всходы».
Тема урока: машины для посева зерновых культур. Сеялка СЗУ-3,6.
Цель урока: изучить устройство, принцип работы сеялки; использовать
схему для лучшего усвоения учебного материала.
После организационной части и повторения пройденного материала,
изложение нового материала.
Разработка основана на воспитании у обучающихся чувства
добросовестности, любви и уважения к профессии тракториста,
ответственности за результат работы. Она универсальна и применима для
проведения любого теоретического урока, лабораторно-практического
занятия по сельскохозяйственным машинам, тракторам и автомобилям, а в
дальнейшем и в жизни.
Представив результат любой операции (работы) легко делать выводы.
Например: можно рассматривать команду игроков (хоккей или футбол), т.к.
ребята сами любят играть или болеют за какую-то команду и уже знают, что
только слаженная хорошая игра всей команды приносит победу. Любой игрок
при плохой игре подводит команду, т.е. в итоге игрой команды не довольны и
тренер и болельщики и хорошие игроки. Хотя игра проходит за какие-то час
или полтора, но тренировки требуют и много времени, и огромного труда.
Если игроки будут заниматься на тренировках с полной отдачей своих
возможностей, постоянно усовершенствовать стиль игры, играть по
принципу – «один за всех и все за одного», то результат труда будет на лицо,
как говорится – «тяжело в учении, легко в бою».
Для получения конечного результата - урожая, тоже требуется
огромный труд целой бригады или звена механизаторов за несколько
месяцев, т.к. выполняются множество операций (вспашка, закрытие влаги,
предпосевная культивация и т.д.). Чтобы завершить посевную кампанию в
короткие агротехнические сроки (весенний день - год кормит) желательно
использовать не только световой день, но и организовывать ночные смены. В
этот период и техника и механизаторы на вес золота. Тут и проявляются
способности тракториста со всех сторон и, конечно же, основу будут
составлять его здоровье, опыт и добросовестность. Только добросовестный
труд каждого опытного и здорового тракториста может гарантировать
возможный максимальный урожай. Стенд «слагаемые хорошего урожая»
является путеводителем в усвоении темы.
Слагаемые хорошего урожая
Сельхозмашины
Исправные
Надежные
Высокопроизвод
ительные
ПОГОДА
Свет
Влага
Тепло
Тракторист
Здоровый
Опытный
Добросовестный
Трактор
«Крутой»
Исправный
Надёжный
СЕМЕНА
Сортовые
Элитные
Районированны
е
ПОЧВА
Удобренная
Обработанная
Спелая
Вечного механизма не бывает, т.е. ресурс его работоспособности со
временем приближается к нулю (отказу). Тракторист должен уметь выявить
неисправности, быстро узнать причину отказа техники в работе, устранить
неполадку и в дальнейшем стараться сохранять работоспособность МТА,
делая правильные выводы. А чтобы ориентироваться в этих тонкостях
механизатор должен знать техническую характеристику трактора,
устройство, принцип работы, регулировочные данные механизмов и машин,
агротехнические требования при выполнении данной работы. Он также
должен быть подкован и в экономических вопросах, знать, во сколько
обойдётся та или иная технологическая операция и что всегда есть какие-то
возможные пути снижения затрат. А все эти знания и умения добываются в
классах теоретического обучения и в практических занятиях только при
добросовестном отношении к учёбе, труду.
Только рациональное использование МТА даёт экономический эффект,
как говорится « копейка рубль бережёт».
Всё познается в сравнении. Добросовестный здоровый опытный
тракторист выполняет норму выработки, т.к. МТА не простаивает из-за
случайных отказов, потому что вовремя и качественно выполняет ТО
(натяжение цепной передачи, смазывание осей вращения шестерен,
крепление поводков сошников и т.д.). Качественно выполненная
технологическая операция (равномерность посева, заделка семян на
заданную глубину, отсутствие огрехов…) оказывает положительное влияние
на прибавку урожая. Исходя из жизненной (игровой) ситуации в роли тренера
пытаюсь убедить ребят, что и у них в данный момент подготовительный
период (тренировки) к будущей профессии, что и им надо как можно
эффективнее использовать драгоценное время (время – деньги). Чтобы
обогатить учебный материал и более близко ознакомить с новой техникой
(лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать), каждую группу вожу на
экскурсию в Учалинскую МТС. Здесь-то у большинства ребят появляется
интерес к технике, желание работать за штурвалом современной техники. Но
всему своё время и девиз у меня гласит так: чтобы работать на таких
«крутых» тракторах надо знать и СХМ. И, конечно же, в первую очередь
тракторист должен на «хорошо» знать теоретический материал (устройство,
принцип работы механизмов трактора), иметь практические навыки
(грамотно эксплуатировать трактор). Прицепных, навесных
сельскохозяйственных машин большое количество, а без них трактор не
выполнит свои конструктивные функции, поэтому параллельно надо и СХМ
изучать. Всё, как и у игроков: каждый должен хорошо защищать ворота,
нападать и забивать голы. Если игрок профессионал, у него всё получится.
Предыдущие поколения, испытав на себе все плюсы и минусы любого
действия (работы) делали выводы, житейская мудрость зафиксировала их в
пословицах и я стараюсь их чаще применять:
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».
«Глаза боятся, руки делают».
«Дорога ложка к обеду».
«Совесть – лучший контролер».
«Цыплят по осени считают».
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
«Весенний день год кормит».
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Один - в поле не воин».
«Век живи, век учись».
В кабинете оформил стенд-схему слагаемых хорошего урожая и стенд
«Будущие мастера своего дела» с фотографиями ребят в МТС возле новой
современной техники. Ребята, ориентируясь по положительным качествам
выполняемых работ, правильно оценивают результат труда и стараются
обладать этими качествами. Фотографии с каждым годом добавляются и уже
мои некоторые «будущие мастера своего дела» сами за штурвалами
настоящих «крутых тракторов», работают в Учалинской МТС. Думаю, в
какой-то степени, деятельность, направленная на достижение конкретной
цели в условиях ограниченности ресурсов, начала давать плоды.