Напоминание

"Мать-великое слово"

Автор: Грибченко Марина Юрьевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБОУ СПО "Трубчевский политехнический техникум"

Населённый пункт: город Трубчевск Брянской области

Наименование материала: Методическая разработка

Тема: "Мать-великое слово"

Описание:

Внеклассное мероприятие проводится с целью нравственно-эстетического воспитания студентов первого курса и формирования у студентов чувства уважения к матери.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=351

Опубликовано 05.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ГБОУ СПО "ТРУБЧЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НА ТЕМУ «МАТЬ – ВЕЛИКОЕ СЛОВО»
РАЗРАБОТАЛА: ГРИБЧЕНКО М.Ю. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Тема: «Мать – великое слово» Цель : нравственно-эстетическое воспитание студентов; формирование у студентов чувства уважения к матери. Необходимые материалы : картины известных художников с портретами матери; фонограмма песни «Мама». Оформление аудитории : на доске эпиграф: « По-русски – «мама», по-грузински – «нана», А по-аварски ласково «баба». Из тысяч слов земли и океана У этого особая судьба…» Р. Гамзатов Ход мероприятия: Звучит фонограмма песни: «Мама». Преподаватель: Знаете ли вы, что с каждым днём по Брянской области увеличивается число новорождённых детей, которых подбрасывают в незнакомые дома, в интернаты, оставляют в родильном отделении, а некоторых находят даже в мусорных баках. Можно ли ту женщину, которая так поступила, назвать «матерью»? Группа: Нет! Преподаватель: Почему? А может быть на это её вынудили жизненные обстоятельства? Группа: - Нет таких обстоятельств в жизни, когда можно выбросить ребёнка как ненужную вещь! - если женщина решилась родить, то она на это идёт осмысленно, взвесив все «за» и «против»! Преподаватель: Конечно, вы правы. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о самом дорогом и близком каждому человеку – о матери. Ведь первое слова, которое чаще всего произносит человек – это «мама»; когда мы ушиблись, ударились – мы кричим: «Ой, мамочка!»; когда у нас проблемы, трудности – мы обращаемся за помощью к маме. 1 ведущий: Бомарше сказал: «Каждый человек – чей-то ребенок!» 2 ведущий: Нет иного пути на землю для жизни – кроме чрева матери! 1 ведущий: Нет ни героя, ни гения – без матери, без её тёплых и незнающих усталости рук! 2 ведущий: Без матери потухает очаг, рушится дом! 1 ведущий: Слово «мать» всегда считалось «священным», «святым». Самое унизительное оскорбление – бранное слово о матери! 2 ведущий: Мы – ветви материнского дерева! 1 ведущий: Стихотворение Р.Гамзатова «Мама» читает ….(студент). ………………………….чтение стихотворения……………………………….
Преподаватель: Посмотрите на доску: здесь первое четверостишие из этого стихотворения, которое мы взяли в качестве эпиграфа к классному часу, посвященному нашим мамам. И обратите внимание на последние две строки: «…Из тысяч слов земли и океана У этого особая судьба…» Почему же у слова «мать» особая судьба нам сегодня и предстоит выяснить. 1 ведущий: Горцы говорят: «Лишенный отца – полусирота, лишенный матери – сирота полный!» 2 ведущий: И ещё в народе есть присловье: «Отцов могут заменить, но матерей не заменяют. Чтец 1: Среди русского народного творчества есть много пословиц о матери: 1. Кто свою мать уважает – чужую не обругает. Чтец 2: Мать высоко замахивается, да не больно бьёт. Чтец 3: Материнское сердце в детях, а детское в камне. Чтец 4: Коли мать не взяла лаской, не возьмет и строгостью. Чтец 5: Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. Чтец 1: Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает. Чтец 2: Матери все дети равны – одинаково сердцу больны. Чтец 3: Материнская молитва со дна моря вынимает. Чтец 4: Мать кормит детей, как земля – людей. Чтец 5: Чтец 6: А ещё есть загадки: «Огонь – царь; вода – царица; Ветер – господин; дождь – кормилец; Солнце – князь; луна – княгиня; Небо – отец; ……………………» А что в природе народ называет матерью? Группа: Землю. Преподаватель: Да, действительно, народ называет землю матерью, или если говорить дословно, то в этой загадке: «земля – матушка». Подумайте, что может быть общего между матерью человека и матерью –землёй? Группа: - Мать заботится о ребёнке, кормит, одевает, воспитывает. - Земля также кормит , одевает человека. Преподаватель: А воспитывает ли земля Человека? Группа: Да. Если землю не поливать, не вскапывать, не ухаживать за ней, то она иссохнется, потрескается, станет бесплодной. Преподаватель: Так и за мамой, если не ухаживать, не говорить ей ласковые слова при жизни, не помогать ей, тоже состарится быстро, угаснет тот огонёк в её глазах, который возник при вашем появлении на свет. Сегодня придя домой обратите внимание на глаза вашей мамы. Ведь глаза – это «зеркало души». Посмотрим каким бывает огонёк в глазах у мамы: Обратите внимание на картины. Каждый художник изобразил мать такой, какой представлял её. Чтец 1: «У колыбели» Ю.Кугач, 1975 год (мать изображена нежной, заботливой, с надеждой смотрящей на ребёнка). Чтец 2: «Мать партизана» М.Савицкий, 1967 год (тревога, уверенность) Чтец 3: «Продолжение» Ю. Ракша (надежда, смотрит в будущее) Чтец 4: «Владимирская икона Божией Матери» апостол Лука, I век н.э. (нежность, забота, тревога, уверенность, надежда). Преподаватель: Да, на каждой картине художники изобразили мать нежной, заботливой, сморящей с надеждой в будущее.
1 ведущий: Растить детей не легче, чем управлять государством, ведь у государства – писаные законы! 2 ведущий: А лучшие человеческие качества и понятия о приличии прививаются нам не принудительно, а с молоком матери, как родная речь! 1 ведущий: Стихотворение «Человек, на котором держится дом» читает… …..(студент). ………………………..чтение стихотворения………………………………… 1 ведущий: Умеем ли мы ценить эту любовь, не знающую преград?Умеем ли мы любить и понимать свою маму? Попробуем составить собирательный образ мамы! Вам было дано задание в форме анкеты, где предлагалось ответить на три вопроса: 1. Какими основными качествами, чертами характера, по вашему мнению, должна обладать мать? 2 ведущий: И вот какие были получены ответы: ………..….(Читают студенты один ответ полностью из анкеты и полученное стихотворение из анкеты)………………………….. 1 ведущий/2 ведущий: А ещё такие: отзывчивость, требовательность, строгость, справедливость, внимательность, настойчивость, любовь к детям, обаяние, терпение, мудрость, заботливость, трудолюбие. 2 ведущий: На первое месть большинство поставили доброту, на второе – понимание, на третье – терпение ласка, рассудительность. 1 ведущий: Уроки матери заменяют уроки ста учителей, заботы и причитания матери, когда недомогают дети, окажутся полезнее лекарств самых лучших врачей. 2 ведущий: Больно от сознания, что в суете дней мы не всегда находим время для беседы с мамой, запаздываем, когда их сваливают болезни, нередко и дни рождения они просиживают в одиночестве – без наших объятий, цветов,и тёплых слов. 1 ведущий: Родив, матери не в состоянии обеспечить нормальные условия своим детям. Сколько детей-калек, сколько с рождения прикованных к постели, слепых, немых и глухих. И все беды оттого, что родили их матери, которые жили в несносных бытовых и нравственных условиях. 2 ведущий: Ведь у нас всё ещё сохраняется непосильный женский труд, растёт преступность, миллионы влачат жизнь за чертой бедности. 1 ведущий: Страх за завтрашний день, страх за мужей, страх за детей, страх за близких… 2 ведущий: Больно сознавать, что сотни тысяч брошенных матерей ютятся в домах престарелых, в интернатах, горько видеть старух, плетущихся с непосильной сумой за плечами… 1 ведущий: Какой вы представляете себе современную мать? – это был второй вопрос анкеты. И вот ответы: …………………..Чтение ответа и стихотворения из анкеты (студенты)……………….. 1 ведущий/2 ведущий: - быть энергичной, мужественной, модной - быть деловой женщиной - обладать большой выдержкой - разделять интересы своих детей - уметь руководить - успевать уделять внимание детям - нормально относится к дискотекам - быть лучшим другом - уметь воспитать сильного человека
