Напоминание

Исследовательский проект обучающихся как способ формирования профессиональных и общих компетенций.

Автор: Марина Наталья Геннадьевна

Должность: преподаватель экономических дисциплин

Учебное заведение: Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий

Населённый пункт: Город Юрга, Кемеровская область

Наименование материала: Статья

Тема: Исследовательский проект обучающихся как способ формирования профессиональных и общих компетенций.

Описание:

Метод проектов позволяет направить учебно-познавательную деятельность обучающихся на результат, который достигается благодаря решению определённой практически или теоретически значимой проблемы. Обучающиеся приобретают опыт деятельности, который станет их бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=2898

Опубликовано 14.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ФГОС третьего поколения предполагает формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся. Выпускники техникума должны: - организовывать собственную деятельность и выбирать способы и методы выполнения профессиональных задач; - осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности; - работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, потребителями; - брать на себя ответственность за работу членов команды, за полученный результат и др. Эти и другие общие и профессиональные компетенции возможно реализовать с помощью проектной деятельности в ходе изучения профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. Обучение через целесообразную деятельность студента, с учётом его личных интересов и целей способствует овладению профессиональными компетенциями. Для того чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению определённой практически или теоретически значимой проблемы. Обучающиеся приобретают опыт деятельности, что станет их бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Учебный проект для обучающихся - это возможность делать что-то интересное самостоятельно в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности; деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, который направлен на решение интересной проблемы, сформулированной самим обучающимся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельность - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное 1
значение. ГРУППОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Выявление факторов конкурентоспособности магазинов города. Исследование конкурентных позиций торговых сетей» осуществляют обучающиеся группы товароведов. Сроки выполнения проекта – пятый семестр. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: реализовать имеющиеся знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» при изучении профессиональных модулей ПМ 01. Управление ассортиментом товаров, МДК 01.01. Основы управления ассортиментом товаров и ПМ 03. Организация работ в подразделении организации. МДК 03.01. Управление структурным подразделением организации. При выполнении проекта требуется проявить следующие профессиональные компетенции: ДПК 1.7. Анализировать состояние маркетинговой среды организации ДПК 1.8. Осуществлять сравнение конкурентоспособности аналогичных товаров. ДПК 1.11. Выполнять задания специалистов при проведении маркетинговых исследований. Также обучающиеся должны проявить общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 2
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и обеспечении её конкурентоспособности является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор стратегий определяется результатами исследований, следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции фирмы и её продуктов по сравнению с другими фирмами отрасли. Что касается торговли, то отрицать перспективность этой отрасли не приходится. Даже в столь небольшом городе как Юрга развиваются торговые сети, ежегодно растет число магазинов. Конкурентная борьба между сетями усиливается. Поэтому выяснение факторов, обеспечивающих конкурентоспособность торговых компаний и определение конкурентоспособности фирм позволит определить наиболее перспективные из них. Выпускники специальности 100801 Товароведение и экспертиза потребительских товаров должны в полной мере овладеть маркетинговой компетенцией, поскольку после окончания техникума поступают на работу в разные торговые сети. Направления исследований: - выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции; - исследование отношений потребителей к торговой фирме; - изучение уровня удовлетворения запросов потребителей; - исследование эффективности маркетинговой деятельности; - исследование конкурентоспособности фирмы в целом. Обучающиеся выбирают для анализа конкурентоспособности торговые организации города по желанию. Это обусловлено тем, что после окончания 4 3
семестра они проходили практику в разных торговых сетях, поэтому владеют некоторой информацией о деятельности компаний. Создаём команды исследователей. Обучающиеся должны провести маркетинговое исследование по всем предложенным направлениям и доложить результаты на презентации на заключительном заседании. ВОПРОСНИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ КОНКУРЕНТОВ — Сколько имеется приоритетных конкурентов, и кто они? — Каков преобладающий тип конкурентного поведения (независимый, «следующий за лидером», «бросающий вызов», лидер)? — Какова природа конкурентного преимущества у приоритетных конкурентов? — Насколько силен имидж конкурентов и марки его товаров? — На чем основано, если оно имеется, преимущество по издержкам приоритетных конкурентов? — Каковы цены на товары конкурентов? — Каковы главные черты ценовой политики конкурентов? — Насколько стабильно их финансовое положение и велики их финансовые ресурсы? — Какие агрессивные действия могут предпринять наши приоритетные конкуренты? — Какие события могут существенно изменить соотношение между нами и нашими конкурентами? — Какие меры могут быть приняты в таком случае? — В какой степени конкуренты способны ликвидировать конкурентные преимущество, которым мы обладаем? По итогам выполнения проекта был проведён Круглый стол «Выявление факторов конкурентоспособности торговых организаций города. Исследование конкурентных позиций торговых сетей», во время которого обучающиеся представили презентации результатов проведённых исследований. ЦЕЛЬ КРУГЛОГО СТОЛА - подвести итоги работы группы над проектом; 4
- участие в проекте позволяет проявить интеллектуальные способности, коммуникативные качества; - показать уровень владения знаниями и умениями, формирует дополнительные компетенции, необходимые специалистам – товароведам. Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и обеспечении её конкурентоспособности является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий торговых компаний. Результаты исследования позволят выпускникам выбрать для последующей работы наиболее перспективные торговые сети. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ студенты сделали вывод, что: Конкуренция – это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Для участников рыночных отношений конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Успех корпоративных сетей основан на ценовых преимуществах над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. - их размеры позволяют закупать большие партии товаров с максимальными скидками за количество и одновременно экономить на транспортных расходах;
-
они способны создавать действенные структуры, нанимать хороших управляющих и разрабатывать специальные методики прогнозирования сбыта, управления товарно-материальными запасами, ценообразования и стимулирования;
-
сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли, тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать с множеством оптовиков; 5

-
сети экономят на рекламе, так как относят расходы на большое количество товара;
-
сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках. Маркетинг становится главным инструментом конкурентной борьбы. Маркетинг исследует деятельность конкурентов, с одной стороны, тщательно следит за соперниками на рынке, выявляет их слабости и преимущества. С другой стороны, задача маркетинга – дать диагноз конкурентоспособности собственного предприятия, показать главные факторы его коммерческого успеха. Выпускники техникума овладели требуемыми компетенциями и смогут успешно проводить маркетинговые исследования начав свою трудовую деятельность. 6


Яндекс.Метрика