Напоминание

"Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС"

Автор: Гайнуллин Данис Глимьянович

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГАПОУ УСХК

Населённый пункт: с. Учалы

Наименование материала: доклад

Тема: "Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС"

Описание:

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=4883

Опубликовано 26.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Учалинский сельскохозяйственный колледж. ДОКЛАД ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Автор Гайнуллин Данис Глимьянович с. Учалы 2016 год
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Дмитрий Медведев, говоря о национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», назвал пять ее составляющих: 1) Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2) Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3) Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4) Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно. 5) К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Новая цель образования:
• Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи образования:
 Формирование политической культуры демократической России - подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. • Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции. • Изменение структуры общества в пользу среднего класса. • Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан

Человек 21 века:
• Ориентированность на знания и использование новых технологий • Активное стремление расширить жизненный горизонт • Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего • Активное финансовое поведение • Здоровый и безопасный образ жизни • Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации
Выпускник 21 века
• Осознающий себя личностью, живущий в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении • Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности других культур, конфессий и мировоззрений • Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни • Готовый к выбору профессий и построению личной профессиональной перспективы и планов • Способный к личному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения • Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своём поведении • Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата
Российский учитель
• Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе • Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России • Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций • Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности • Способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективной коммуникации в поликультурной среде
• Владеющий основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями  Квалифицированный пользователь ИКТ •
Виды компетентностей:
• Коммуникативная; • Познавательная; • Интеллектуальная; • Информационная; • Технологическая; • Культурологическая; • Психологическая; • Психолого-педагогическая; • Профессиональная; • Социально-психологическая; • Общекультурная.
Ключевые компетенции педагога

(научная школа профессора А.В.Хуторского)

1. Ценностно-смысловая компетенция:
- мировоззрение, ценностные представления, целевые и смысловые установки; - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, выбирать механизм самоопределения; - осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности.
2. Общекультурная компетенция:
осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственных основах жизни человека; - представления об основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека; - компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
3. Информационная компетентность:
Развиты умения при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир…) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет…): - самостоятельно искать,
- анализировать, отбирать, организовать, - преобразовывать, сохранять, передавать информацию, содержащуюся в учебных предметах, образовательных областях, в окружающем мире.
4. Учебно-познавательная компетенция:
умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности; - креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; - умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
5. Коммуникативная компетенция
знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями; - навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе; - умение представить себя, написать письмо, анкету заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
6. Социально-трудовая компетенция:
- выполнение роли гражданина наблюдателя, избирателя, представителя; - знание прав и обязанностей потребителя, клиента, производителя, семьянина; - умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
7. Компетенция личностного самосовершенствования
способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, ОБЖ; - эмоциональная саморегуляция, самоподдержка, психологическая грамотность; - деятельность в собственных интересах и возможностях, культура мышления и поведения.
8. Профессиональная компетентность
это сфера профессиональной деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
9. Психологическая компетентность
• это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; • чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; • умение использовать психологические знания в работе;
• умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера; • способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.
В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?

1. осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его

способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, которая

проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе

с ним;

2. осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с

которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между

учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того,

в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению

искомых педагогических результатов;

3. осведомленность учителя об оптимальных методах обучения
,
4. о способности к профессиональному самосовершенствованию,

5. а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности

6.
и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Таким образом, осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого

ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и

недостатках, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий

индивидуального подхода в работе с ним;

Литература:


Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования

коммуникативной компетентности.

М., 1985.

Зимняя И.А. Педагогическая психология.

М., 2002.

Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников.

М.,

2002.

Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя.

Диагностика развития.

М., 2004.

Маркова А.К. Психология труда учителя.

М., 1993.

Митина Л.М. Психология профессионального развития. Автореф. дис…

докт. психол. наук.

М., 1995.

Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых

социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.

Модель профессиональной компетентности в соответствии со стандартами

образования // Завуч. 2001. № 4.

Петровская Л.А. Компетентность в общении.

М., 1989.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.

Томск,

1997.



Яндекс.Метрика