Населённый пункт: город Новозыбков, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическое и методическое обеспечение адаптационных процессов преподавателями иностранных языков"
Описание:
Данная статья раскрывает понятие адаптации студентов первого курса. В статье рассматриваются формы адаптации, проблемы адаптации, меры по преодолению дезадаптации и даются практические советы преподавателям по обеспечению процессов адаптации первокурсников.
Психолого-педагогическое и методическое обеспечение адаптационных
процессов преподавателями иностранных языков
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое
условие ее эффективности. Исследователи различают три формы адаптации
студентов-первокурсников и учащихся к новым условиям обучения:
1)
адаптация формальная
, касающаяся познавательно-информационного
приспособления к новому окружению, к структуре колледжа и лицея, к
содержанию обучения в нем, ее требованиям, к своим обязанностям;
2) общественная адаптация , т.е. процесс внутренней интеграции (объединения)
групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим
окружением в целом;
3) дидактическая адаптация , касающаяся подготовки студентов и учащихся к
новым формам и методам учебной работы в колледже.
Адаптационный подход в обучении студентов – это упреждение или
смягчение отрицательных проявлений кризисов в адаптации первокурсников
посредством создания соответствующих условий для функционирования
психологических механизмов.
Наблюдения наших преподавателей показывает, что атмосфера обучения в
новом образовательном учреждении предъявляет более высокие требования к
физическим, психическим, психологическим особенностям личности, прежде
всего к уровню ее социально-психологической компетентности. К сожалению,
современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит (в смысле
психологической готовности) своих выпускников к новым более высоким
ступеням образования.
Серьезной проблемой первокурсников является неумение организовать себя
в условиях строгой ежедневной проверки знаний и систематического контроля
посещаемости, которые приводят к нерациональному использованию времени и
появлению соблазна использовать его не в учебных целях.
Еще одна проблема – это преодоление «дидактического барьера» (наиболее
важная составная часть проблемы адаптации студентов). Именно на ней должны
быть сосредоточены усилия преподавателей.
Следовательно, адаптация должна происходить через деятельностное,
субъектное преодоление психолого-дидактических барьеров, возникающих у
студента, начинающего обучение в колледже и лицее, из-за несоответствия
привычных способов жизнедеятельности и способов, требуемых новыми
условиями обучения.
Среди мер первичной профилактики дезадаптации можно выделить
следующие ее виды:
1. работа преподавателей, направленная на развитие навыков умственного труда
(нужно научить их самостоятельно добывать информацию);
2. чередования видов деятельности, что направлено на снижение напряжения в
ходе учебной деятельности.
3. нормализация учебной нагрузки предполагает ее равномерное распределение в
течение года, повышение интенсивности учебной деятельности, прежде всего за
счет изменения форм и частоты контроля.
Факторы, способствующие адаптации учащихся:
1. Единство требований к оценке учебного труда студентов, результатов
личностного роста.
2. взаимодействие всех преподавателей:
– по формированию знаний и предметных умений;
– по включению форм организации обучения (парная, групповая,
индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар,
лекция, зачет, учебная дискуссия);
– по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей
первых курсов.
3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в группе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной работы преподавателей по
компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.
Рекомендации педагогам, работающим с первокурсниками:
1. Исключить критические замечания по поводу знаний и поведения студентов в
присутствии студенческой группы (возможна щадящая беседа по этому поводу в
строго индивидуальном порядке).
2. При проверке знаний студентов поощрять любые, даже минимальные успехи.
3. Необходимо изучить систему личных отношений первокурсников в группе,
чтобы целенаправленно формировать эти отношения, и создать для каждого в
группе благоприятный эмоциональный климат.
4. Для осуществления эффективной адаптации студента необходимо обеспечить
ему ситуацию успеха в какой-либо деятельности.
5. Студента нужно меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая его с другими, а
только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов.
6. Нельзя оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и
развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень
притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Приемы, способствующие адаптации студентов на уроках иностранного
языка:
личный пример преподавателя. Современный преподаватель должен быть
образованным и разносторонне развитым, доброжелательным, вежливым,
тактичным и пунктуальным.
Благоприятная и доброжелательная атмосфера на занятии.
Организация занятия таким образом, чтобы деятельность студентов была
интересной, информационной и вызывала желание самовыражаться.
Использование интерактивных форм взаимодействия, которые готовят к
социальному взаимодействию, важ нейшей особенностью которого является
способность человека при нимать роль "другого", представлять себе, как его
воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно этому
интерпретировать ситуацию и контролировать собственные действия.
Использование
как можно больше поисковых ситуаций, в которых
обязательно присутствуют необычные, оригинальные примеры, вопросы,
задания.
Использование
различных источников информации, показывающих
значение владения иностранным языком: книги, фильмы, диски,
инструкции, пособия, брошюры и буклеты, рекламу.
С учетом факторов, определяющих характер развития обучаемых в
адаптационный период, основными принципами адаптирующей технологии
выступают: обеспечение оптимальной сложности учебных задач; формирование
нового знания (аккомодация) на основе имеющегося (ассимиляция); организация
активного социального взаимодействия; обеспечение активности студентов в зоне
их ближайшего развития; создание ситуаций творческого развития; развитие
самоэффективности студентов; управление адаптацией студентов к учебно-
познавательной
деятельности с учетом этапа адаптационного процесса, их
личностных особенностей и поведения.