Напоминание

"Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"

Автор: Короткова Любовь Владимировна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: Нижневартовский строительный колледж

Населённый пункт: г.Нижневартовск

Наименование материала: разработка

Тема: "Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"

Описание:

Отнесение должностей работников к определённой категории в образовательных организациях является правом органа исполнительной власти субъекта РФ (ниже указаны категории на примере г. Москвы). К основному педагогическому персоналу относятся следующие работники: учитель; преподаватель; тьютор; инструктор по труду; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; педагог-библиотекарь; педагог-организатор; педагог-психолог; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; социальный педагог; старший вожатый; тренер-преподаватель (включая старшего); учитель-дефектолог; учитель-логопед; воспитатель (включая старшего). Иные категории работников устанавливаются также в соответствии с региональными нормативными актами. К административно-управленческому персоналу относятся: директор (руководитель), заместители директора (руководителя), руководители структурных подразделений, главный бухгалтер. К иному педагогическому персоналу относятся: педагог дополнительного образования, воспитатель группы продлённого дня и др. К учебно-вспомогательному персоналу относятся: секретарь учебной части, документовед, делопроизводитель, заведующий хозяйством, системный администратор и др. К иному персоналу относятся: рабочий по комплексному обслуживанию здания, курьер, водитель и др. Внештатный работник - работник, который оказывает образовательной организации какие-либо услуги (выполняет работы) в рамках гражданско-правового договора, договора оказания услуг (выполнения работ). Данный работник не учитывается в штате организации, поэтому в диаграммах подраздела сайта "Работники образовательной организации" информация о нём не учитывается, но при этом всю необходимую информацию можно разместить в его личной карточке.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=652

Опубликовано 24.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического

комплекса:
Данный УМК адресован студентам очной формы обучения по специальности ЭДМ «Основы экономики». Вся программа курса разбита на разделы: « Общие основы экономического развития»; «Основы микроэкономики »; « Основы макроэкономики » , охватывающих 23 темы и включающих общий список основной и дополнительной литературы, контрольных работ (рефератов), тестовые задания, вопросы к зачету и экзамену. Первый раздел Общие основы экономического развития » объединяет темы, в которых рассматриваются и анализируются фундаментальные проблемы: Экономика как система хозяйствования, развитие отношений собственности, товарно-денежные отношения взаимосвязь ее с другими науками, направление общественного развития, основные темы и формы хозяйственной деятельности. Второй раздел «Микроэкономика» является важнейшей частью теории рыночного хозяйства. В ней исследуется поведение на рынке отдельных экономических субъектов: отдельного потребителя, семейного хозяйства, фирмы, других участников экономического процесса, включая государство, призванное обеспечить условия общего экономического равновесия. Третий раздел «Макроэкономика». Макроэкономика – это наука о функционировании экономики в целом, ее структуре, общих связях и отношениях между подразделениями народного хозяйства. Предметом макроэкономического анализа являются такие проблемы, как объем национального производства, общий уровень цен и инфляция, совокупный объем доходов и расходов, уровень занятости и безработицы, совокупные сбережения и инвестиции, экономический рост и цикличность развития.
1.

2. Рекомендации по работе с литературой
При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники – Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. — М., 2003.и .История экономических учений. (Современный этап): Учебник для вузов. // Под ред. А. Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002. К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся: 1.Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. — М., 2003. 2.История экономических учений. (Современный этап): Учебник для вузов. // Под ред. А. Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002. 3.История экономических учений: Учеб. пособие. // Автономов В. С, Ананьин А. И., Макашева Н. А. и др. - М.: ИНФРА-М, 2002.
1.3.Разъяснения по поводу работы с рабочей тетрадью.
В разделе 7 настоящего комплекса Вам предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в систематизации и закреплении пройденного материала по темам разделов. Перед выполнением тестовых заданий необходимо изучить темы разделов.

1.4.Советы по подготовке к экзамену
В основу оценки устного ответа студентов на экзамене или зачёте положены следующие критерии: 1. свободное владение основным понятийным аппаратом; 2. четкое представление об этапах и закономерностях общественного развития, что предполагает понимание существа преобразований в экономике Российской Федерации в настоящее время и перспектив ее развития; 3. умение системно освещать основные вопросы современной экономической жизни и экономической политики российского государства; 4. проявление и закрепление навыков проблемно-аналитического подхода к анализу и оценке современных проблем экономической деятельности; 5. Умение анализировать конкретные рыночные ситуации на основе использования знаний экономической теории (изменение курса валют, динамки безработицы, реальных доходов и т.д.).
РАЗДЕЛ 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.

ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЕ «”Основы экономики »
Дисциплина «Основы экономики» ( ОГСЭ.07) относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин . Основы экономики: экономика и ее основные проблемы; микроэкономика; ресурсы; механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально- экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; кредитно-денежная и налоговая системы; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; микро- и макроэкономические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса Студент должен иметь представление:  знать общие положения экономической науки;  иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;  уметь находить и использовать экономическую информацию;
2.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Приступая к изучению курса «Основы экономики» следует, прежде всего, уяснить его значение и особенности. Значение курса предопределяется его предметом, который непосредственно связан с экономикой. Известно, что экономика - одна из самых обширных и жизненно важных сфер жизнедеятельности людей и общества в целом.
Именно в этой сфере создается все необходимое для удовлетворения разносторонних и постоянно растущих потребностей всего населения и общества. Здесь же осуществляется трудовая деятельность, и формируются доходы всех граждан и других участников экономической деятельности (предприятий, организаций, государства). С экономикой непосредственно связано развитие самого человека и формирование всей системы экономических интересов. Последние одновременно выступают и как своеобразный двигатель развития экономики (не случайно А. Смит именно с экономическими интересами прямо связывал «невидимую руку рынка») и как своеобразный фундамент политической жизни. Это особенно наглядно проявляется в современной жизни России, крайне насыщенной острой политической борьбой. Исторический опыт учит, что в политике за всякого рода заявлениями, обещаниями и программами важно видеть экономические интересы тех или иных групп или слоев общества и правильно их оценивать. В обществе, где предельно откровенно просматривается деление на богатых и бедных, эти интересы, как правило, не совпадают. Все изложенное как раз и объясняет особое значение обстоятельного изучения основ экономической теории. Курс экономической теории имеет ряд существенных особенностей. Одна из них - он нацелен на изучение самых общих основ экономической жизни. По этой причине данный курс является преимущественно теоретическим и его изучение предполагает развитие абстрактного мышления. К особенностям курса можно отнести и то, что он составляет своеобразный научный фундамент всех остальных экономических дисциплин. Также в этом курсе дается характеристика основного понятийного аппарата всех экономических наук, которые, по сути, являются интернациональными. Изучение курса «Основы экономики» позволяет, наряду с усвоением понятийного аппарата, уяснить и особенности экономических законов категорий и закономерностей, всецело предопределяемых тем обстоятельством, что в экономике действуют люди, обладающие волей и сознанием. Данное обстоятельство очень существенно для понимания конкретных механизмов функционирования всей экономики. Оно же объясняет, почему экономический анализ должен учитывать нрав ственно психологические основы поведения людей. Это еще одна, довольно существенная особенность рассматриваемого курса. Сам процесс изучения довольно сложный. Его основу должны составить прослушанные лекции, а также многочисленные учебники и учебные пособия. Успех освоения материала курса во многом зависит от самостоятельной работы самих студентов. Конкретно это должно выразится в тщательной подготовке к семинарским занятиям и активном участии в их работе. Желательно ведение конспектов по рекомендованной литературе и составление словаря основных понятий. Особое место в самостоятельной работе занимают письменные работы .
2.3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончанию изучения учебной дисциплины студент должен получить основные представления, знания, умения и навыки, а именно:
По темам Представления Знания Умения Навыки
Раздел 1.
Общие основы экономич еского развития студенты должны иметь представление о закономерностях функционирования рыночного механизма на микро и макроуровнях, уметь анализировать экономические проблемы с позиций политики экономической стабилизации, владеть основными методами расчета экономических переменных знать основные подходы к анализу экономических проблем; знать типы экономических систем общества. знать основные категории товарного производства, знать этапы формирования рыночной экономики и характеристики этих этапов. уметь строить кривую трансформации, уметь определять альтернативную стоимость. уметь использовать уравнение количественной теории денег, уметь определять темп инфляции Раздел 2. Основы микроэко- номики О механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, о побудительных мотивах в поведении индивидуума и фирмы, об объеме выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения максимальной прибыли использовать методы, способы и показатели анализа индивидуальных и от- раслевых рынков для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса изложить современные концепции в области микроэкономики и научить студентов использовать источники для принятия оптимальных решений на уровне фирмы, домохозяйства и отрасли экономики; самостояте льной оценки микроэкон омических явлений с позиции рационализ ации хозяйственн ых процессов в целях максимиза ции выгод и минимизац ии потерь; Раздел 3. Основы макроэко- номика иметь представление о методах и подходах макроэкономики, используемых в процессе анализа функционирования экономической системы, закономерностях и принципах развития экономических знать основные категории макроэкономики, цели и методы государственного макроэкономическо го регулирования уметь использовать приемы и методы макроэкономики для оценки экономической ситуации; обладать навыками анализа экономическ их процессов на макроуровне в реальной хозяйственно й ситуации.
процессов на макроэкономическом уровне;
2.4.

