Напоминание

"Эзопов язык" в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина. Тематика и проблематика сказки "Медведь на воеводстве".

Автор: Воробьева Ольна Петровна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области "Ангарский индустриальный техникум"

Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область

Наименование материала: Конспект урока

Тема: "Эзопов язык" в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина. Тематика и проблематика сказки "Медведь на воеводстве".

Описание:

Использование стратегий смыслового чтения на уроке

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=4970

Опубликовано 10.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технологическая карта занятия
Курс обучения I
Учебная дисциплина:
литература
Преподаватель:
Воробьева Ольга Петровна
Тема:
«Эзопов язык» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина. Тематика и проблематика сказки «Медведь на воеводстве».
Оборудование занятия:
фрагмент фильма «Эзоп» (режиссер Георгий Товстоногов), текст сказки М. Е Салтыкова – Щедрина «Медведь на воеводстве», раздаточный материал.
Оформление урока
: литературоведческий словарь (сатира, сарказм, ирония, юмор ), эпиграф на доске, проблемный вопрос, заранее записанный на доске: «Какой правитель нужен народу: преобразователь или разрушитель?», иллюстрация к сказке «Медведь на воеводстве».
Образовательная технология:
«Развитие критического мышления средствами чтения и письма», стратегия смыслового чтения «Чтение с остановками» и др.
Тип занятия
: комбинированный
Методы обучения:
словесные; наглядные; проблемно - поисковые.
Основные виды деятельности
: устные ответы на вопросы преподавателя, словарная работа, прогнозирование по иллюстрации, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом, заполнение цитатной таблицы, написание синквейна.
Цели занятия:

Образовательные:
повышение художественной и речевой компетенции студентов через определение понятий, умение строить письменное и устное монологическое высказывание, смысловое чтение и анализ сказки «Медведь на воеводстве»: определение тематики и проблематики, формулирование тезисов, подтверждение их аргументами.
Развивающие:
развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового понимания) памяти, литературоведческого мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала, коммуникативной культуры, рефлексивных способностей.
Воспитательные:
воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, самостоятельности мышления и активности; воспитание критического отношения к окружающей действительности.
Для преподавателя

Для студентов

Задачи

занятия:
выяснить основные отличия приемов комического, которые используются в «эзоповом языке», как способ выявления и осмеяния жизненных несообразностей; развивать умение вести диалог через анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве”; рассмотреть тематику и проблематику произведения; прививать негативное отношение к Образовательные: знать такие понятия, как «эзопов язык» и приемы комического ( сатира, сарказм, ирония, юмор); закрепить навыки и умения анализа сказки; Развивающие: выразительно читать, учиться рассуждать и доказывать свою точку зрения с опорой на аргументы,
несправедливости. найденные в тексте сказки; Воспитательные: проявить интерес к предмету; соблюдать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах, индивидуальной работе, (учиться давать самооценку своей работе)
УУД

Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация к учебной деятельности; гордость за культурное наследие страны; любовь к русской литературе.
Регулятивные
: Умение планировать пути достижения намеченных целей, проектировать деятельность при работе в паре. Оценивание результатов своей деятельности; анализ собственной работы; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные
: Умение слушать собеседника; владеть выразительной речью; формулировать собственное мнение; обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую позицию; уважительное отношение к сокурсникам, внимание к личности другого.
Познавательные
: Умение находить нужную информацию; давать определения понятиям, овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысления цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, выполнять анализ сказки, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Планиру

