Божедомова И.В.
Современные образовательные технологии и их
применение в вокальной педагогике.
(доклад)
В настоящее время к выпускникам средних специальных учебных
заведений предъявляются большие требования при поступлении в высшие
учебные заведения. Студентам, окончившим колледж, необходимо
адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только
полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя
компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы
успешно утвердиться в жизни. Добиться хороших успехов в обучении можно
только путем повышения интереса к своему предмету. Наверно, одной из
причин потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и
методы обучения. Освоение техникой пения приходится в колледже на 17 - 22
года, когда юный артист пребывает в так называемом “кризисном” периоде. В
этот период особенно развито чувство самосознания и собственного
достоинства. В этом возрасте происходит изменение процессов психического
развития, перестройка прежних отношений к миру к себе, возникает
потребность в самоопределении и самовыражении. Поэтому особенно важен
личностный подход, нужно работать с каждым индивидуально, учитывая его
персональное развитие. Большие и непривычные для начинающего вокалиста
физические нагрузки на голосовой аппарат часто протекают с обострениями
хронических заболеваний, что делает необходимым применение на уроках
здоровье-сберегающих технологий. Одним из важных моментов является
понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении
знаний и навыков, чтобы в итоге начинающий певец мог ощущать свою
компетентность не только в результате конкретного урока, но и на
протяжении всего процесса обучения. Достичь поставленной цели помогают
современные образовательные технологии, такие как:
технология уровневой дифференциации обучения;
групповые технологии;
технологии компьютерного обучения
игровые технологии;
технология проблемного и исследовательского обучения;
технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых
моделей учебного материала
педагогика сотрудничества
Современные технологии позволяют формировать и развивать
профессиональные навыки, знания и умения в процессе активной разно-
уровневой познавательной деятельности студента в условиях эмоционально –
комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию обучения.
Например, одним из элементов технологии организации адаптационно-
развивающих диалогов на уроках вокала является работа в малых группах,
что позволяет соотносить свою деятельность с деятельностью остальных,
студенту легче в этом случае провести не только самооценку, но и само-
коррекцию.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении
существуют большие разночтения. Рассмотрим понятие «технология».
Технология - это совокупность
приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь). Также существует множество
определений, данных различными учеными:
•
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачев).
•
Педагогическая технология
- это содержательная
техника реализации
учебного процесса (В.П.Беспалько).
•
Педагогическая технология
- это
описание процесса достижения
планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
•
Технология - это
искусство, мастерство, умение, совокупность
методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
•
Технология обучения
- это составная
процессуальная
часть дидактической системы (М.Чошанов).
•
Педагогическая технология
— это продуманная во всех
деталях модель совместной педагогической деятельности по
проектированию, организации и проведению учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
(В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения
и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
•
Педагогическая технология
означает
системную совокупность и
порядок функционирования
всех личностных, инструментальных и
методологических средств, используемых для достижения педагогических
целей (М.В.Кларин)».
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя
аспектами:
1) научным:
педагогические технологии - часть педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и
проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей,
содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов
обучения;
3) процессуально-действенным:
осуществление технологического
(педагогического) процесса, функционирование всех личностных,
инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве
науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве
системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве
реального процесса обучения.
Каждый педагог хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у
студента, чтобы обучаемый умел не только владеть техническими
вокальными приемами, но и понимал национальные и мировые культурные
традиции, умел логически мыслить, создавать художественный образ,
создавать художественно- исполнительское произведение, доставляющее
радость публике. Преподаватель должен применять на уроке все виды
учебно-познавательной деятельности:
1.
Деятельность с объектом изучения. Для вокального искусства таким
объектом является исполняемое произведение- изучаемый нотный
материал. Фрагменты изучаемого произведения могут исполняться
студентом или демонстрироваться педагогом.
2.
Деятельность с дополнительными материалами
. В этот раздел
входит прослушивание исполняемого студентом произведения в
исполнении мастеров вокального искусства, изучение и сопоставление
исторических фактов, связанных с историей создания или исторической
подоплекой исполняемого произведения. Необходимо, чтобы в
результате самостоятельной деятельности, студент сам для себя
созидал навык, умение, знание. Это основной принцип дидактики,
который заключается в том, что знание обучаемым не получается в готовом
виде, а созидается им самим в результате организованной преподавателем
определенной профессионально-познавательной деятельности.