ФОРМЫ ИТОГОВОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ

КАТЕГОРИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Итоговый контроль.
Для контроля уровня усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен: - для обучающихся на базе среднего (полного) общего образования – экзамен Текущий контроль - лекционный материал; Промежуточный контроль – контрольная работа; Итоговый контроль представляет собой сдачу экзамена. Работа студентов в течение сессии оценивается по балльной системе. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по данному курсу, составляет 100 баллов, в том числе: — лекционный материал: максимальная оценка - 20 баллов; — оценка контрольную работу: максимальная оценка - 40 баллов; — оценка за экзамен: максимальная оценка - 40 баллов; Оценка по курсу выставляется в зависимости от числа набранных баллов по всем видам учебной нагрузки в соответствии со следующими критериальными значениями: • от 85 до 100 баллов - отлично; • от 65 до 84 баллов - хорошо; •от 50 до 65 баллов - удовлетворительно.
2.5.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
(Распределение часов) Наименование разделов и тем Количество часов для обучающихся на базе среднего образования Практические занятия Самостоятел ьная работа
Раздел 1.
Общие основы экономического развития Тема № 1.1. Экономика как система хозяйствования 1 1 Тема № 1.2.Экономические институты и собственность в рыночной экономике. 1 1 Тема № 1.3 Основные субъекты рыночной экономики. 1 1 Тема № 1.4. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги 1 1 Тема № 1.5.Механизм обеспечения рыночного равновесия. 1 Тема № 1.6.Эластичность спроса и предложения. 1 ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 4 6 Раздел 2. микроэкономика
Тема № 2.1.Потребительский выбор и индивидуальный спрос (кардиналистская теория) 1 1 Тема № 2.2.Теория поведения потребителя (ординалистская теория) 1 Тема № 2.3.Производство: его факторы и издержки. 1 1 Тема № 2.4.Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике. 1 2 Тема № 2.5.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. 1 1 Тема № 2.6.Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции. 1 8 Тема № 2.7.Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и земли 1 Тема № 2.8.Неравенство. Перераспределение доходов. 1 ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 5 10 Раздел 3. макроэкономика Тема № 3.1.Предмет и метод макроэкономического анализа. Основные показатели. 1 1 Тема № 3.2.Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель равновесия «AD-AS». 1 2 Тема № 3.3.Классическая модель макро- экономического равновесия. 1 Тема № 3.4.Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора. 1 2 Тема № 3.5.Нарушение макроэкономического равновесия. Теория экономических циклов. Экономическая нестабильность. Безработица и инфляция. 2 Тема № 3.6.Денежная система и теоретическая модель денежного рынка. 1 1 Тема № 3.7.Кредитно-банковская система. Инструменты кредитно-денежной политики. 1 1 Тема № 3.8.Государственные финансы и налогово-бюджетное регулирование экономики. 1 Тема № 3.9.Современные проблемы экономического роста. 1 ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 5 12 ИТОГО ПО КУРСУ 14 27
2.6.

СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОЙ


ДИСЦИПЛИНЫ.
Раздел №1.Общие основы экономического развития Тема № 1.1. Экономика как система хозяйствования. Предмет и функции экономической науки. Основные концепции. Методы экономического анализа. Возможные модели экономической организации общества. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Тема № 1.2.Экономические институты и собственность в рыночной экономике. Экономические институты. трансакционные издержеки. Собственность. право пользования; право владения и право распоряжения. Интеллектуальная собственность. Тема № 1.3 Основные субъекты рыночной экономики. (домохозяйства), фирмы, государство . Несовершенство рыночного механизма. Хозяйственная деятельность государства Тема № 1.4. Системообразующие элементы рынка: товар и деньги Товарное производство. Товар. Потребительная стоимость товара. Меновая стоимость. Сущность денег. законы денежного обращения. Денежная система Тема № 1.5.Механизм обеспечения рыночного равновесия Цена. Спрос и предложение. Равновесная цена. Цена спроса и цена предложения. Кривая спроса. рыночный механизм. Дотация и налог. Тема № 1.6.Эластичность спроса и предложения. экономических агентов. Эластичность. способа измерения эластичности. вида эластичности спроса по цене. Ценовая эластичность предложения Раздел 2.Микроэкономика Тема № 2.1.Потребительский выбор и индивидуальный спрос (кардиналистская теория). Индивидуальный спрос. «полезность» ( U - utility). Общая полезность TU . Предельная полезность MU . закон убывающей предельной полезности). Тема № 2.2.Теория поведения потребителя (ординалистская теория) Вклад Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Дж. Хикс, Р. Аллен. в разработку одиналистской (порядковой) полезности. «Эффекта замены» и «эффекта дохода». Кривая Энгеля Тема № 2.3.Производство: его факторы и издержки. Факторы производства. закона убывающей производительности. Изокванты. линия роста продукта
Тема № 2.4.Провалы рынка. Роль государства в рыночной экономике. издержки монопольной власти. антимонополистическое законодательство. Ценообразования. Стимулирующая и антициклическая политика. Борьба с инфляцией. «Квазиобщественные» или «псевдообщественные» блага и услуги. Тема № 2.5.Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. совершенная конкуренция. Предельная выручка. долгосрочная цена. «критическая длительная цена». нулевую прибыль. Максимизация прибыли. Тема № 2.7.Ценообразование на рынке факторов производства: рынок труда, рынок капитала и земли Совершенная конкуренция. чистая монополия . дифференциация товара. Олигополия. мягкая (аморфная) олигополия. Модель равновесия Курно. фирмы-дуополисты. Тема № 2.8.Неравенство. Перераспределение доходов. Несостоятельность рынка: несовершенство конкуренции, побочные эффекты, общественные блага. Неравенство доходов и бедность. Причины, порождающие неравенство доходов. Измерение степени неравенства: кривая Лоренца. Дифференциация доходов: «за» и «против». Бедность и механизмы социальной поддержки Раздел 3. макроэкономика Тема № 3.1.Предмет и метод макроэкономического анализа. Основные показатели. . Макроэкономика как наука. Предмет макроэкономики. Соотношение макроэкономического и микроэкономического анализа. Основные макроэкономические проблемы. История развития макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Основные макроэкономические показатели СНС. ВВП. Принцип равенства доходов и расходов в экономике. Соотношение показателей в СНС: ВНП, ЧНП, НД, ЛД, РД. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен. Понятие дефлятора. Индекс Ласпейреса (ИПЦ), индекс Пааше (дефлятор ВНП), индекс Фишера и их соотношение. Тема № 3.2.Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель равновесия «AD-AS». Совокупный спрос. Основные макроэкономические переменные: совокупное производство, совокупный уровень цен, совокупное предложение и совокупный спрос. Совокупный спрос и его структура. Факторы, на него влияющие. Функции потребления. Потребительская функция Кейнса. . Модель AD-AS. Совокупный спрос и совокупное предложение в классической модели. Исходные посылки кейнсианской макроэкономической модели. Отрицание предположений классической модели. Модель AD-AS как модель равновесия трех рынков. Сдвиги в модели AD-AS. Шоки спроса и предложени Тема № 3.3.Классическая модель макроэкономического равновесия. «Закон Сэя» ,«закон сбыта», «закон рынка». Равновесное состояние рынка труда. «Количественной теории денег». Кассовых остатков. Тема № 3.4.Кейнсианская модель. Потребление. Сбережения. Инвестиции. Теория мультипликатора-акселератора. Дж. М. Кейнс. кейнсианской модели равновесия доходов и расходов. спрос потребительский. спрос инвестиционный. Предельная склонность к потреблению (МРС). Чистые инвестиции. «эффект мультипликатора». «парадокс бережливости». «Эффект
акселератора» П. Самуэльсона. Тема № 3.5.Нарушение макроэкономического равновесия. Теория экономических циклов. Экономическая нестабильность. Безработица и инфляция. Непрерывные колебания. экономический цикл как многокомпонентный процесс. Цикличность. Экзогенные теории . Эндогенные теории . Синтез экзогенных и эндогенных теорий . Инфляция. Открытая инфляция. Рост издержек. галопирующая и гиперинфляция. Безработица. Фрикционная безработица. Тема № 3.6.Денежная система и теоретическая модель денежного рынка. Движение денег. Денежная система. Предложение денег. денежные агрегаты. Денежный рынок . Равновесие на денежном рынке. монетарная политика. Тема № 3.7.Кредитно-банковская система. Инструменты кредитно-денежной политики. Банковская система. Коммерческие банки. Главная задача ЦБ. операции с государственными ценными бумагами. политика резервной нормы. Учетная ставка. Тема № 3.8.Государственные финансы и налогово-бюджетное регулирование экономики Государственные расходы . Госбюджет. государственные закупки и трансфертные платежи. Эффективная налоговая система. Государственный внутренний долг. «Эффект вытеснения». Тема № 3.9.Современные проблемы экономического роста. Рост национальной экономики . элементы теори роста. Экономический рост. Экономические циклы. Экономический рост и циклические колебания экономики. Факторы экономического роста. Экономический цикл и его фазы. Причины циклических колебаний экономики.
2.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ.

