уровня информационно- коммуникационной компетентности студентов. Высший уровень характеризуется тем, что студент осознает, каким объемом информации для решения задачи обладает, в соответствии с заданной целью самостоятельно выбирает информационные источники, критически относится к полученной информации, самостоятельно применяет информационные технологии для создания новой информации. Освоение нового материала студентами, контроль знаний и качества сформированности данной компетентности требуют от педагога инновационного подхода. Разработка обучающих и контрольно-измерительных материалов в виде заданий осуществляется с использованием программ Microsoft Office - Power Point, Word, Macromedia flash professional 2007. Специфика заданий состоит в том, что они должны моделировать такую ситуацию, для разрешения которой студент должен продемонстрировать собственное понимание изучаемого вопроса, а это обеспечивает интерактивность проведения урока на уровне активных форм взаимодействия студента с информационным массивом. Уровни интерактивности проведения занятий: Уровень первый. Условно-пассивные формы, характеризующийся отсутствием взаимодействия студента с учебной презентацией (выполняется лишь чтение текста, просмотр изображений, прослушивание звука). Уровень второй. Активные формы, при которых студент взаимодействует с материалом презентации на уровне элементарных операций (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам). Уровень третий. Деятельностные формы, когда студент конструктивно взаимодействует с элементами презентации. Они отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений. Задания включают следующие мультимедиа компоненты: символьная информация, статический визуальный ряд (рисунки), звуковой ряд, реалистический динамический, визуальный ряд (видео). При изучении каждой темы используется технология эвристического обучения, включающая этапы: мотивационный, познавательный, творческий, рефлексивный. Например, при изучении темы «Сестринский процесс при сердечно-сосудистой терапии» по дисциплине «Сестринское дело в терапии» на мотивационном этапе используется показ видеофрагмента о работе сердца. На познавательном этапе используется презентация с эффектами анимации. На творческом этапе – создание презентации, решение ситуационных задач. На этапе рефлексии – выполнение тестовых заданий с переключателями анимации для самоконтроля. Самый простой способ реализовать принцип наглядности в полной мере – это использование в учебном процессе слайдов электронной презентации, подготовленных в среде Power Point. С ее помощью можно удобно, быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к конкретному занятию, без усилий создать
анимированный слайд, осуществить контроль знаний, а в конце напомнить (обобщить) основные этапы урока. Методика изучения нового материала с использованием информационных технологий позволяет развивать клиническое мышление у студентов- медиков, эффективно используя учебное время. Формирование профессиональной компетенции выпускников медицинского направления зависит от программно–методического обеспечения всех дисциплин. Наибольший педагогический эффект достигается при комплексном использовании в учебном процессе информационных технологий. Например, при изучении дисциплины «Пропедевтика клинических дисциплин» возможно использование учебно- контролирующей программы «Диагностика внутренних болезней» достоинство которой заключается в том, что она не понижает роль преподавателя, а наоборот, расширяет возможности применения традиционных форм обучения. Стремительное развитие кардиологии вследствие создания новых методов диагностики, медикаментозных средств и инвазивных вмешательств, предъявляет все более высокие требования к знаниям медицинских работников. Разработка серии уроков для преподавателей терапии по темам «Атеросклероз. ИБС, стенокардия», «Инфаркт миокарда. Осложнения инфаркта миокарда» призвана разрешить обозначенную проблему. Работа представлена презентациями к лекциям и практическим занятиям, которые могут использоваться двумя способами: - демонстрация через мультимедийный проектор на экран на теоретических занятиях; - индивидуальный просмотр на компьютерах для закрепления и контроля знаний на практических занятиях. Здесь презентация представляет собой ситуационную игру и клинические задачи с видеоматериалами, погружающими студента в условия, приближенные к реальным событиям, причем, через гиперссылки он может найти нужную информацию и даже предоставить свой ответ в виде документа в программе Word; - индивидуальный или коллективный разбор как типичного, так и атипичного клинического случая, наглядно демонстрирующего причины диагностических ошибок. Данная методика может быть использована в любом медицинском средне- профессиональном учебном заведении, поскольку позволяет - пополнить багаж активных знаний по актуальным вопросам кардиологии, в том числе, часто встречающихся неотложных состояний, следовательно, выбрать наиболее оптимальный алгоритм из множества предлагаемых; - закрепить и проконтролировать знания, определить качество сформированных практических навыков студентов, работающих в своем индивидуальном темпе независимо от того, насколько быстро справляются с заданиями другие; - применить разнообразные формы обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные), способствующие более глубокому усвоению учебного материала через воздействие на эмоциональное восприятие студентов. Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, в сочетании с анимацией и видеоматериалами, повышают качество предоставления информации. Изучая дисциплины с помощью подобных методик, студенты-выпускники становятся победителями олимпиад по клиническим дисциплинам, успешно проходят итоговую государственную аттестацию. В заключение следует подчеркнуть, что активное внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить переход
к качественно новому уровню педагогической деятельности, направленному на формирование профессиональных компетенций будущих медицинских работников.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

Шепелёва З.В., Файзеева И.В.
