"Межпредметные связи между профессиональным модулем Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" и общепрофессиональной дисциплиной "Психология""
Тема: "Межпредметные связи между профессиональным модулем Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" и общепрофессиональной дисциплиной "Психология""
Описание:
Роль психологических знаний в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении профессионального модуля Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"
«Межпредметные связи между профессиональным модулем Выполнение работ
по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и
общепрофессиональной дисциплиной «Психология»»
Между
психологией
и
науками,
изучаемыми
в
медицинском
колледже,
существует двусторонняя неразрывная связь: в одних случаях психология использует
достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют
психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов.
Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному
развитию и применению на практике.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности
анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь,
данные психологии широко используются в медицине, в частности в практической
деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными.
Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для
медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное
действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки,
дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях
воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях
и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника,
важнейшей
целью
которого
является
понимание
психологического
состояния
пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и
преодолевать порой возникающее непонимание пациента при общении с ним.
Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение
пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры -
сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного
здоровья.
При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были
внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора
условий по поддержанию и восстановлению психологической стабильности пациента.
Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от
уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Идеальная
медсестра должна обладать множеством качеств, при том, что, если врачу, в первую
очередь, нужна рядом - медсестра умелая, а пациенту - медсестра общающаяся.
Профессионализм медицинской сестры состоит не только в осуществлении
манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит
психологический компонент - отношение человека к труду, его психологическую
установку.
Актуальным вопросом во все времена является общение медработника и
больного. Данное общение - это процесс установления и развития контактов между
медработником
и
больным,
порождаемый
их
потребностями
в
совместной
деятельности, оно включает в себя выработку совместной стратегии в лечебной
практике, в которую они включены; восприятие и понимание между ними в процессе
лечебной деятельности.
Отдельные отрасли психологии (особенно медицинской психологии) тесно
связаны с разделами теории и методики преподавания профессионального модуля
«Младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Продуктивный характер взаимосвязи психологии и медицинского образования
проявляется в том, что создаются условия для опережения реальной практики
преподавания медицинских дисциплин, открываются новые пути для поиска
эффективных современных технологий обучения и воспитания. Необходимо как
данность воспринимать произошедшую психологизацию образовательного процесса.
В своей деятельности преподаватели профессионального модуля Выполнение
работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и
общепрофессиональной дисциплиной «Психология» четко представляют наличие
межпредметных
связей
в
обучении
манипуляциям:
подготовке
пациентов
к
лабораторно-инструментальным методам исследования, подготовке пациентов к
интимным процедурам, при работе с умирающими пациентами и их родственниками,
работе с ВИЧ-инфицированными пациентами, подготовке пациента при взятии крови
и др.
В процессе взаимопроникновения профессионального модуля Выполнение
работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и
общепрофессиональной
дисциплины
«Психология»
преподавателями
созданы
методическая разработка и рекомендации для студентов по темам подготовки
пациентов
и
проведению
тех
или
иных
манипуляций,
которые
у
каждого
преподавателя активно применяются при обучении студентов манипуляциям. В
процессе преподавания психологии ставим цель выявлять качества личности
студентов, позволяющие говорить об их профессиональной пригодности (с помощью
таких методик как: «Умеете ли вы работать с людьми», «Умеете ли вы ухаживать за
больными?»,
«Насколько
вы
терпимы?»,
Дифференциально-диагностический
опросник (ДДО) разработанный под руководством Е.А. Климова, «Определение
уровня тревожности»).
После чего проводится оценка результатов, и при
необходимости, проводится коррекционная работа со студентами.
Профессия медицинского работника - это специфическая отрасль науки, для
занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует
высоко развитого уровня эмпатии и коммуникабельности. На практических занятиях
определяем
уровень
эмпатии
и
коммуникабельности
(методик
В.В.Бойко
«Диагностика уровня эмпатии», В.Ф.Ряховска «Оценка уровня общительности»).
В колледже практикуются совместные заседания предметно-цикловых комиссий,
куда входят преподаватели профессионального модуля
Выполнение работ по
профессии
«Младшая
медицинская
сестра
по
уходу
за
больными»
и
общепрофессиональной дисциплины «Психология», так как именно на первом курсе
эта работа по воспитанию и выявлению качеств студентов является наиболее важной.
Преподаватели
психологии
делятся
своими
результатами
с
преподавателями
профессионального модуля педагогическими наблюдениями. Также преподаватели
вырабатывают
единую
стратегию
действия,
делятся
мнениями,
проводят
определенную корректирующую работу. И при повторном анкетировании, как
правило,
результат
бывает
наиболее
лучше,
то
есть
у
студента
меняется
мировоззрение, отношение к профессии, что и доказывает целесообразность
совместной деятельности преподавателей.
Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника
понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для
формирования
контакта
и
оказывает
благоприятное
взаимодействие
на
психологический контакт медработника и пациента. На занятиях психологии
стараемся воспитывать эти качества.
Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение
психологии
в
системе
среднего
медицинского
образования
способствуют
существенному
повышению
качества
лечения
пациентов
и
подготовке
высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать
свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее
значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело
смотрящей в будущее.
Совершенно особенную роль играют психологические знания для студентов
медицинского колледжа при проведении различных манипуляций. И это говорит о
неразрывной связи между преподаванием профессионального модуля и дисциплины
«Психология». Таким образом, связь психологии с профессиональным модулем
несомненна.
Литература:
1. Волкова А.И. Психология общения: Ростов-на-Дону «Феникс» 2013.
2. Косенко В.Г., Л.Ф. Смоленко, Т.А. Чебуракова. Медицинская психология для
медсестёр и фельдшеров Ростов-на-Дону «Феникс», 2012.
3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум Ростов-на-Дону «Феникс»,
2013.
4. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской
помощи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2010.
5. Ослопов, В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической
клинике. Москва «ГЭОТАР - Медиа», 2011.
6. Островская. И.В. Психология Москва «ГЭОТАР - Медиа» 2014.
7. Полянцева. О. И. Психология для средних медицинских учреждений Ростов-на-
Дону «Феникс», 2012.
8. Смолева. Е.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской
помощи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2011.
10. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология Ростов-на-Дону «Феникс»,
2013.