Напоминание

"Преподавание истории в учреждении профессионального образования"

Автор: Курнакина Екатерина Сергеевна

Должность: преподаватель истории

Учебное заведение: КГБПОУ "Назаровский энергостроительный техникум"

Населённый пункт: город Назарово

Наименование материала: статья

Тема: "Преподавание истории в учреждении профессионального образования"

Описание:

В статье раскрываются особенности преподавания истории в учреждениях профессионального образования. Приводится пример наиболее эффективных педагогических технологий.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=2250

Опубликовано 12.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Курнакина Екатерина Сергеевна, преподаватель истории, «Назаровский Энергостроительный техникум».
«Преподавание истории в учреждениях профессионального

образования».
Свою статью я хотела бы начать с того, что концепция современного образования диктует новый подход к организации образовательного процесса для студентов. С введением новых стандартов, особая роль принадлежит самостоятельной работе, что очень важно при изучении такой дисциплины как «История». Само историческое образование есть ни что иное, как специально организованный процесс развития у студентов способности решения поставленных проблем, формирования личностных качеств на основе изучения истории. Иными словами, ключевая роль дисциплины «История» для рабочих профессий - это формирование метапредметных результатов обучения. Задача преподавателя - добиться основной цели: создание условий для формирования самостоятельной, социально активной личности, способной конструктивно решать поставленные задачи; формирование гражданина своей страны. Для достижения поставленной задачи преподаватель должен определиться с формами и методами преподавания, выбрать для себя наиболее эффективную педагогическую технологию, способствующую реализации компетентностного подхода. В своей педагогической деятельности я использую некоторые педагогические технологии, которые помогают мне добиться желаемых результатов. Начну с проблемного обучения. Исследования в области проблемного обучения ведутся уже давно, но, тем не менее, проблемное обучение привлекает к себе внимание и на современном этапе развития дидактики. Проблемное обучение основывается на трех принципах: - общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся); - бинарности (взаимодействие обучающего и обучаемых); - проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе его усвоения). Доказано влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их творческого мышления. Это влияние обеспечивается созданием в образовательном процессе специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций – и их разрешения. Можно сформулировать шесть основных требований к учебной проблеме, с учетом которых преподаватель может создавать наиболее эффективные типы проблемных ситуаций:
- учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом и естественным путем, логически вытекать из него, а также из деятельности обучающегося по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную ситуацию; - учебная проблема должна отражать противоречивость информации (непосредственно в формулировке вопроса, задачи или в учебной ситуации); - основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному процессу поиска, указывать направление путей ее решения; - проблемы должны быть посильными, то есть не должны быть слишком трудными для решения, иначе они не вызовут интереса и обучающиеся попытаются их просто обойти. Но они не должны быть и слишком легкими: легкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность обучающихся или вовсе не воспринимаются как проблемы; - вербальная формулировка проблемы должна содержать слова, обозначающие известные обучающемуся понятия, в которых содержатся элементы, имеющие связь с неизвестным в самой проблеме; - проблемные вопросы, задачи и учебные задания, а также примеры, приводимые учителем при постановке проблем, должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние обучающегося, заинтересовать его в учебном материале, побуждать к активной деятельности. Следовательно, учебная проблема должна обладать такими свойствами, которые обуславливают ее осознанное восприятие студентом, его заинтересованность в ее разрешении. Еще одной достаточно интересной и новой технологией является «Технология Веб-квест». Это разновидность проблемного обучения. Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания учебного занятия, ориентированного на студентов, вовлеченных в учебный процесс, и поощряющего их критическое мышление. Веб-квест
является веб-проектом; все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета. Веб-квест способствует: - формированию навыков поиска информации; - развитию мышления студентов на стадии анализа, обобщения и оценки информации; - развитию компьютерных навыков; - расширению словарного запаса, поощрению самостоятельности студентов. В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа обучающихся (часто с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием интернет-ресурсов, подготовленных преподавателем. Веб-квест – это не простой поиск информации в сети. Студенты, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний. Другими словами, веб-квест – это формат учебного занятия с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности студентов, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет. Таким образом, следует отметить, что проблемное обучение, в большей степени вовлекает студентов в работу на занятии, это позволяет добиться определенных стабильных результатов в обучении. Успеваемость по учебной дисциплине «История» составляет 100%. Значительно возросла положительная мотивация студентов к изучению истории России и мира. Четко прослеживается позитивная динамика качества знаний студентов. Процент качественной успеваемости по истории в группах с 1-го по 2-й курс вырос с 47% до 73%, что свидетельствует о прочности и осознанности полученных знаний. Увеличилось количество студентов, желающих принять участие в научно-практической конференции. Можно сделать вывод: использование преподавателем проблемного обучения повышает учебную мотивацию, самостоятельность и развивает познавательные интересы студентов к дисциплине «История».


Яндекс.Метрика