Напоминание

"Роль образовательного пространства физической культуры при формировании личностных УУД младших школьников"

Автор: Русакова Ольга Александровна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: Профессиональный колледж ДВФУ

Населённый пункт: г.Владивосток Приморский край

Наименование материала: педагогическое исследование

Тема: "Роль образовательного пространства физической культуры при формировании личностных УУД младших школьников"

Описание:

Студенткой 3 курса ПНК Файзуллиной Натальей проведено исследование с целью изучения формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников через образовательное пространство уроков физической культуры. В практической части работы были использованны методики "Какой Я?" (модификация О.С. Богдановой), мотивации учения Н.Г. Лускановой и анкета "Что такое хорошо и что такое плохо?" (адаптированная Н.В. Кулешовой), способность к рефлексии "Кто Я?" М. Куна. Результаты диагностик позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=3275

Опубликовано 11.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Тема:
Роль образовательного пространства физической культуры при

формировании личностных УУД младших школьников
Автор:
Файзуллина Наталья Тарасовна,
студентка 3 курса специальности «Преподавание в начальных классах» Научный руководитель:
Русакова Ольга Александровна
, преподаватель Место выполнения работы: г. Владивосток, Профессиональный колледж ДВФУ
Оглавление
Введение……………………………………………………………………......................................5 1 Теоретические основы формирования личностных УУД младших школьников через образовательное пространство физической культуры………………………………………...7 1.1 Общее понятие УУД по ФГОС НОО и характеристика личностных УУД ……………….12 1.2 Особенности физического и личностного развития младших школьников………………16 1.3 Анализ основных положений программы НОО по «Физической культуре» и планируемые результаты…………………………………………….....................................................................20 1.4 Образовательное пространство уроков физической культуры: компоненты, принципы и методы….. …………………………………………………………………………………………25 2 Практическое исследование по изучения формирования личностных УУД младших школьников на уроках физической культуры…………………..................................................33 2.1 Диагностика сформированности уровня личностных УУД у младших школьников……34 2.2 Методические рекомендации по формированию личностных УУД через образовательное пространство уроков физической культуры в начальной школе……………40 Заключение…………………………………………………………………………………….......46 Список использованных источников………………………………………………………….48 Приложение………………………………………………………………………………………..50
Введение

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включаяосознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: - действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
В нашей выпускной квалификационной работе мы рассмотрим вопрос формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников через образовательное пространство физической культуры. Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности. В динамично меняющихся условиях возникает современный социальный заказ общества на формированиетой личности, которая сможет не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, отвечая за свои поступки. Поэтому актуальность выбранной темы подтверждается социальным заказом общества и практической значимостью для развития личности ребёнка.
Цель исследования
: изучить роль образовательного пространства физической культуры при формировании личностных УУД младших школьников.
Объект исследования
: личностные УУД младших школьников.
Предмет исследования
: образовательное пространство уроков физической культуры.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по данной проблеме; - раскрыть общее понятие личностных УУД, дать их характеристику; - осветить особенности физического развития младших школьников; - определить образовательное пространство уроков физической культуры и основные положения программы в начальной школе; - провести исследование сформированности уровня личностных УУД у младших школьников и предложить методические рекомендации.
Методологическая основа:
для написания выпускной квалификационной работы мы использовали учебно-методическую литературу таких авторов, как М.Д. Кудрявцев, Т.А. Швалева, З.Ю. Ансимова, журналы «Физическая культура в школе», «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Педагогика», «Народное образование» иавторов М.А. Галагузовой и А.В. Мудрик и монографии других учёных, практиков.
Методы исследования
: теоретический анализ литературы, методы психолого- педагогической диагностики: тестирование, беседы, наблюдение, беседы с учителями, детьми, анкетирование.
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

