Напоминание

"Правила Кирхгофа"

Автор: Чашина Светлана Петровна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБПОУ Псковской области "ППК"

Населённый пункт: г. Псков

Наименование материала: разработка урока

Тема: "Правила Кирхгофа"

Описание:

Урок "Правила Кирхгофа" сопровождается компьютерной презентацией" продоложительность урока -1час 20 мин.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=4809

Опубликовано 16.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Разработка урока по электротехнике по теме

«Правила Кирхгофа»

Разработал преподаватель ГБПОУ Псковской

области «Псковский политехнический

колледж» С.П.Чашина

г. Псков


Тип урока:
урок формирования новых знаний.
Цели урока:
- формирование представлений об элементах электрической цепи; -формирование понятия о 1 и 2 правилах Кирхгофа; -применение законов Кирхгофа для расчёта разветвлённых цепей; - формирование чувства взаимопомощи, умения работать в парах; - развитие самостоятельности мышления -развитие творческих способностей
Оборудование:
проектор, компьютер, презентация преподавателя. Ход урока
1.

Мотивация
Демонстрируется
слайд №1
(Приложение №1) Учитель: Знакомы ли нам такие цепи? Можем ли мы их рассчитать? Ученики: Да. Учитель: А такие схемы мы можем рассчитывать? Демонстрируется
слайд

№2.
Учащиеся сравнивают предложенные схемы и делают вывод о необходимости дополнительных знаний для расчёта сложных электрических цепей.
2. Актуализация знаний и изучение нового материала.

Учитель:
Для расчёта сложных электрических цепей применяют правила Кирхгофа. Пока учащиеся записывают тему урока, учитель даёт краткую справку о Кирхгофе
(слайд № 3)

Карьера Густава Кирхгофа во многом типична для немецкого физика XIX столетия. Германия позже своих западных соседей подошла к индустриальной революции и потому сильнее нуждалась в передовых технологиях, которые способствовали бы ускоренному развитию промышленности. В результате ученые, прежде всего естественники, ценились в Германии очень высоко. В возрасте двадцати одного года, он сформулировал основные законы для расчета токов и напряжений в электрических цепях, которые теперь носят его имя. Середина XIX века как раз стала временем активных исследований свойств электрических цепей, и результаты этих исследований быстро находили практические применения. Базовые правила расчета простых цепей, такие как закон Ома, были уже достаточно хорошо проработаны. Проблема состояла в том, что из проводов и различных элементов электрических цепей технически уже можно было изготовлять весьма сложные и разветвленные сети. Кирхгофу удалось сформулировать правила, позволяющие достаточно просто анализировать самые сложные цепи, и законы Кирхгофа до сих пор остаются важным рабочим инструментом специалистов в области электронной инженерии и электротехники.
Кирхгофа правила-
правила, устанавливающие соотношения для токов и напряжений в разветвленных электрических цепях постоянного тока. Сформулированы Кирхгофом в 1847. Учитель: Для формулировки законов Кирхгофа, в электрической цепи выделяются узлы — точки соединения проводников и контуры — замкнутые пути из проводников. При этом каждый проводник может входить в несколько контуров
(слайд № 4).
Учащиеся записывают определения в тетрадь.

Электрическая цепь
– совокупность электротехнических устройств, образующих путь для электрического тока. 
Ветвь
- участок электрической цепи, по которому проходит ток одного значения и направления. 
Контур
- замкнутая электрическая цепь, образуемая одной или несколькими ветвями. 
Узел
- место соединения нескольких ветвей.
Учитель
:
(слайд №5)
Давайте на предложенной схеме назовём узлы, ветви, контуры.
(слайд № 6)
Первое правило Кирхгофа вытекает из закона сохранения заряда и состоит в том, что
алгебраическая сумма сил токов для каждого

узла в разветвленной цепи равна нулю:
   n k k I 1 0 I 1 + I 2 + I 3 + ... + I n = 0.

