"Проектирование образовательного процесса с применением информационных технологий и проектной методики"
Автор: Тарханова Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "Ачинский техникум нефти и газа"
Населённый пункт: г.Ачинск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование образовательного процесса с применением информационных технологий и проектной методики"
Описание:
Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения обозначенной задачи. Внимание современного педагога должно быть направлено на вовлечение каждого студента в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи студент - предметно-информационная среда - педагог.
Одна из таких технологий - метод проектов. В его основе лежит развитие критического мышления студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, творческой деятельности.
Проектирование образовательного процесса с применением
информационных технологий и проектной методики
Тарханова Светлана Юрьевна
КГА ПОУ «Ачинский техникум нефти и газа»
Преподаватель специальных дисциплин
Наше время - время перемен..
Сегодня многих педагогов волнует вопрос: Что нужно современному
студенту, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-
экономических условиях? Общество заинтересовано в специалистах,
способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения,
быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед
нашим учебным заведением «Ачинским техникумом нефти и газа» встает
задача подготовки выпускников, соответствующих запросам общества:
способных грамотно работать с информацией (собирать факты,
анализировать, обобщать их, выделять гипотезы, предлагать способы
решения различных реальных производственных ситуаций, сопоставлять с
аналогичными или альтернативными вариантами решения),
коммуникативных, умеющих работать в группе.
Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать
реальные условия для качественного решения обозначенной задачи.
Внимание современного педагога должно быть направлено на вовлечение
каждого студента в активную познавательную деятельность. Это возможно
при использовании новых образовательных и информационных технологий в
условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи
студент - предметно-информационная среда - педагог.
Одна из таких технологий - метод проектов. В его основе лежит
развитие критического мышления студентов, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно
выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков
познавательной, творческой деятельности.
Рассматривая задачу подготовки современных специалистов, мобильных
на рынке труда, приходишь к выводу, что решение данного вопроса ставит
нас преподавателей перед необходимостью пересмотра педагогической
концепции, внедрения в учебный процесс нетрадиционных методов, форм,
средств обучения.
Современный рынок труда предъявляет требования не столько к уровню
теоретических знаний, сколько к степени ответственности,
профессиональной компетентности, коммуникабельности специалистов,
очевидна необходимость смены подходов к формированию тех знаний,
умений и навыков, которые способны создать фундаментальность
образования, получаемого при освоении профессии. Именно такой уровень
профессионального образования позволит вчерашнему школьнику получить
потенциал для самообразовательной компетентности личности и стать
специалистом.
Выпускник средней профессиональной школы должен уметь применять
полученные в ходе обучения знания, умения и навыки в повседневных и
изменяющихся ситуациях на работе, это демонстрирует его
профессиональную компетентность.
Построение учебного процесса на основе практического применения
новых педагогических технологий является основой в подготовке
профессиональных рабочих и способности их адаптироваться в современной
жизни. Готовность выпускника колледжа к профессионально-трудовой
деятельности на сегодняшний день представлена как комплекс личностных и
функциональных качеств. Опыт показывает, что не у всех выпускников
присутствуют личностные качества, необходимые для успешного
взаимодействия в коллективе, слаборазвиты творческие способности,
отсутствуют умения, необходимые для саморазвития личности.
Считаю, что для продуктивной работы педагога в обозначенном
направлении необходимо качественно изменить характер взаимодействия
преподавателя и студента. Студент должен стать не столько объектом
обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором.
Должен произойти переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению
событий, обретению навыков и умелому применению в жизни того, что
накоплено при обучении.
В основу современных форм и методов активного обучения положен
деятельностный подход, реализовать который в полной мере позволяет
технология учебного проектирования - метод проектов. Метод учебных
проектов переживает в настоящее время своё "второе рождение". От части
это связано с тем, что данный метод соответствует подходам модернизации в
целом и компетентностному подходу в частности.
Наиболее рациональными инновационными технологиями считаю метод
проектов и информационные технологии, позволяющие осуществить переход
от массового обучения к индивидуальному подходу. Это приводит к развитию
творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию
навыков самостоятельной работы, которые закладывают основы для
становления профессиональной компетентности.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом (профессор Е.С. Полат); это совокупность приёмов,
действий учащихся в их определённой последовательности для достижения
поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и
оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении
учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из
различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о
педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей
сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика,
координатора, эксперта, консультанта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они
выполняют в течение определенного отрезка времени.