1 Теоретические основы формирования личностных УУД младших школьников

через образовательное пространство физической культуры

1.1 Общее понятие УУД по ФГОС НОО и характеристика личностных УУД
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения ФГОС НОО [9], в связи с этим возникает необходимость изучения новых требований, которые выдвигает общество и время. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой жизнедеятельности общества, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание развиваться и получать знания. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к добыванию новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим школьнику необходимы умения выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-
преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Обучение в начальной школе должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий,строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен новым образовательным стандартом. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми, дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться [4]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1]. В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Универсальные учебные действия призваны [1]: - обеспечивать учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создавать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;- обеспечивать успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира,
компетентностей в любой предметной области познания. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и плавно переходят и во внеурочную деятельность. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других — на формирование других УУД. Но в целом на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования [7]. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта [1]. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [2]. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоенииучащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД. Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться [6]. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: - личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»),
смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; - познавательные: общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно- следственные связи, доказать свои суждения постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения; - коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей; - регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана [2].
Характеристика личностных УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы. Самоопределение 1. Формирование основ гражданской идентичности личности: — чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; — осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. 2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно преобразующей деятельности человека: — ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3. Развитие «Я» концепции и самооценки личности: — формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: — развития познавательных интересов, учебных мотивов;— формирования мотивов достижения и социального признания; — мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает: — формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ отделения на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; — ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; — знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); — выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; — формирование моральной самооценки; — развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально нравственной отзывчивости; — формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; — формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Способы формирования личностных универсальных учебных действий . Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.К личностным универсальным учебным действиям относятся: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, - желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, - осваивать новые виды деятельности, - участвовать в творческом, созидательном процессе; - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, - признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; - осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий : участие в проектах; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений; исследовательская деятельность. Можно сделать вывод,что предмет «Физическая культура» способствует формированию универсальных учебных действий, цель которых означает умение учиться, и создают условия к саморазвитию и самосовершенствованию субъекта путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Особое значение имеют личностные учебные действия, к которым относится: формирование гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте, освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей, стрессоустойчивости; освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
1.2 Особенности физического и личностного развития младшего школьника
Исследованием данной проблемы занимались следующие учёные: В.П. Бисярина, М.Р. Сапин, В.А. Аверин, А.И. Киеня и др. Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма. Физическое развитие является одним из важнейших показателей здоровья растущего организма [1]. Определение физического развития позволяет оценить формы, размеры и пропорции тела, а также некоторые функциональные возможности организма. Развитие организма ребёнка подчиняется определённым закономерностям, которые находят своё отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов [2]. Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей является своевременное определение морфофункциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация с её учётом возраста ребёнка, профилактических и оздоровительных мероприятий. Наряду с
определением уровня физического развития одной из важнейших характеристик состояния здоровья является оценка психического развития ребёнка. С 6-летнего возраста в развитии детей начинается период детства. В силу особенностей развития высшей нервной деятельности, сигнальных систем и возрастной биоэлектрической активности мозга выражено развитие речи, движений, анализаторов. Изучение умственной работоспособности стало возможным только тогда, когда ребёнок в своём развитии достиг 3 и 4 степени интеграции слова, сигнальное значение которого удалено от конкретных образов и предметов, а это присуще детям 4-5 лет - старшей группе детского сада и детям начальных классов школы. Определение морфофункциональной зрелости организма базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и личностного развития ребёнка [3]. При характеристике личностного развития можно отметить, что по сравнению с дошкольным возрастом, школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и к личностнымкачествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники - вся социальная среда. Соответственно и