В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии центральным моментом являются формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность самих обучающихся. Преподаватель выступает в роли организатора учебного процесса, действуя скорее, как руководитель, чем источник готовых знаний для студента. Учебное занятие носит практикоориентированный характер. Такой подход призван повысить качество профессиональной подготовки студентов, при этом дает преподавателю свободу, гибкость в выборе форм и методов обучения, предполагает снижение затрат времени на практическую подготовку. Деятельность медсестры – это работа в системе «человек-человек» в ситуации повышенной ответственности. Для студентов медицинского колледжа трудовая деятельность начинается в процессе обучения, поэтому необходимые ключевые и профессиональные компетенции формируются на теоретических, практических занятиях и в процессе производственной практики. Проведённый нами анализ использования рабочих
тетрадей показывает, что с их помощью можно руко водить учебной деятельностью студента по формированию профессиональных компетенций Рабочая тетрадь представляет собой набор заданий для самостоятельной работы соответственно программному материа лу. Такая тетрадь позволяет преподавателю составить рабочее руководство по его усмотрению. Помимо своих основных функций – руководить учебной дея тельностью учащихся и формировать у них общие и профессиональные компетенции – рабочая тетрадь оказывает методическую помощь преподавателю, представляя собой одну из простейших и реальных возможностей внедрения результатов дидактической и методической науки В самостоятельной работе рабочая тетрадь играет интегрирующую роль, направляя студентов к различным ис точникам, предоставляя возможность изучать литературу по другим предметам с целью развития межпредметных связей. При изучении физиотерапии большое внимание уделяется формированию следующих навыков: - проведение реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией; - осуществление сестринского процесса; - проведение мероприятий по профилактике заболеваний; - представление информации в понятном для пациента виде, объяснение сути вмешательств; - осуществление лечебно- диагностических вмешательств, взаимодействуя с участниками лечебного процесса; - соблюдение правил использования аппаратуры, оборудования; - ведение утвержденной документации; - оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах. Рабочая тетрадь по физиотерапии составлена в соответствии с программой по дисциплине и предназначена для подготовки студентов нашего колледжа к практическим занятиям. Она содержит разнообразные виды заданий по уровню отражения и применения знаний, умений по каждой теме раздела «Электролечение», что способствует более осознанному изучению материала . Данная рабочая тетрадь является пособием управляющего типа. Учебный материал, содержащийся в ней, помогает самообразованию, содержит указания, рекомендации, комментарии, логические структуры, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования. Познавательная самостоятельная работа студентов начинается в учебной аудитории во время комбинированных уроков и лекций, но основной ее удельный вес приходится на внеаудиторное время. Тетрадь ориентирует обучающихся на работу с записями лекций, предоставляет задания для работы с текстом учеб ника, рисунками и прочим материалом; она обычно и дополняет учебник уточняющим материалом (рисунки, таб лицы, различные схемы и прочее). Таким образом, рабочая тетрадь обеспечивает организацию усвоения учебного материала. В вначале каждой темы приведены изучаемые вопросы, поставлены учебные цели, а в конце – тестовые вопросы для закрепления материала и самоконтроля. Особое внимание уделяется теме «Техника безопасности», акцентируется внимание на работу с электрическим током: даны логические схемы по устройству и оборудованию физиоотделения, кабинета, рабочей кабины, кабин для отпуска процедур, обработке гидрофильных прокладок и электродов. Далее идут задания на установление последовательности мероприятий, которые, способствуя выработке у студентов умения принимать самостоятельные решения в конкретных производственных ситуациях, формируют профессиональные компетенции. Задания располагаются по нарастанию их сложности. Следующий вид заданий: составление списка элементов в соответствии с
количеством граф. Приводится 20 граф, в которые предлагается вписать элементы содержания аптечки для оказания первой помощи, или даны названия физических факторов, и нужно вписать виды ожогов, первую помощь. Освоение тем следующих занятий у студентов требуют больших усилий, поэтому имеются задания, выполнение которых обеспечит создание опорного конспекта. Также используются задания открытого типа, где нужно вставить пропущенные слова. Таким способом студенту предлагается повторить теоретический материал, включая логическое мышление. В темы «Импульсные токи», «Токи ВЧ и СВЧ» включены следующие задания: - расшифровать и охарактеризовать четыре рода работы СМТ; - прочитав текст, вписать названия терапевтического действия электросна; - по «автопортрету» физического фактора определить его название; - прочитав текст, сформулировать лечебные эффекты; - выбрать из предложенных заболеваний показания и противопоказания к применению гальванизации. Также используются следующие задания для закрепления материала лекций: - построение логической структуры; - выполнение и решение кроссворда; - составление из предложенных букв названия аппаратов; - определение названия приборов и их назначения и др. Заполнение данной рабочей тетради не создает особых трудностей, то есть материал доступен для студентов, так как основан на информации, предоставляемой в ходе лекций. Кроме того, приводится перечень рекомендуемой литературы. Данное пособие по физиотерапии используется третий учебный год. Опыт показал значительное повышение эффективности проведения практических занятий, так как студенты, заполнив тетрадь, приходят на занятие хорошо подготовленными. Избежать списывания удалось за счёт смотра-конкурса рабочих тетрадей, проводимого по окончании цикла физиотерапии. Оценка тетрадей проводится по следующим критериям: - даны верные ответы на все вопросы; - задания выполнены аккуратно и четко; - тетрадь имеет эстетический вид. Победитель конкурса освобождается от итоговых тестов. В конце цикла физиотерапии проводилось анонимное анкетирование студентов, которое показало, что работа с тетрадью - позволяет хорошо подготовиться к практике, поскольку вопросы и задания вызывают интерес к данному предмету и дальнейшей деятельности по специальности; - вырабатывает ответственность, серьезность; - содействует прочному запоминанию изучаемого материала. Итоги анкетирования, наблюдения и отзывы студентов позволяют сделать следующие выводы: - рабочая тетрадь обеспечивает успешность проведения практического занятия; - способствует формированию профессиональных компетенций; - концентрирует внимание студентов на главном в изучаемом материале; - включает каждого студента в активную познавательную деятельность.


Яндекс.Метрика