Напоминание

"Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать"

Автор: Щукина Альбина Александровна

Должность: преподаватель специальных дисциплин

Учебное заведение: ГБПОУ "Черемховский горнотехнический колледж им. М.И.Щадова"

Населённый пункт: город Черемхово

Наименование материала: статья

Тема: "Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать"

Описание:

Организация труда педагога и студентов на уроке для рационального использования рабочего времени при различных формах урока, организация внимания, мотивации студентов

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=3167

Опубликовано 02.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Государственное бюджетное профессиональное областное

учреждение "Черемховский горнотехнический колледж им.

М.И.Щадова"

Статья «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как

поддержать».

Подготовил:

Преподаватель специальных

дисциплин

Щукина Альбина Александровна

2016 г

Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда. Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование сознательной дисциплины студентов, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Хорошая дисциплина обучающихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность обучающихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого студента в работу. Многое зависит от умения педагога организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью студентов. Изучение широкой школьной практики показало, что основными недостатками организации уроков в колледже являются: а) слабая занятость всех обучающихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных его этапах. Это проявляется в том, что деятельность студентов конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься обучающиеся. Поэтому работа в классе идет в основном с опорой на возможности сильных студентов; б) нерациональная занятость обучающихся на уроке учебно-познавательной деятельностью. Недостатки такой организации состоят в том, что хотя все обучающиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности студентов. В результате сама организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности обучающихся и создает у них неудовлетворенность своим трудом, порождает недисциплинированность. Целостность уроку, как динамической системе, придает дидактическая цель, в которой как в модели желаемого результата реализуется основная педагогическая идея и функция урока.
В профессиональной школе сложились три основные формы учебной работы на уроке: 1. фронтальная, 2. групповая, 3. индивидуальная. Фронтальной работе уделяется в дидактике большое внимание. Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми обучающимися, и развитием индивидуальных способностей и дарований студентов группы. При фронтальной работе студент проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Преподаватель при этом ставит перед обучающимися одну или несколько общих, единых задач. В процессе их решения педагог имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой обучающихся в работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом. Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы. Наиболее страдают при этом обучающиеся, выполняющие задания значительно быстрее остальных (остается время), а также те кто работает в замедленном темпе (у них создается нравственный дискомфорт). Не всегда на пользу фронтальная работа и обучающимся, которые не хотят напрягать свои умственные усилия и пользуются готовыми, прокомментированными решениями, сделанными товарищами по группе. Фронтальная работа при неудачной ее организации, создает видимость коллективного труда хотя и силами части обучающихся, а не всеми студентами группы. Все это показывает, что необходимо сочетание фронтальной работы с другими формами (индивидуальной и групповой ) на различных этапах разных типов уроков. Поскольку в условиях большой наполняемости групп общегрупповая работа применяется широко, необходимо искать пути ее дальнейшего совершенствования, например при одном и том же задании группе помощь при его выполнении оказывать различную, привлекать к этому студентов-консультантов и т.д. С целью оптимальной занятости обучающихся на уроке постоянно используются индивидуальные формы занятий. При этом каждый студент получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания – карточки, где преподаватель имеет возможность их дифференцировать.
Индивидуальные занятия особенно важны для студентов с негативным отношением к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для обучающихся, потерявших веру в свои силы, преподаватель исходит из того, что для них посильно. Необходимо предварительно убедить студента в посильности выполнения задания. Это могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками. Когда же задание выполнено, преподаватель должен заметить это, поднять престиж в глазах группы. Большое значение имеет подбор индивидуальных учебных заданий для обучающихся с усложненным содержанием. Они важны в плане максимальной мобилизации способностей студента, а иногда в целях предупреждения возможного зазнайства. Индивидуальные задания применяются и для развития познавательной деятельности – подготовка докладов, семинаров, конференций и т. д. При этом необходимо четко определять для себя и обучающихся цели конкретного задания. Возможность работать в индивидуальном темпе получают обучающиеся при сдаче зачетов различных видов (тематических и текущих, открытых и закрытых). Задача педагога - удачно подобрать материал. Объем зачета, его обязательной части, а также дополнительных заданий планируется так, чтобы их выполнение было посильно успевающему студенту в отведенное для зачета время. Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволили вовлечь студентов в процесс учебного труда, повысить уверенность в собственных силах. Вместе с тем, условия организации зачетов приводят к тому, что студенту уже не удается даром, без всяких усилий получить положительную оценку. Многим из них приходится упорно работать, чтобы добиться отметки “зачтено”. Но эта работа приносит результат, а значит, и удовлетворение. Изменяется отношение и к оценкам “4” и “5”, повышаются требования к студентам, претендующим на их получение. На пример, при групповой работе группа временно делится на группы, которые создаются по мере необходимости (по 4 чел., 2 чел., 6 чел.). В эти группы включаются обучающиеся с различными возможностями, что создает