Темы рефератов (для заочной формы обучения)
1. Общественное производство и экономические системы. Основ ные типы экономических систем. 2. Рыночная экономика. Условия и основные этапы ее развития. 3. Проблемы формирования и развития рыночной экономики в Рос сийской Федерации. 4. Разгосударствление и приватизация: содержание, итоги, современные процессы. 5. Современные теории денег и денежного обращения. 6. Деньги и денежная масса. Проблема регулирования. 7. Монетаризм: теория и политика. 8. Теория спроса и предложения. 9. Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство. 10. Государство в рыночной экономике. 11. Объективные основы, формы и методы государственного регули рования рыночной экономики.
12. Предприятия в рыночной экономике. Объединения предприятий. 13. Средства предприятий. Их источники и состав. Вопросы эффек тивности их использования. 14. Издержки производства и их виды. 15. Прибыль и факторы ее определяющие. Роль прибыли в развитии экономики. 16. Проблемы конкурентоспособности предприятий. 17. Безработица и ее формы. Социальная защита безработных. 18. Государственная политика занятости в Российской Федерации. 19. Инфляция: причины, формы, последствия. 20. Инфляция и пути ее преодоления. 21. Рыночная инфраструктура и ее функциональное назначение. 22. Товарные биржи. История их возникновения и развития. 23. Особенности развития товарных бирж в России. 24. Товарные биржи и их операции. Роль товарных бирж в рыночной экономике. 25. Фондовые биржи. История их возникновения и развития. 26. Ценные бумаги и их виды. 27. Рынок ценных бумаг. Особенности его функционирования. 28. Операции фондовых бирж. 29. Фондовые биржи. Организация их деятельности. 30. Особенности и проблемы формирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации. 31. Кредит и его роль в развитии рыночной экономики. 32. Кредит и кредитные отношения в современной экономике. 33. Коммерческие банки и их операции. Доходы коммерческих банков. 34. Центральные банки и их роль (на примере Центрального банка России или Федеральной резервной системы США). 35. Макроэкономические показатели и их особенности. ВВП и мето ды его определения. 36. Макроэкономика. Цели и проблемы макроэкономического анализа. 37. Макроэкономическое равновесие и его проблемы. 38. Теория эффективного спроса Дж. Кейнса и ее использование. 39. Совокупный спрос и совокупное предложение. Их взаимодействие и условия равновесия. 40. Цикличность развития рыночной экономики. Фазы цикла. 41. Экономический рост и его проблемы. 42. Современная концепция устойчивого развития. 43. Государственное регулирование макроэкономики. Теоретические основы. 44. Единство и различия кейнсианских и монетаристских подходов к регулированию макроэкономики. 45. Современные проблемы экономического роста в Российской Федерации. 46. Инвестиции и их роль в развитии экономики. 47. Мировая экономика. Объективные основы и этапы ее развития. 48. Международное движение капитала. 49. Международная торговля и ее проблема. 50. Торговый и платежный балансы. 51. Внешняя торговля Российской Федерации. 52. Иностранный капитал в России. 53. Валютный рынок. Курсы валют и факторы их определяющие. 54. Проблемы повышения эффективности внешнеэкономических связей России. 55. Международная экономическая интеграция. 56. Проблемы интеграции стран СНГ. 57. Транснациональные кампании и их роль в мировой экономике.
58. Развивающиеся страны в мировой экономике. 59. Современный этап экономической реформы в Российской Феде рации. Его цели и проблемы. 60. Роль Российского государства в условиях перехода к рыночной экономике. 61. Теория фиаско (ограниченных возможностей) рынка. 62. Факторы производства и их рынки.
Список вопросов для подготовки к экзамену.
1. Основные макроэкономические показатели. 2. Макроэкономическое равновесие. 3. Роль денежного рынка в модели классического равновесия. 4. Общая классическая модель равновесия на макроуровне. 5. Кейнсианская критика основных положений макроэкономической теории классической школы. Понятие «эффективного» спроса. 6. Потребление и сбережения в кейнсианской теории. Предельная склонность к потреблению и сбережению 7. Спрос на инвестиции. Факторы, влияющие на процесс инвестирования. 8. Взаимосвязь инвестиций и сбережений. 9. Равновесный объем национального производства (два способа определения) и эффективный спрос в кейнсианской модели. 10. Парадокс бережливости. Теория мультипликатора-акселератора. 11. Цели и задачи фискальной политики, ее основные инструменты. 12. Государственные расходы и налоги. 13. Налоговая система, ее элементы. Виды налогов. 14. Теория «экономики предложения». Кривая Лаффера. 15. Госбюджет и государственный долг. 16. Денежная масса и денежные агрегаты. 17. Спрос на деньги. Виды спроса на деньги. 18. Равновесие денежного рынка и случаи его нарушения. 19. Кредитно-финансовая система. Деятельность коммерческих банков. 20. Основные цели и задачи Центрального банка. 21. Виды и инструменты кредитно-денежной политики. 22. Экономический рост: показатели его измерения. 23. Факторы экономического роста. 24. Теории экономического цикла. Виды циклов. 25. Деловой цикл. Фазы делового цикла. 26. Полная занятость и безработица. Виды безработицы. 27. Методы борьбы с безработицей. Закон Оукена. 28. Инфляция в современной рыночной экономике и ее последствия. 29. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса. 30. Антиинфляционная политика. Сравнительный анализ кейнсианской и монетаристской антиинфляционной политики. 31. Становление и основные этапы развития экономической теории. 32. Экономическая мысль Античной Греции и Древнего Рима. 33. Научная мысль средневековья: основные представители. 33. Меркантилизм: основные черты. Французские и английские мер кантилисты:
основные отличия. 34. Учение физиократов: основные идеи, представители. Ф. Кенэ и его экономическое учение. 35. Зарождение классической школы: «трудовая теория стоимости» и «теория ренты» В. Петти. 36. Проблемы ценообразования у А. Смита. 37. Экономическое учение Д. Рикардо: рикардианская школа. 38. Экономические взгляды и теории Ж. Б. Мальтуса и Дж. С. Милля. 39. Дж. Б. Сэй: кризис перепроизводства. 40. «Теория стоимости» и «теория ренты» у А. Смита и Д. Рикардо. 41. Марксистская теория. Историческое значение теории прибавочной стоимости. 42. Маржинализм: теория предельных величин. Предшественники маржинализма. Первый этап маржиналистской революции 43. Неоклассическое направление: вклад А. Маршалла в экономическую теорию. 44. Историческая школа: основные идеи и представители. 45. Экономическая теория благосостояния А. Пигу. 46. Институциональное направление в экономической науке. 47. Технократический институционализм Т. Веблена. 48. Юридический институционализм Дж. Коммонса. 49. Эмпирико-прогностический институционализм У. К. Митчелла. 50. Кейнсианская революция: экономическая роль государства. 51. Неокейнсианство и неолиберальная концепция. 52. Концепция социального рыночного хозяйства фрайбургской шко лы неолиберализма. 53. Монетарная концепция чикагской школы неолиберализма. 54. Основная идея и особенности неоклассического синтеза П. Самуэльсона. 55. Особенности развития экономической науки в России: становление. 56. Экономическое учение М. И. Туган-Барановского. 57. Математико-экономическое направление в российской экономической мысли. 58. Экономическая теория Н. Д. Кондратьева. 59. Теоретические и методологические позиции В. В. Леонтьева как ученого- экономиста.
