Напоминание

"Психолого-педагогическое и методическое обеспечение адаптационных процессов преподавателями иностранных языков"

Автор: Ананченко Елена Александровна

Должность: преподаватель английского языка

Учебное заведение: ГБПОУ "Новозыбковский профессионально-педагогический колледж"

Населённый пункт: город Новозыбков, Брянская область

Наименование материала: статья

Тема: "Психолого-педагогическое и методическое обеспечение адаптационных процессов преподавателями иностранных языков"

Описание:

Данная статья раскрывает понятие адаптации студентов первого курса. В статье рассматриваются формы адаптации, проблемы адаптации, меры по преодолению дезадаптации и даются практические советы преподавателям по обеспечению процессов адаптации первокурсников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=4959

Опубликовано 07.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Психолого-педагогическое и методическое обеспечение адаптационных

процессов преподавателями иностранных языков
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников и учащихся к новым условиям обучения: 1)
адаптация формальная
, касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, к структуре колледжа и лицея, к содержанию обучения в нем, ее требованиям, к своим обязанностям; 2)
общественная адаптация
, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом; 3)
дидактическая адаптация
, касающаяся подготовки студентов и учащихся к новым формам и методам учебной работы в колледже. Адаптационный подход в обучении студентов – это упреждение или смягчение отрицательных проявлений кризисов в адаптации первокурсников посредством создания соответствующих условий для функционирования психологических механизмов. Наблюдения наших преподавателей показывает, что атмосфера обучения в новом образовательном учреждении предъявляет более высокие требования к физическим, психическим, психологическим особенностям личности, прежде всего к уровню ее социально-психологической компетентности. К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит (в смысле психологической готовности) своих выпускников к новым более высоким ступеням образования. Серьезной проблемой первокурсников является неумение организовать себя в условиях строгой ежедневной проверки знаний и систематического контроля
посещаемости, которые приводят к нерациональному использованию времени и появлению соблазна использовать его не в учебных целях. Еще одна проблема – это преодоление «дидактического барьера» (наиболее важная составная часть проблемы адаптации студентов). Именно на ней должны быть сосредоточены усилия преподавателей. Следовательно, адаптация должна происходить через деятельностное, субъектное преодоление психолого-дидактических барьеров, возникающих у студента, начинающего обучение в колледже и лицее, из-за несоответствия привычных способов жизнедеятельности и способов, требуемых новыми условиями обучения. Среди мер первичной профилактики дезадаптации можно выделить следующие ее виды: 1. работа преподавателей, направленная на развитие навыков умственного труда (нужно научить их самостоятельно добывать информацию); 2. чередования видов деятельности, что направлено на снижение напряжения в ходе учебной деятельности. 3. нормализация учебной нагрузки предполагает ее равномерное распределение в течение года, повышение интенсивности учебной деятельности, прежде всего за счет изменения форм и частоты контроля. Факторы, способствующие адаптации учащихся: 1. Единство требований к оценке учебного труда студентов, результатов личностного роста. 2. взаимодействие всех преподавателей: – по формированию знаний и предметных умений; – по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия);
– по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей первых курсов. 3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в группе. 4. Система дифференцированной и индивидуальной работы преподавателей по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.
Рекомендации педагогам, работающим с первокурсниками:
1. Исключить критические замечания по поводу знаний и поведения студентов в присутствии студенческой группы (возможна щадящая беседа по этому поводу в строго индивидуальном порядке). 2. При проверке знаний студентов поощрять любые, даже минимальные успехи. 3. Необходимо изучить систему личных отношений первокурсников в группе, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, и создать для каждого в группе благоприятный эмоциональный климат. 4. Для осуществления эффективной адаптации студента необходимо обеспечить ему ситуацию успеха в какой-либо деятельности. 5. Студента нужно меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов. 6. Нельзя оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Приемы, способствующие адаптации студентов на уроках иностранного

языка:

 личный пример преподавателя. Современный преподаватель должен быть образованным и разносторонне развитым, доброжелательным, вежливым, тактичным и пунктуальным.  Благоприятная и доброжелательная атмосфера на занятии.  Организация занятия таким образом, чтобы деятельность студентов была интересной, информационной и вызывала желание самовыражаться.  Использование интерактивных форм взаимодействия, которые готовят к социальному взаимодействию, важ нейшей особенностью которого является способность человека при нимать роль "другого", представлять себе, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно этому интерпретировать ситуацию и контролировать собственные действия.  Использование как можно больше поисковых ситуаций, в которых обязательно присутствуют необычные, оригинальные примеры, вопросы, задания.  Использование различных источников информации, показывающих значение владения иностранным языком: книги, фильмы, диски, инструкции, пособия, брошюры и буклеты, рекламу. С учетом факторов, определяющих характер развития обучаемых в адаптационный период, основными принципами адаптирующей технологии выступают: обеспечение оптимальной сложности учебных задач; формирование нового знания (аккомодация) на основе имеющегося (ассимиляция); организация активного социального взаимодействия; обеспечение активности студентов в зоне их ближайшего развития; создание ситуаций творческого развития; развитие самоэффективности студентов; управление адаптацией студентов к учебно- познавательной деятельности с учетом этапа адаптационного процесса, их личностных особенностей и поведения.


Яндекс.Метрика