Напоминание

" Методика проведения контрольно-обобщающего занятия по дисциплине "Охрана труда" по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Автор: Денисенко Валентина Семеновна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ЧПОУ "Кооперативный техникум"

Населённый пункт: г. Ставрополь

Наименование материала: методическая разработка

Тема: " Методика проведения контрольно-обобщающего занятия по дисциплине "Охрана труда" по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Описание:

Итоговое контрольно-обобщающее занятие по дисциплине "Охрана труда" в форме деловой игры основе компетентностного подхода к обучению при подготовке специалистов – технологов по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания. Основной целью данной методической разработки является повышение эффективности учебного процесса при оптимальных затратах обучаемого и обучающего с целью достижения качественных результатов в подготовке специалистов – технологов в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3-его поколения и современными требованиями работодателей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=4825

Опубликовано 19.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ставропольский кооперативный техникум»

Методическая разработка

Тема:

«Методика проведения итогового контрольно-обобщающего

занятия по дисциплине «Охрана труда»»

Специальность:
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Разработчик:
Денисенко Валентина Семеновна

Ставрополь, 2016
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 3 2. Основная часть 4 - 11 3. Заключение 11 4. План проведения деловой игры 12 - 18 5. Ролевые функции участников деловой игры 19 -22 6. Кейс заданий № 1 для самостоятельной внеаудиторной работы 23 -29 7. Учебная карта самостоятельной работы студента 30
ВВЕДЕНИЕ Методическая разработка «Методика проведения итогового контрольно-обобщающего занятия по дисциплине «Охрана труда»» разработана на основе компетентностного подхода к обучению при подготовке специалистов – технологов по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания. Основной целью данной методической разработки является повышение эффективности учебного процесса при оптимальных затратах обучаемого и обучающего с целью достижения качественных результатов в подготовке специалистов – технологов в соответствии с требованиями ФГОС СПО 3-его поколения и современными требованиями работодателей. Актуальность данной методической разработки определяется необходимостью решения преподавателями СПО задач, связанных с модернизацией профессионального образования, и требованиями работодателей. Новизна предлагаемой методической разработки состоит в комплексном использовании интерактивных методов обучения деятельностно - развивающей технологии обучения, в актуализации системного подхода в организации самостоятельной работы студентов, опираясь на непрерывность профессионального образования, в использовании практикоориентированного подхода и рейтинговой оценки при контроле знаний, умений и навыков студентов. Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций при обучении студентов специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Подготовка конкурентоспособных специалистов, способных в современных экономических условиях решать конкретные, актуальные задачи в профессиональной деятельности является основным, главным направлением деятельности педагогов среднего профессионального образования. С проблемами, связанными с формированием основных общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, с повышением уровня качества профессиональной подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений преподаватели техникума сталкиваются в процессе преподавания каждой учебной дисциплины. Инновационные процессы применительно к содержанию современного образования связаны сегодня с реализацией компетентностного подхода к обучению. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования однозначно ориентирует на формирование общих и профессиональных компетенций, что означает формирование и воспитание компетентностного, умеющего в полной мере пользоваться полученным многообразным знанием специалиста. Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов тесно взаимосвязано с активизацией мыслительной, познавательной деятельности студентов через использование преподавателями активных и интерактивных методов обучения как при изучении учебных дисциплин, так и во всем образовательном процессе. При обучении технологов очень важно не только научить студентов, вооружить их теоретическими знаниями, но и сформировать у них прочные профессиональные навыки и умения. Поэтому при формировании общих и профессиональных компетенций специалистов – технологов эффективной является такая практико-ориентированная форма обучения как деловая игра.
В ходе подготовки, проведении деловой игры преподавателю максимально удается погрузить студента в решение комплексной конкретной проблемой ситуации, при этом активизировав мыслительную деятельность студентов как в аудиторной работе, так и при выполнении заданий самостоятельной внеаудиторной работы. Другой не менее значимой проблемой при формирование компетенций будущего специалиста является для преподавателя оценка знаний, умений и навыков, приобретенных студентом во время изучения дисциплины, их уровень, а также соответствие их требованиям работодателя. Данную проблему наиболее эффективно позволяют решать интерактивный метод проведения занятий как деловая игра, позволяющая оценивать уровень сформированности общих и профессиональных компетенций специалиста на всех этапах деловой игры. Деловая игра «Организация охраны труда в предприятиях и организация общественного питания», является итоговым контрольно- обобщающим занятием по дисциплине «Охрана труда». При подготовке и проведении деловой игры преподаватель руководствуется квалификационными требованиями к уровню подготовки специалиста, которые изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, и требованиями, предъявляемыми к специалисту работодателями. Исходя из квалификационных требований к уровню подготовки специалиста - технолога определены следующие цели данной деловой игры: - обучающая цель: а) закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний студентов по дисциплине; б) привитие навыков исследовательской и творческой работы; в) контроль знаний, умений и навыков; - развивающая цель: а) продолжение формирования профессионального, алгоритмического
мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, формирования общих компетенций специалиста – технолога в области охраны труда; б) способствование развитию у студентов мыслительной деятельности на основе анализа полученных знаний и их применению в моделируемой практической деятельности специалиста – технолога; в) способствование формированию у студентов умений профессионально грамотно и аргументировано излагать свои мысли; г) способствовать развитию творческой деятельности студентов, формированию готовности к взаимодействию и сотрудничеству в коллективе; - воспитательная цель: а) формирование профессиональной заинтересованности в изучении дисциплины; б) продолжение формирования нравственно-этических норм у будущих специалистов – технологов, понимания социальной значимости профессии; в) воспитание чувства причастности к решению проблем предприятий общественного питания в области охраны труда; способствование формированию активной жизненной позиции, профессиональной культуры и мобильности. В основе деловой игры лежит решение конкретной проблемной производственной ситуации, которая предлагается студентам на втором занятии по дисциплине. Предлагаемая студентам игровая ситуация в полном объеме и расширенном варианте определяет четкие поэтапные действия студентов для нахождения правильных конкретных решений и максимально приближена к конкретным производственным проблемам и заданиям, которые технологу придется решать в производственной деятельности. Исходя из условий и заданий игровой ситуации определяется состав участников деловой игры. Для данной деловой игры определен следующий состав участников: 1. Студенты:
- работники организации; - работники предприятий; - работники Федеральной инспекции груда Ставропольского края; - работники Государственного пожарного надзора Ставропольского края. 2. Преподаватели: - консультанты; - координаторы игры; - оценочная комиссия. Деловая игра «Организация охраны труда в предприятиях и организациях общественного питания» проводится в три этапа: I этап - Инструктаж по деловой игре. II этап - Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по выполнению заданий. III этап - Проведение собрания трудового коллектива организации с участием трудовых коллективов предприятий и представителей органов надзора и контроля. Остановлюсь на характеристике каждого этапа деловой игры. I этап - Инструктаж по деловой игре включает: 1.1. Ознакомление с игровой ситуацией, составом и функциями участников, перечнем рекомендуемой литературы, порядком оформления и защиты заданий, критериями оценок. 1.2. Консультации по выполнению заданий самостоятельной работы и использованию источников информации. 1.3. Распределение ролей и выдача заданий. Для каждого участника деловой игры преподавателем разрабатываются ролевые функции участников деловой игры. В зависимости от выполняемых ролевых функций студентам выдаются комплекты (кейсы) заданий для самостоятельной внеаудиторной работы (приложение Б). II этап - Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по выполнению заданий.
Данный этап очень важен при подготовке деловой игры, так как позволяет преподавателю не только стимулировать у студентов рефлексию через интерактивное общение, но и оценивать уровень сформированности компетенций и компетентность студентов при решении конкретных профессиональных производственных задач через качество выполненных заданий. При чем контролировать выполнение заданий возможно на любом этапе самостоятельной работы студентов, что дает возможность преподавателю мобильно корректировать выработку решений студентов при выработки решений по игровой ситуации. Функции контроля выполнения заданий самостоятельной внеаудиторной работы возложены и на участников деловой игры, выполняющих функции работников Федеральной инспекции груда Ставропольского края и Государственного пожарного надзора Ставропольского края. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов организовывается через выполнение заданий деловой игры согласно ролевым функциям. Группа студентов делится на учебно - творческие бригады согласно ролевым функциям. В каждой учебно - творческой бригаде студенты самостоятельно выбирают руководителя (директора организации, предприятия), которые в ходе деловой игры координируют деятельность бригады, выступает с вступительным и заключительным словом на собрании трудового коллектива при защите проекта по организации охраны труда и пожарной безопасности на предприятии. Согласно ролевым функциям каждая учебно - творческая бригада занимается сбором, анализом и обработкой информации к деловой игре, разработкой проектов, оформлением необходимой документации. Результаты самостоятельной работы предоставляются учебно- творческими бригадами в виде презентации творческих проектов, а каждым студентов – индивидуально в виде папки специалиста по охране труда. Папку специалиста по охране труда студент использует в дальнейшем при
выполнении заданий учебной, производственной, преддипломной практик, а также в своей профессиональной деятельности в качестве технолога. III этап - Проведение собрания трудового коллектива организации с участием трудовых коллективов предприятий и представителей органов надзора и контроля. 3.1. Вступительное слово преподавателя: - цели и задачи очередного этапа игры; - подведение предварительных итогов; - порядок оценки умений и навыков на данном этапе деловой игры; - определение очередности выступления учебно-творческих бригад. 3.2. Выступление руководителей учебно-творческих бригад. 3.3. Защита проектов по организации охраны труда и пожарной безопасности на предприятиях и в организации. 3.4. Заключение органов надзора и контроля за проведением проверки организации охраны труда и пожарной безопасности на предприятиях и в организациях. 3.5. Обсуждение проектов, проведение сравнительного анализа качества их подготовки, профессионализма студентов при защите проектов. При формировании компетенций будущих специалистов особое место отводится выявлению, определению и оценке уровня знаний, умений и навыков, степени сформированности общих и профессиональных компетенций специалиста – технолога. Поэтому важным моментом деловой игры является подведение итогов деловой игры. Оценка деятельности студентов осуществляется поэтапно по видам работ: 1. Самостоятельная работа студентов при выполнении заданий (II этап): - активность при подборе и анализа информации, практического материала; - разработка и подготовка документации к игре; - подготовка проекта по организации охране труда и уголка охраны труда.
2. Работа студентов в процессе проведения собрания трудового коллектива (III этап): - профессионализм при защите проектов и проведении деловых совещаний; - доказательность и практическая значимость рекомендаций; - активность при обсуждении проектов; - умение грамотно комментировать свои действия согласно роли. Каждый вид работ оценивается по пятибалльной системе и позволяет не только выставить оценки, но и определить рейтинг каждого студента. Данная деловая игра позволяет диагностировать способности студентов и уровень их профессиональной подготовки. В ходе проведения деловой игры формируются общие и профессиональные компетенции специалиста – технолога такие как: 1. Общие компетенции: 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 2. Способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 3. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 4. Способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 5. Способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 6. Способность работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 7. Способность брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. 8. Способность самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 2. Профессиональные компетенции: 1. Способность организовывать работу трудового коллектива. 2. Способность контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. 3. Способность вести утвержденную учетно-отчетную документацию. Таким образом, использование интерактивных практикоориентированных методов обучения позволяет осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов - технологов, способных в современных экономических условиях решать конкретные, актуальные задачи в профессиональной деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методическая разработка «Методика проведения итогового контрольно-обобщающего занятия по дисциплине «Охрана труда»» разработана на основе компетентностного подхода к обучению и направлена на реализацию требований ФГОС СПО и современных требований работодателя к специалисту-технологу.
