Напоминание

"КИМы по русскому языку и культуре речи"

Автор: Мещерякова Гюзяль Гайяровна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский автомеханический техникум"

Населённый пункт: г.Нижний Новгород

Наименование материала: методические материалы к уроку

Тема: "КИМы по русскому языку и культуре речи"

Описание:

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения общеобразовательной дисциплины _ОГСЭ.05_"Русский язык и культура речи" основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования технического профиля.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=808

Опубликовано 04.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский автомеханический техникум»
Комплект

контрольно-измерительных материалов

по программе учебной дисциплины
ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ основной профессиональной образовательной программы по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования г. Нижний Новгород – 2013 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине _ ОГСЭ.05 « Русский язык и культура речи » основной профессиональной образовательной программы разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности: 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования Организация-разработчик: ГБОУ СПО «НАМТ» Разработчики: Мещерякова Г.Г., преподаватель ГБОУ СПО «НАМТ». Рекомендована предметной (цикловой) комиссией русского и иностранного языков протокол№______от____________20____г. Председатель ПЦК __________________/ Садовский М.В. УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебной работе _____________/ Г.Н. Малкина

Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов ……………………………..4 1.1. Область применения………………………………………………………………………...4 1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины ………………6 Формы итоговой аттестации по ОПОП при освоении учебной дисциплины ...…………..6 1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы ОП………………………….6 2. Комплект материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи»..……………….……………...….…7
Задания для зачета
....................…………………………………………………………….…...8
Задания для текущего контроля
……………………………………………………………...14

1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

1.1. Область применения
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения общеобразовательной дисциплины _ ОГСЭ.05_«Русский язык и культура речи » основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования технического профиля. В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; пользоваться словарями русского языка; владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности; владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике; употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в тексте; различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; пользоваться правилами правописания; различать тексты по их принадлежности к стилям; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально- делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы; понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь; фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы; лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки; способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки; самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи; синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса; правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания; функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:
1.1.1. Освоенные умения и усвоенные знания:
Результат обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; -анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; -владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности; -владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; -пользоваться нормами словообразования; -употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; -выявлять грамматические ошибки в тексте; -различать тексты по их принадлежности к стилям; -продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -понятия языка и речи, различия между языком и речью, -понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи, -фонетические единицы языка, орфоэпические нормы; -лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, лексические и фразеологические ошибки; -словообразовательные ошибки; -самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, ошибки в формообразовании и употреблении частей речи; -синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса; -правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и - проверка домашних заданий; - оценка деятельности во время практических работ; - зачеты по ключевым вопросам курса; - оценка деятельности учащихся во время самостоятельных работ на уроках; - дифференцированный зачет - индивидуальные и фронтальные опросы; - защита рефератов; - выполнение презентаций; - выступление с докладами, сообщениями; - тестирование; - проверка конспектов; - дифференцированный зачет
пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания; -функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка.
1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины

Формы итоговой аттестации по ОПОП при освоении учебной дисциплины:

Дифференцированный зачет

1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы ОП
Промежуточный контроль освоения умения и усвоенных знаний дисциплины «Русский язык и культура речи» осуществляется на дифференцированном зачете. Условием допуска к зачету является положительная текущая аттестация по всем практическим и самостоятельным работам учебной дисциплины, ключевым теоретическим вопросам дисциплины (проверка выполняется текущим контролем). Зачет проводится в письменной форме по вариантам Обучающийся, имеющий средний балл не менее 4,8, освобождается от выполнения заданий на зачете и получает оценку «отлично». Обучающийся, имеющий рейтинг не менее 3,8, освобождается от выполнения заданий на зачете и получает оценку «хорошо». Если обучающийся претендует на получение более высокой оценки, он должен выполнить все задания на зачете.

