Значение бизнес – планирования для ведения предпринимательской
деятельности
Русман Аркадий Львович
Преподаватель Краснодарского колледжа
электронного приборостроения
В современной быстроменяющейся экономической ситуации
невозможно добиться положительных результатов в бизнесе, не планируя
своих действий и не прогнозируя последствий.
Планирование - это определение цели развития управляемого объекта,
методов, способов и средств ее достижения на ближайшую и более
отдаленную перспективу.
Бизнес - план это документ, определяющий стратегию и тактику
ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации
производства и реализации продукции. В бизнес - плане характеризуются
основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с
которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения.
Современная экономическая ситуация диктует предприятиям новый
подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие
формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную
эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения
таких решений является новая прогрессивная форма плана - бизнес-план.
Бизнес-план включает разработку цели и задач предприятия на
ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики,
сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и конкурентов. В нем
дается оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых
для достижения поставленных целей в условиях конкуренции, определяются
направления и основные этапы деятельности фирмы.
Бизнес - план может использоваться в двух аспектах: для управления
коммерческим проектом и для управления деятельностью самой фирмы. В
современной практике бизнес-план призван выполнять четыре функции:
- использование его для разработки стратегии бизнеса;
- формирование и реализация плановых программ, позволяющих
оценить потенциал развития нового направления деятельности,
контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса;
- привлечение инвестиций для целей развития бизнеса;
- привлечение к реализации планов бизнеса партнеров, которые
способны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них
технологию.
Бизнес-план имеет две группы пользователей - внутренних (инициатор
бизнес - идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные
инвесторы, кредиторы, партнеры).
Итак, бизнес-план - документ внутрифирменного планирования,
излагающий все основные аспекты планирования производственной и
коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с
которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения
финансово-хозяйственных задач.
Бизнес-план составляется как для внутренних, так и для внешних
целей.
Внешние цели обусловлены взаимоотношениями с другими фирмами и
организациями. К ним можно отнести обоснование привлечения
дополнительных инвестиций.
Внутренние цели, для которых составляется бизнес-план, связанны с
управлением предприятием. Например, проверка знаний управляющего
персонала, понимания ими рыночной среды.
При этом предусматривается постановка следующих стратегических и
тактических задач: организационно-управленческая и финансово-
экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия; выявление
потенциальных возможностей предпринимательской деятельности
предприятия; формирование инвестиционно - проектных целей деятельности
на планируемый период.
Бизнес-план при решении этих многофакторных задач позволяет
достичь следующих результатов:
- обоснования экономической целесообразности направлений развития
фирмы (стратегий, концепций, проектов);
- расчета ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую
очередь объемов продаж, прибыли, доходов на вложенные средства;
- определения намечаемого источника финансирования реализации
выбранной стратегии;
- подбора персонала, который способен реализовать данный план.
Особенно возрастает значение бизнес – планирования в случаях
участия предприятий в государственных или муниципальных программах
поддержки предпринимательства, например, при получении субсидий или
других форм поддержки (льготного кредитования, льготной аренды и.т.п.). В
таких случаях без наличия четко разработанного бизнес – плана участие
предприятий в программах поддержки невозможно в принципе.
Исходя из сказанного, в Краснодарском колледже электронного
приборостроения при подготовке специалистов среднего профессионального
образования большое значение уделяется изучению вопросов организации
предпринимательской деятельности и бизнес – планирования.