Приложение А Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания Дисциплина «Охрана труда»
План проведения деловой игры
«Организация охраны труда в предприятиях и организациях общественного питания»
Тема:
«Организация охраны труда в предприятиях и организациях общественного питания»
Вид занятия:
урок
Тип урока:
контрольно - обобщающее занятие по дисциплине «Охрана труда».
Цели урока:
Обучающая цель: а) закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний обучающихся по:  нормативно- законодательной базе охраны труда предприятий общественного питания;  организации охраны труда на предприятиях общественного питания;  организации и документальному оформлению обучения работающих безопасности труда на предприятиях общественного питания;  организации безопасных условий труда на предприятиях общественного питания;  выявлению и предупреждению причин возникновения производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях общественного питания;  организации расследования и учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях общественного питания;  соблюдению требований техники безопасности при эксплуатации технологического оборудования предприятий общественного питания;  организации пожарной безопасности и противопожарной профилактики на предприятиях общественного питания;  организации надзора и контроля за деятельностью предприятий общественного питания в области охраны труда и пожарной безопасности; б) привитие навыков исследовательской и творческой работы посредством:  формирования умений анализировать специальную литературу и документы по охране труда; - активизации познавательной деятельности по вопросам организации охраны труда и пожарной безопасности на предприятиях общественного питания; - активизации творческого мышления студентов;
- выработки способностей практически оценивать различные точки зрения путем их сопоставления; - поиска оптимального варианта структурных форм организации охраны труда на предприятиях общественного питания; - приобретения навыков коммуникативности при принятии коллегиальных и коллективных решений; - разработки мероприятий по организации обучения работающих безопасности труда, предотвращению причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, созданию и соблюдению безопасных условий труда, противопожарной профилактике на предприятиях общественного питания; в) контроль знаний, умений и навыков по: - организации охраны труда на предприятиях общественного питания; - организации обучения работающих безопасности труда на предприятиях общественного питания; - организации расследования, учету, выявлению и предотвращению причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях общественного питания; - соблюдению требований техники безопасности при эксплуатации технологического оборудования предприятий общественного питания; - организации пожарной безопасности и противопожарной профилактики на предприятиях общественного питания. Развивающая цель: - продолжить формирование профессионального, алгоритмического мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе; - способствовать развитию у студентов мыслительной деятельности на основе анализа полученных знаний и их применению в моделируемой практической деятельности специалиста – технолога; - продолжить формирование ответственности будущих специалистов – технологов за создание безопасных условий труда на предприятиях общественного питания; - способствовать формированию умений профессионально грамотно и аргументировано излагать свои мысли; - способствовать развитию творческой деятельности, формированию готовности к взаимодействию и сотрудничеству в коллективе; - продолжить формирование общих компетенций специалиста – технолога в области охраны труда. Воспитательная цель: - формирование профессиональной заинтересованности в изучении дисциплины; - продолжить формирование нравственно-этических норм у будущих специалистов – технологов, понимания социальной значимости профессии;
- воспитание чувства причастности к решению проблем предприятий общественного питания в области охраны труда; - способствовать формированию активной жизненной позиции, профессиональной культуры и мобильности.
Место деловой игры в системе занятий:
данный урок является итоговым контрольно-обобщающим занятием по дисциплине и является логическим завершением изучения теоретического курса дисциплины «Охрана труда».
Формируемые компетенции:
Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Профессиональные компетенции: ПК 1.1 – 1.3 Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции. ПК 2.1 – 2.3 Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции. ПК 3.1 – 3.4 Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции. ПК 4.1 – 4.4 Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. ПК 5.1 – 5.2 Организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов. ПК 6.1 – 6. Организация работы структурного подразделения.
Квалификационные требования к уровню подготовки специалиста:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;
 использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;  участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;  проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;  разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;  вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;  вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  системы управления охраной труда в организации;  законы и иные нормативные, правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;  обязанности работников в области охраны труда;  фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;  возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);  порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);  порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
Используемые приемы и методы обучения:
 проблемно-поисковые;  метод проекта;  информационно-развивающие;  методы проверки и оценки знаний. Обеспечение урока:
Технические:
- мультимедийный проектор;
Дидактические:
- Трудовой кодекс Российской Федерации; - Постановления Министерств и ведомств Российской Федерации в области охраны труда; - ГОСТы Системы стандартов безопасности труда; - ОК и ОЛС по дисциплине «Охрана труда».
Раздаточный