образцы поведения задают школа, семья, товарищи и специально подобранная литература. В этом наборе факторов ведущую роль играет учебная деятельность. Именно учение дает основание для того, чтобы требовать от ребенка сосредоточенности, волевых усилий, саморегуляции поведения. Дети, у которых достаточно развита учебная мотивация, те, кто хочет учиться в школе, легко справляются со своими обязанностями, и в их поведении появляются такие личностные качества, как ответственность, прилежание, волевая направленность. Обычно это связано с большой любовью к учителю и желанием заслужить его похвалу. При слабой учебной мотивации требования воспринимаются как внешние, тяжкие, ребенок ищет способы избежать неприятностей. Его наказывают и порой достаточно жестоко. В школе складывается новая система отношений с действительностью. Учитель выступает не просто как взрослый, но как полномочный представитель общества. Его авторитет непререкаем. Он действует на основе единых критериев оценки, его отметки ранжируют детей: этот сделал на «5», этот - на «3». И в глазах школьника отметка выступает как эталон не только конкретных знаний, но и всех личностных качеств. Отношение к товарищу зависит от получаемых им отметок. Слабого ученика даже на улице могут назвать «двоечник!». Отличника считают образцом всех ценных качеств. Он самый добрый, самый скромный, самый чуткий... «потому что пятерки получает». Его первым прокатят и в санках, ему стараются подражать.
Эмоциональные отношения становятся опосредованными, зависящими от успехов, от оценки учителя. Самооценка также зависит от отметок. При поступлении в школу ребенок полон надежд на свои успехи и оценивает себя несколько завышено. Но получение троек и двоек вызывает у него заниженную оценку всех своих качеств. В экспериментах задавался вопрос первоклассникам, считают ли онисебя скромными (чуткими, правдивыми), и обычно дети отвечали: «Нет, я иногда тройки получаю». На вопрос «А что ты умеешь делать хорошо?» даже ученики 3-го класса говорили только об учебных умениях: «Я читаю хорошо, а задачи у меня слабо». У многих учеников к 3-4-му классу самооценка становится заниженной, и это снижает мотивацию к достижению успеха. Специальная работа показывает большие возможности детей в развитии объективной, адекватной самооценки. С этой целью ученикам предлагали оценивать свои домашние работы до учителя и сравнивать затем с его оценкой. Через непродолжительное время эти оценки стали совпадать, дети стали видеть свою работу глазами учителя, что привело не только к повышению успеваемости, но и к развитию самокритичности и уверенности в своих силах. Центрация на учебных делах и отметках может иметь и отрицательное влияние на личностное развитие школьника. Появляется «школьный эгоизм», когда ребенок становится центром семейных забот и требует всеобщего внимания к себе, ничего не отдавая другим. Своеобразным противовесом такому развитию событий служит участие школьников в домашнем труде. Родители, конечно, дают детям определенные поручения, но зачастую это сопровождается многократными напоминаниями и упреками. Глубокое личностное влияние оказывает инициативный труд, вызванный заботой о близких и ответственностью перед ними. В исследовании Ч. Т. Осмоновой трудовой активности младших школьников детям было предложено завести тетрадь самоконтроля, где были перечислены все посильные виды труда, и вести ежедневно собственные отметки выполненных дел. Причем договорились отмечать по-разному дела, выполненные по своему желанию, по просьбе взрослых или после многократных напоминаний. Особая отметка – «знак качества» - выставлялась, если работу похвалили взрослые, поблагодарили, если сделано было на совесть. Дети еженедельно рассказывали в классе о домашних делах, причем к таким относились и инициативное внеклассное чтение, и подбор пословиц отруде, и разучивание незаданных стихов, то есть умственный труд поощрялся наравне с физическим. И хотя отметок за эту работу не ставилось и дети сами оценивали ее по заданным критериям инициативности, но внимание учителя, заинтересованность внеучебными делами поддерживали активность ребят, мотивировали на достижение успехов.
Оценка и самооценка послужили значимым фактором в развитии таких личностных качеств, как саморегуляция поведения, забота о близких, уверенность в достижении успеха, адекватность самооценки. Нельзя не отметить и такой аспект личностного развития, как моральные представления и моральные эмоции учеников. Они также связаны с личностью учителя и учебной деятельностью. Мнение и требования учителя рассматриваются как основа моральных норм. В исследованиях младшие школьники весьма своеобразно определяли моральные понятия: «скромность - это если В. Г. сказала не хвастаться, то и не надо никому говорить»; «чуткость - это если В. Г. сказала помогать товарищу, то надо заниматься с ним так, чтобы он не обиделся» и т. д. Все моральные суждения начинались от мнения любимой учительницы. Однако знакомство с произведениями художественной литературы выводит школьников за пределы личного опыта. Им становятся доступны и альтруистические, и гражданские чувства, они переживают патриотические страницы истории, героизм своего народа, и тогда уже личность учителя остается «за кадром». Хотя и в этом случае многое зависит от его одобрения. За время начального обучения развивается общение ученика с товарищами. Вначале это дружба с тем, с кем рядом посадили за парту или с кем рядом живут. Но по мере того, как учебная работа становится привычной и появляются другие занятия и интересы, отношения с товарищами становятся более избирательными. Представления о сверстниках выходят за рамки полученных ими отметок. Накапливается опыт совместной внеклассной работы как основа личностных оценок: «С Кириллом неинтересно. Придем к нему, - онсам все захватит, сам делает, а ты стой да смотри». Пятерки уже не спасают Кирилла от осуждения. Мнение товарищей к 3-4-му классу становится регулирующим фактором личностного развития. Хорошие учителя направленно формируют общественное мнение в классе. За беспорядок на перемене, мусор или неоткрытую форточку спрашивают с дежурного так, чтобы он потребовал от виновного. В конце уроков заслушивают короткие отчеты дежурных, поощряют их требовательность и тех, кто им подчинился. Это приводит к обобщению моральных норм и правил поведения, что так необходимо при переходе в среднюю школу. Вывод,обобщая вышесказанное, можно определить, что у ребёнка в младшем школьном происходит интенсивное физическое и личностное развитие.К ним относятся неравномерность, не одновременность и обусловленность полом процессы роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов. Ведущую роль в личностном развитии играет учебная деятельность. Младший школьник вступает в более широкий круг социального общения, повышаются требования к его поведению и личностным качествам.
Формируются предпосылки формирования ответственности, волевых усилий в достижении целей и саморегуляции поведения.
1.3 Анализ основных положений программы НОО по «Физической культуре» и

