Напоминание

"Использование Информационных Компьютерных Технологий (ИКТ) в преподавании иностранного языка"

Автор: Мерсиянова Дарья Михайловна

Должность: преподаватель иностранного языка

Учебное заведение: ГАПОУ РО "Донской банковский колледж"

Населённый пункт: г.Ростов-на-дону

Наименование материала: статья

Тема: "Использование Информационных Компьютерных Технологий (ИКТ) в преподавании иностранного языка"

Описание:

В статье рассмотрены спорные моменты в использовании информационных технологий на занятиях английского языка. Были предложены обучающие и познавательные программы, рекомендованные Министерством РФ, а так же сайты для формирования и совершенствования навыков студентов. В ходе исследования данной проблемы, было выявлено, что внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, а именно в повышении целенаправленности обучения, усилении мотивации учения, повышении информативной емкости содержания образования, применении активных методов и форм обучения, развитии навыков учебного труда, использовании компьютеров и других новых технических средств и т.д.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=739

Опубликовано 29.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Мерсиянова Дарья Михайловна Преподаватель иностранного языка ГАПОУ РО «Донской банковский колледж» г. Ростов-на-Дону В статье рассмотрены спорные моменты в использовании информационных технологий на занятиях английского языка. Были предложены обучающие и познавательные программы, рекомендованные Министерством РФ, а так же сайты для формирования и совершенствования навыков студентов. В ходе исследования данной проблемы, было выявлено, что внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, а именно в повышении целенаправленности обучения, усилении мотивации учения, повышении информативной емкости содержания образования, применении активных методов и форм обучения, развитии навыков учебного труда, использовании компьютеров и других новых технических средств и т.д.
Использование Информационных Компьютерных Технологий (ИКТ) в

преподавании иностранного языка.
Сегодня наука, мир, общество, в конце концов, образование изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества и в образовании в том числе. Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции преподавателя. Задача воспитания студента, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только преподавателем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. В настоящее время, «современный урок» иностранного языка получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Это понятие находится в постоянной динамике и именно сейчас, когда мы вступили в новый век перехода от общества индустриального к
информационному эта динамика особенно заметна. Сегодня традиционное образование вступает в конфликт с неограниченным доступом студентов к информации. Эта возможность обеспечивается современными электронными средствами массовой информации, глобальной сетью Интернет, возрастает потребность в использовании иностранного языка, а следовательно и изучение его, эта динамика особенно заметна. Использование современных информационных технологий (интерактивная доска, Т V монитор, компьютер) является одним из признаков современного урока иностранного языка. Компьютерные технологии и урок иностранного языка — актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ требует от преподавателя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Работу с компьютером на уроках английского языка я начинала с использования обучающих и познавательных программ на CD. Среди наиболее хорошо известных программ на CD – рекомендованные Министерством РФ «Профессор Хиггинс» и «Английский язык (основная база)», а так же такие сайты как:
study
(сайт для формирования и совершенствования грамматических и лексических навыков),
wastimes и

nytimes
(сайты, где огромное количество бизнес-текстов и газетных статей). Однако первый сайт ( study) больше рассчитан на индивидуальную работу студентов по фонетике и грамматике. Использовать этот сайт на занятиях со всей группой студентов очень сложно, т.к. содержит огромное количество упражнений и текстов на перевод повышенной сложности. Я применяю его для закрепления пройденного материала (Описание людей, Природа и человек, Повседневная жизнь , Молодежные объединения в России, Политические системы зарубежных стран и т.д.). Хочу отметить, что
такого вида работа помогла мне добиться значительного роста качества грамматических знаний. В работе по поликультурному воспитанию студентов использование ИКТ является наиболее актуальным. Знакомство с культурным наследием англо- говорящих стран и России стало на много доступнее. Кроме того, появилась возможность получить действительно аутентичные материалы по аудированию. Когда я готовила страноведческий урок о Лондонском Тауэре, то вышла на сайт этого музея. Информация – потрясающая! О Лондоне и Великобритании, королевской семье и истории флага Соединенного Королевства, английской еде и американской школе мы узнали от носителей языка. На уроке я представила не только интересную и познавательную презентацию и рассказ о достопримечательностях, но и реальный диалог подростка из Лондона, который помог провести заочное путешествие по историческим местам Лондона с помощью туристических карт и проспектов. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету можно получить доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. На мой взгляд, более действенным способом работы с компьютером является использование подготовленных преподавателем мультимедийных презентаций. Tate Gallery и Tretyakov gallery, The British Museum и Hermitage, The Library of Congress и Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные актеры, Шекспировский театр и Мариинка, Предприятие, продукция, услуги, Типы компаний в США, Структура и персонал фирмы, Карьер, Деловая банковская корреспонденция – вот далеко не полный перечень презентаций, имеющихся в нашем арсенале. В чем же плюсы использования презентаций на уроке?
Во-первых, при ознакомлении с новой лексикой, изображение экране позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием. Во-вторых, при изучении грамматического и страноведческого материала, увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала. В-третьих, тексты, лексический, грамматический материал, изобразительная наглядность, объединяются в тщательно выверенную методически оправданную последовательность. В-четвертых, это не маловажно, использование презентаций, прежде всего, резко повысило интерес студентов к моему предмету, привело к усилению мотивации учения. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность студента. В работе с грамматическим материалом огромную помощь оказывает Test Maker ( Headway). С его помощью можно создавать тестовые задания по пройденному материалу и выводить созданный тест на экран или провести автоматизированное тестирование всех студентов. Я применяю программу тестирования (Test Maker), которая довольно проста в эксплуатации и позволяет организовать тестирование по любым темам в рамках программы для студентов 1 курса. Test Maker имеет определенные уровни сложности и несколько видов тестов, таких как: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и «соотнести». Программа позволяет проверить процент усвоения материала, причем результаты появляются сразу. Хорошо и то, что после выполнения задания, студент может увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно. Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в группах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: студенты демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс,
мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения лексическими, грамматическими знаниями иностранного языка. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда студентов, особенно на первом курсе, когда у студентов происходит адаптация к новым требованиям. Опрос, проведенный в группах, показывает следующее: -80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее; - 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал; - 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке презентаций; - 66% - нравится работать с тестами на компьютере; -74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает возможность избежать субъективности оценки. -и только 2% считают, что использование ИКТ негативно влияет на восприятие и закрепление предоставляемой информации. Использование ИКТ в преподавании иностранного языка - это несомненный «прогресс» в сфере образования и получения необходимых знаний и навыков. Следовательно, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, а именно в повышении целенаправленности обучения, усилении мотивации учения, повышении информативной емкости содержания образования, применении активных методов и форм обучения, развитии навыков учебного труда, использовании компьютеров и других новых технических средств и т.д. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод: мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; они способствуют резкому росту интереса студентов к предмету; улучшают качество усвоения материала; позволяют индивидуализировать процесс обучения; дают возможность избежать субъективности оценки. Но можно ли считать, что ИКТ – это «выход из положения» в системе современного образования? Все ли преподаватели ссылаются на информационные технологии в преподавании иностранного языка? Нет конкретного ответа на данный вопрос, т.к. большинство преподавателей, по-прежнему, предпочитают работать в традиционной парадигме. Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить и традиционный урок и самого преподавателя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат. Список литературы 1. Григорьева Т.В. Компьютер в преподавании иностранных языков.// ИЯШ – 1991, №3 2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. – СПб: Союз, 2001. 3. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1981. 4. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986. 5. Панова-Яблошникова И.С. Теоретические аспекты и практическая реализация компьютерного обучения иностранным языкам. – АКД, Л., 1991.


Яндекс.Метрика