материал:
- кейсы заданий для самостоятельной внеаудиторной работы; - учебные карты самостоятельной работы студентов
для самостоятельной внеаудиторной работы; - формы документов по охране труда.
Ход деловой игры:
Деловая игра проходит в 3 этапа.
I этап.
Инструктаж по деловой игре: 1.1. Ознакомление с игровой ситуацией, составом и функциями участников (приложение Б), перечнем рекомендуемой литературы, порядком оформления и защиты заданий, критериями оценок.
Игровая ситуация:
В современных социально-экономических условиях огромное значение и основополагающую роль в благосостоянии каждого человека играет его работоспособность. Именно работоспособность работника является одним из основных требований работодателя при приеме на работу. К сожалению, на работоспособность оказывают влияние ряд факторов, которые со временем понижают работоспособность работника и уменьшают конкурентоспособность каждого работника на рынке труда. Как сохранить работоспособность работнику, оставаясь конкурентоспособным на рынке труда? Наиболее эффективными и экономически оправданными в решении данной проблемы выступают условия труда работников. На предприятиях общественного питания, принадлежащим одной организации, для повышения эффективности труда, улучшения условия труда работников принято решение об реорганизации службы охраны труда и создание новых структурных организационных форм организации охраны труда с учетом современных законодательных и нормативных требований к организации охраны труда в организации и на предприятиях общественного питания. С этой целью принято решение: - организовать новые структурные организационные формы охраны труда на предприятиях общественного питания и в организации, определив их функции, задачи, основные направления работы; - разработать систему проведения обучения работающих безопасным приемам и методам труда для предприятий и организации; - выявить причины возникновения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, провести расследование и оформление, разработать мероприятия по предупреждению возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях; - разработать оптимальные условия труда для рабочих мест на предприятиях общественного питания; - спланировать работу по проведению противопожарной профилактики на предприятиях общественного питания;
- провести собрание трудового коллектива организации с участием трудовых коллективов предприятий по организации охраны труда и пожарной безопасности на предприятиях общественного питания.
Состав участников деловой игры:
1. Обучающиеся: - работники организации; - работники предприятий; - работники Федеральной инспекции груда Ставропольского края; - работник Государственного пожарного надзора Ставропольского края. 2. Преподаватели: - оценочная комиссия; - консультанты; координаторы игры. 1.2. Консультации по выполнению заданий самостоятельной внеаудиторной работы и использованию источников информации. 1.3. Распределение ролей и выдача заданий для самостоятельной внеаудиторной работы (приложение В, Г).
П этап.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся по выполнению заданий. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся организовывается через выполнение заданий на различных этапах деловой игры согласно ролевым функциям. Академическая группа обучающихся делится на учебно- творческие бригады согласно ролевым функциям. В каждой учебно- творческой бригаде обучающиеся самостоятельно выбирают руководителя (директора организации, предприятия), которые в ходе деловой игры координируют деятельность бригады, выступает с вступительным и заключительным словом на собрании трудового коллектива при защите проекта по организации охраны труда в предприятии. Согласно ролевым функциям каждая учебно- творческая бригада занимается сбором, анализом и обработкой информации к деловой игре, разработкой проектов, оформлением необходимой документации. 2.1. Изучение источников информации. 2.2. Разработка проектов по организации охраны труда в организации и предприятиях общественного питания. 2.3. Оформление результатов самостоятельной внеаудиторной работы.
Ш этап
. Проведение собрания трудового коллектива организации с участием трудовых коллективов предприятия. 3.1. Вступительное слово преподавателя: ( 3-5 мин.) - цели и задачи очередного этапа игры; - подведение предварительных итогов;
- порядок оценки умений и навыков на данном этапе деловой игры; - определение очередности выступления учебно - творческих бригад; - выступление руководителей учебно - творческих бригад. 3.2. Защита проектов по организации охраны труда в предприятиях и в организации.( 35-40 мин.) 3.3. Заключение органов надзора и контроля за проведением проверки организации охраны труда в предприятиях и в организации.(10-15 мин.) 3.4. Обсуждение проектов, проведение сравнительного анализа качества их подготовки, профессионализма студентов при защите проектов. (15-20 мин.) 3.5. Подведение итоговой деловой игры. (10 мин.) Оценка деятельности студентов осуществляется поэтапно по видам работ: 1. Самостоятельная работа студентов при выполнении заданий
(
II этап): - активность при подборе и анализа информации, практического материала; - разработка и подготовка документации к игре; - подготовка проекта по организации охране труда и уголка охраны труда. 2. Работа студентов в процессе проведения собрания трудового коллектива
(
III этап): - профессионализм при защите проектов и проведении деловых совещаний; - доказательность и практическая значимость рекомендаций; - активность при обсуждении проектов; - умение грамотно комментировать свои действия согласно роли. Каждый вид работ оценивается по пятибалльной системе. Приложение Б Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания Дисциплина «Охрана труда»

