Тема: "Преподавание истории в учреждении профессионального образования"
Описание:
В статье раскрываются особенности преподавания истории в учреждениях профессионального образования. Приводится пример наиболее эффективных педагогических технологий.
Курнакина Екатерина Сергеевна, преподаватель истории,
«Назаровский Энергостроительный техникум».
«Преподавание истории в учреждениях профессионального
образования».
Свою статью я хотела бы начать с того, что концепция современного
образования диктует новый подход к организации образовательного процесса
для студентов. С введением новых стандартов, особая роль принадлежит
самостоятельной работе, что очень важно при изучении такой дисциплины
как «История». Само историческое образование есть ни что иное, как
специально организованный процесс развития у студентов способности
решения поставленных проблем, формирования личностных качеств на
основе изучения истории. Иными словами, ключевая роль дисциплины
«История» для рабочих профессий - это формирование метапредметных
результатов обучения. Задача преподавателя - добиться основной цели:
создание условий для формирования самостоятельной, социально активной
личности, способной конструктивно решать поставленные задачи;
формирование гражданина своей страны. Для достижения поставленной
задачи преподаватель должен определиться с формами и методами
преподавания, выбрать для себя наиболее эффективную педагогическую
технологию, способствующую реализации компетентностного подхода.
В своей педагогической деятельности я использую некоторые педагогические
технологии, которые помогают мне добиться желаемых результатов.
Начну с
проблемного обучения. Исследования в области проблемного обучения
ведутся уже давно, но, тем не менее, проблемное обучение привлекает к себе
внимание и на современном этапе развития дидактики.
Проблемное обучение основывается на трех принципах:
- общности целеполагания (цели преподавателя и учащихся);
- бинарности (взаимодействие обучающего и обучаемых);
- проблемности (наличие противоречия в учебном материале или в процессе
его усвоения).
Доказано влияние проблемного обучения на активизацию
мыслительной деятельности обучающихся, на формирование у них
нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их
творческого мышления. Это влияние обеспечивается созданием в
образовательном процессе специальных ситуаций интеллектуального
затруднения – проблемных ситуаций – и их разрешения.
Можно сформулировать шесть основных требований к учебной
проблеме, с учетом которых преподаватель может создавать наиболее
эффективные типы проблемных ситуаций:
- учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом и
естественным путем, логически вытекать из него, а также из деятельности
обучающегося по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную
ситуацию;
- учебная проблема должна отражать противоречивость информации
(непосредственно в формулировке вопроса, задачи или в учебной ситуации);
- основным своим содержанием проблема должна давать направление
познавательному процессу поиска, указывать направление путей ее решения;
- проблемы должны быть посильными, то есть не должны быть
слишком трудными для решения, иначе они не вызовут интереса и
обучающиеся попытаются их просто обойти. Но они не должны быть и
слишком легкими: легкие проблемы быстро решаются и недостаточно
активизируют мыслительную деятельность обучающихся или вовсе не
воспринимаются как проблемы;
- вербальная формулировка проблемы должна содержать слова,
обозначающие известные обучающемуся понятия, в которых содержатся
элементы, имеющие связь с неизвестным в самой проблеме;
- проблемные вопросы, задачи и учебные задания, а также примеры,
приводимые учителем при постановке проблем, должны оказывать
воздействие на эмоциональное состояние обучающегося, заинтересовать его
в учебном материале, побуждать к активной деятельности.
Следовательно, учебная проблема должна обладать такими свойствами,
которые обуславливают ее осознанное восприятие студентом, его
заинтересованность в ее разрешении.
Еще одной достаточно интересной и новой технологией является
«Технология Веб-квест». Это разновидность проблемного обучения.
Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами
ролевой игры, для выполнения которого используются информационные
ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают
учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие
веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные
предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают
отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Веб-квест является новым средством использования технологий в целях
создания учебного занятия, ориентированного на студентов, вовлеченных в
учебный процесс, и поощряющего их критическое мышление. Веб-квест
является веб-проектом; все материалы, с которыми работают учащиеся,
исходят из Интернета. Веб-квест способствует:
- формированию навыков поиска информации;
- развитию мышления студентов на стадии анализа, обобщения и оценки
информации;
- развитию компьютерных навыков;
- расширению словарного запаса, поощрению самостоятельности студентов.
В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа
обучающихся (часто с распределением ролей) по решению заданной
проблемы с использованием интернет-ресурсов, подготовленных
преподавателем. Веб-квест – это не простой поиск информации в сети.
Студенты, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают
информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку
зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных
источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.
Другими словами, веб-квест – это формат учебного занятия с
ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности
студентов, на котором основная часть информации добывается через ресурсы
Интернет.
Таким образом, следует отметить, что проблемное обучение, в большей
степени вовлекает студентов в работу на занятии, это позволяет добиться
определенных стабильных результатов в обучении. Успеваемость по учебной
дисциплине «История» составляет 100%.
Значительно возросла положительная мотивация студентов к изучению
истории России и мира.
Четко прослеживается позитивная динамика качества знаний студентов.
Процент качественной успеваемости по истории в группах с 1-го по 2-й курс
вырос с 47% до 73%, что свидетельствует о прочности и осознанности
полученных знаний. Увеличилось количество студентов, желающих принять
участие в научно-практической конференции.
Можно сделать вывод: использование преподавателем проблемного обучения
повышает учебную мотивацию, самостоятельность и развивает
познавательные интересы студентов к дисциплине «История».