Напоминание

"Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля"

Автор: Жигалкина Татьяна Александровна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: Тимский филиал ОБПОУ "Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова"

Населённый пункт: пос. Тим Курской области

Наименование материала: статья

Тема: "Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля"

Описание:

Для высокотехнологического и конкурентоспособного производства необходимы современные технологии и высококвалифицированные кадры. Одним из основных подходов в инновационных преобразованиях в Советском социально-аграрном техникуме имени В.М. Клыкова является корректировка учебных программ в направлении усиления их практической составляющей при сохранении фундаментальных компонентов среднего профессионального образования. Реформирование призвано способствовать выработке четких квалификационных критериев, которым должны соответствовать выпускники техникума с точки зрения работодателей, заинтересованных в подготовке практико-ориентированных специалистов и рабочих.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=3573

Опубликовано 07.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Жигалкина Татьяна Александровна, преподаватель ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова» Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля. Сейчас в мире происходят процессы качественного изменения сельскохозяйственного производства. Решающим фактором в конкурентной борьбе на рынке продовольствия становится формирование инновационного аграрного сектора экономики. Поэтому существенным отличием агропромышленного комплекса развитых стран является стремительное увеличение роли и объемов использования интеллектуальных и информационных ресурсов и их интеграция в современные технологии производства продукции растениеводства и животноводства. В тоже время политическая ситуация в мире складывается таким образом, что вопрос конкурентоспособности продукции сельского хозяйства ставится наравне с проблемой импортозамещения. В инновационном сельском хозяйстве широко применяются современные энергосберегающие технологии; высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных культур и породы животных; новые лекарственные средства в ветеринарии и средства защиты растений. На смену классическому, приходит точечное (прецизионное) земледелие, основанное на комплексе информационных, аэрокосмических и агроэкологических средств, интегрированных в геоинформационные системы (ГИС-технологии). Таким образом, для высокотехнологического и конкурентоспособного производства необходимы современные технологии, более совершенные информационные коммуникации и высококвалифицированные кадры. В этой связи модернизация производства невозможна без научного сопровождения, а значит без эффективной интеграции образования, науки и производства. Это положение позиционируется как приоритетное в Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций. Инновационный путь развития экономики России требует соответствующего решения приоритетных задач в системе подготовки квалифицированных специалистов: - обеспечения инновационного характера образования, - модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, - создания современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и мотивации профессиональных кадров, - формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
Осознавая вполне глобальный характер требуемых преобразований, нельзя недооценивать роль каждого конкретного учебного заведения в реализации интеграционных процессов. Одним из основных подходов в инновационных преобразованиях в Советском социально-аграрном техникуме имени В.М. Клыкова является корректировка учебных программ в направлении усиления их практической составляющей при сохранении фундаментальных компонентов среднего профессионального образования. Реформирование призвано способствовать выработке четких квалификационных критериев, которым должны соответствовать выпускники техникума с точки зрения работодателей, заинтересованных в подготовке практико-ориентированных специалистов и рабочих. Особенностью обучения в техникуме является тесная связь образования с реальным производством - использование в учебном процессе материально- технической базы научных подразделений, производственных объектов, базовых хозяйств района и области. Главный реализуемый концептуальный подход в образовательном процессе: «Готовить специалистов, максимально адаптированных к современным требованиям агропромышленного производства, обладающих такими качествами, как: ориентированность в передовых технологиях, умение выбора оптимального производственного решения, владение навыками управления компьютерной техникой». Сложнее обстоит дело с интеграцией науки и производства. Однако, в рамках учебного времени при обогащении традицион ных форм организации учебного процесса развитие исследова тельских умений и способностей студентов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых – постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины. В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и, следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно- исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время. Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.
Для младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках. Выпускники же оказываются в определенной степени погружены в научно-поисковую деятельность при выполнении дипломных проектов и написании письменных экзаменационных работ. Студенты анализируют имеющиеся способы возделывания сельскохозяйственных культур, методы обработки почвы. На основании проведенных исследований выполняют проектные задания. Защита письменных экзаменационных работ студентов проходит при участии заинтересованных работодателей, что способствует интеграции обучения и производства. В осуществлении поставленных задач следует выделить такие важные моменты как закрепление проведения качественного практического обучения студентов аграрных учебных заведений за предприятиями агропромышленного комплекса, пользующимися государственной поддержкой; привлечение к проведению занятий для школьников и студентов действующих практиков; проведение выездных семинарных занятий на предприятиях АПК региона и за его пределами; распространение положительного профориентационного опыта из других регионов; корректировка образовательных программ аграрных учебных заведений с учетом прогнозирования потребностей в специалистах под спрос работодателей и многое другое вплоть до более активной популяризации сельских профессий и образа жизни через СМИ. Нельзя обойти вниманием и интересы “самых главных” участников процесса интеграции — научно-педагогических работников и обучающихся. Интерес обучающихся состоит в желании после окончания образовательного учреждения работать по специальности, иметь перспективы служебного и творческого роста, и также достойное материальное обеспечение. Что же касается преподавательских кадров, то они заинтересованы в обеспечении достойных условий труда и быта. Участие в процессе интеграции налагает на педагогический состав дополнительную нагрузку и ответственность, требует непрерывной работы в направлении самосовершенствования, повышения профессиональной компетенции и уровня образования. Преподаватели и мастера производственного обучения регулярно проходят стажировки в передовых фермерских хозяйствах района, участвуют в программе переподготовки педагогических работников, получают дополнительное образование. Основным показателем результативности проводимой в техникуме инновационной политики в образовательной и научной сферах деятельности является, согласно отзывам работодателей, высокое качество выпускников и высокий уровень их трудоустройства. Немаловажным представляется и тот
факт, что неуклонно растет количество студентов, решивших продолжить свое образование в высших учебных заведениях после окончания техникума. Библиографический список. 1 . Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998. 2. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., 1993. 3. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Вест. высш. шк. 1999. № 10. С. 3–10. 4. Ушачев И.Г. Интеграция – важнейший фактор развития агропромышленного комплекса стран СНГ // АПК: экономика, управление, 2011. – № 7. – С. 3-12.


Яндекс.Метрика