Тема: "Современные формы организации внеаудиторный самостоятельной работы"
Описание:
Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой научный кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Один из способов достижения этих целей – внеаудиторная самостоятельная работа.
самостоятельной работы
Скрипченко Н. А., Гудова И.В.
БПОУ ОО «Омский колледж
транспортного строительства»
Россия (г. Омск)
«Без известного самостоятельного труда
ни в одном серьезном вопросе
истины не найти…».
Владимир Ильич Ленин
Изменение социально-экономических условий в российском обществе
привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству
подготовки специалиста в СУЗе. Современный профессионал должен
обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость,
предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть
конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого с сентября 2011 года
в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем
или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на
протяжении всей жизни. Новые подходы к профессиональной подготовке
обозначили необходимость пересмотра содержания образования, которое
отражено в Государственных образовательных стандартах среднего
профессионального образования.
Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость
развития у студентов творческой инициативы, воспитания у них
потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей
теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений
самообразовательной деятельности.
Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить
студентов работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой
научный кругозор, стремиться к истине в науке и практике. Один из способов
достижения этих целей – внеаудиторная самостоятельная работа.
Внеаудиторная работа студентов является составной частью
образовательной программы СПО, которая требует соответствующего
теоретического, психолого-педагогического и научно-методического
сопровождения, удовлетворения потребностей студентов в самореализации.
В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся
наполняется новым содержанием деятельность преподавателя и
обучающегося.
Роль преподавателя
заключается в организации СРС с целью
приобретения студентом общих и профессиональных компетенций,
позволяющих сформировать у студента способность к саморазвитию,
самообразованию и инновационной деятельности.
Роль студента
заключается в том, чтобы в процессе СРС под
руководством преподавателя он мог стать творческой личностью, способной
самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать
проблему и находить оптимальный путь её решения.
Внеаудиторная самостоятельная работа
- это планируемая
в
рамках
учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания
ОПОП
СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве
и
контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Задачи организации СРС состоят в следующем:
- мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
- повысить ответственность студентов за обучение;
-
способствовать развитию общих и профессиональных компетенций
обучающихся;
-
создать условия для формирования способности обучающихся
к
самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Самостоятельная работа, как форма организации обучения, возможна и
необходима для получения любого образовательного результата.
Мы с коллегами в своей работе используем различные формы и виды
СРС. Более подробно расскажу о некоторых из них.
1.
Самостоятельное решение задач.
Данный вид самостоятельной работы является обязательным для
каждого студента и определяется учебным планом. Мы разрабатываем
сборники задач и упражнений с учетом выбранной студентами
специальности. Это позволяет дать ответ на вопрос «Где применить
полученные знания в выбранной профессии?» Студентам
экономических специальностей мы показываем, д
ля решения каких
экономических задач нужна матричная алгебра, как с помощью
системы линейных уравнений можно построить модель отраслевой
экономики. Студентам строительных специальностей объясняем, как
можно применить знания по химии при изучении дисциплины
«Строительные материалы и изделия».
Есть сборники, где представлены в нескольких вариантах только
задания по всем темам курса.
Другие включают в себя по каждой
теме курса опорный конспект, перечень упражнений для выполнения
в аудитории и задания для самостоятельной работы дома.
2.
Научно-практическая конференция.
Каждый год для студентов первого года обучения мы проводим
Научно-практическую конференцию «Ломоносовские чтения».
Конференция проводится в два этапа. На первом заочном этапе
принимают участие все желающие. Члены жюри выбирают десять
лучших работ, авторы которых выступают в актовом зале колледжа.
3.
Организация и проведение недели Предметно-цикловой комиссии.
Во время проведения недели Предметно-цикловой комиссии
студенты вовлечены в несколько форм самостоятельной
внеаудиторной работы. Это подготовка и написание сообщений на
заданные темы, участие в интеллектуальных конкурсах, создание
газет, что невозможно без подбора и изучения литературных
источников. Студенты стремятся проявить себя, готовясь к недели
предметно-цикловой комиссии, выполняют много дополнительных
заданий.
4.
Организация и проведение СРС с использованием информационных
технологий.
В настоящее время информационные технологии повсюду,
поэтому они присутствуют при выполнении любого вида
внеаудиторной самостоятельной работы. Здесь
информационные
технологии выступают в качестве источника информации. К этому же
виду организации внеаудиторной самостоятельной работы можно
отнести участие студентов в
интернет олимпиадах и конкурсах.
Информационные ресурсы, предоставляемые в распоряжение
студента-исследователя сетью Интернет, огромны, и каждый из них
выбирает свой наиболее оптимальный «информационно-знаниевый»
маршрут.
В заключение хотим сказать, что все представленные формы СРС дают
возможность быть замеченными и получить хотя бы маленькую награду и
поощрение не только сильным и успешным в учебе студентам, но и слабым.
Таким образом, у большинства студентов развиваются коммуникативные
способности, формируется объективный и творческий подход к решению
профессиональных задач, происходит воспитание чувства ответственности за
свои действия.
Библиографический список
1. Инновационное обучение: стратегия и практика/Под ред. В.Я. Ляудис М.,
1994.
2. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис и
др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
3. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной
деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд
:
во МГУ, 1981.