2. Комплект материалов

для оценки освоенных умений и усвоенных знаний

по дисциплине
«Русский язык и культура речи»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАЧЕТА

количество вариантов 4

Оцениваемые умения:
-строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; -анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; -пользоваться словарями русского языка; -владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности; -владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; -пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике; -употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; -выявлять грамматические ошибки в тексте; -различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; -пользоваться правилами правописания; -различать тексты по их принадлежности к стилям; -продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Оцениваемые знания:
-фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы; -лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки; -способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки; -самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи; -синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса; -правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания; -функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
Условия выполнения задания:
Для выполнения заданий на зачете требуются учебные парты, ручки, карандаши, ластик, бланк заданий, лист для ответов.

Вариант 1.
1. Расставить ударения в словах Агент, баллотироваться, документ, заем, злоба, индустрия, километр, красивее, маркетинг, обострить, принудить, ходатайствовать. 2. Написать транскрипцию выделенных слогов. Адекватный, альтернатива, анестезия, агрессия. 3. Образовать существительное в форме именительного падежа множественного числа. Редактор, конструктор, фельдшер. 4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа. Граммы, центнеры, ботинки. 5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Прогуливаясь по вечернему город, 1/мы получили настоящее наслаждение. 2/у нас завязался разговор. 3/проспект произвел впечатление. 6. Определить изобразительно-выразительные средства языка. Расставить знаки препинания. Д...лина тихая внима...т Журчанью мирн...го ручья. И темный лес скпоняясь дремл... т Под звуки песни с...ловья. /С.Есенин/ 7. Определить стиль и тип речи. Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. Потребность творчества так же естественна, как потребность пить и есть. Она теплится в каждом из нас, даже в самых невероятно тяжелых условиях. Каждая личность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что даже в детстве, у ребенка есть потребность в игре. Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. /В. Белов/

Вариант 2.
1. Расставить ударение в словах. Аргумент, баловать, договор, завидно, дремота, каталог, коклюш, кремень, некролог, осведомиться, средства, исчерпать. 2. Написать транскрипцию выделенных слогов. Тенденция, тезис, продюсер. 3. Образовать существительное в форме именительного падежа множественного числа. Инженер, лектор, директор. 4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа. Апельсины, мандарины, сапоги. 5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. 3) вы получаете большое удовольствие. 6. Определите изобразительно-выразительные средства языка. Плач...т у окошка пасмурн...я буря Понагнулись ветлы к мутн...му ст...клу И к...чают ветки голову понуря И с тоской угрюмой смотр... т в /полу/мглу. /С. Есенин/ 7. Определить стиль и тип речи. Трудное и запутанное дело-писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, становится профессионалом. И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда ему нужно платить за квартиру, шить жене пальто. И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уже писателя. Начинающий писатель, если он уважает свой талант, не должен «жить» литературой. Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. /В. Вересаев/

Вариант 3.
1. Расставить ударение в словах. Алкоголь, буржуазия, диспансер, заржаветь, тошнота, каучук, колосс, намерение, обеспечение, партер, столяр, щавель. 2. Написать транскрипцию выделенных слогов. Темп, детектив, атеизм, шинель. 3. Образовать существительное в форме именительного падежа множественного числа. Бухгалтер, договор, инспектор. 4. Образовать форму существительного родительного падежа множественного числа. Томаты, гектары, чулки. 5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Выбрав пьесу, 1) началось распределение ролей. 2) была назначена первая репетиция. 3) мы немедленно начали репетировать. 6. Определить изобразительно-выразительные средства языка. Улыбнулись со...ые березки Ра...трепали ш...лковые косы. Ш...лестят з...леные с...режки И г...рят серебря...ые росы. 7. Определить стиль и тип речи. Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения. Считают иногда, что в век лазера и ракет новые средства коммуникации и информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам - классикам. И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. В нашей стране пока еще есть голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги ,в ней как таковой есть оттенок « ретро», чего-то старомодного, сродни веку кринолинов и сюртуков. /В. Лакшин/ 11

