Напоминание

"Межпредметные связи между профессиональным модулем Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" и общепрофессиональной дисциплиной "Психология""

Автор: Александрова Таисия Разифовна

Должность: преподаватель психологии

Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Туймазинский медицинский колледж"

Населённый пункт: город Туймазы

Наименование материала: статья

Тема: "Межпредметные связи между профессиональным модулем Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" и общепрофессиональной дисциплиной "Психология""

Описание:

Роль психологических знаний в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении профессионального модуля Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=3760

Опубликовано 12.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Межпредметные связи между профессиональным модулем Выполнение работ

по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и

общепрофессиональной дисциплиной «Психология»»
Между психологией и науками, изучаемыми в медицинском колледже, существует двусторонняя неразрывная связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике. Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в практической деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание пациента при общении с ним. Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры - сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению психологической стабильности пациента. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Идеальная медсестра должна обладать множеством качеств, при том, что, если врачу, в первую очередь, нужна рядом - медсестра умелая, а пациенту - медсестра общающаяся. Профессионализм медицинской сестры состоит не только в осуществлении манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит психологический компонент - отношение человека к труду, его психологическую установку. Актуальным вопросом во все времена является общение медработника и больного. Данное общение - это процесс установления и развития контактов между медработником и больным, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, оно включает в себя выработку совместной стратегии в лечебной практике, в которую они включены; восприятие и понимание между ними в процессе лечебной деятельности.
Отдельные отрасли психологии (особенно медицинской психологии) тесно связаны с разделами теории и методики преподавания профессионального модуля «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Продуктивный характер взаимосвязи психологии и медицинского образования проявляется в том, что создаются условия для опережения реальной практики преподавания медицинских дисциплин, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитания. Необходимо как данность воспринимать произошедшую психологизацию образовательного процесса. В своей деятельности преподаватели профессионального модуля Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и общепрофессиональной дисциплиной «Психология» четко представляют наличие межпредметных связей в обучении манипуляциям: подготовке пациентов к лабораторно-инструментальным методам исследования, подготовке пациентов к интимным процедурам, при работе с умирающими пациентами и их родственниками, работе с ВИЧ-инфицированными пациентами, подготовке пациента при взятии крови и др. В процессе взаимопроникновения профессионального модуля Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и общепрофессиональной дисциплины «Психология» преподавателями созданы методическая разработка и рекомендации для студентов по темам подготовки пациентов и проведению тех или иных манипуляций, которые у каждого преподавателя активно применяются при обучении студентов манипуляциям. В процессе преподавания психологии ставим цель выявлять качества личности студентов, позволяющие говорить об их профессиональной пригодности (с помощью таких методик как: «Умеете ли вы работать с людьми», «Умеете ли вы ухаживать за больными?», «Насколько вы терпимы?», Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработанный под руководством Е.А. Климова, «Определение уровня тревожности»). После чего проводится оценка результатов, и при необходимости, проводится коррекционная работа со студентами. Профессия медицинского работника - это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии и коммуникабельности. На практических занятиях определяем уровень эмпатии и коммуникабельности (методик В.В.Бойко «Диагностика уровня эмпатии», В.Ф.Ряховска «Оценка уровня общительности»). В колледже практикуются совместные заседания предметно-цикловых комиссий, куда входят преподаватели профессионального модуля Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и общепрофессиональной дисциплины «Психология», так как именно на первом курсе эта работа по воспитанию и выявлению качеств студентов является наиболее важной. Преподаватели психологии делятся своими результатами с преподавателями профессионального модуля педагогическими наблюдениями. Также преподаватели вырабатывают единую стратегию действия, делятся мнениями, проводят определенную корректирующую работу. И при повторном анкетировании, как правило, результат бывает наиболее лучше, то есть у студента меняется мировоззрение, отношение к профессии, что и доказывает целесообразность совместной деятельности преподавателей.
Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента. На занятиях психологии стараемся воспитывать эти качества. Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее. Совершенно особенную роль играют психологические знания для студентов медицинского колледжа при проведении различных манипуляций. И это говорит о неразрывной связи между преподаванием профессионального модуля и дисциплины «Психология». Таким образом, связь психологии с профессиональным модулем несомненна. Литература: 1. Волкова А.И. Психология общения: Ростов-на-Дону «Феникс» 2013. 2. Косенко В.Г., Л.Ф. Смоленко, Т.А. Чебуракова. Медицинская психология для медсестёр и фельдшеров Ростов-на-Дону «Феникс», 2012. 3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум Ростов-на-Дону «Феникс», 2013. 4. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2010. 5. Ослопов, В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. Москва «ГЭОТАР - Медиа», 2011. 6. Островская. И.В. Психология Москва «ГЭОТАР - Медиа» 2014. 7. Полянцева. О. И. Психология для средних медицинских учреждений Ростов-на- Дону «Феникс», 2012. 8. Смолева. Е.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов-на-Дону «Феникс», 2011. 10. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология Ростов-на-Дону «Феникс», 2013.


Яндекс.Метрика