Ролевые функции участников деловой игры:
1. Функции работников предприятия общественного питания: 1.1. Организация охраны труда на предприятии общественного питания: - выбор и разработка основных направлений работы структурной организационной формы охраны труда на предприятии общественного питания; - определение функций, прав и обязанностей каждого работника предприятия в области охраны труда. 1.2. Проведение обучения работающих безопасным приемам и методам труда на предприятии общественного питания. 1.3. Организация работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятии общественного питания: - организация, проведение и документальное оформление расследования несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний в предприятии общественного питания; - выявление причин возникновения и разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний для предприятия общественного питания; - расчет и анализ показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний для предприятия общественного питания. 1.4. Создание оптимальных условий труда для рабочих мест на предприятии общественного питания: - анализ условий труда на рабочих местах предприятия общественного питания; - разработка оптимальных условий труда на рабочих местах предприятия общественного питания; - разработка мероприятий по улучшению условий труда на предприятии общественного питания. 1.5. Разработка требований и инструкции по технике безопасности при эксплуатации технологического оборудования на предприятии общественного питания. 1.6. Организация пожарной безопасности и противопожарной профилактики на предприятии общественного питания: - выявление причин возникновения пожаров на предприятии общественного питания; - выбор средств пожаротушения для предприятий общественного питания; - проведение противопожарного инструктажа и пожарно- технического минимума на предприятии общественного питания; - планирование мероприятий по предупреждению возникновения пожаров на предприятии общественного питания.
1.7. Оформление уголка охраны труда и плана эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре для предприятия общественного питания. 1.8. Выполнение проекта по организации охраны труда и пожарной безопасности на предприятии общественного питания. 2. Функции работников организации: 2.1. Организация охраны труда в организации: - выбор и разработка основной структурной организационной формы охраны труда в организации; - определение функций, прав и обязанностей каждого работника организации в области охраны труда; - контроля за деятельностью структурных организационных форм охраны труда на предприятиях общественного питания. 2.2. Проведение обучения работающих безопасности труда в организации и контроль за проведением и документальным оформлением обучения работающих безопасным приемам и методам труда на предприятиях общественного питания. 2.3. Организация работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организации: - участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях общественного питания; - контроль за проведением расследования и документальным оформлением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях общественного питания; - выявление причин и разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний для организации; - расчет и анализ показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний для организации; - планирование и разработка проведения мероприятий по проведению "Дня охраны" труда в организации. 2.4. Контроля за созданием оптимальных условий труда на предприятиях общественного питания разработка и анализ мероприятий по улучшению условий труда в организации и на предприятиях общественного питания. 2.5. Осуществление контроля за соблюдением требований техники безопасности при эксплуатации технологического оборудования на предприятиях общественного питания. 2.6. Организация пожарной безопасности и противопожарной профилактики в организации: - выявление причин возникновения пожаров в организации и на предприятиях общественного питания; - проведение противопожарного инструктажа и пожарно- технического минимума в организации, оказание помощи и контроль за проведением
противопожарного инструктажа и пожарно- технического минимума на предприятиях общественного питания; - планирование мероприятий по предупреждению возникновения пожаров в организации. 2.7. Оформление уголка охраны труда для организации. 2.8. Выполнение проекта по организации охраны труда и пожарной безопасности в организации и заключения об организации охраны труда на предприятиях общественного питания. 2.9. Разработка рекомендация по улучшению работы по охране труда для предприятий общественного питания. 3. Функции работников Федеральной инспекции труда Ставропольского края. 3.1. Соблюдение законодательных и нормативных актов по охране труда в организации и на предприятии: - контроль за соблюдением законодательных актов по охране труда в организации и на предприятиях общественного питания; - контроля за соблюдением требований нормативных актов в области охраны труда в организации и на предприятиях общественного питания. 3.2. Контроль за организацией охраны труда в организации и на предприятиях общественного питания. 3.3. Контроль и анализ проведения, оформления обучения работающих безопасности труда в организации и на предприятиях. 3.4. Проведение самостоятельного расследования и участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях общественного питания. Анализ показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организации и на предприятиях общественного питания. 3.5. Анализ условий труда на предприятиях общественного питания. Участие в подготовке предприятий к государственной экспертизе условий труда и аттестации мест по условиям труда. 3.6. Оформление заключения об итогах проведения проверки организации охраны труда в организации и на предприятиях общественного питания. 3.7. Разработка рекомендаций по улучшению работы по охране труда в организации и на предприятиях общественного питания. 4. Функции работника Государственного пожарного надзора Ставропольского края: 4.1. Проверка организации пожарной безопасности в организации и на предприятиях. 4.2. Контроля за состоянием средств пожаротушения в организации и на предприятиях.
4.3. Оказание помощи в проведении и контроль за проведением противопожарного инструктажа и пожарно- технического минимума в организации и на предприятиях. 4.4. Анализ мероприятий по предупреждению возникновения пожаров в организации и на предприятии. 4.5. Оформление заключения об итогах проведения проверки по организации пожарной безопасности и проведению мероприятий противопожарной профилактики в организации и на предприятиях общественного питания. 4.6. Разработка рекомендаций по улучшению работы по предупреждению возникновения пожаров на предприятиях общественного питания и в организации и проведению мероприятий противопожарной профилактики. Приложение В
Специальность:19.02.10 Технология продукции общественного питания Дисциплина «Охрана труда»
Кейс заданий № 1