Вариант 4.
1. Расставить ударение в словах. Аристократия, демократия, дозвониться, повторим, изобретение, квартал, комбайнер, менеджмент, облегчить, премировать, усугубить, мусоропровод. 2. Написать транскрипцию выделенных слогов. Кортеж, менеджер, антитеза, акварель. 3. Образовать существительное в именительном падеже во множественном числе. Корректор, профессор, инструктор. 4. Образовать существительное в форме родительного падежа множественного числа. Килограммы, носки, валенки. 5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Анализируя состав слова, 1) у меня возник вопрос. 2) укажите его морфемы. 3) мне поставили «отлично». 6. Определить изобразительно-выразительные средства языка. Тихо струи... с я река серебрист...я В царстве вечерн...и зелен...й в...сны Солнце с...дится за горы л...систые Рог з...лотой выплывает луны. /С. Есенин/ 7. Определить стиль и тип речи. С чьей-то легкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России. Красота этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов, сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озера и реки, обрамленные лесами, лугами, кустарниками; она обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг друга пейзажными настроениями. Эта смена происходит порою буквально в считанные секунды, не говоря уже о переменах, связанных с четырьмя временами года. /В. Белов/ 12
Максимальное время выполнения задания – 60 минут КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  Правильные ответы на все вопросы– 5 (отл);  Незначительные ошибки в 1-3 заданиях - 4 (хор);  Ошибки в 3-5 заданиях– 3 (удовл);  Ошибки в 5-7 заданиях– 2 (неудовл).
Количество вариантов заданий:
4
Время выполнения
: 60 минут
Условия выполнения заданий
Требования охраны труда: инструктаж по технике безопасности, преподаватель (эксперт) контролирующий выполнение ситуаций. Оборудование: бланк задания, бумага, шариковая ручка, карандаш, ластик. 13

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Орфоэпические нормы
I вариант Расставьте ударения в словах: баловать торты новорожденный вероисповедание квартал ломота завидно диалог маркетинг каталог дремота оптовый аристократия звонишь щавель газированный красивее вы правы брала мастерски ходатайствовать валовой некролог украинский газопровод облегчить свекла закупорить намерение феномен II вариант Расставьте ударения в словах: эксперт теплопровод созыв свекла красивее договор средства дремота торты диспансер иконопись апартаменты аристократия валовой добыча тотчас начата алкоголь сосредоточение договоренность симметрия банты досуг три квартала города мышление созвонишься обеспечение
Лексические нормы
Устраните лексические ошибки. 1. Чтение книг даёт возможность человеку пополнять свой кругозор. 2. Задача, поставленная нами, достигнута. 3. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо. 4. Город широко готовится отметить юбилей писателя. 5. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми. 6. Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы. 7. Вслед за черешней подоспели яблоки. 8. Под текстом заявления нужно поставить роспись. 9. Им владело желание глубже осмыслить существо происходящего. 10. Этот выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 11. Наши спортсмены завоевали мировой рекорд. 12. Только через много лет на его голову обрушилась слава. 13. Он был отъявленным любителем футбола. 14. В нашей работе ведущее значение придается трудовому и нравственному воспитанию. 15. Начальник от всей души отругал меня за несданный отчёт. 14
16. Новый фильм обречен на успех. 17. Он пристально слушал мой рассказ. 18. В этой ситуации следует предпринять все меры. 19. В Доме молодёжи собрались учащиеся и студенты. 20. Первый тост подняли за молодых. 21. Комиссия столкнулась с фактором незаконной продажи спиртных напитков. 22. В левом углу плаката нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. 23. Эти мысли пришли в его мозг постепенно. 24. Между тем надвигались радостные события. 25. Две большие разницы – прочитать историю в газете или услышать её от непосредственного участника событий. 26. Пьеса «Гроза» в своё время произвела большой резонанс на читателя. 27. Директор должен во всём показывать образец своим работникам.
Морфологические нормы
Задание 1. Определите род имён существительных: домишко прорубь коллега крупье протеже маэстро инкогнито шампунь тюль мозоль табель рояль бандероль кофе фэнтези алиби резюме авеню жалюзи салями шимпанзе Баку Марокко Миссисипи МГУ МВД НИИ вуз Задание 2. Поставьте данные имена существительные в форму именительного падежа множественного числа: директор доктор профессор инженер бухгалтер редактор слесарь шофёр паспорт адрес торт порт свитер договор округ дно Задание 3. Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа: грамм носок чулок гектар ружьё полотенце блюдце яблоко помидор стекло дело место платье туфля грабли сапоги рельсы деревня джинсы шорты весло простыня дядя судья кухня макароны будни узбеки якуты армяне турки цыгане грузины болгары
Синтаксические нормы.

