Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство с Отечеством…
Любить свою Родину – значит пламенно желать
видеть в ней осуществление идеала человечества
и по мере сил своих споспешествовать этому.
В.Г.Белинский
Гражданско - патриотическое воспитание молодого поколения всегда являлось одной из
важнейших задач учреждений среднего профессионального образования. Ведь юность — самая
благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Характерной особенностью современного этапа развития российского социума является
значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой
общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом
зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения,
потребностей в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному
наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением и
составной частью образовательного процесса должно стать гражданско-патриотическое воспитание
подрастающего поколения.
В общественном сознании в последнее время отмечается обострение проблемы
формирования нравственности и духовности личности. Культ индивидуализма, эгоизм и душевная
черствость становятся привычными в сфере межличностного общения подростков. Ценности
прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Сегодняшний мир очень материален. И
подростки зачастую ценят только материальные ценности. Добро, истина, милосердие, честность
постепенно отодвигаются на второй план. А понятие «патриотизм» очень часто отождествляется с
национализмом. В настоящие дни Россия переживает духовный кризис, который выражается в
«угасании» патриотических чувств, смене нравственных ценностей. Недостаточно значимы стали
традиции и обычаи семьи. Не все благополучно в нашем обществе: непомерно высокий уровень
социального разделения населения, извращенные модели поведения, отчуждение людей от
гражданских идеалов и общественных ценностей. Помочь в устранении этих негативных процессов
может только возрождение патриотизма, изменение в позитивную сторону нравственного климата в
стране. И, именно, патриотическое воспитание является основой формирования гражданина.
Задача воспитания патриотизма и гражданственности в моей работе,
заключается в том, чтобы обучающиеся выросли и стали порядочными людьми, законопослушными
гражданами своей страны, научились брать на себя ответственность за принятые решения, за
совершенные поступки, гордились героическим прошлым нашего народа.
Воспитательная работа в группе направлена на формирование у обучающихся
патриотического сознания, чувства преданности своей родине, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей. В основу раздела по гражданскому и
патриотическому воспитанию мною положены основополагающие принципы «Концепции
патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой указывается: «Цель
патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности,
гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными
ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества,
укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития».
Воспитание гражданина и патриота является общей целью образовательной системы России.
Я, как куратор группы с двадцатипятилетним педагогическим стажем, стараюсь использовать
самые разные формы работы по гражданскому и патриотическому воспитанию студентов.
Формы и методы работы с обучающимися в процессе реализации плана воспитательной
работы, выбираю простые и известные: классные часы, беседы, тренинги, внеклассные мероприятия
разного плана (посещение театров, кинотеатров, выставок, музеев), выпуск газет, плакатов,
рисунков, участие в спортивных мероприятиях, участие в различных социальных акциях,
анкетирование, уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, экскурсии, волонтерская и
благотворительная деятельность, концертные программы гражданско – патриотического
направления.
Воспитательную работу по гражданскому воспитанию я вижу в основных шести
направлениях:
- формирование гражданского отношения к себе;
- формирование гражданского отношения к семье;
- формирование гражданского отношения к искусству,
- формирование гражданского отношения к техникуму;
- формирование гражданского отношения к Отечеству;
- формирование здорового образа жизни.
Цель: формирование ответственного гражданина, патриота своей Родины, готового к службе в
Российской Армии, формирование у студентов чувства патриотизма, благодарности старшему
поколению людей, прошедших Великую Отечественную войну, чувства уважения и любви к Родине.
Задачи:
- способствовать формированию патриотического сознания студентов, их национальной
гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине и способности их
защищать;
- формировать чувство гражданской ответственности за общественно-политические события,
происходящие в современной России, и чувство сопричастности им;
- формировать культуру правовых отношений (профилактика противоправного поведения);
- формировать нравственные качества (культура чувств, отношений, общения, поведения);
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
- всесторонне поддерживать инициативу студентов, активно участвующих в различных
конкурсах гражданско - патриотического направления, поддерживать условия для раскрытия
творческого потенциала каждого студента.