для самостоятельной внеаудиторной работы
(
П этап
деловой игры «Организация охраны труда в предприятиях и организациях общественного питания)
Тема «Правовые и нормативные основы охраны труда».
Задание № 1.1. Определить законодательные документы, регламентирующие отношения в области охраны труда на предприятиях общественного питания. Таблица 1. Название Основные положения законодательного документа, регламентирующего отношения в области охраны труда 1 2 Задание № 1.2. Определить нормативные документы, регламентирующие отношения в области охраны труда на предприятиях общественного питания. Таблица 2. Название, вид нормативного документа Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ Основные положения нормативного документа регламентирующего отношения в области охраны труда 1 2 3
Тема «Организация и управление охраной труда. Надзор и контроль за соблюдением

требований охраны труда».
Задание № 2.1. Изучить Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 14 от 08.02.2000г. «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации». Задание № 2.2. Изучить Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 64 от 12.10.1994г. «Об утверждении рекомендаций по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек». Задание № 2.3. Определить организационную форму охраны труда для конкретного предприятия общественного питания, ее функции, задачи и права (побригадно). Таблица 3. Функции Права Обязанности совместных комитетов (комиссий) по охране труда на предприятии общественного питания 1 2 3 Задание № 2.4. Определить права и обязанности работника в области охраны труда на конкретном предприятии общественного питания (согласно должностным обязанностям).
Таблица 4. Должность Права Обязанности работника общественного питания в области охраны труда 1 2 3
Тема «Организация обучения работающих безопасным приемам и методам труда в

организациях и предприятиях».
Задание № 3.1. В предприятии общественного питания - ( название предприятия общественного питания), принадлежащем (название организации ) - (дата) приняты на работу: Галышева Тамара Петровна- поваром 5 разряда и Ильченко Максима Олеговича- поваром 4 разряда. Галышева Т.П .- дата рождения -27.12.1993, образование - профессиональное, квалификация- повар 5 разряда, практический стаж работы поваром 4 разряда- 1 год 1 месяц. Ильченко Максим Олегович- дата рождения – 13.05.1993 г., образование- профессиональное, квалификация- повар 4 разряда, практический стаж работы поваром 4 разряда- 1 год 4 месяца. На основании вышеприведенных данных необходимо выполнить следующие задания: - определить порядок проведения обучения безопасности труда Галышевой Т.П. и Ильченко М.О.; - определить виды инструктажей по охране труда, которые необходимо провести с Галышевой Т.П. и Ильченко М.О.; - составить график проведения обучения безопасности труда Галышевой Т.П. и Ильченко М.О.; - определить ответственных лиц за организацию и проведение обучения безопасным приемам труда Галышевой Т.П. и Ильченко М.О.; - сделать записи в Журнале регистрации вводного инструктажа о проведении вводного инструктажа с работниками предприятия и вновь принятыми работниками: Галышева Т.П. и Ильченко М.О.; - сделать записи в Журнале регистрации инструктажей на рабочем месте о проведении первичного инструктажа на рабочем месте с работниками предприятия и вновь принятыми работниками: Галышевой Т.П. и Ильченко М.О.; - сделать запись о проведении стажировки с вновь принятым работником Галышевой Т.П.; - заполнить личные карточки прохождения обучения для всех работников предприятия. Задание № 3.2. На предприятие общественного питания - (название предприятия общественного питания), принадлежащем (название организации ), для прохождения квалификационной практики направлена студентка IV курса Ставропольского кооперативного техникума экономики, коммерции и права специальности "Технология продукции общественного питания" Зиборова Татьяна Павловна. Дата рождения Зиборовой Т.П. – 14.10.1994 г.. На основании выше приведенных данных необходимо выполнить следующие задания:  определить порядок проведения обучения безопасности труда Зиборовой Т.П.;  определить виды инструктажей по охране труда, которые необходимо провести с Зиборовой Т.П.;  установить срок проведения инструктажей по охране труда для Зиборовой Т.П.;
 составить график проведения обучения безопасности труда Зиборовой Т.П.;  установить срок стажировки для Зиборовой Т.П.;  определить ответственных лиц за организацию и проведение обучения безопасности приемам труда Зиборовой Т.П.;  сделать записи в Журнале регистрации вводного инструктажа о проведении вводного инструктажа с Зиборовой Т.П.;  сделать записи в Журнал регистрации инструктажей на рабочем месте о проведении первичного инструктажа на рабочем месте с Зиборовой Т.П.;  сделать записи о проведении стажировки с Зиборовой Т.П.;  заполнить личную карточку прохождения обучения для Зиборовой Т.П..
Тема «Расследование и учет несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний. Анализ причин производственного травматизма и