Токи, которые вытекают из узла, берутся с отрицательным знаком, а токи входящие в узел – берут со знаком +. Физический смысл этого закона прост: если бы он не выполнялся, в узле непрерывно накапливался бы электрический заряд, а этого никогда не происходит.
Учитель: (слайд № 7)
Для объяснения правил нам потребуется рисунок на проекторе, зарисуйте его к себе в тетрадь. Учащиеся записывают на доске 1 правило Кирхгофа для узлов А,В,С,Д. А В С D D

Задание 1
.Напишите 1 закон Кирхгофа для всех узлов. Для приведённой на рисунке цепи, в соответствии с первым законом выполняются следующие соотношения: А: I 1 - I 2 - I 6 =0 B: I 2 - I 3 - I 4 =0 С: I 3 - I 5 =0 Д: I 4 + I 5 - I 7 + I 6 =0 Правила Кирхгофа позволяют рассчитывать сложные электрические цепи, например, определять силу и направление тока в любой части разветвленной системы проводников.
Задание 2. (слайд № 8)
Учитель:
Сформулируйте задание к рисунку

Решение.
Предположим, что ток в шестой ветви притекает к точке А. Используя первый закон Кирхгофа, составим уравнение Отсюда Знак минус означает, что принятое нами направление тока в шестой ветви неправильное, В действительности ток в этой ветви вытекает из точки А.

Задание 3. (Слайд №9). Учитель: Нарисуйте узел цепи, для которого

справедлива формула

1 правила Кирхгофа I

1

+ I

2

+ I

3

– I

4

– I

5

+ I

6

=0
Учитель:
(Слайд № 10)
Второе правило Кирхгофа можно сформулировать так:
алгебраическая сумма падений напряжений по замкнутому контуру

равна алгебраической сумме ЭДС вдоль этого контура
.          n k m k k n k k k R I U 1 1 1 
(Слайд №11)
Если направление тока совпадает с направлением обхода контура (которое выбирается произвольно), перепад напряжения считается положительным, в противном случае — отрицательным. В соответствии со вторым законом, справедливы соотношения:
(слайд № 12)
Этот закон также имеет простую физическую интерпретацию. Если бы это было не так, всякий раз, проходя через замкнутый контур, электроны приобретали или теряли бы энергию, и ток бы непрерывно возрастал или убывал. В первом случае можно было бы получить вечный двигатель, а это запрещено первым началом термодинамики; во втором — любые токи в электрических цепях затухали бы, а этого мы не наблюдаем. А В С D А АВДА ВСДВ

Учитель: (слайд №13) Давайте теперь вернёмся к первой схеме, которая

вас напугала в начале урока.

Задание 4.
Записать 1 и 2 правила Кирхгофа для узлов и контуров (можно часть проговорить устно) Самое распространенное
применение законов Кирхгофа
мы наблюдаем в последовательных и параллельных цепях. В последовательной цепи (яркий пример такой цепи — елочная гирлянда, состоящая из последовательно соединенных между собой лампочек) электроны от источника питания по серии проводов последовательно проходят через все лампочки, и на сопротивлении каждой из них напряжение падает согласно закону Ома. В параллельной цепи провода, напротив, соединены таким образом, что на каждый элемент цепи подается равное напряжение от источника питания, а это означает, что в каждом элементе цепи сила тока своя, в зависимости от его сопротивления. Примером параллельной цепи является соединение ламп «лесенкой»: напряжение подается на шины, а лампы смонтированы на
поперечинах. Токи, проходящие через каждый узел такой цепи, определяются по первому закону Кирхгофа.
3.Закрепление материала
проходит в виде задач. Задачи разбираются у доски. В конце урока учащиеся выполняют самостоятельную работу.
(Слайды №14,

15)

1. Нарисуйте произвольный узел и для него запишите 1 правило

Кирхгофа.

2. Запишите произвольную формулу 1 правила Кирхгофа и для неё

нарисуйте узел цепи.

3. Выберите произвольный контур на рисунке и для него запишите

второе

правило Кирхгофа.


4. Итоги урока.
В результате работы на уроке преподаватель выставляет общую оценку.
5. Домашнее задание.
Всем выучить правила Кирхгофа. Желающие находят материал о Кирхгофе и его работах в области электротехники (можно сделать сообщение, реферат, приготовить презентацию) Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4
Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10
Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14
Слайд №15


Яндекс.Метрика