планируемые результаты
Анализ основных положений программы НОО показал, что они включают знания о физической культуре человека и определяют следующие разделы научных знаний: способы физкультурной деятельности, физическое совершенствование, с портивно-оздоровительную деятельность. О бщеразвивающие упражнения способствуют р азвитию координации, формированию осанки, развитию силовых способностей, развитию быстроты, выносливости и других качеств личности младшего школьника. Рассмотрим разделы программы НОО по «Физической культуре»[9,10]. .
Физическая культура.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры.
История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Ее связь с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения.
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия.
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической

подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических
качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование

Физкультурнооздоровительная деятельность .
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкульт минуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Плавание.
Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Проплывание учебных дистанций: произвольным способом.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с исполь зованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в пере движении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр: Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; оста новка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения

На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; и т.д. Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета. Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением и т.д.
На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направле нием по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно. Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе;ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами. Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 -минутный бег. Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрех шагов; спуск с горы с изменяющимися стой ками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
На материале плавания
Развитие выносливости: повторное проплывание отрез ков на ногах, держась за доску; повторное скольжение на груди с задержкой дыхания; повторное проплывание отрезков одним из способов плавания.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной

программы «Физическая культура»
(для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке). В результате обучения обучающиеся на уровне началь ного общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Знания о физической культуре

Выпускник научится:
– ориентироваться в понятиях «физическая культура», «ре жим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств; – раскрывать на примерах положительное влияние заня тий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств; – ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие; – способы безопасного поведения на урок ах физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
Выпускник получит возможность научиться:
– выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; – характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности

Выпускник научится:
– отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами; – организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
– измерять показатели физического развития (рост и мас са тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
Выпускник получит возможность научиться:
– вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой ос новных показателей физического развития и физической подготовленности; – целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; – выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование

Выпускник научится:
– выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие фи зических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); – выполнять организующие строевые команды и приемы; – выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); – выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно); – выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объема); – выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
– сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; – выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; – играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам; – выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; – плавать, в том числе спортивными способами; – выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России). В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников при получении начального
общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке. Таким образом, анализ основных положений программы НОО по «Физической культуре» и планируемые результаты свидетельствует о том, что образовательное пространство физической культуры является естественной частью культуры общества и способствует физическому и личностному развитию младшего школьника. П рограмма НОО включает знания о физической культуре человека и раскрывает способы физического совершенствования. О бщеразвивающие упражнения способствуют р азвитию координации ребёнка, формированию осанки, развитию силовых способностей, развитию быстроты, выносливости и других качеств личности младшего школьника.
1.4 Образовательное пространство уроков физической культуры: компоненты,

принципы и методы
Методике обучения на уроках физической культурыпосвященытруды С.Д. Полякова, Ю. Ф. Курамшиной, И.Ф. Харламова, М.Д. Кудрявцева, Т.А. Швалевой, З.Ю. Ансимовой и др. По мнению данных исследователей, на уроках физической культуры решение задач акцентировано на развитии физических качеств, затем на обучении двигательным действиям, приобретении знаний и, наконец, на воспитании личностных качеств как побочном процессе решения приоритетных задач. Это объясняется тем, что результатом деятельности учителя физической культуры в первую очередь является развитие кондиционных возможностей учащихся. Для анализа проблемы воспитывающего обучения уточним понятие "воспитание". Под воспитанием мы понимаем целенаправленное влияние на развитие личности. Исходя из этого воспитание в учебном процессе – этоцеленаправленное влияние на развитие личности в той учебной ситуации, которая, разворачиваясь во времени, собственно, и создает учебный процесс [2]. Учебную ситуацию можно рассматривать как частное проявление образовательного пространства. Понятие "образовательное пространство" активно используется в современной научной литературе, но единой точки зрения на содержание понятия нет. Представляет интерес следующее определение: "Образовательное пространство - существующее в социуме "место", где субъективно задаётся множество отношений и связей, где осуществляется специальная деятельность различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации..." [1]. Образовательное пространство - это не просто окружение учащегося, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности. Современная отечественная педагогическая теория
трактует образовательный процесс как единство процессов обучения и воспитания (учебно- воспитательный процесс). В теоретических исследованиях по проблемам воспитания в последние годы понятие "воспитательное пространство" стали использовать как особый акцент в описанном ранее образовательном пространстве. Под воспитательным пространством урока понимают динамическую сеть взаимосвязанных педагогических ситуаций, создаваемых в образовательном процессе [11]. С.Д. Поляков выделил следующие компоненты воспитательного пространства: - содержание урока; - используемые методы обучения; - действия учителя и учащихся; - отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик- ученик. Воспитательное пространство - понятие, которое позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры. Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся. Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение, что приводит к трудности организации деятельности учащихся, особенно в младших и средних классах. Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождается применение соревновательного и игрового методов. В-третьих, преодоление различных препятствий объективного и субъективного характера и обязательное при этом проявление волевых усилий. Как утверждают социальные психологи, занятия физической культурой - это модель быстропротекающих социально-психологических явлений. В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен. Содержание учебного материала урока физической культуры в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физического упражнения. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся, выполняющих их, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности. Целесообразно подобранные двигательные действия, которые характеризуются оптимальной трудностью, новизной, эмоциональностью, практической значимостью,
позволяют формировать необходимые качества. Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, сопряженно, комплексно формируют волевые качества через волевые усилия, прилагаемые на стадии утомления. Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метеорологические условия (дождь, ветер, жара и холод), увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели. Степень воздействия содержания учебного материала ограничена степенью включенности школьников в учебный процесс, которая во многом определяется методами, используемыми учителем. В физическом воспитании применяются две группы методов : специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). См. рисунок 1. Рисунок 1- Система специфических и общеметодических методов, используемых в физическом воспитании Метод, по определению Ю.Ф. Курамшина [16], это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности. В связи с
этим на уроках физической культуры широко используют игровой и соревновательный методы. Игровой метод. Основу этого метода составляет упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что при его применении, безусловно, содействует воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т. д. Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. На уроке физической культуры он используется чаще всего в элементарных формах. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: ктобольше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом или на лыжах и т. п. Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения(определение победителя, поощрение за достигнутые успехи и т. д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, способствуют развитию соответствующих качеств. Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство могут содействовать формированию не только положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизма, тщеславия, чрезмерного честолюбия, грубости). Поэтому необходимы методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод [16]. Формирование личности происходит благодаря той деятельности, в которую она включается. По мнению И. Ф. Харламова [20], едва ли не решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого- педагогические истоки личностного формирования растущего человека. Это означает, что воспитание происходит путем включения учащегося в разнообразные виды деятельности (учебную, спортивную, физкультурно- оздоровительную) и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают в процессе этой деятельности.
Можно привлекать учащегося к занятиям физической культурой, но для формирования глубокого интереса к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности необходимо так организовать ее, чтобы она вызывала положительные эмоции, внутреннее возбуждение и радость. Если переживания будут носить негативный характер (страх, смущение, вызванные реакциейдругихзанимающихся), это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызовет отвращение. Важным условием эффекта воспитывающего, личностно - развивающего воздействия урока является учительское поведение, учительская коммуникация. Вызывает ли учитель у школьников своей интонацией, жестами, позой, мимикой, пространственным расположением, передвижением, другими экстра- и паралингвистическими и невербальными средствами чувство безопасности, признания, поддержки достижений или противоположные им: страха, отчуждения, отвержения, неуверенности? Принципы взаимодействия . Характер отношений "педагог-учащийся" должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса: принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления: - педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему; - знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них. Принцип демократизации . Его сущность состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются ее субъектами. Это невозможно без определенной "степени свободы" учащегося. Принцип природосообразности (сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состоянием здоровья (физического, психологического, социального). Таким образом, развивающий и воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание его образовательного пространства: позитивного образа учителя, подкрепляемого соответствующим поведением идействиями педагога, процесса учебной работы, предметного содержания уроков. Влияние учителя на развитие личностных УУД ученика осуществляется на основе специальных воспитательных задач, а также посредствомиспользования принципов и методов обучения, характера общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающих задач.

