Напоминание

"Проблемы воспитательной работы с сиротами в образовательной организации профессионального образования"

Автор: Корнилова Наталья Борисовна

Должность: социальный педагог

Учебное заведение: ГАПОУ ЛО "Лужский агропромышленный техникум"

Населённый пункт: город Луга

Наименование материала: Статья

Тема: "Проблемы воспитательной работы с сиротами в образовательной организации профессионального образования"

Описание:

Данный материал посвящён воспитательной работе с детьми сиротами.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=3826

Опубликовано 24.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Корнилова Наталья Борисовна Социальный педагог ГАПОУ ЛО « Лужский агропромышленный техникум» Ленинградская область, г. Луга Проблемы воспитательной работы с сиротами в образовательной организации профессионального образования
Аннотация:
Исследование воспитательной работы с сиротами является актуальной темой среднего профессионального образования. Многое зависит от того как обучающие сироты адаптируются в последствии приобретут навыки профессии.
Ключевые слова:
Дети – сироты, адаптация, воспитательная работа. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, из-за чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания. На сегодняшний день проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень актуальна в России. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты в России до сих пор остаются самой незащищенной социально группой. Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности сирот является получение ими бесплатного профессионального образования . Многие сироты не могут адаптироваться в жизни и не в состоянии решать множество проблем, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни без поддержки взрослых. В связи с ограничением социальных контактов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей процесс социализации их затруднен.Важной стороной , обеспечивающей адаптацию ребенку в коллективе, является общение. У детей которые воспитываются в детском доме, круг общения сужен, чем у детей, которые воспитываются в обычной семье. Большую сложность ребенок оставшийся без семьи испытывает и с оценкой самого
себя , что отражается на решении социальных проблем, а для социального развития у ребенка должен быть сформированы ценностные ориентиры, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к материальным и духовным ценностям. Дети-сироты испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав. Воспитываясь в детских домах, дети ограждены от самообслуживания и труда, так как по технике безопасности и нормативно-правовой базе в детских домах запрещено привлекать детей к труду. Из сказанного выше можно сделать вывод что, у детей – сирот воспитывается иждивенческая позиция: детский дом выпускники покидают не подготовленными к жизни, социально не адаптированными. Одной из главных целей учебного заведения, куда придут сироты получать специальность, является адаптация, профессиональное самоопределение. Для достижения данных целей педагогический коллектив должен решить ряд задач, среди которых дать профессию, научить в дальнейшем, адаптироваться на рынке труда, подготовить к взрослой жизни. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что типичными проблемами в воспитательной работе с обучающими - сиротами в образовательном учреждении являются: неумение выстраивать взаимоотношения с одногруппниками, не подчинение обучающихся уставу образовательной организации, правилам проживания в общежитии, нарушение дисциплины, пропуски занятий без уважительной причины, нежелание участвовать в общественно – полезном труде. Большинство образовательных организаций профессионального образования не имеют статуса учреждения для детей- сирот, для них характерна социальная открытость. Воспитательный процесс в учебном заведении подразумевает большую самостоятельность обучающихся сирот. Но и одной из основных проблем в процессе воспитательной работы является взаимоотношение педагог- обучающийся. У многих детей, которые приходят обучаться, отсутствует уважение к взрослым. Это связано с тем что ,что у детей- сирот по объективным причинам не сформирована модель семейных отношений. Моя работа как социального педагога напрямую связана по работе с сиротами .На сегодняшний день в Лужском агропромышленном техникуме обучается 15 лиц из числа детей сирот, и оставшихся без попечения родителей. Многие из них воспитывались в детском доме. Сразу после поступления
педагогический коллектив обеспечивает условия для социальной адаптации в учебном заведении, но для того чтобы правильно выстроить работу с детьми социальный педагог совместно с педагогом- психологом изучает их личности, проводит диагностику. Что мы подразумеваем под изучением личности- это состояние психического здоровья, физического здоровья, условия в которых проживал ребенок до поступления в образовательную организацию. В ходе работы по изучению особенностей личности обучающегося сироты и выявляются многие проблемы. Анализируя полученные данные вырабатываются условия оказания помощи и поддержки в период адаптации, и начинается долгая кропотливая воспитательная работа всего педагогического коллектива, которая требует системности. В эту работу входит активное участие во внеклассной работе, организация досуга, занятие спортом и физической культурой, участие в олимпиадах и соревнованиях ,а так же патриотическое воспитание. Участие обучающихся из числа детей сирот в этих мероприятиях содействует полноценному развитию. Благодаря этим направлениям работы по адаптации этот процесс проходит легко и гармонично. Чтобы изначально не возникало какой проблемы как сложности в адаптация у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей их нужно помещать в приемные семьи, где дети будут видеть модель семейных отношений, где общение будет носить характер содружества, а в таких условиях ребенок испытывает удовольствие. Закончить бы хотелось бы словами Януша Корчака: -« Счастье придет по следам грядущих поколений, которые научат не забывать собственное детство». Список литературы 1. Основы социальной работы . Отв. Ред. П.Д. Павленок.- 2003 2.Социальные сироты в нашем обществе . Троснецкая Г.| Н. №4 -2004 3.Проблемы адаптации выпускников детских домов к студенческой жизни. Смирнова Л.О. №4-2014



Яндекс.Метрика