Согласитесь, что каждый из нас значительную часть рабочего времени
проводит в рамках классно-урочной системы. Очень часто студенты, даже
хорошисты и отличники, не могут применить на практических задачах свои
знания из предметных областей. Особенно явно возникает эта проблема при
выполнении курсового и дипломного проектирования. При выполнении
теоретических расчетов теряется взаимосвязь с практикой. Например:
необходимо рассчитать количество светильников в производственном
помещении. Площадь прямоугольника все студенты вычислять умеют, а вот
симметрично разместить светильники затрудняются. И таких примеров
много. Поэтому меня заинтересовала другая философия построения
образовательного процесса. Вести обучение через целесообразную
деятельность студента, с учетом его личных интересов и целей. Для того
чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, ему
необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему,
взятую из жизни, применить для её решения определенные знания и умения,
в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге
реальный, ощутимый результат.
Считаю, что технология учебного проектирования гармонично сочетается
с информационными и Интернет технологиями. Сейчас уже все понимают,
что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и
не менее впечатляющими услугами. Однако необходимо учитывать то, что,
какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения и
информационно-предметная среда, прежде всего, первичны дидактические
задачи, особенности познавательной деятельности студентов, обусловленные
определенными целями образования. А Интернет со всеми своими
возможностями и ресурсами - средство реализации этих целей и задач.
Использование проектной методики приобретает все большую
популярность и является плодотворным и эффективным средством
организации учебного материала. Применение этой методики повышает
интерес студентов к изучению предмета путем развития внутренней
мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя
на студента. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению
предмета. Проектная методика характеризуется высокой
коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую
атмосферу. В этом виде работы студенты имеют возможность выразить свои
идеи в удобной для них форме: рефераты, исследования, проекты,
презентации, статью, диспуты и т.п. метод проектов кардинально меняет роль
студентов: они выступает активными участниками процесса и учатся
работать по-новому. Кроме того, работа в малых группах помогает им
научиться работать в коллективе, позволяет ощутить себя членом команды -
подчинить свой темперамент, характер, личное время интересам общего дела.
Самое важное, что студенты свободны в выборе способов и видов
деятельности для достижения поставленной цели.
Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное
педагогическое значение. Понимание ошибок в работе создает мотивацию к
повторной деятельности. Подобная реакция позволяет сформировать
самооценку окружающего мира и себя в микро- и макро-социуме.
Считаю применение метода проектов в преподавании спецдисциплин
особенно важным, т.к. в учебном процессе возникает исследовательская,
творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания
из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для
метода проектов существенным является вопрос практической,
теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся
деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
* определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
* выдвижение гипотезы их решения;
* обсуждение методов исследования;
* проведение сбора данных;
* анализ полученных данных;
* оформление конечных результатов;
* подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе
совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола",
статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
Таким образом, проектирование образовательного процесса с
применением информационных технологий и проектной методики является
актуальным в современном обществе. Прогрессивные изменения в
содержании и характере труда квалифицированных рабочих
электротехнического профиля связаны с развитием производства, которое
осуществляется на основе новой техники, нового оборудования, технологии,
приемов выполнения работ и культуре труда. В этих условиях требуются
рабочие кадры нового поколения, для которых естественными являются такие
характеристики, как потребность в профессиональном росте и готовность к
самостоятельному решению проблемных задач. Сегодня потенциальный
работодатель выходит на уровень заказа специалистов для своего
производства, он заинтересован в профессионально компетентном
специалисте, подготовке которого способствует внедрение в процесс
обучения заявленного педагогического проекта.
Метод проектов и методика учебного проектирования универсальны и
могут применяться при обучении любой специальности, всё зависит от
опыта, квалификации и творческого потенциала преподавателя. Именно
технология учебного проектирования позволяет сформировать навыки
студентов по эффективному поведению на рынке труда, стимулирует
развитие ключевых компетенций обучающихся, формирует способности к
самозанятости и получению дополнительных (резервных) профессиональных
компетенций. А в конечном итоге метод проектов ориентирован на развитие
личностных и образовательных ресурсов студентов в целях усиления
адаптационного потенциала и повышения шансов на эффективное
трудоустройство и становление профессиональной карьеры.
Список источников информации:
1. Башмаков А.И. Интеллектуальные информационные технологии: учеб.
пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 304 с.
2. Васяк Л.В. Формирование профессиональной компетентности будущих
инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами
профессионально ориентированных задач: Автореф. Дис. ... к-та пед. наук. -
Омск, 2007. - 22 с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Учеб. пособие.
- СПб.: КАРО, 2006. - 368 с.
4. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом:
Учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 288 с.
5. Проблемные классные часы. 10-11 классы/авт.-сост. Я.В. Голубева. -
Волгоград: Учитель, 2009. - 157 с.
6. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования. - Ростов
н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с.
7. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в ср. спец. уч.
заведениях: Учеб. пособие для преп. уч. ср. проф. образования. - М.:
Мастерство, 2001. - 272 с.
8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -
М.: АРКТИ, 2006. - 79 с.