2 Практическое исследование по изучения формирования личностных

УУД младших школьников на уроках физической культуры

Цель исследования
: изучить уровень сформированности личностных УУД на уроках физической культуры в 3 классе.
Задачи исследования
: 1. Провести диагностику изучения уровня сформированности личностных УУД у детей 3 класса. 2. Предложить методические рекомендации по формированию личностных УУД через образовательное пространство уроков физической культуры в начальной школе. Исследовательская работа проводилась в Приморском крае, в поселке Дунай, МКОУ СОШ №258 в 3 «б» классе в составе 22 человек, с 11 января по 07 февраля 2016 года во время производственной (преддипломной) практики. Учитель Фадеева Вероника Михайловна, стаж работы – 10 лет, высшая категория.
Характеристика классного коллектива
3
«б» класса.
Класс сформирован 1 сентября 2014 года. В классе учатся 22 человека, из них 10 девочек и 12 мальчиков. Учатся вместе 3–й год. Многие дети живут в неполных семьях. В классе трое детей из многодетных семей: Кирилл М., Исрафил А. и Артем П., Алеша Р. . В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. В классе 2 отличника – Татьяна П. и Виктория Ш., 9 хорошистов. Низкая успеваемость у 9 учащихся. Более 95 % учащихся занимаются в различных кружках не только в школе, но и за ее пределами. Увлекаются музыкой, рисованием, футболом, различными видами борьбы, игровыми видами спорта, акробатикой, изучением иностранных языков. Используя полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера Дмитрий В., София Е., Александра К., Павел Л.. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. В классе преобладает спокойный, деловой,
доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой.
2.1 Диагностика сформированности личностных УУД у младших школьников
Для определения сформированности компонентов личностных УУД мы подобрали и использовали следующие методики: 1. Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой). 2. Методика диагностики мотивации учения Н.Г. Лускановой 3. Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо?» Н.Г. Лускановой, (адаптированная Н.В. Кулешовой). 4. Методика «Кто Я?» (модификация методики М.Куна)
1 этап – проведение методики
«Какой Я»? (модификация методики О.С. Богдановой)
Цель методики «Какой Я»?:
выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). 5. Инструкция: детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика: 6. А Б 7. аккуратный драчливый 8. вежливый злой 9. честный ленивый 10. добрый упрямый 11. любознательный невнимательный 12. отзывчивый неаккуратный 13. справедливый грубый 14. трудолюбивый жадный 15. старательный завистливый 16. верный нечестный 17. Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле: К 1 = К А , 1 0 18. где К А – количество слов, выбранных ребенком из столбика А. К 2 = К Б , 1 0
19. где К Б – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б. 20. Если К 1 � 0,6, К 2  0,3, то самооценка завышена, 21. К 1  0,3, К 2  0,6, то самооценка занижена, 22. К 1  К 2  0,4 – 0,6, то самооценка адекватна. Результаты диагностики №1 представлены в таблице 1. Проведенная методика позволила выявить, что у 18,2% учащихся 3 «б» класса заниженная самооценка. Основная особенность таких детей - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Ученики с пониженной самооценкой склонны переоценивать достижения товарищей. Таблица 1- Результаты диагностики «Какой Я?» в 3 «б» классе Уровень самооценки Количество детей % самооценка завышена 2 9,1 высокая самооценка 8 36,4 самооценка занижена 4 18,2 самооценка адекватна 8 36,4 занижена адекватная высокая завышена 0 5 10 15 20 25 30 35 40 18,2 36,4 36,4 9,1
Самооценка учеников 3 "б" класса
Рисунок 1 – Диаграмма результатов уровня самооценки у учащихся 3 «Б» класса по методике «Какой Я?» У 36,4% детей адекватная (средняя) самооценка. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задания, соответствующие своим возможностям. После успеха в выполнении упражнений и заданийвыбирают такие же или более трудные. После неудачи проверяют себя или выполняют упражнения менее трудные.
У 36,4% учащихся высокая самооценка. После разговора с учителем, я узнала, что у большинства детей, имеющих высокую самооценку, она является оправданной, то есть адекватной. У этих детей большие способности, они стремятся за своей целью. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. У оставшихся 9,1 % детей самооценка невероятно завышена. Такие ребята переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задания и упражнения, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самые легкие задания, движимые мотивом престижности. Трудно сказать, что такие ребята обладают какими-то определенными способностями или умениями. Есть ситуации, где они выступают отлично, но также бывают и такие ситуации, где у них ничего не получается. По моему мнению, уровень у этих учащихся чуть выше среднего. Выводы по методике №1. Заниженная самооценка . Такими учащимися являются Кирилл М., Исрафил А. и Артем П., Алеша Р. Это свидетельствует о том, что эти ребята не верят в себя, в свои возможности. Они не ставят перед собой больших целей, они не пытаются выделиться из толпы. Эти ребята никогда не выкрикивают, предпочитают тихие, малочисленные компании. Такие дети считают себя незаметными, они ни на что не претендуют. Они активно не участвуют ни в какой деятельности, не пытаются показать себя. У них есть способности, есть таланты, но они предпочитают не использовать их или использовать не в полной мере. Их устраивает уровень среднего ученика. Также хочется отметить, что все учащиеся 3 «б» с низкой самооценкой – это мальчики. Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки: - не предъявлять к ребенку завышенных требований; - не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность; - вовлекать учащихся в коллективную работу; - при организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности; - предлагать в учебной деятельности задания творческого характера. У трети класса выявлена средняя самооценка (адекватная) Это Екатерина А., Валерия Б., Демид Д., Рустам П., Сергей М. и Михаил Н., Оля Р., Лиза Я. Ребятам с таким типом самооценки свойственно реальное видение своих возможностей и способностей. Они ставят перед собой вполне реальные цели. Такая самооценка стимулирует активность личности,
поощряет на новые свершения. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Если верить учителю, то работать с такими ребятами очень приятно. Они отзывчивы и ответственны, всегда готовы помочь. В учебной деятельности эти учащиеся преуспевают, стараются, им нравятся дополнительные задания. В отношениях со сверстниками нет места стереотипам или предвзятости. Они доброжелательны почти что ко всем в классе и им нравится общаться со всеми. Ко взрослым они относятся с уважением. Также хочется отметить, что 4 из 8 человек со средней самооценкой – мальчики. У другой трети класса - 36,4% учащихся высокая самооценка. Это Дмитрий В., София Е., Александра К., Павел Л., Валерия М., Александр О., Татьяна П. и Виктория Ш. . Но она в большей степени оправданна, т.к. у этих детей большие способности, они стремятся за своей целью. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Есть в классе и учащихся с завышенной самооценкой, а именно 9,1%. Это Ксения Х. и Карина А. Слишком высокая самооценка приводит к тому, что ребята переоценивают себя и свои возможности. В результате этого у них возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты. От людей с очень высокой самооценкой можно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может по достоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявляться мнительность и подозрительность. С такими ребятами тяжело работать. Они постоянно выкрикивают, пытаются показать себя. Эти учащиеся могут поднять руку на вопрос, ответ на который они не знают. По большей части учатся они хорошо, но есть пробелы в некоторых областях. Трудно общаться со сверстниками. Выбор их друзей зависит от их социального статуса в классе, от материальных средств и пр. Очень трудные взаимоотношения у них друг с другом. Такие ребята видят вокруг сплошных соперников, поэтому драки и ссоры между ними неизбежны. Часто на таких учащихся нельзя положиться. Когда идет разделение деятельности, многие из них выкрикивают, предлагая себя. Но когда дело доходит до результата, их сразу нет. Когда у них что-то не получается, они сваливают всю вину на других или на какие-то обстоятельства. Причем, дети с неадекватно завышенной самооценкой – это девочки. Нами были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки: - при организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;
- учить слушать других; - воспитывать чувство сопереживания; - оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты; - аргументировать оценки.
2 этап – проведение методики
«Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Н.Г. Лускановой и
проведение анкеты
«Что такое хорошо и что такое плохо?» (адаптированная Н.В. Кулешовой). Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности и выявление нравственных представлений учеников. Форма проведения: фронтальный письменный опрос. Результаты диагностики № 2 представлены в таблице 2. Таблица 2 - Результаты диагностики мотивации учения и нравственных представлений учеников в 3 «б» классе № ФИ учащегося Компоненты личностных УУД Мотивация Нравств. представл. 1 Лиза Я. III уровень средний 2 Оля Р. IIIуровень средний 3 Михаил Н. IIуровень высокий 4 Сергей М. Iуровень высокий 5 Рустам П. Iуровень высокий 6 Демид Д. Iуровень высокий 7 Валерия Б. IVуровень высокий 8 Екатерина А. IIIуровень средний 9 Алеша Р. IIуровень средний 10 Кирилл М. Vуровень низкий 11 Исрафил А. IVуровень низкий 12 Артем П. IIуровень высокий 13 Виктория Ш. Iуровень высокий 14 Татьяна П. IIуровень высокий 15 Александр О. Iуровень высокий 16 Валерия М. IIIуровень средний 17 Павел Л. IIIуровень средний 18 Александра К. IIуровень высокий 19 София Е. IIуровень высокий 20 Дмитрий В. Iуровень высокий 21 Карина А. IVуровень средний 22 Ксения Х. IVуровень средний % в среднем по классу I – 27,3% II – 27,3% III –22,7 IV – 18,2% V – 4,5% В – 12 уч.-54,5% С –8 уч.-36,4% Н – 2 уч. – 9.1%
Таблица № 2 показывает, что у детей в 3 «б» классе, учитывая нормативные показатели возраста, в основном правильно сформированы нравственные представления. Высокий уровень (12-16 баллов) показали 12 учащихся - 54,5%: такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм. Средний уровень (6-11 баллов) выявили 8 учащихся 36,4%: такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. Низкий уровень (0-5 баллов) выявлен у 2 учащихся 9,1%: эти школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем. У одного мальчика выявлена – очень низкая мотивация.
3