Следовательно, развитию познавательных и творческих интересов студента
способствуют различные виды технологий: технология уровневой
дифференциации обучения, компьютерные технологии, групповые
технологии, технология проблемного и исследовательского обучения,
технология игрового обучения, использование тестов.
Технология уровневой дифференциации.
Технология обучения вокальному искусству сама по себе невозможна без
использования индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам.
Преподавателю необходимо учитывать индивидуальные физические и
психологические особенности будущего певца, развивать каждого студента в
меру его физических возможностей и музыкальных способностей. В
вокальной педагогике применение разно-уровневой дифференциации
обусловлено спецификой предмета. Преподавателю вокала важно учитывать
индивидуальный темп развития студента. В процессе обучения
дифференциация осуществляется через применение разно-уровневых
заданий для студентов. Разно-уровневый подход используется и при задании
домашней работы. Студенту задается определенное количество программных
произведений для изучения, но он может выполнить обязательный минимум,
а также подготовить для работы произведения свыше этого минимума.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор студентом
исполняемых произведений дает дополнительную возможность
самореализации молодому певцу. Из понравившихся вокальных сочинений
студент выбирает тот уровень сложности, на который способен
«замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей
компетентности. И, наконец, выбирая произведение для изучения, студент
волей-неволей знакомится с большим количеством вокальных сочинений.
Таким образом, его музыкальный кругозор становится шире, то есть он в
результате изучает более обширный материал, а также учится с первого
взгляда оценивать сложность произведений. Основная цель разно-уровневой
дифференциации состоит в том, чтобы создать условия для самореализации
каждого студента в соответствии с его способностями и возможностями. Эта
технология позволяет студенту реально оценивать свои силы, а также видеть
свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между
преподавателем и студентом устанавливаются партнерские отношения,
снижается психологическое напряжение обучаемого на уроках, повышается
качество технических навыков и умений, растет активность
слабоуспевающих учащихся.
Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение
каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его
личности, познавательных и созидательных способностей.
Компьютерные технологии.
Компьютерные технологии отвечают за формирование умения обработки
информации; развитие коммуникативных способностей; подготовка личности
«информационного общества»; формирование умения принимать
оптимальные решения; максимально наглядная подача учебного материала. В
зависимости от формы, целей и задач урока компьютерные технологии
применяются как:
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий
нотный печатный материал);
наглядное пособие, используя возможности мультимедиа и
телекоммуникации;
средство контроля.
Компьютерные технологии используются на всех этапах процесса обучения:
при изучении нового материала (источник учебной информации),
при повторении (дидактические материалы);
для контроля знаний (прослушивание и просмотр изучаемого
материала),
с целью организации досуговой среды.
Использование компьютерных технологий даёт неограниченные
возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности
студента и преподавателя.
Использование компьютера и
мультимедийных технологий дают положительные результаты при изучении
нового материала, сборе нужной информации, а также позволяют на практике
реализовать такие методы обучения, как презентации.
Компьютерная технология дает возможность располагать таким объемом
информации, которым не владеет преподаватель (например, электронная
нотная библиотека).
Проектно-исследовательская технология
Исследовательская деятельность студента – это совокупность действий
поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов,
теоретических знаний и способов деятельности. Исследование может
проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения
умений, применять полученные знания.
Исследовательская деятельность начинающего певца чаще проявляется во
внеурочной деятельности. Обучающиеся активно принимают участие в
конференциях, концертной работе, массовых мероприятиях.
Игровые технологии
В вокальной педагогике игровая технология применяется открыто при
подготовке концертной программы и на уроках при создании актерского
образа. Применение данной технологии стимулирует развитие
познавательных интересов обучаемого, способствует развитию
интеллектуально-творческих способностей, дает возможность
самоутвердиться и реализовать себя в создании актерского художественного
образа. Эффективно данная технология проявляет себя в создании сюжетных
постановок, что вносит непринужденную обстановку на уроке и позволяет
успешно реализовывать поставленные цели и задачи. Интенсивность
развития творческого мышления связана с ростом профессиональных
качеств, физической выносливости и индивидуальных творческих ресурсов,
что особенно важно в певческой профессиональной деятельности.