Напоминание

"Современные образовательные технологии и их применение в вокальной педагогике"

Автор: Божедомова Ирина Валерьевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГАПОУ МО "Московский областной музыкальный колледж имени С.С.Прокофьева"

Населённый пункт: город Пушкино, Московская область

Наименование материала: Доклад

Тема: "Современные образовательные технологии и их применение в вокальной педагогике"

Описание:

Основные аспекты вокальной педагогике в соответствие с современными требованиями ФГОС.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=3076

Опубликовано 24.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации



Божедомова И.В.
Современные образовательные технологии и их

применение в вокальной педагогике.

(доклад)
В настоящее время к выпускникам средних специальных учебных заведений предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Студентам, окончившим колледж, необходимо адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Наверно, одной из причин потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и методы обучения. Освоение техникой пения приходится в колледже на 17 - 22 года, когда юный артист пребывает в так называемом “кризисном” периоде. В этот период особенно развито чувство самосознания и собственного достоинства. В этом возрасте происходит изменение процессов психического развития, перестройка прежних отношений к миру к себе, возникает потребность в самоопределении и самовыражении. Поэтому особенно важен личностный подход, нужно работать с каждым индивидуально, учитывая его персональное развитие. Большие и непривычные для начинающего вокалиста физические нагрузки на голосовой аппарат часто протекают с обострениями хронических заболеваний, что делает необходимым применение на уроках здоровье-сберегающих технологий. Одним из важных моментов является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний и навыков, чтобы в итоге начинающий певец мог ощущать свою компетентность не только в результате конкретного урока, но и на протяжении всего процесса обучения. Достичь поставленной цели помогают современные образовательные технологии, такие как:
 технология уровневой дифференциации обучения;  групповые технологии;  технологии компьютерного обучения  игровые технологии;  технология проблемного и исследовательского обучения;  технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала  педагогика сотрудничества Современные технологии позволяют формировать и развивать профессиональные навыки, знания и умения в процессе активной разно- уровневой познавательной деятельности студента в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию обучения. Например, одним из элементов технологии организации адаптационно- развивающих диалогов на уроках вокала является работа в малых группах, что позволяет соотносить свою деятельность с деятельностью остальных, студенту легче в этом случае провести не только самооценку, но и само- коррекцию. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Рассмотрим понятие «технология».
Технология
- это совокупность
приемов,
применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Также существует множество определений, данных различными учеными: •
Педагогическая технология
- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). •
Педагогическая технология
- это содержательная
техника
реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология
- это
описание
процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). •
Технология
- это
искусство, мастерство, умение, совокупность

методов
обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). •
Технология обучения
- это составная
процессуальная

часть
дидактической системы (М.Чошанов). •
Педагогическая технология
— это продуманная во всех деталях
модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). •
Педагогическая технология
- это
системный метод
создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). •
Педагогическая технология
означает
системную совокупность и

порядок функционирования
всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным:
педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным:
описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным:
осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве

науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве

системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве

реального процесса обучения.
Каждый педагог хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у студента, чтобы обучаемый умел не только владеть техническими вокальными приемами, но и понимал национальные и мировые культурные традиции, умел логически мыслить, создавать художественный образ, создавать художественно- исполнительское произведение, доставляющее радость публике. Преподаватель должен применять на уроке все виды учебно-познавательной деятельности: 1.
Деятельность с объектом изучения.
Для вокального искусства таким объектом является исполняемое произведение- изучаемый нотный материал. Фрагменты изучаемого произведения могут исполняться студентом или демонстрироваться педагогом. 2.
Деятельность с дополнительными материалами
. В этот раздел входит прослушивание исполняемого студентом произведения в исполнении мастеров вокального искусства, изучение и сопоставление исторических фактов, связанных с историей создания или исторической подоплекой исполняемого произведения. Необходимо, чтобы в результате самостоятельной деятельности, студент сам для себя созидал навык, умение, знание. Это основной принцип дидактики, который заключается в том, что знание обучаемым не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной преподавателем определенной профессионально-познавательной деятельности. Следовательно, развитию познавательных и творческих интересов студента способствуют различные виды технологий: технология уровневой дифференциации обучения, компьютерные технологии, групповые технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.

Технология уровневой дифференциации.
Технология обучения вокальному искусству сама по себе невозможна без использования
индивидуально-дифференцированного подхода
к ученикам. Преподавателю необходимо учитывать индивидуальные физические и психологические особенности будущего певца, развивать каждого студента в меру его физических возможностей и музыкальных способностей. В вокальной педагогике применение разно-уровневой дифференциации обусловлено спецификой предмета. Преподавателю вокала важно учитывать индивидуальный темп развития студента. В процессе обучения дифференциация осуществляется через применение разно-уровневых заданий для студентов. Разно-уровневый подход используется и при задании домашней работы. Студенту задается определенное количество программных произведений для изучения, но он может выполнить обязательный минимум, а также подготовить для работы произведения свыше этого минимума. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор студентом исполняемых произведений дает дополнительную возможность самореализации молодому певцу. Из понравившихся вокальных сочинений студент выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности. И, наконец, выбирая произведение для изучения, студент волей-неволей знакомится с большим количеством вокальных сочинений. Таким образом, его музыкальный кругозор становится шире, то есть он в результате изучает более обширный материал, а также учится с первого взгляда оценивать сложность произведений. Основная цель разно-уровневой дифференциации состоит в том, чтобы создать условия для самореализации каждого студента в соответствии с его способностями и возможностями. Эта технология позволяет студенту реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между преподавателем и студентом устанавливаются партнерские отношения,
снижается психологическое напряжение обучаемого на уроках, повышается качество технических навыков и умений, растет активность слабоуспевающих учащихся. Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.
Компьютерные технологии.
Компьютерные технологии отвечают за формирование умения обработки информации; развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; формирование умения принимать оптимальные решения; максимально наглядная подача учебного материала. В зависимости от формы, целей и задач урока компьютерные технологии применяются как:  источник учебной информации (частично или полностью заменяющий нотный печатный материал);  наглядное пособие, используя возможности мультимедиа и телекоммуникации;  средство контроля. Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения:  при изучении нового материала (источник учебной информации),  при повторении (дидактические материалы);  для контроля знаний (прослушивание и просмотр изучаемого материала),  с целью организации досуговой среды. Использование компьютерных технологий даёт неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности студента и преподавателя. Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при изучении
нового материала, сборе нужной информации, а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как презентации. Компьютерная технология дает возможность располагать таким объемом информации, которым не владеет преподаватель (например, электронная нотная библиотека).
Проектно-исследовательская технология
Исследовательская деятельность студента – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания. Исследовательская деятельность начинающего певца чаще проявляется во внеурочной деятельности. Обучающиеся активно принимают участие в конференциях, концертной работе, массовых мероприятиях.
Игровые технологии
В вокальной педагогике игровая технология применяется открыто при подготовке концертной программы и на уроках при создании актерского образа. Применение данной технологии стимулирует развитие познавательных интересов обучаемого, способствует развитию интеллектуально-творческих способностей, дает возможность самоутвердиться и реализовать себя в создании актерского художественного образа. Эффективно данная технология проявляет себя в создании сюжетных постановок, что вносит непринужденную обстановку на уроке и позволяет успешно реализовывать поставленные цели и задачи. Интенсивность развития творческого мышления связана с ростом профессиональных качеств, физической выносливости и индивидуальных творческих ресурсов, что особенно важно в певческой профессиональной деятельности.


Яндекс.Метрика