этап – проведение методики «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
Цель
: выявление сформированности Я-концепции и её самооценка. Оцениваемые личностные универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. В исследовании по методике М. Куна «Кто Я?» приняли участие 17 человек. Были выявлены следующие результаты: Таблица 3 – Анализ результатов методики «Кто Я?» 3«Б» класса Кол-во детей % 1 категория 5 29 2 категория 8 47 3 категория 3 18 4 категория 1 6 В результате методики М. Куна «Кто Я?» можно сделать вывод:
1 категория выявлена у 5 детей (29%) – это дети с более развитым уровнем рефлексии, они дают в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»). О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 6 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?». 2 категория выявлена у 8 детей (47%) – это дети с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находят ответы, касающиеся их собственных индивидуальных особенностей. Также об их уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим ребёнком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста. 3 категория выявлена у 3 учеников (18%) – это дети, которые не часто задумываются о себе и своей жизни, отвечают на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья. 4 категория – выявлена у 1 ученика (6%) – это низкий уровень развития рефлексии. Когда за 12 минут ребёнок может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что он действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности). Вывод по практической работе: компоненты личностных УУД у учащихся 3 «б» класса сформированы преимущественно на высоком и среднем уровне. Можно сделать предположение, что у большинства учеников класса личностные УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
2.2 Методические рекомендации по формированию личностных УУД через

