"Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС"
Автор: Гайнуллин Данис Глимьянович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ УСХК
Населённый пункт: с. Учалы
Наименование материала: доклад
Тема: "Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС"
Описание:
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Учалинский сельскохозяйственный колледж.
ДОКЛАД
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Автор Гайнуллин Данис Глимьянович
с. Учалы
2016 год
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России
стать конкурентным обществом в мире XXI
века, обеспечить достойную жизнь всем
гражданам.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности
становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей
жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Дмитрий Медведев, говоря о национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа», назвал пять ее составляющих:
1) Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание
образования. Новое поколение образовательных стандартов
2) Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в
течение всего периода становления личности
3) Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации,
пополнения новым поколением учителей
4) Новые принципы работы школ,
порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической
базы. Находиться в школе должно быть комфортно.
5) К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в
процессе обучения.
Новая цель образования:
•
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина России.
Задачи образования:
Формирование политической культуры демократической России - подготовку
поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе
людей.
•
Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.
•
Изменение структуры общества в пользу среднего класса.
•
Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав
граждан
Человек 21 века:
•
Ориентированность на знания и использование новых технологий
•
Активное стремление расширить жизненный горизонт
•
Установка на рациональное использование своего времени и проектирование
своего будущего
•
Активное финансовое поведение
•
Здоровый и безопасный образ жизни
•
Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации
Выпускник 21 века
•
Осознающий себя личностью, живущий в обществе, социально активный,
осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
•
Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к
судьбам Родины, уважающий ценности других культур, конфессий и
мировоззрений
•
Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству,
самообразованию на протяжении всей жизни
•
Готовый к выбору профессий и построению личной профессиональной
перспективы и планов
•
Способный к личному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед
обществом и государством за самостоятельно принятые решения
•
Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в
своём поведении
•
Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения
общего результата
Российский учитель
•
Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример
образцового поведения в обществе
•
Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа России
•
Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию,
мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций
•
Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно
использовать его в профессиональной деятельности
•
Способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы,
владеющий способами эффективной коммуникации в поликультурной среде
•
Владеющий основами психолого-педагогических знаний, разнообразными
педагогическими технологиями
Квалифицированный пользователь ИКТ
•
Виды компетентностей:
•
Коммуникативная;
•
Познавательная;
•
Интеллектуальная;
•
Информационная;
•
Технологическая;
•
Культурологическая;
•
Психологическая;
•
Психолого-педагогическая;
•
Профессиональная;
•
Социально-психологическая;
•
Общекультурная.
Ключевые компетенции педагога
(научная школа профессора А.В.Хуторского)
1. Ценностно-смысловая компетенция:
- мировоззрение, ценностные представления, целевые и смысловые установки;
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать
свою роль и предназначение, выбирать механизм самоопределения;
- осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории, программы
жизнедеятельности.
2. Общекультурная компетенция:
осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-
нравственных основах жизни человека;
- представления об основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций,
роли науки и религии в жизни человека;
- компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
3. Информационная компетентность:
Развиты умения при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс,
компьютер, принтер, модем, копир…)
и информационных технологий
(аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет…):
- самостоятельно искать,
- анализировать, отбирать, организовать,
- преобразовывать, сохранять, передавать информацию, содержащуюся в учебных
предметах, образовательных областях, в окружающем мире.
4. Учебно-познавательная компетенция:
умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-
познавательной деятельности;
- креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из
реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими
методами решения проблем;
- умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками,
использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
5. Коммуникативная компетенция
знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и
событиями;
- навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе;
- умение представить себя, написать письмо, анкету заявление, задать вопрос, вести
дискуссию.
6. Социально-трудовая компетенция:
- выполнение роли гражданина наблюдателя, избирателя, представителя;
- знание прав и обязанностей потребителя, клиента, производителя, семьянина;
- умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и
общественной выгодой.
7. Компетенция личностного самосовершенствования
способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, ОБЖ;
- эмоциональная саморегуляция, самоподдержка, психологическая грамотность;
- деятельность в собственных интересах и возможностях, культура мышления и
поведения.
8. Профессиональная компетентность
это сфера профессиональной деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний,
позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
9. Психологическая компетентность
•
это совокупность знаний, умений и навыков по психологии;
•
чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности
педагога;
•
умение использовать психологические знания в работе;
•
умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития
познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера;
•
способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях
с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.
В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?
1. осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его
способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, которая
проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе
с ним;
2. осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с
которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между
учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того,
в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению
искомых педагогических результатов;
3. осведомленность учителя об оптимальных методах обучения ,
4. о способности к профессиональному самосовершенствованию,
5. а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности
6. и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество
своего труда.
Таким образом, осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого
ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и
недостатках, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий
индивидуального подхода в работе с ним;
Литература:
•
Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования
коммуникативной компетентности.
М., 1985.
•
Зимняя И.А. Педагогическая психология.
М., 2002.
•
Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников.
М.,
Диагностика развития.
М., 2004.
•
Маркова А.К. Психология труда учителя.
М., 1993.
•
Митина Л.М. Психология профессионального развития. Автореф. дис…
докт. психол. наук.
М., 1995.
•
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых
социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.
•
Модель профессиональной компетентности в соответствии со стандартами
образования // Завуч. 2001. № 4.
•
Петровская Л.А. Компетентность в общении.
М., 1989.
•
Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.
•
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.
Томск,