Напоминание

"Инновационные технологии во внеурочной деятельности. модульная программа "Возвращение к истокам"

Автор: Ненашева Янина Сергеевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ТОГАПОУ "Техникум отраслевых технологий"

Населённый пункт: г. Тамбов

Наименование материала: статья

Тема: "Инновационные технологии во внеурочной деятельности. модульная программа "Возвращение к истокам"

Описание:

При разработке и создании модульной программы воспитания и внеурочной деятельности обучающихся, были объединены в систему ряд мероприятий, имеющих общие краеведческую, духовно-нравственную и патриотическую направленности, а также разработан четкий механизм их реализации

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=3464

Опубликовано 28.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Инновационные технологии организации внеурочной деятельности.

Модульная программа "Возвращение к истокам"
Ненашева Я.С., преподаватель, ТОГАПО "Техникум отраслевых технологий" …Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека… Л.С.Выготский Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования определен современный воспитательный идеал личности, гражданина России. «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящие и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Высшая цель образования- идеальное представление о человеке , на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы,СМИ, религиозных и общественных организаций" [1] В рамках воспитательной работы с группой мною была разработана модульная целевая программа «Возвращение к истокам», так как за последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий. Модульная образовательная технология (МОТ) – это последовательность процедур реализации законченной единицы воспитательной программы, формирующая одно или несколько определенных направлений воспитательной работы с помощью оптимизированного комплекса педагогических технологий. Сущность модульного обучения - студент практически самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модульная воспитательная технология включает в себя комплекс различных педагогических технологий и должна проектироваться под конкретные условия воспитания. В связи с этим в рамках модульной воспитательной программы «Возвращение к истокам» был разработан перечень технологий в соответствии с конкретными задачами и целями:  интерактивные технологии;  информационно-коммуникационные технологии;
 технологии проектов;  технология исследовательской деятельности;  здоровьесберегающие технологии;  экологообразовательные технологии;  нестандартные технологии. Новое время требует от образовательного учреждения инновационных форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, поэтому я считаю, что предложенную мною программу целесообразно использовать в современном воспитательном процессе.
Педагогическая идея
При разработке и создании модульной программы воспитания и внеурочной деятельности обучающихся, я исходила из того, что необходимо объединить в систему ряд мероприятий, имеющих общие краеведческую, духовно-нравственную и патриотическую направленности, а также разработать четкий механизм их реализации.
Цели и задачи программы.
 формирование отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.  развитие природных способностей подрастающего поколения: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.  приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям через биографии участников и героев ВОВ, выдающихся деятелей культуры, искусства и науки Тамбовского края;  повышение культуроведческой и краеведческой компетенции педагогов и обучающихся техникума;  формирование патриотических чувств подростков на основе исторических ценностей малой Родины и вкладе выдающихся людей Тамбовщины в развитие отечественной и мировой культуры;
Формируемые компетенции
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Ценностные ориентиры содержания программы
 "Не навреди"  Прекрасное пробуждает доброе.  Все начинается с истоков.  Сотрудничество - залог успеха.  Выбирай лучшее!  Общение - особый вид творчества.  Интересные люди притягиваются друг к другу. Программа осуществляется в течение обучения группы с 1 по 3 курсы (затем работа продолжается со следующей группой) Предполагает: теоретические занятия; практические занятия. Программа осуществляется в рамках воспитательной работы с группой.
Методы и виды деятельности

В современном воспитательном процессе большим потенциалом обладают следующие инновационные
методы
(терминология M.В. Кларина):  метод систематического исследования-решения проблем с выходом на социальное проектирование,  метод коммуникативно-диалоговой (дискуссионной) деятельности,  метод игровой имитации,  метод моделирования.
Виды
деятельности:  интерактивные формы проведения внеклассных мероприятий, конкурсов, конференций, семинаров, фестивалей.  организация экскурсий, походов  создание и защита проектов, тематических сайтов, банка данных и банка идей, видеоархива, фотоархива  создание информационных листков, методических рекомендаций и брошюр
Тематический план.
№ п/п Наименование модулей и разделов 1. Творческий проект «Мы за здоровый образ жизни» 2. Творческий проект «Духовность. Культура. Искусство» 3. Творческий проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
Содержание программы.
Основные моменты содержания программы отражены в целях и задачах. Программа состоит из 3 модулей, в каждом из которых два блока - теоретический и практический.
Система программных мероприятий.
Система мероприятий заключается в реализации трех творческих проектов: "Мы за здоровый образ жизни", "Духовность. Культура. Искусство", "Никто не забыт, ничто не забыто"
Основные категории участников.
В непосредственной реализации теоретической части программы принимают участие обучающиеся, работники библиотеки, преподаватели обществоведческих дисциплин, педагоги дополнительного образования, преподаватели. Практическая часть направлена на работу с обучающимися через экскурсии, беседы, конкурсы и другие методы и формы.
Самообразование через программу«Возвращение к истокам».
Реализация данной программы - огромный пласт для про цесса самообразования всех категорий работников, который осуществляется через изучение новинок литературы по данному направлению, составление тема - тических планов, конспектов бесед, сценариев различных меро приятий,
контакты с другими учебными заведениями по обмену опытом, выпуск методических пособий и рекомендаций по организации воспитательной работы.
Модуль 1.