Список основной литературы по курсу:
1.Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. — М., 2003. 2.Бартенев С. А. История экономических учений: Учебник для вузов. - М., 2002. 3. История экономических учений: Учеб. пособие. // Автономов В. С, Ананьин А. И., Макашева Н. А. и др. - М.: ИНФРА-М, 2002.
Список дополнительной литературы по курсу
1 А. В. Чаянов — человек, ученый, гражданин. // В. А. Чаянов; НИЦ им. А. В. Чаянова при Российском государственном архиве. — М.: Экономика, 2000. 2. Абалкин Л. И., Грязнова А. Г., Сорокин Д. Е., Бару В. С. Ресурсный потенциал экономического роста. — М., 2002. 3. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Экономическая теория. — М., 2003. 4. Агапова И. И. История экономических учений: Учебник. — М., 2000. 5. Акиндинова Н. Склонность населения России к сбережению: тен денции 1990-х годов. // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 14-17. 6. Алчиян А. Затраты и выпуски: В кн. «Вехи экономической мыс ли». - СПб., 2000. Т. 2. С. 135-159.
7. Ананьин О. И. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 135-151. 8. Антология социально-экономической мысли в России. Дорево люционный период. // Под ред. Кравченко А. И. — СПб., 2000. 9. Архитектор макроэкономики Дж. М. Кейнс и его макроэкономиче ская теория. // Пайда Г., Мамедов О., Адилова Ж., Германова О. —Ростов-на-Дону, 1997. 10. Бартенев С. А. История экономических учений: Учебник для вузов. - М., 2002. 11. Белозеров С. А. Сбережения частных лиц на счетах в коммерче ских банках. // Вестник. Вып. 2. 2001. № 13. С. 99-107. 12. Бойко И. П., Иванов В. В. Пути активизации инвестиционной дея тельности в современных условиях России. // Вестник СПбГУ. Серия 5. Вып. 4. 2001. № 29. С. 116-123. 13. Бузгалин А., Колчанов А. Экономика и периодическая система эле ментов (к вопросу о структуризации и типологизации экономи ческих систем) // Вопросы экономики. 2001. № 12. 14. Бъюкеннен Дж. Избранные труды. // Перевод с англ. Ю. Н. Пара монов, А. А. Соловьев. — М., 1997. 15. Вайнер Дж. Кривые затрат и кривые предложения: В кн. «Вехи экономической мысли». — СПб., 2000. Т. 2. 16. Васина Л. Л. Нобелевские лауреаты XX века: Энциклопедический словарь. — М.: Экономика, 2001. 12. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. 18. Волынский А. Природа конкуренции и разнообразие продукции фирм. // В кн. «Вехи экономической мысли». СПб. 2000. 19. Ворчестер Д. А. Пересмотр теории ренты. // В кн. «Вехи экономической мысли». — СПб., 2000. 20. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: Учебник для вузов. — «Экономическая школа», 2002. 21. Гальчинский А. С. К. Маркс и развитие экономической мысли Запада. - М., 1990. 22. Герасименко В. Современная рыночная экономика и обществен ные блага. // Российский журнал. 1999. № 9/10. 23. Голубев К. И. Проблемы «национальной политэкономии» в трудах Л. А. Тихомирова. // Вестник СПбГУ. Серия 5.2001. Вып. 3. № 21. С. 111-115. 24. Гордонов Н. Ю. Совершенствование статистики национального богатства РФ // Вопросы статистики. 2000. №. 10. С. 15-19. 25. Грисимова Е. Н. Налогообложение. - СПб.: «ОЦЕиМ», 2002. С. 2-67. 26. Губанов С. Цикличность — форма кризисности. // Экономист. 1999. № 1. 27. Деныов В. В., Грегова Е. Я. Теория контрактов: новейший раздел современной экономической теории. // Вестник СПбГУ. Серия 5. Вып 1.С. 31-40. 28. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля. // Вопросы экономики. 2001. № 10. 29. Джевонс У. С. Об общей математической теории политической экономии. Теория потребительского поведения: В кн.: «Вехи экономической мысли». — СПб., 2000. 30. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. — М.: «Инфра-М», 1997. 31. ДубянскийА. М. Проблема параллельных денег в России в первой половине XXI века // Вестник СПбГУ. 2002. Серия 5. Вып. 1. С.133-137. 32. Ерасова Е. А. Конкурентоспособность экономики современной России: показатели и экспертные оценки. // Вестник СПбГУ. Серия 5. Вып. 2.2002. Стр. 31-41. 32. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. — М., 1998. 33. История экономических учений. (Современный этап): Учебник для вузов. // Под ред. А. Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002. 34. История экономических учений: Учеб. пособие. // Автономов В. С, Ананьин А. И.,
Макашева Н. А. и др. - М.: ИНФРА-М, 2002. 35. История экономических учений: Учеб. пособие. // Шмарловская Г. А., Тур А. Н., Бутеня В. Е. и др. - Минск, 2000. 36. Каменецкий И. А. Коэффициент монетаризации в условиях де нежной системы. // Вестник СПбГУ. Серия 5. 2002. Вып. 1. № 5 С. 53-61. 37. Карамова О. В., Семенкова Т. Г. История русской экономической мысли: Учеб. пособие. — М., 1999. 38. КейнсДж. М. Избранные произведения. — М.: Экономика, 1993. 39. КларкДж. Б. Распределение богатства. // Под ред. Куракова Л. П. — М.: «Гелиос», 2000. 40. Кокушкина И. В., Давыденко Е. В. Эффективность использования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономике России. // Вестник. Вып. 4.2002. № 29. С. 116-123. 41. КокшаровА., КирьянП. Торговцы будущим. // Эксперт. 1999. № 23. Кордеро Апарисио X. -М. Дефицит бюджета как фактор инфляции в экономике России. //
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Утверждены на заседании МО протокол № ____ от «____» ________ 200__ г.
3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Написание контрольной работы по учебному курсу имеет следующие цели: 1. Раскрытие содержания темы. 2. Повышение знаний студента по учебной дисциплине . 3. Умение самостоятельно работать с содержанием рекомендованной литературы.
3.2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подготовка к выполнению контрольной работы должна начинаться с изучения соответствующей учебной и специальной литературы. Изложение вопросов должно быть обоснованным. Убедительная аргументация свидетельствует о понимании студентом существа освещаемых вопросов. Объем текста контрольной работы
не должен превышать
: при рукописном варианте – 16 страниц тетрадного формата или 10 страниц формата А4 (210х297 мм) при этом текст работы пишется четким разборчивым почерком на обеих сторонах листа тетрадного формата или на обеих сторонах листа формата А4; при наборе студентом текста работы на компьютере – 8 страниц, при этом текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4 (210х297 мм). При наличии в контрольной работе таблиц, графиков, диаграмм, расчетов объем работы может превышать объемы текста контрольной работы.
3.3.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Количество вариантов контрольной работы по учебной дисциплине:
- 20 (Тридцать). Таблица выбора варианта контрольной работы
Номер варианта

