"БИНАРНЫЙ УРОК-ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ"
Автор: Садыкова Лариса Александровна
Должность: пРЕПОДАВАТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учебное заведение: фгбоу во "книту" кАЗАНСКИЙ тЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Населённый пункт: Г. кАЗАНЬ тАТАРСТАН
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "БИНАРНЫЙ УРОК-ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ"
Описание:
в ОСНОВУ ДАННОЙ СТАТЬИ ПОЛОЖЕН МЕТОД ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ,БАЗИРУЮЩИЙСЯ НА МЕТОДИКЕ БИНАРНЫХ УРОКОВ,ЧТО ПОЛОЖИЛО НАЧАЛО СОЗДАНИЮ ЦИКЛА БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ,СОЧЕТАЮЩИХ ДИСЦИПЛИНУ аНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И эЛЕКТРОТЕХНИКУ.
«Бинарный урок-одна из форм реализации межпредметных связей»
Садыкова Л.А..преподаватель английского языка
ФГБОУ ВО «КНИТУ» Казанский технологический колледж
В основу данной статьи положен метод интегрированного обучения,
базирующийся на методике бинарных уроков, что положило начало созда-
нию цикла бинарных занятий , сочетающих дисциплину «Иностранный
язык» и дисциплину «Электротехника».
Бинарные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только
общеобразовательные задачи, позволяющие формировать у студентов
наиболее целостное восприятие мира.
Дисциплина «Иностранный язык» по своей сути является интегрированной,
т.к. пронизана межпредметными связями и предлагает студентам знания
многих областей науки, а также реальной повседневной жизни. Одна из
целей проведения данных занятий – обучение технической профессиональ-
ной терминологии на английском языке.
Практическая профессионализация иноязычного образования проявляется в
применении специальных знаний, полученных на занятии иностранного
языка, в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, в основу
отбора содержания действующих программ по иностранным языкам всех
специальностей должен быть положен принцип учета межпредметных свя-
зей, что позволяет логически выстроить коммуникативное содержание прог-
рамм и реализовать его параллельно со сроками изучения соответствующих
дисциплин по специальностям.
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны
бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполага-
ет использование сплава из различных педагогических технологий. Задача
интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких
учебных дисциплин, а через их органическую,реальную связь дать студентам
желанное представление об единстве окружающего нас мира.
Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой
активности обучающихся, развивают потенциал студентов, побуждают к
активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и
нахождению причинно-следственных связей.
Что же такое бинарный урок? Можно выделить несколько основных
определений:
• Нетрадиционный вид урока.
• Бинарный урок – одна из форм реализации межпредметных связей.
• Урок самореализации студентов.
• Урок, направленный на повышение мотивации обучения.
Цель бинарного урока заключается в том, чтобы сформировать
коммуникативную компетенцию студентов.
Задачей бинарного урока в свою очередь является создание условий
мотивированного практического применения знаний, навыков и умений.
С учетом вышеизложенного в рамках изучаемых тем: «Жизнь замечатель-
ных людей – представителей различных эпох» (Famous People of Science and
Engineering), «Мировые изобретения» (Inventions of the world), «Профессия –
инженер» (The engineering Profession), «Машиностроение» (Machine
-Building), «Электроэнергия и электрические машины» (Electrical energy and
electrical machines) преподаватель электротехники Самойлова Л.А.
совместно с преподавателем английского языка Садыковой Л.А. подготовили
и провели ряд бинарных уроков по теме: «Допуск к лабораторной работе
«Исследование режимов работы однофазного трансформатора» и
«Электрические измерения»,а также внеклассные мероприятия : Олимпиаду
«Знаешь ли ты электротехнику», Конкурсы на лучшего знатока электри-
чества.
Проводя практические занятия со студентами в обстановке моделирования
реальной ситуации из их будущей профессиональной деятельности, мы доби-
ваемся повышения интереса к изучаемым дисциплинам, активизируем позна-
вательную деятельность студентов и в итоге повышаем качество обучения.
На мой взгляд, рассмотрение отдельных разделов электротехники и англий-
ского языка обеспечивает лучшее понимание многих вопросов, повышает
интерес к предметам.
Установление взаимосвязей со смежными дисциплинами расширяет объем
опорных знаний, необходимых для понимания и осознанного усвоения мате-
риала по электротехнике и английскому языку. Кроме того, способствует
развитию системных теоретических знаний. В результате проведенных
уроков было отмечено, что применение межпредметных связей дает возмож-
ность увидеть перспективу применения имеющихся знаний и умений, то есть
содействует повышению качества подготовки специалистов.
Метапредметность обеспечивает качественно новый подход к процессу обу-
чения, предполагает переход от существующей практики отдельных знаний
на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
При таком подходе формируется подход к изучаемому предмету как к систе-
ме знаний о мире,выраженном в числах и фигурах (математика), в вещест-
вах (химия), телах и полях(физика), художественных образах (литература,
музыка,изобразительное искусство).
Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разными,
но уровень «Человек-общество-природа»-это и есть самый высший уровень,
отражающий высшие взаимосвязи, на которых соприкасаются многие
предметы.