Использование новых информационных технологий в образовании
Современное информационное общество характеризуется процессом активного
использования информации в качестве общественного продукта, в связи с чем
происходит формирование высокоорганизованной информационной среды,
определяющей процессы экономики и общественных отношений.
Глобальная угроза наших дней – отставание способности человека адаптироваться
к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В современном мире
знания обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое образование, не
успевает за изменениями мира и не может обеспечить человека на всю жизнь
необходимыми ему знаниями, умениями и навыками.
Изменения в экономике в свою очередь влияют на формирование нового
социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов. На
передний план выходят такие качества, как:
умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях;
умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения;
умение работать в сотрудничестве;
умение общаться и так далее.
Следовательно, владение информационными технологиями становится такой же
необходимостью, как умение считать. Поэтому закономерно, что информатизация
активно внедряется в систему образования, в корне меняя технологии процесса обучения
и воспитания.
Информатизация общества обеспечивает активное использование
интеллектуального потенциала общества, высокий уровень информационного
обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной
информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых
данных.
Стратегия развития современных информационных технологий определяется
направлением от информации к знаниям. И именно это направление во многом
определяет одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного
общества – информатизацию образования – внедрение средств новых информационных
технологий в систему образования.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс меняет
традиционный взгляд на образование, делая возможным:
совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и
организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности
обучаемого в современных условиях информатизации общества;
создание методических систем обучения, ориентированных на развитие
интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений
самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную,
экспериментально – исследовательскую деятельность;
создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих,
контролирующих и оценивающих систем;
реализацию возможностей электронных учебников в качестве средства обучения,
объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства
обработки информации.
В настоящее время нет точной общепризнанной классификации компьютерных
обучающих программ, однако, в зависимости от вида их использования на занятиях
возможно условное деление следующим образом:
демонстрационные программы;
обучающие программы;
программные средства тестирования и контроля уровня знаний;
тренажеры;
информационно–справочные системы;
автоматизированные обучающие системы;
интеллектуальные обучающие системы и особое место в этом ряду занимают
электронные учебники.
Использование электронных учебников позволяет разгрузить преподавателя,
увеличить заинтересованность студентов в предмете, дает возможность решения задач на
стыке предметов разных циклов, более наглядной подачи материала за счет мультимедиа.
При работе с мультимедийными программами обеспечивается обратная связь,
осуществляется быстрый поиск нужной информации, экономится время при
многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, наряду с кратким текстом,
объяснения сопровождаются демонстрацией анимационных эффектов и синхронным
озвучиванием.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на
иллюстрирующие, консультирующие, программы–тренажеры, программы обучающего
контроля, операционные среды. Одни из них предназначены для закрепления знаний и
умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Большими возможностями
обладают программы, которые реализуют проблемное обучение. Игровые программы
способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое
мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим
целям.
Основные аспекты анализа электронного учебника как обучающей компьютерной
программы:
психологический – как повлияет данная программа на мотивацию учения, на
отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему;
педагогический – насколько программа отвечает общей направленности курса и
способствует выработке у студентов правильных представлений об окружающем
мире;
методический — способствует ли программа лучшему усвоению материала,
оправдан ли выбор предлагаемых студенту заданий, правильно ли с методической
точки зрения подается материал;
организационный – рационально ли спланированы занятия с применением новых
информационных технологий, достаточно ли студентам предоставляется машинного
времени для выполнения самостоятельных работ.
Образовательные технологии – это комплекс дидактических методов и приемов,
используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю
и зависящих от форм ее представления. Среди образовательных технологий,
использующих компьютеры в качестве дидактических средств, наибольшее признание
среди специалистов получили метод информационного ресурса, ассоциативный метод
обучения, метод компьютерного моделирования.
Согласно методу информационного ресурса обучение выступает главным образом
как процесс ориентации в море самой разнородной информации – текстовой,
графической, звуковой, видео – с целью извлечения именно той информации, которая
необходима конкретному обучаемому.
В основе ассоциативного метода обучения лежит предоставление обучаемым
возможности изучать материал не в иерархическом и предопределенном порядке, а
свободно руководствуясь ассоциациями и предпочтениями.
Среди методов образования, развитых на базе новых информационных технологий,
значительную образовательную ценность имеет метод компьютерного моделирования.
Вышеперечисленные методы позволяют достаточно полно реализовать одно из
основных требований современной дидактики, заключающееся в максимальной
активизации обучаемого, когда он не просто воспринимает информацию, а действует. В
настоящее время электронные учебники являются дополнительным средством при
организации учебного процесса в рамках традиционной образовательной системы.
С помощью электронных учебников можно обеспечить интерактивность обучения
и обратную связь, а с помощью электронного Интернет–учебника – через электронную
почту, дискуссионный форум и так далее. Работа с электронным учебником – это всегда
освоение нового.
Стремительный прорыв в области образования связан с мультимедиа. В буквальном
переводе мультимедиа означает многие среды. Отличает мультимедиа от любой другой
технологии интеграция в одном программном продукте многообразных видов
информации, как традиционных – текст, таблицы, иллюстрации, так и оригинальных –
речь, музыка, анимация. Важно, что осуществляется параллельная передача аудио и
визуальной информации.
Появившаяся на рубеже 80–90–х годов всемирная компьютерная сеть Internet
стремительно превратилась в самое популярное средство коммуникации, с легкостью
стирающее все преграды и границы на пути человеческого общения. Интернет позволил
воплотить идеи, которые совсем недавно казались фантастическими, например идеи
создания виртуальных классов и получения образования с персонального компьютера, то
есть появились новые формы и технологии коммуникации, обучения, обмена
информацией и прочее. Сюда можно отнести различные чаты, видеоконференции, доступ
к любой мыслимой информации с обычного персонального компьютера и многое другое.
Впервые сетевые технологии пришли в образование, когда началось внедрение
электронной почты, предоставляющей передачу данных на конкретный электронный
адрес с соблюдением конфиденциальности. Сегодня электронная почта широко
используется для связи между преподавателями и обучающимися при дистанционном
обучении.
Одной из перспективных форм организации учебной деятельности сетевых
технологий является телеконференция. Телеконференция позволяет преподавателю и
обучающемуся, удаленным друг от друга зачастую на большие расстояния,
организовывать учебный процесс схожий с традиционным. Здесь возможна коллективная
работа учащихся, находящихся в разных населенных пунктах, деловые игры и метод
мозгового штурма. На сегодня основной формой организации учебной деятельности
учащихся в сети является учебный телекоммуникационный проект. Проект представляет
собой совместную учебно–познавательную, творческую или игровую деятельность
учащихся, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую
общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на
достижение общего результата.
Компьютерные технологии эффективны и могут значительно повысить качество
обучения. Однако факт использования компьютера в учебном процессе еще не является
залогом успеха, и можно значимых результатов добиться только при грамотном его
применении. К настоящему времени создано множество электронных средств учебного
назначения, начиная от простого текста, переведенного в электронный вид, и заканчивая
программами с различным уровнем интерактивности.
Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность
для изобретения новых методов и методик в образовании и тем самым повышения его
качества. Использование информационных технологий в учебном процессе требует не
только создания электронных учебников, но и перестройки содержания и организации
учебной деятельности. Распространение информационных технологий ведет к созданию
медиатек и электронных библиотек – средств накопления информационных и
методических ресурсов. Повышение качества образования на основе информационных
технологий создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений
во все сферы общественной жизни.