емый

результа

т

Предметные

умения

УУД
Познакомятся с таким понятием, как «эзопов язык», систематизир уют материал о приемах комического; через овладение навыками смыслового чтения выявят тематику и проблематику сказки «Медведь на воеводстве». Личностные: осознают сказку как составляющую окружающего мира, понимают ее определяющую роль в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Регулятивные: формулируют цель на уроке; определяют проблему; высказывают своё предположение, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действия Коммуникативные: владеют умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в паре; используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, слушать и понимать речь других. Познавательные: сравнивают и делают выводы, ориентируются в своей системе знаний, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя текст сказки, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Технологическая карта учебного занятия
Основное содержание учебного материала Деятельность преподавателя Деятельность студентов I.Организация начала занятия. Проверяет готовность студентов к учебному занятию. Приветствуют, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу, слушают и понимают требования учителя. II.Мотивационный этап. Подготовка к освоению нового материала. Включает студентов в обсуждение работы по теме соответственно предъявленных задач учебного занятия. Записывают тему занятия в тетради, определяют для себя результат, который необходимо достичь в ходе решения предъявленных задач. III. Актуализация знаний у обучающихся. Включает студентов в повторение ранее изученного материала: автор, что известно о нём? Подводит итог совместно с обучающимися. Рассказывают о своём опыте знакомства с автором. Отвечают на поставленные вопросы. Дают обоснованные ответы. IV. Введение нового содержания по теме Организует аналитическую беседу по новому материалу на основе прослушивания сообщения студента и показа фрагмента из фильма «Эзоп». Закрепление понятия “Эзопов язык». Дополнение преподавателя: Эзопова речь - своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить мысль не прямо, а иносказательно. В России эзопов язык широко использовался сатириками. - Как вы думаете, с какой целью использовал «эзопов язык» ( т. е. иносказательный язык) в своих сказках писатель? Сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина есть сатира, высмеивающая недостатки общества. -Перечислите, какие приемы комического, используемые писателями, вы встречали на страницах произведений? Мотивирует на систематизацию материала «Приемы комического»: сатира, сарказм, ирония, юмор. Объясняет предполагаемый результат проделанной работы. Прослушивают сообщение «Кто есть Эзоп?» ( студент, подготовивший сообщение). Отвечают на поставленные преподавателем вопросы после прослушивания сообщения и просмотра фрагмента из фильма Записывают определения литературоведческих терминов в тетрадь: «Приемы комического»: Сатира= бичевание недостатков и их отрицание; Юмор = вскрытие недостатков + сочувствие, симпатия; Ирония = скрытая насмешка; Сарказм
=
злая, горькая насмешка. Акцентирует внимание на словах «для детей изрядного возраста». - Ребята, как вы понимаете смысл выражения: сказки «для детей изрядного возраста»? - Почему писатель избрал для столь серьезного разговора с читателем жанр сказки? (ваши версии). Обращает внимание студентов на эпиграф: «Каждую вещь надо называть ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке» (Г.Х.Андерсен). Сообщение студента по теме «История создания сказок для детей изрядного возраста М. Е. Салтыковым – Щедриным». Ответы студентов. Предтекстовая деятельность (До чтения сказки «Медведь на воеводстве») Обсуждение названия произведения ( значение слова «воеводство»). Ассоциации, аналогии, связи. Прогноз ( о чем будет рассказываться в сказке) по иллюстрации. Лексическое значение непонятных слов, Дают толкование слова (внимание к слову). Предлагают аналогии, связи, ассоциации. Предугадывают по иллюстрации к сказке дальнейшее развитие событий.
которые встречаются на страницах сказки. Работа с текстом во время чтения сказки «Медведь на воеводстве» Чтение вступления преподавателем. -Каков его смысл? Чтение текста с остановками. Чтение 1 части сказки. Во время остановки учитель задаёт вопросы обучающимся: - Что будет дальше? - Как эпизод с Чижиком создаёт комичность ситуации? -Медведь пытается переловить насмешников, но “что больше старается, то у него глупее выходит” -Чего так боится Топтыгин? - Как Топтыгин 1 пытается исправить свою ошибку? - Помогают ли Топтыгину 1 “срамные злодейства”? -Какие чувства вызвала первая часть сказки? Чтение 2 части сказки - Каким предстаёт перед нами Топтыгин II? Чтение 3 части сказки. - Какой стала жизнь в лесу? - Почему “майор спал, а мужики приносили поросят, кур, мёду… складывали у входа в берлогу”? Выразительно читают сказку. Дают аргументированные ответы на вопросы преподавателя ( с опорой на текст). V. Работа с текстом после чтения. Закрепление материала. - Заполните таблицу цитатами из текста
.
Проведение мини-теста. - Определите, кому принадлежит позиция ( записываем в тетрадь) -Ничего не делать (создавать видимость) - Топтыгин __ -Иметь планы блестящие, но дела делать мизерные - Топтыгин __ -Всё менять в корне, не понимая зачем - Топтыгин __ – Какой вид комического преобладает в сказке С-Щедрина? (Сатира). - Какие же явления действительности высмеял сатирик в сказке? - Сформулируйте тему сказки, проблему, заявленную автором – сатириком. – Почему С-Щ. не написал заключения? -Обратите внимание на вопрос, записанный на доске, порассуждайте на эту тему при написании такой творческой работы, как синквейн. Предлагает алгоритм написания синквейна, пример – образец. Преобразовывают информацию: составление цитатной таблицы, в которой отражена характеристика Топтыгиных. Авторская характерист ика Мечты и дела Топтыгина ( I, II, III) Как реагирует народ на приезд Топтыгина I, II,III? Отвечают на вопросы мини – теста по сказке «Медведь на воеводстве»( запись в ответов в тетрадь) Исходя из информации, предложенной не в явном виде, дают аргументированный ответ, какова тематика и проблематика произведения. Пишут такую творческую работу, как синквейн, по алгоритму ( тема «Правитель»). VI. Подведение итогов урока. Мотивирует на самооценку выполненной в ходе учебного занятия работы. Подводит итоги работы на занятии. Заполняют лист самооценки. VII. Рефлексия. Домшнее задание. - Что нового узнали на уроке? - Какой материал был вам известен? Даёт инструктаж по выполнению д/з по уровням: 1.(репродуктивный уровень) – краткий пересказ одной из трех частей сказки; 2.(продуктивный уровень) – составить план сказки «Медведь на воеводстве» 3.(творческий уровень) – написать продолжение сказки «Медведь на Воспринимают задание, записывают Д/З.
воеводстве» для сегодняшнего времени


Яндекс.Метрика