Тема: "Использование Информационных Компьютерных Технологий (ИКТ) в преподавании иностранного языка"
Описание:
В статье рассмотрены спорные моменты в использовании информационных технологий на занятиях английского языка. Были предложены обучающие и познавательные программы, рекомендованные Министерством РФ, а так же сайты для формирования и совершенствования навыков студентов.
В ходе исследования данной проблемы, было выявлено, что внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, а именно в повышении целенаправленности обучения, усилении мотивации учения, повышении информативной емкости содержания образования, применении активных методов и форм обучения, развитии навыков учебного труда, использовании компьютеров и других новых технических средств и т.д.
Мерсиянова Дарья Михайловна
Преподаватель иностранного языка
ГАПОУ РО «Донской банковский колледж»
г. Ростов-на-Дону
В статье рассмотрены спорные моменты в использовании
информационных технологий на занятиях английского языка. Были
предложены обучающие и познавательные программы, рекомендованные
Министерством РФ, а так же сайты для формирования и совершенствования
навыков студентов.
В ходе исследования данной проблемы, было выявлено, что внедрение
компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации
образовательного процесса, а именно в
повышении целенаправленности
обучения, усилении мотивации учения, повышении информативной емкости
содержания образования, применении активных методов и форм обучения,
развитии навыков учебного труда, использовании компьютеров и других новых
технических средств и т.д.
Использование Информационных Компьютерных Технологий (ИКТ) в
преподавании иностранного языка.
Сегодня наука, мир, общество, в конце концов, образование изменяются,
приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни
нашего общества и в образовании в том числе.
Модернизация системы
образования открывает новые горизонты и возможности, предъявляет
повышенные требования к профессиональной компетенции преподавателя.
Задача воспитания студента, всесторонне развитого и подготовленного к жизни
и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть
решена только преподавателем, владеющим современными педагогическими и
информационными технологиями.
В настоящее время, «современный урок»
иностранного языка получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску.
Это понятие находится в постоянной динамике и именно сейчас, когда мы
вступили в новый век перехода от общества индустриального к
информационному эта динамика особенно заметна. Сегодня традиционное
образование вступает в конфликт с неограниченным доступом студентов к
информации. Эта возможность обеспечивается современными электронными
средствами массовой информации, глобальной сетью Интернет, возрастает
потребность в использовании иностранного языка, а следовательно и изучение
его, эта динамика особенно заметна.
Использование современных информационных технологий (интерактивная
доска, Т V монитор, компьютер) является одним из признаков современного
урока иностранного языка.
Компьютерные технологии и урок иностранного языка — актуальное
направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Использование ИКТ требует от преподавателя переосмысления форм и методов
работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект
обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми
методическими приемами.
Работу с компьютером на уроках английского языка я начинала с
использования обучающих и познавательных программ на CD. Среди наиболее
хорошо известных программ на CD – рекомендованные Министерством РФ
«Профессор Хиггинс» и «Английский язык (основная база)»,
а так же такие
сайты как:
study (сайт для формирования и совершенствования
грамматических и лексических навыков),
wastimes и
nytimes (сайты, где огромное количество бизнес-текстов и газетных
статей). Однако первый сайт (
study) больше рассчитан на
индивидуальную работу студентов по фонетике и грамматике. Использовать
этот сайт на занятиях со всей группой студентов очень сложно, т.к. содержит
огромное количество упражнений и текстов на перевод повышенной
сложности. Я применяю его для закрепления пройденного материала (Описание
людей, Природа и человек, Повседневная жизнь
, Молодежные объединения в
России, Политические системы зарубежных стран и т.д.). Хочу отметить, что
такого вида работа помогла мне добиться значительного роста качества
грамматических знаний.
В работе по поликультурному воспитанию студентов использование ИКТ
является наиболее актуальным. Знакомство с культурным наследием англо-
говорящих стран и России стало на много доступнее. Кроме того, появилась
возможность получить действительно аутентичные материалы по аудированию.
Когда я готовила страноведческий урок о Лондонском Тауэре, то вышла на сайт
этого музея. Информация – потрясающая! О Лондоне и Великобритании,
королевской семье и истории флага Соединенного Королевства, английской еде
и американской школе мы узнали от носителей языка. На уроке я представила
не только интересную и познавательную презентацию и рассказ о
достопримечательностях, но и реальный диалог подростка из Лондона, который
помог
провести заочное путешествие по историческим местам Лондона с
помощью туристических карт и проспектов.