образовательное пространство уроков физической культуры в начальной школе
Учитель физической культуры в начальной школе, для успешной работы с учащимися по формированию личностных УУД через образовательное пространство уроков физической культуры в начальной школе и реализации учебных программ в образовательных учреждениях должен владеть: - конструированием образовательных программ по предмету физическая культура; - отбором содержания образования, системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся; - отбором технологий обучения, адекватных целям физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы, методами конструирования и проектирования задач теории и практики физической культуры;
- системой современных методов оценки качества подготовки учащихся на занятиях физической культурой, теорией и методикой обучения технико-тактических элементов в избранном виде спорта; - современными методами исследований, которые применяются в области физической культуры и спорта. Уметь: - применять новейшие технологии, средства и методы формирования способностей в процессе занятий физической культурой и спортом; - регулировать динамику воздействия учебных занятий физической культурой на организм занимающихся, умело использовать восстановительные мероприятия; - осуществлять контроль и учет в практике спортивной тренировки, организовывать самостоятельную работу учащихся; - планировать и подбирать содержание спортивной деятельности, основываясь на инновационных методиках и технологиях построения учебно-тренировочного процесса. Знать: - современные тенденции и концепции развития образования; - теорию и методику организации физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой работы; - психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в соответствии с видами спорта (аэробика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, спортивные игры); - интерактивные методы и приемы построения практических занятий по физической культуре. Также, рекомендуется: - повышать объём двигательной активности учащихся, используя внеурочное время. Достичь этого можно посредством домашних заданий, самостоятельной работой, стимулируя их выполнение тестированием, контрольными проверками и соревнованиями по заданному материалу, что позволит достичь двигательной активности до 1 – 1,5 часа ежедневно; - применять во всех общеобразовательных учреждениях рекомендации по использованию новых форм в организации и проведении уроков физической культуры; - отслеживать и анализировать уровень физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений; - спланировать учебный материал таким образом, чтобы большая часть уроков проводилась на свежем воздухе, используя для этого вариативную часть государственной образовательной программы; - проводить мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся;
- контролировать выполнение школьниками самостоятельных и домашних заданий по физической культуре.
-
обеспечивать формирование личностных универсальных учебных действий, включающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Таким образом, в процессе освоения предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. Формируются личностные УУД, включающие самоопределение учеников (личностное, профессиональное, жизненное); смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Заключение
В ходе работы над темой, мы определили, что каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных УУД. Нами сделан вывод, что необходимо выстраивать процесс обучения на уроках физической культуры не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития его личности. Личностные УУД включают с амоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание
.
Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Формированию личностных УУД способствует образовательное пространство физической культуры, к которой относят всю динамическую сеть взаимосвязанных педагогических ситуаций, создаваемых в образовательном процессе. Воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание его воспитательного пространства: позитивный образ учителя, подкрепляемый соответствующим поведением и действиями педагога, процесса учебной работы, предметного содержания. Влияние учителя
на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а посредством характера общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи Личностные у ниверсальные учебные действия младших школьников в образовательном пространстве физической культуры формируются не только в урочной деятельности, но и во внеурочной, с использованием различных форм и методов. В практической части работы, мы изучили результаты сформированности компонентов личностных УУД, применяя методики: «Какой Я?» (модификация О.С. Богдановой), мотивации учения Н.Г. Лускановой и анкету «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( адаптированная Н.В. Кулешовой) , способность к рефлексии «Кто Я?» М. Куна. Результаты диагностик дали нам возможность получить объективную информацию о состоянии уровня сформированности компонентов личностных универсальных учебных действий у младших школьников в 3 «б» классе преимущественно на высоком и среднем уровне. Мы сделали предположение, что у большинства учеников класса личностные УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
Список использованных источников
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008. 2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.- М.: Физкультура в спорт, 2005.-75 с. 3. Введение в теорию физической культуры /Под ред. Л. П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт, 2013.-65 с. 4. Книга учителя физической культуры / Под общей ред. В.С. Кагорова - М.:1989.-114 с. 5. Мейксон Г. Б., Шаулин В. Н., Шаулина Е. Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.- М.: Просвещение, 2006.-79 с. 6. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана - М.: Физкультура и спорт, 2008.-127 с.2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010. 7. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост. С. Г. Абрамова, Н. Г. Алексеев и др. - М., 2005. - C. 63. 8. Очерки по теории физической культуры /Под ред. Л. П. Матвеева.- М Физкультура и спорт, 2004.-156 с.
9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2015, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) . 10. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012. 11. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков. - М., 2013. 12. Пономарей Я. И. Социальные функции физической культуры и спорта.- М.: Физкультура и спорт, 2014.-93 с. 13. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 2009. 14. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителей / Сост. В. П. Богословский.- М.: Просвещение, 2004.-117 с. 15. Селиванова Н. Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания человека / Н.Л. Селиванова: сб.: Воспитать человека. - М., 2012. 16. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - М., 2003. 17. Управление физической культурой и спортом: Учебник / Сост. И. И. Переверзин, Н. Н. Бугров, Я. Р. Вилькин и др.-М.: Физкультура и спорт, 2007.-134 с. 18. Физическое воспитание: Учебник /Под ред. В. А. Головина, В, А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 2013. - 124 с. 19. Физическая культура / под ред. Б.И. Загорский, И.Л. Залеталь - М.: Высшая школа, 2014.-157 с. 20. Харламов И. Ф. Формирование личностных качеств / И.Ф.Харламов // Педагоги1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 2008.-107 с. 21. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000


Яндекс.Метрика