Задание 1. Найдите случаи неверного употребления форм управления.
По окончанию работ мы пошли в театр. Андрей способен к глубокому чувству. Почет и блестящее положение ничуть не поколебали республиканские убеждения и демократические симпатии Бетховена. Михайлов недаром был удостоен высокой наградой. За проезд в транспорте следует оплачивать. 15
Заведующий кафедры был расстроен. Данные факты говорят за возможность быстрого решения этой проблемы. Я хочу рассказать за свою жизнь. Она вежлива к людям, отзывчива. Каждый день мать радуется за успехи сына. В поэме описывается о похождениях Чичикова. Лектор оперировал с точными фактами. Как смотреть на равнодушие родителей за судьбу детей своих. Была выражена благодарность в адрес тем, кто организовал концерт для военнослужащих. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить навстречу движения транспорта. Нельзя не принимать во внимание этого факта. Такое поведение заслуживает награду.
Задание 2. Найдите речевые ошибки. Исправьте, объясните их характер.
Мои подруги были похожие на этих девчат. Эта книга полезная и интересная, но не свободна от некоторого схематизма. Сергей считает себя как удачливого человека. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. Эта страна привлекает туристов, благодаря своей уникальности и разнообразия. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. Вам предстоит увидеть соборы, запомнящиеся навсегда. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. В городе открылись много магазинов. В конгрессе принимали участие сорок одна страна.
Задание 3. Исправьте, где следует, предложения, изменив порядок слов.
Еремеевна была крепостной крестьянкой Простаковой. Дети читали только французские книги, особенно Софья. От очистки хлопка и выделки пряжи все производство до отбелки тканей, окраски и разрисовки полностью механизировано. Стихи написаны доступным языком для детей, читаются легко.
Задание 4. Найдите ошибки в построении сложных предложений.
Последнее, в чем я бился более часа, – это над вопросом об устройстве машины. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. Единственное, что нужно обратить внимание, – это на дисциплину. Анна Ивановна сказала Волкову, чтобы он передал сыну, чтобы он зашел в школу. Виктор Алексеевич предложил изготовить специальный желоб из металла, который установлен на подставках. В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в настоящее время в районах Смоленской области.
Задание 5. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных и причастных

оборотов.
Применяя оба рассмотренные здесь способа соединений, любые из указанных в таблице элементов могут быть использованы для питания батареек. Рассматривая редакционную почту, мое внимание привлекло письмо школьницы. Возвращаясь с выставки, ему пришлось заглянуть в библиотеку. Прибывающий состав на пятый путь отправляется через полчаса. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем. Не прекращая машина буксовать, вся тряслась и рычала.
Тест по всем разделам языкознания.

1.

В каких предложениях нарушены речевые нормы?
а) Ты позвонишь мне завтра? б) Кто из учеников читали эту книгу? 16
в) В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. г) Самолёт с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.
2.

В каких предложениях нарушены речевые нормы?
а) В школе объявлен конкурс о лучшем сочинении, посвященный юбилею города. б) Инцидент удалось предотвратить благодаря вмешательству милиции. в) Соня жалела и переживала за Раскольникова. г) В своём романе Толстой не только рисует картины великих сражений, но и мирный быт семьи Ростовых.
3.

Отметьте предложения без речевых ошибок.
а) Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся. б) Я склонен, что его решение ошибочно. в) Он потерял словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений. г) Этот роман оказал неизгладимое впечатление на современников.
4.