- быть психологом - помогать разбираться в проблемах - использовать современные методы воспитания детей 1 ведущий: Женщины в очередях, женщины на рынках, женщины, зажатые в автобусах, женщины у билетных касс на вокзалах… 2 ведущий: Как сохранить извечно-материнское в тисках нынешнего ужесточившегося времени? 1 ведущий: Стихотворение Тамзии Зумакуловой «Мать» читают (два студента). ………………………….чтение стихотворения………………………………… 1 ведущий: Кто, по вашему мнению является идеальной матерью? Это третий вопрос анкеты. И вот как вы на него ответили: 1 ведущий/2 ведущий: - не оставляет ребёнка в трудной ситуации - сможет наставить на путь истинный - которая дала воспитание, образование и подготовила к самостоятельной жизни - которая сочетает в себе черты родной и крестной матери - та, которая обладает всеми вышеперечисленными качествами - идеальной матери не существует. Преподаватель: Но большинство ответило именно так, как я и ожидала: «Идеальной для меня является моя мама». Как много проявлений у мам: бесконечно их любящее сердце, какая забота и преданность детям в них. Не случайно писатель Н.А. Островский говорил: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать!» А не бывает ли так, что вы считаете наоборот, что мама вечно должна вам, и мучаете её постоянными требованиями, капризами, обидами? Поднимите руку те, кто никогда не обижал свою маму, не повысил голос, всегда слушался? ( -это идеальный ребёнок: - идеальная мать существует, а идеального ребёнка нет). 1 ведущий: Нет лучше и пронзительней песен, чем песни матерей! 2 ведущий: И не напрасно, наверное, утверждают люди, что только молитвы матерей доходят до слуха и сердца Бога! 1 ведущий: (Студенты) исполняют песню «Мама» …………………………звучит песня…………………………………………. Преподаватель: А теперь давайте послушаем мнение, наставление не только хорошего педагога, но и прекрасной матери, сумевшей воспитать детей. ………предоставляется слово преподавателю из числа приглашенных……… Преподаватель: Обратите внимание на наш эпиграф и вспомните какие строки мы особо подчеркнули в начале классного часа? Почему же у слова «Мать» - особая судьба? Почему оно является велики? 1 ведущий: Первый человек, которого ты увидел при рождении – это мама! 2 ведущий: О ней снимали кино и говорили писатели! 1 ведущий: Ей посвящали стихотворения поэты! 2 ведущий: О ней слагал пословицы народ! 1 ведущий: Её изображали в своих картинах художники! 2 ведущий: Её воспевали в песнях! 1 ведущий: Мать – мама – начало всех начал!
2 ведущий: Неиссякаемый источник нежности, добра, всепонимания и всепрощения! 1 ведущий: Мать – опора земли! 2 ведущий: Её жизнелюбием, милосердием и бескорыстием создаётся, крепнет и умножается род человеческий! 1 ведущий: МАМА! Милая моя, Человек родной, любимый! Ты – земная ось моя! В жизни мне необходима! 2 ведущий: Ты всё также молода И светла душой прекрасной! Мысленно с тобой всегда: Будь счастливой ежечасно! Чтец 1: За ласку, доброту, заботу Хочу тебя благодарить. Собрать бы все цветы на свете- Тебе, родная, подарить! Чтец 2: И пожелать здороья, счастья, Побольше радости, добра, Чтоб в жизни не было ненастья И чтоб не старили года. Чтец 3: Мамочка милая, нежная, славная, Добрая, умная и лучезарная, В ладонях я счастье тебе подарю, ВСЕ: «Спасибо за всё!» Чтец 3: я тебе говорю! Преподаватель: Думайте больше о ваших мамах, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама имеет больше всего права требовать. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми. Слово «Мать» является не только великим, но и священным. …………………Студент читает стихотворение А. Шайхиевой «Мать»……. Преподаватель: Грибченко М.Ю.


Яндекс.Метрика