Творческий проект «Мы за здоровый образ жизни»

Цель:
 формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни;  мотивация на здоровый образ жизни;  формирование ценностного отношения к культуре здоровья;  формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других ПАВ, создавать условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы. Примерное планирование практических и внеаудиторных занятий.


п/п

МЕРОПРИЯТИЯ

Форма проведения
1 «Наш выбор - здоровый образ жизни» Цикл классных часов по данной тематике с приглашением медицинских работников, психологов 2 «Остановите СПИД» Ток-шоу 3 «Оставь себе свое здоровье, свою жизнь, свое будущее» Диспут 4 «Качество – образ жизни в 21 веке» Круглый стол 5 «Скажи жизни «Да!» Конкурс буклетов 6 Без сигареты Акция совестно с волонтерским отрядом "По зову сердца"
Модуль 2.

Творческий проект «Духовность. Культура. Искусство»

Цель:
 обучение подростков грамотному выражению своих впечатлений от произведений искусства, событий культурной жизни и т.д.;  обучение обучающихся самостоятельному анализу своих способностей и поиску возможностей для их развития и применения в жизни. Примерное планирование практических и внеаудиторных занятий.


п/п

МЕРОПРИЯТИЯ

Форма проведения
1 Св. Питирим Экскурсия в Трегуляев монастырь 2 Художники Тамбова Экскурсия в картинную галерею г. Тамбов 4 Тамбовский художник Экскурсия в музей Герасимова 5 С. Герасимов Семинар 6 «Тамбовский Создание виртуального музея
художник» 7 Масленица! Внеклассное мероприятие 8 Святовское озеро экопоход 10 Презентационные проекты различной тематики Создание и защита проектов
Модуль 3

Творческий проект «Никто не забыт, ничего не забыто»

Цель:
 развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.  укрепление связи между поколениями.  формирование у студентов бережного отношения к истории, навыков исследовательской и поисковой работы Примерное планирование практических и внеаудиторных занятий.


п/п

МЕРОПРИЯТИЯ

Форма проведения
1 «Дни воинской славы» Цикл классных часов по данной тематике 2 «Как наши деды воевали»» Создание тематического сайта 3 «Вахта памяти» Поисковая работа: поднятие и захоронение солдат, принимавших участие в боях во время ВОВ (совместно с клубом «Шторм») 4 «По местам боевой славы» экскурсии 5 «Этот День Победы» выпуск боевых листков и стенгазет (с использованием мультимедийных технологий) 6 «Никто не забыт, ничто не забыто» уборка территорий военных кладбищ и памятников (совместно с волонтерским отрядом "По зову сердца") 7. «Памяти 6-ой роты» Внеклассное мероприятие 8 «Дорогами Афганистана» Встреча с воинами-афганцами, выпуск брошюр(с использованием мультимедийных технологий)
Информационные ресурсы 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2011. ― 00 с. 2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни/ Предисл. Н .А. Агаджанян. - М.: RETORIKA-A, 2011. - 560 с. 3. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. - 78 с. 4. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – N9. – С. 10-13. 5. Винокуров Н. (протоиерей) Отступи перед промыслом таинственным Его. Десять принципов православного воспитания / Протоиерей Н. Винокуров // Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №6. – С. 41-44 6. Дорожкина В. Т., Полякова Л. В. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков. Справочник. – Тамбов: ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2006 – 148 с. 7. Ершова Е. В., Кайдаш Т. Л. Элективный курс «Поэтические тропы краеведения». Методическое пособие /под редакцией Мирзаевой Т. В., зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО – Тамбов: ТОИПКРО, 2006 – 75 с.


Яндекс.Метрика