условия для наиболее плодотворного обмена информацией, осуществляя взаимопомощи. Контактируя в группе, обучающиеся начинают лучше понимать друг друга, давать объективную оценку знаниям, умениям и поступкам друг друга. Групповая форма учебной работы позволяет учитывать особенности и запросы студентов и выступает в качестве переходного звена, соединяющего индивидуальное обучение с коллективным. Обучающиеся работают самостоятельно, преподаватель наблюдает, дает необходимый совет, обучающиеся осуществляют в группе взаимопроверку и контроль, докладывают о результатах работы, идет обсуждение, делаются окончательные выводы, дается оценка работы групп и всего коллектива в целом. При работе группой наиболее подготовленный студент выступает в роли педагога, он обязательно должен добиться, чтобы каждый из группы усвоил материал. Данная форма работы на уроке также способствует формированию сознательной дисциплины студентов. Одним из ведущих средств воспитания обучающихся, развития их творческого мышления является внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Самостоятельная учебная часть - это всегда деятельность студента, протекающая без посторонней помощи, хотя и под руководством преподавателя. Самостоятельная работа становится средством активной познавательной деятельности при определенных условиях, а именно: а) если четко поставлена цель работы б) если студент осознал и принял эту цель в) если в процессе работы студент преодолевает интеллектуальные затруднения, проявляя при этом волевые усилия г) если в процессе работы закрепляются или приобретаются новые знания и способы деятельности д) если в процессе выполнения работы студент развивает свои нравственные и физические силы. Организованная таким образом самостоятельная работа предъявляет к обучающемуся определенные требования, заставляя его мобилизовать внутренние силы, преодолевая инерцию, проявляя волевые усилия. Самостоятельная работа должна быть посильна для каждого студента.
Задания для обучающихся необходимо давать разные по сложности. Вариантность заданий является одним из условий, при соблюдении которого самостоятельная работа становится средством активизации мышления каждого студента на уроке. Одним из признаков недисциплинированного поведения обучающихся на уроке можно назвать отсутствие ВНИМАНИЯ. Действительно, в практике нередко можно наблюдать, что студент не слышит того, что происходит в аудитории. Бывает, что обучающиеся сидят на уроке тихо, спокойно, но настоящего внимания и сосредоточенности все-таки нет: взгляд рассеянный, движения ленивые, работа делается нехотя. На вопрос: “Считают ли они себя внимательными на уроках?” – каждый третий отвечал, что на уроках бывает недостаточно внимательным. На вопрос: “Почему?” – были ответы: “Трудно быть внимательным на всех уроках”, “Неинтересно”, “Есть жизненные моменты, от которых не можешь отвлечься”, “Сказывается усталость”, “Лень заставить себя” и другие. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности. Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их переживать, переключать внимание. Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в учении студента. Невнимание обучающихся на уроке порождается разными причинами. Чтобы слушать преподавателя, быть внимательным к ответам товарищей, нужны волевые усилия. Воспитанию у обучающихся внимательности как черты личности мешает частая смена видов деятельности на уроках или однообразия ее форм, т.е. когда на уроке создается видимость активности обучающихся, но недостает спокойной углубленной сосредоточенности. Однако стремление педагога заставить студентов весь урок трудиться на высоком умственном напряжении приводит к тому, что студент устает и теряет внимание. В.А. Сухомлинский очень верно подмечал: “Не потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что
может быть глупее в таком тонком деле, как воспитание человека. Нет, нельзя такой ценой добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности ребят. Умственные силы и нервная энергия учащихся – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать.” Сохранять и поддерживать внимание обучающихся на уроке позволяет чередование заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка целей и задач урока, разумное включение в урок различных форм учебной деятельности, предоставление возможности студентам учиться на уроке самостоятельно. В основе воспитания сознательного и ответственного отношения к учению лежит формирование у студентов положительных, социально значимых мотивов учения. Различают два основных вида мотивов деятельности: 1. Это социально значимые мотивы (долг, ответственность) 2. Это мотивы познавательного интереса. Среди педагогических условий, активно влияющих на воспитание студентов является единство требований педагогов к обучающимся колледжа. Под единством требований понимается единство взглядов на цель обучения и воспитания обучающихся; единство подхода к обучающимся в требованиях, в оценке их поведения, во взаимоотношениях с ними. Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-психическое состояние обучающихся и преподавателя на уроке. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения, доверия между педагогом и студентами, бодрость и взаимопонимание. Такое состояние отношений в коллективе А.С. Макаренко называл мажорным. При этом у обучающихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой требовательностью педагога к обучающимся, а обучающихся друг к другу. Нездоровый климат на уроке – это неуверенность обучающихся, скука, нервозность, боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения, понимание, в каком направлении надо воспитывать
студентов, - все это, конечно, необходимо преподавателю для воспитания сознательной дисциплины обучающихся.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
1. Опираться на природную смышленность обучающихся и не ограничиваться только чисто механическими навыками; желательны дискуссии между преподавателем и студентами. 2. Вызывать активность обучающихся 3. Повышать заинтересованность обучающихся при обучении. 4. Давать мотивировку необходимости изучения нового материала. 5. Развивать способности обучающихся к абстракции; создавать педагогические ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств. 6. Использовать таблицы, схемы, кино, специальные игры, информационные технологии. 7. Развивать мышление обучающихся, использовать эвристические методы.


Яндекс.Метрика