профессиональных заболевание».
Задание 4.1. На предприятии общественного питания- (название предприятия общественного питания), принадлежащем (название организации),- (дата) 20__г. в 12 часов 30 минут произошел несчастный случай с работниками Галышевой Тамарой Петровной и Ильченко Максимом Олеговичем. Галышева Т.П. работает поваром 5 разряда, стаж по специальности- 1 год 1 месяц, дата рождения- 27.12.1993 г. Ильченко М.О. работает поваром 4 разряда, стаж по специальности – 1 год 4 месяца, дата рождения- 13.05.1993 г. Начало работы смены- 8 часов 30 минут согласно графика выхода на работу. Обучение безопасным приемам труда работники прошли согласно графика обучения работников безопасности труда для данного предприятия общественного питания и о чем свидетельствуют записи в журналах регистрации инструктажей Несчастный случай произошел с работниками в результате нарушения правил эксплуатации оборудования и использования при приготовлении блюд инвентаря и посуды с дефектами: при снятии наплитного котла с электрической плиты ПЭСМ- 4 ШБ произошел отрыв ручки у наплитного котла, в результате чего произошло выливание кипящей жидкости из котла и попадание ее на рабочую поверхность плиты. В результате попадания воды на рабочую поверхность включенной электрической плиты произошло замыкание и поражение электрическим током работников. Согласно медицинского заключения у работников: Галышевой Т.П. – ушибы и ожоги верхних конечностей, ушиб головного мозга; Ильченко М.О.- ожоги верхних и нижних конечностей 2 степени. На основании выше приведенных данных необходимо выполнить следующие задания: - определить тип и вид производственной травмы; - определить группу несчастного случая; - выявить причины несчастного случая на производстве; - определить сроки расследования несчастного случая на производстве; - сформировать комиссию по расследованию нечастного случая на производстве; - оформить приказ о составе комиссии по расследованию несчастного случая на производстве; - определить сроки проведения расследования несчастного случая на производстве; - определить сроки работы комиссии по расследованию несчастного случая на производстве; - определить количество копий Актов о несчастном случае на производстве; - оформить Акты о несчастном случае на производстве (форма Н-1);
- определить сроки вручения и лиц для вручения копий Актов о несчастном случае на производстве; - сделать записи в Журнале регистрации несчастных случаев на производстве; - определить сроки хранения документов по расследованию несчастных случаев на производстве. Задание 4.2. На предприятии общественного питания- (название предприятия общественного питания), принадлежащем (название организации ) - (дата) 20__г. в 9 часов 15 минут произошел несчастный случай с Зиборовой Татьяной Павловной. Зиборова Т.П..- студент IV курса Ставропольского кооперативного техникума экономики, коммерции и права специальности "Технология продукции общественного питания" проходит квалификационную практику на данном предприятии; дата рождения- 14.10.1994 г. Начало работы смены- 8 часов 00 минут согласно графика прохождения квалификационной практики. Обучение безопасным приемам труда Зиборова Т.П. прошла согласно графика обучения работника безопасности труда и о чем свидетельствуют записи в журналах регистрации инструктажей. Несчастный случай произошел в результате нарушения правил эксплуатации оборудования и использования оборудования - взбивальной машины МВ-35М без предохранительного устройства (крышки с лотком). Согласно медицинского заключения у Зиборовой Т.П. ушибы правой верней конечности. На основании выше приведенных данных необходимо выполнить следующие задания: - определить тип и вид производственной травмы; - определить группу несчастного случая; - выявить причины несчастного случая на производстве; - определить сроки расследования несчастного случая на производстве; - сформировать комиссию по расследованию нечастного случая на производстве; - оформить приказ о составе комиссии по расследованию несчастного случая на производстве; - определить сроки проведения расследования несчастного случая на производстве; - определить сроки работы комиссии по расследованию несчастного случая на производстве; - определить количество копий Акта о несчастном случае на производстве; - оформить Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1); - определить сроки вручения и лиц для вручения копий Акта о несчастном случае на производстве; - сделать записи в Журнал регистрации несчастных случаев на производстве; - определить сроки хранения документов по расследованию несчастных случаев на производстве. Задание № 4.3. На предприятии общественного питания - (название предприятия общественного питания), принадлежащем (название организации) за отчетный период(название месяца) 20__г. произошло____ несчастных случая. Количество дней нетрудноспособных, потерянных в результате заболеваний и травматизма, составило 154 рабочих дня. Количество дней нетрудоспособности, вызванных несчастными случаями на производстве составило _____ рабочих дней. Среднесписочная численность работающих на данном предприятии общественного питания________ человек. Фонд рабочего времени работника за отчетный период составляет ______ рабочих дней.
На основании записей в Журнале регистрации несчастных случаев на производстве и графика выхода на работу работников (название предприятия общественного питания ) необходимо выполнить следующие задания: - определить количество несчастных случаев на производстве для данного предприятия; - определить количество дней нетрудоспособности, вызванных несчастными случаями на производстве; - определить фонд рабочего времени одного работника предприятия за отчетный период; - определить причин несчастных случаев на производстве для данного предприятия; - подобрать метод анализа причин производственного травматизма наиболее приемлемый для предприятия; - рассчитать показатели состояния производственного травматизма для предприятия за отчетный период; - проанализировать показатели состояния производственного травматизма; - оформить заключение о состоянии производственного травматизма на данном предприятии за отчетный период. Задание 4.4. На предприятии общественного питания - (название предприятия общественного питания", принадлежащем (название организации), за отчетный период (название месяца) 20__г. зарегистрирован 1 случай профессионального заболевания работника. Количество дней нетрудоспособности, вызванных профессиональным заболеванием - 12 рабочих дней. Количество дней нетрудоспособности, потерянных в результате заболеваний и травматизма, составило 154 рабочих дня. Среднесписочная численность работающих на данном предприятии общественного питания ______человек. Фонд рабочего времени одного работника за отчетный период составляет ______ рабочих дней. На основании записей в Журнале учета профессиональных заболеваний и графика выхода на работу работников (название предприятия общественного питания) необходимо выполнить следующие задания: - определить фонд рабочего времени одного работника предприятия за отчетный период; - подобрать метод анализа причин профессиональных заболеваний наиболее приемлемый для предприятия; - рассчитать показатели состояния профессиональных заболеваний для предприятия за отчетный период; - проанализировать показатели состояния профессиональных заболеваний; - оформит заключение о состоянии профессиональных заболеваний на данном предприятии за отчетный период. Задание № 4.5. На основании данных о причинах производственного травматизма и профессиональных заболеваний разработать план мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний для предприятия общественного питания. Таблица 5. Мероприятия Сроки проведения мероприятий Ответственные за проведение мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний 1 2 3 Задание № 4.6. Разработать план мероприятий по проведению Дня охраны труда на предприятии общественного питания. Таблица 6. Мероприятия Содержание и основные Ответственные за
аспекты мероприятия проведение мероприятий по проведению Дня охраны труда на предприятии 1 2 3
Тема «Производственная санитария и гигиена труда. Государственная экспертиза

условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда».
Задание № 5.1. Изучить Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 12 от 14.03.97 г. "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда". Задание № 5.2. Разработать гигиенические критерии условия труда для производственных помещений предприятия общественного питания (побригадно). Таблица 7. Название Характеристика Показатели гигиенических критериев условий труда 1 2 3 1. По показателям тяжести и напряженности трудового процесса. 2. По показателям микроклимата. 3. При воздействии виброаккустических факторов. 4. При воздействии ионизирующих электромагнитных полей и излучения. 5. По показателям световой среды. 6. При воздействии факторов биологической природы. 7. При воздействии химических факторов. 8. При воздействии аэрозолей. 9. При аэроионизации.
Тема «Техника безопасности при эксплуатации оборудования предприятий

общественного питания».
Задание № 6.1. - Определить основные виды опасностей при эксплуатации механического оборудования предприятия общественного питания (оборудование для обработки овощей). - Определить общие требования техники безопасности при эксплуатации механического оборудования (оборудование для обработки овощей). - Определить специальные требования техники безопасности при эксплуатации механического оборудования (оборудование для обработки овощей). - Составить инструкции по эксплуатации механического оборудования (оборудование для обработки овощей) (индивидуально). Задание № 6.2. - Определить основные виды опасностей при эксплуатации теплового оборудования (жарочно- пекарное оборудование). - Определить общие требования техники безопасности при эксплуатации теплового оборудования (жарочно- пекарное оборудование). - Определить специальные требования техники безопасности при эксплуатации теплового оборудования (жарочно- пекарное оборудование).
- Составить инструкции по эксплуатации теплового оборудования (жарочно- пекарное оборудование) (индивидуально). Задание № 6.3. - Определить основные виды опасностей при эксплуатации холодильного оборудования (холодильные шкафы). - Определить общие требования техники безопасности при эксплуатации холодильного оборудования (холодильные шкафы). - Определить специальные требования техники безопасности при эксплуатации холодильного оборудования (холодильные шкафы). - Составить инструкции по эксплуатации холодильного оборудования (холодильные шкафы) (индивидуально).
Тема «Организация пожарной охраны. Пожарная безопасность и противопожарная

профилактика в организациях и предприятиях».
Задание № 7.1. Сформировать пожарно-техническую комиссию на предприятии общественного питания, определить ее функции, права и обязанности. Таблица 8. Функции Права Обязанности пожарно - технической комиссии предприятия общественного питания 1 2 3 Задание № 7.2. Выявить причины возникновения пожаров на предприятии общественного питания (побригадно). Задание № 7.3. Определить порядок эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре на предприятии общественного питания. Задание № 7.4. Выполнить план эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре на предприятии общественного питания ( побригадно). Задание № 7.5. Определить средства тушения пожаров, их комплектность и количество на предприятии общественного питания. Таблица 9. Средства тушения пожаров Комплектность Количество Требования, предъявляемые к средствам тушения пожаров Размещение на предприятии 1 2 3 4 5 Приложение Г Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания Дисциплина «Охрана труда»
Практическое занятие № 2.


Тема: «Организация обучения работающих безопасности труда»
Учебная карта самостоятельной работы студента
Этапы занятия

Способы выполнения

Вопросы для самоконтроля
1. Изучение ситуацию. 1. Прочтите внимательно ситуацию, обратив внимание на образование, квалификационную характеристику работника, на наличие практического стажа у работника. 2. Определите этапы обучения безопасности труда для данного работника. 1. Назовите виды инструктажей по охране труда, проводимых с вновь принятыми работниками. 2. Необходимо ли проводить обучение безопасным приемами методам труда с работниками, имеющими практический стаж работы? 3. Какие инструктажи проводятся со всеми вновь принятыми работниками, независимо от образования, стажа работы, занимаемой должности? 2.Определение порядка обучения работника безопасным приемам и методам труда. 1. Составьте график прохождения обучения работника безопасности труда. 1. С проведения какого инструктажа начинается обучения работающих безопасности труда для вновь принятых работников, независимо от образования, стажа работы, занимаемой должности? 2. Может ли работник приступить к работе без прохождения вводного инструктажа? 3. Возможно ли выполнение работником профессиональных обязанностей без ознакомления с рабочим местом? 4. Назовите следующий этап обучения безопасным приемам и методам труда для вновь принятых работников. 5. Уточните, без проведения каких инструктажей работник не имеет права выполнять свои трудовые обязанности? 6. Вспомните, каким категориям работников назначается стажировки на рабочем месте? 3. Заполните документы по обучению работника безопасности труда. 1. Заполните журнал регистрации вводного инструктажа. 2. Заполните журнал регистрации инструктажей на рабочем месте. 3. Заполните личную карточку прохождения работником обучения безопасности труда. 1. Назовите требования, предъявляемые к ведению документации по обучения работающих безопасности труда. 2. Когда делаются записи в журнале регистрации вводного инструктажа. 3. Кто ведет документацию по проведения обучения работающих безопасности труда на предприятии. 4. Какие инструктажи регистрируются в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте. 5. Назовите инструктаж, для которого в обязательном порядке указывается причина его проведения.
Внимание:
записи в журналах регистрации инструктажей выполняются в хронологической последовательности. 6. Назовите документ, в котором регистрируются все виды и этапы обучения работника безопасным приемам и методам труда.
Внимание:
При заполнении личной
карточки прохождения обучения безопасности труда помните, что данные должны совпадать с журналами регистрации инструктажей.


Яндекс.Метрика