Это как раз тот случай, когда
«лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету можно
получить доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не
доставало.
То, что раньше
приходилось по крупицам собирать в различных
источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то
известные достопримечательности, великолепные памятники,
знаменитые
произведения искусства или живописи.
На мой взгляд, более действенным
способом работы с компьютером является использование подготовленных
преподавателем мультимедийных презентаций.
Tate Gallery и Tretyakov gallery,
The British Museum и
Hermitage, The Library of Congress
и Государственная
Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные
актеры, Шекспировский театр и Мариинка,
Предприятие, продукция, услуги,
Типы компаний в США, Структура и персонал фирмы, Карьер, Деловая
банковская корреспонденция – вот далеко не полный перечень презентаций,
имеющихся в нашем арсенале.
В чем же плюсы использования презентаций на уроке?
Во-первых,
при ознакомлении с новой лексикой, изображение экране
позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с
предметом или действием.
Во-вторых, при изучении грамматического и страноведческого материала,
увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы
способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
В-третьих, тексты, лексический, грамматический материал,
изобразительная наглядность, объединяются в тщательно выверенную
методически оправданную последовательность.
В-четвертых, это не маловажно, использование презентаций, прежде всего,
резко повысило интерес студентов к моему предмету, привело к усилению
мотивации учения. Это необходимое условие успешности обучения, так как без
интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций
немыслима творческая деятельность студента.
В работе с грамматическим материалом огромную помощь оказывает
Test
Maker ( Headway). С его помощью можно создавать тестовые задания по
пройденному материалу и выводить созданный тест на экран или провести
автоматизированное тестирование всех студентов. Я применяю
программу
тестирования (Test Maker), которая довольно проста в эксплуатации и позволяет
организовать тестирование по любым темам в рамках программы для студентов
1 курса. Test Maker имеет определенные уровни сложности и несколько видов
тестов, таких как: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и
«соотнести». Программа позволяет проверить процент усвоения материала,
причем результаты появляются сразу. Хорошо и то, что после выполнения
задания, студент может увидеть свой результат, количество ошибок и даже
просмотреть задания, выполненные неверно.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в группах,
где ИКТ применяется в системе, показали следующее: студенты
демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс,
мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению
эффективности овладения лексическими, грамматическими знаниями
иностранного языка. Такая организация работы является средством повышения
результативности учебного труда студентов, особенно на первом курсе, когда у
студентов происходит адаптация к новым требованиям.
Опрос, проведенный в группах, показывает следующее:
-80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много
интереснее;
- 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;
- 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке
презентаций;
- 66% - нравится работать с тестами на компьютере;
-74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает
возможность избежать субъективности оценки.
-и только 2% считают, что использование ИКТ негативно влияет на восприятие
и закрепление предоставляемой информации.
Использование ИКТ в преподавании иностранного языка - это
несомненный «прогресс» в сфере образования и получения необходимых
знаний и навыков.
Следовательно, внедрение компьютерных технологий создает
предпосылки для интенсификации образовательного процесса, а именно в
повышении целенаправленности обучения, усилении мотивации учения,
повышении информативной емкости содержания образования, применении
активных методов и форм обучения, развитии навыков учебного труда,
использовании компьютеров и других новых технических средств и т.д.
Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические
разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к
овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные
технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных
качеств обучаемых.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на
уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
они способствуют резкому росту интереса студентов к предмету;
улучшают качество усвоения материала;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
дают возможность избежать субъективности оценки.
Но можно ли считать, что ИКТ – это «выход из положения» в системе
современного образования? Все ли преподаватели ссылаются на
информационные технологии в преподавании иностранного языка?
Нет конкретного ответа на данный вопрос, т.к. большинство
преподавателей, по-прежнему, предпочитают работать в традиционной
парадигме.
Как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и
мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить и
традиционный урок и самого преподавателя. Ведь только разумное комплексное
сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и
технических средств может дать желаемый результат.
Список литературы
1.
Григорьева Т.В. Компьютер в преподавании иностранных языков.// ИЯШ –
1991, №3
2.
Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. –
СПб: Союз, 2001.
3.
Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении
иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1981.
4.
Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – М.:
Знание, 1986.
5.
Панова-Яблошникова И.С. Теоретические аспекты и практическая реализация
компьютерного обучения иностранным языкам. – АКД, Л., 1991.