темы контрольной

работы.

Последняя

цифра номера

зачетной книжки

студента

(студенческого

билета)

Вариант № 1

Индивидуально

по списку

Вариант № 2

Индивидуально

по списку

Вариант № 3

Индивидуально

по списку

Вариант № 4

Индивидуально

по списку

Вариант № 5

Индивидуально

по списку

Вариант № 6

Индивидуально

по списку

Вариант № 7

Индивидуально

по списку

Вариант № 8

Индивидуально

по списку

Вариант № 9

Индивидуально

по списку

Вариант № 10

Индивидуально

по списку

Вариант № 11

Индивидуально

по списку

Вариант № 12

Индивидуально

по списку

Вариант № 13

Индивидуально

по списку

Вариант № 14

Индивидуально

по списку

Вариант № 15

Индивидуально

по списку

Вариант № 16

Индивидуально

по списку

Вариант № 17

Индивидуально

по списку

Вариант № 18

Индивидуально

по списку

Вариант № 19

Индивидуально

по списку

Вариант № 20

Индивидуально

по списку

3.4. СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа должна состоять из следующих разделов: 1.Титульный лист. 2. Введение.
3. Основная часть первого вопроса. 4. Основная часть второго вопроса 5. Список литературы, используемой для написания контрольной работы.
3.5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО

ВАРИАНТУ
Индивидуальное контрольное задание № 1 1. Общественное производство и экономические системы. Основные типы экономических систем 2.На графике показана краткосрочная кривая Филлипса, отражающая взаимосвязь между инфляцией ( ) и безработицей (u). Уравнение этой кривой где - ожидаемая инфляция, - естественный уровень безработицы, - шоки. Если в обществе снизится инфляция, то кривая Филипса …  сдвинется влево  станет более пологой  станет более крутой  сдвинется вправо Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998.
Индивидуальное контрольное задание № 2. 1. Современные теории денег и денежного обращения. 2.На графике показана краткосрочная кривая Филлипса, отражающая взаимосвязь между инфляцией ( ) и безработицей (u). Уравнение этой кривой , где - ожидаемая инфляция, - естественный уровень безработицы, - шоки. Если повысится естественный уровень безработицы, то …  кривая сдвинется вправо и станет более крутой  кривая сдвинется влево и станет более крутой  кривая сдвинется вправо и станет более пологой  кривая сдвинется влево и станет более пологой Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002
Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998. Индивидуальное контрольное задание № 3 1. Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство. 2.На графике показана краткосрочная кривая Филлипса, отражающая взаимосвязь между инфляцией ( ) и безработицей (u). Уравнение этой кривой , где - ожидаемая инфляция, - естественный уровень безработицы, - шоки. Сдвиг этой кривой в право может произойти вследствие …  снижения пособий по безработице  роста инфляционных ожиданий  роста экономики  снижения инфляционных ожиданий Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998.
Индивидуальное контрольное задание № 4 1. Издержки производства и их виды 2.На графике показана краткосрочная кривая Филлипса, отражающая взаимосвязь между инфляцией ( ) и безработицей (u). Уравнение этой кривой , где - ожидаемая инфляция, - естественный уровень безработицы, - шоки. Сдвиг этой кривой влево может произойти вследствие …  снижения инфляционных ожиданий  увеличения естественного уровня безработицы  увеличения инфляционных ожиданий  увеличения пособий по безработице Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998. Индивидуальное контрольное задание № 5 1. Проблемы конкурентоспособности предприятий 2.На графике показана кривая функции инвестиций I=a - br .
Если инвестиции очень эластичны к изменению процентной ставки, то эта кривая будет …  более пологой  более крутой  горизонтальной  вертикальной Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998. Индивидуальное контрольное задание № 6 1. Безработица и ее формы. Социальная защита безработных. 2.На графике показана кривая функции инвестиций I=a - br . Если инвестиции абсолютно эластичны к изменение процентной ставки, то эта кривая будет …  горизонтальной
 более крутой  более пологой  вертикальной Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998. Индивидуальное контрольное задание № 7 1. Инфляция и пути ее преодоления 2.На графике показана модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение). Если в экономике существует депрессия и высокий уровень безработицы, то рост совокупного спроса в краткосрочном периоде ведет к …  увеличению реального объема ВВП при неизменном уровне цен  росту уровня цен и реального объема ВВП  увеличению объема ВВП при снижении уровня цен  росту уровня цен и падению реального объема ВВП Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998.
Индивидуальное контрольное задание № 8 1. Макроэкономическое равновесие и его проблемы 2.На графике показана кривая функции инвестиций I=a - br . Сдвиг этой кривой вправо может быть обусловлен …  научно-техническим прогрессом, вызвавшим появление новой техники и технологии производства  снижением ставки процента  увеличением количества неиспользованного оборудования  падением спроса на выпускаемую продукцию Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998. Индивидуальное контрольное задание № 9 1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Их взаимодействие и условия равновесия 2.На рисунке показаны кривые IS (инвестиции-сбережения) и LM (ликвидность -деньги).
Если в условиях абсолютной неэластичности инвестиций к ставке процента, правительство увеличит государственные закупки товаров и услуг, то …  повысится уровень дохода и снизится процентная ставка  повысится уровень дохода и процентная ставка  снизится уровень дохода, а процентная ставка не изменится  уровень дохода не изменится, а процентная ставка не изменится Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998. Индивидуальное контрольное задание № 10 1. Цикличность развития рыночной экономики. Фазы цикла. 2.На графике показана модель AD-AS (совокупный спрос - совокупное предложение). Кривая совокупного спроса выражает взаимосвязь между уровнем цен и …  объемом произведенных в стране конечных товаров и услуг  запланированными потребительскими расходами домохозяйств
 государственными расходами  планируемыми совокупными расходами всех субъектов на покупку конечных товаров и услуг Рекомендуемая литература: Абрамова М. А., Александрова Л.С. Экономическая теория. – М. 2003. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. – М. 2002 Макроэкономика. Учебник для вузов. //Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб. «Поиск». 1998.


Яндекс.Метрика