"Работа с родителями как составляющая повышения успеваемости студентов"
Автор: Дмитриева Ольга Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СПО "МК №1 филиал №4"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка "Работа с родителями как составляющая повышения успеваемости студентов"
Тема: "Работа с родителями как составляющая повышения успеваемости студентов"
Описание:
Работа с родителями обучающихся направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в колледже. Целью работы классных руководителей с родителями является выработка основных направлений совместных действий.
Работа с родителями как составляющая повышения успеваемости студентов
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению
исследователей именно от нее на 70 % зависит, каким вырастет человек и какие черты характера
сформируют его натуру.
Необходимо изучать семью студента в целях согласования воспитательных и образовательных
воздействий. Опыт показывает, что студенты, имеющие осведомлённых и активных родителей,
лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих
трудностях и находил способы (при помощи родителей) справляться с ними.
Работа с родителями обучающихся направлена на создание благоприятных условий для
освоения образовательных профессиональных программ в колледже. Существует закономерная
связь между психологическим климатом семьи, заинтересованностью родителей в делах детей и
их успеваемостью. Важнейшими для нас является проблемы физического и психологического
здоровья детей.
Целью работы воспитателей с родителями является выработка основных направлений
совместных действий.
Предусматриваются следующие формы взаимодействия:
общее собрание для родителей студентов первого года обучения
родительские собрания в группах
индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации)
Форма работы с родителями может быть как традиционной, так и нетрадиционной:
родительские вечера с чтениями педагогической литературы, тренинги и т.д.
Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и учебного заведения. Это еще и
возможность передачи важной педагогической информации, когда преподаватели могут
ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому
целесообразно приглашать на родительские собрания педагогов, представителей
администрации техникума.
Важные социальные умения студент может получить не только среди своих сверстников, но и от
родителей, именно от преподавателя требуются новые формы общения студентов с родителями,
которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.
Целесообразно ежемесячно проводить сбор данных об успеваемости и посещаемости студентов
и доводить до сведения родителей и детей, т.к. студенты порой сами не помнят, сколько дней
пропустили и свои текущие оценки по всем предметам.
Одно из основных направлений работы с семьей в этом аспекте – проведение родительских
собраний. Чаще такие встречи сводятся к итогам результатов обучения, иногда с методическими
рекомендациями, которые дает преподаватель. Однако полноценное общение происходит, если
собрание не ограничивается информированием родителей, а открывает возможности для
сотрудничества.
Родительские собрания совместно с детьми.
Такие встречи родителей, преподавателя и детей продуктивны, особенно в наше время, когда
родители заняты материальным обеспечением семьи, а воспитание ребенка чаще сводится к
1
развлечениям или нотациям на тему правильного поведения. Родители часто не знают, как
поговорить со своим ребенком, разрешить конфликтную ситуацию. Чаще они поступают по
личному опыту – запрет без объяснения. Современные студенты живут в другом социальном
окружении и порой просто не понимают своих родителей.
Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. Важно
начать с оформления кабинета, выставки творческих работ студентов, подготовки презентации и
совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием обсуждаемых вопросов
на предстоящей встрече. Важно уделить минутку, чтобы отметить каждого родителя, сообщить
что-либо о ребенке. При этом важно помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать
целесообразно наедине.
Актив группы может принять участие в подготовке и проведении родительского собрания:
• Староста, совместно с культмассовым и спортивным сектором, готовит презентацию о
мероприятиях прошедших в группе за отчетный период и представляет её родителям;
• Учебный сектор – выписывает оценки и пропуски студентов на листочки;
• Участники соревнований, конкурсов делятся с родителями впечатлениями, показывают
фрагменты выступлений.
Таким образом, можно сказать, что современные семьи развиваются в условиях
противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к
проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению и повышению
значимости семьи в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Это, прежде всего, постоянная занятость родителей, падение жизненного уровня большинства
семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа
неполных и имеющих одного ребёнка семей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и
квалифицированная помощь, прежде всего, со стороны классных руководителей.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы
развития личности воспитанников.
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание –
это будущее горе, это наши слезы,
наша вина перед другими людьми.
А.С.Макаренко
2