1.Формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у студентов понимание сущности сознательной дисциплины, ответственности и
исполнительности.
Мероприятия:
Анкетирование (сентябрь) Было проведено анкетирование, опросы. В таблицах приведены
полученные результаты.
«Режим дня – важен ли он для меня?» беседа (сентябрь)
«Моё мнение …» (октябрь)
«Пять важных качеств мужчины» ( февраль)
Предполагаемый результат деятельности : высокий уровень самосознания, самодисциплина,
понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения
человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. Формирование гражданского отношения к семье
Задачи:
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать уважение к членам своей семьи.
Мероприятия:
Родительские собрания по темам:
« Как найти взаимопонимание и наладить отношения с детьми»:
Памятка для родителей «Создание благоприятной атмосферы в семье»;
Памятка «Как научить подростка ответственности».
«День матери»;
« 8 Марта» (поздравления мам, преподавателей, выпуск газет, открыток)
«23 февраля» (газета, поздравления отцам)
Предполагаемый результат деятельности:
сформировано представление о том, что
настоящий мужчина обладает такими качествами, как ответственность, смелость, благородство.
Сформировать представление о том, что настоящий мужчина бережет покой членов семьи, не создает
конфликтов, несет полную ответственность за семью.
3. Формирование гражданского отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у подростков чувство прекрасного, развивать их творческое мышление,
художественные способности, формировать эстетический вкус;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Мероприятия :
посещения театра им. А.С.Пушкина, театра Музыкальной комедии, театра Оперы и балета,
художественных выставок, музея им. В.Сурикова.
Предполагаемый результат: умение видеть и ценить прекрасное в окружающей жизни,
правильно вести себя в культурных местах.
4. Формирование гражданского отношения к техникуму.
Задачи:
- формировать у подростка чувство сплоченности в коллективе, созданию атмосферы дружбы
в коллективе.
- воспитывать сознательное отношение к учебе, ориентацию на успех;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- формирование качеств социально-активной личности.
Мероприятия:
Классный час «История и традиции техникума. Ветераны КАТТ».
«Правила поведения в техникуме». Устав техникума (обязанности и права студентов).
«Поздравь преподавателя» (поздравления ко дню учителя, конкурс поздравлений, выпуск
стенгазет (октябрь).
«Помним, гордимся, чтим», классный час, посвященный памяти С.Чверко, выпускника
техникума, героя Чеченской войны.
Предполагаемый результат: осознание обучающимися роли знаний в жизни, выполнение
распорядка техникума и возложенных обязанностей на обучающихся, выполнение роли хозяина в
техникуме, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения.
5. Формирование гражданско-патриотического отношения к Отечеству.
Задачи:
-развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное
отношение к народному достоянию, верность боевым традициям старшего поколения,
верность Отчизне, готовность к защите ее свободы;
- воспитывать политическую культуру, чувство патриотизма, ответственности и гордости за
свою страну.
Мероприятия:
Классный час «Конституция РФ»
Государственная символика РФ, города Красноярска.
«Моя малая Родина» (классный час, рассказы ребят о своих селах, поселках, городах)
Уроки мужества (встречи с ветеранами ВОВ, встречи с выпускниками, принимавшими
участие в военных действиях в Афганистане, Чечне).
Волонтерский проект « Мы это сделали!», посвященный 70 - летию Победы в Великой
Отечественной Войне.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся, в том, что настоящий
гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историю, верен гражданскому долгу, готов к
защите своего Отечества.
6. Формирование здорового образа жизни. «Здоровье – твое богатство и безопасность
Родины».
Задачи:
- выработка полезных привычек;
- информирование о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
- создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ
(ПАВ).
Мероприятия:
«Всемирный день некурения» (ноябрь);
«Секреты манипуляции» (табак) (ноябрь);
«Секреты манипуляции» (алкоголь) (декабрь);
«История одного обмана» (февраль).
Участие в спортивных мероприятиях, квестах.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся, в том, что приобретение и
развитие полезных привычек способствует высокому качеству жизни.