Отметьте предложения без речевых ошибок.
а) Девочки похожи друг на друга как две капли воды. б) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. в) Карманный переводчик поможет вам заговорить по-английски, не зная его. г) Дружественный визит министра в Корею планируется на февраль.
5. В каких словосочетаниях есть существительные в предложном падеже?
а) договорились о встрече; б) готовился к встрече; в) встреча с другом; г) встреча на перроне; д) встретились в библиотеке; е) говорить обо всём.
6. Словосочетания с прилагательными в форме сравнительной степени?
а) лисье выражение лица; б) превосходный результат; в) сильнее старшего брата; г) самая белая бумага; д) более дорогая вещь; е) мудрейший человек.
7. Отметьте глаголы совершенного вида.
а) говорить; б) сказать; в) поговорить; г) прыгнул; д) прячутся; е) поделится.
8. Отметьте глаголы I спряжения.
а) гнать; б) стучать; в) отчаяться; г) плещутся; д) ненавидят; е) думать.
9. Отметьте вопросы наречий.
а) кто? б) когда? в) в какой степени? г) что сделать? д) где? е) сколько?
10. В каких словосочетаниях есть действительные причастия?
а) улыбающийся мальчик; б) украшенная ёлка; в) незаменимый никем работник; г) вытерпевший многое; д) увядшие растения; е) растаявший снег.
11. В каких предложениях есть предлоги?
а) С востока надвигаются тучи. 17
б) О лес! Как ты прекрасен! в) И там и сям густые каштаны. г) Лодка шла навстречу пароходу. д) Из-за морозов занятия отменили. е) Школа была около дома.
12. В каких словах пишется буква а?
а) нал..гается штраф; б) случайное совп..дение; в) процесс пар..обрзования; г) приезжает изредк..; д) лепеч..т дети; е) прик..снуться к руке.
13. В каких словах пишется буква о?
а) в чуж..й семье; б) приглаш..н в гости; в) отдаленный рай..н; г) резная реш..тка; д) следы ож..гов; е) копч..ная сельдь.
14. В каких словах пишется двойная согласная?
а) кожа(н, нн)ая куртка; б) сгущё(н, нн)ое молоко; в) действовали согласова(н, нн)о; г) дра(м, мм)атический театр; д) ра(с, сс)троен известием; е) нелепая (с, сс)ора.
15. Отметьте числительное.
а) четвёртый; б) четвёрка; в) четыре; г) четверо; д) вчетверо; е) четверг.
16. Отметьте личные местоимения.
а) я; б) мой; в) о себе; г) тебе; д) любимой; е) меня.
17. В каких словосочетаниях есть возвратные деепричастия?
а) отмечая ошибки; б) отметив крестиками; в) включившись в работу; г) наклонясь вперёд; д) не ошибись в расчётах; е) узнав правду.
18. В каких предложениях правильно обозначены сказуемые?
а) Сад словно заснул. б) Ночь была лунная и холодная. в) Первые морозы ещё не зима. г) Не надо говорить об этом. д) На небе начинали мигать звёзды. е) Его глаза как сталь.
19. В каких словах пишется буква и?
а) с..грать в шахматы; б) пр..открыть окно; в) талантл..вый художник; г) жил на побережь..; д) сказочные дворц..; е) сестриц..н платок.
20. В каких словах пишется буква з?
а) крепкое ..доровье; б) бе..платная доставка; в) купить овощере..ку; г) условный рефлек..; д) ..борник статей; е) у..кий пролив.
21. В каких словах пишется мягкий знак?
18
а) мороз трескуч..; б) чесноч..ный соус; в) к охотнич..ему домику; г) сопостав..те факты; д) в..езд запрещен; е) аэрофотос..емка.
22. Какие слова пишутся раздельно?
а) (С)начала обвиняемый всё отрицал. б) Он поступил так(же), как его друг. в) (Не)было причин волноваться. г) На предприятии организована (консультационно)справочная служба. д) Я имел (в)виду ваш доклад на конференции. е) Ветер дул с (юго)запада.
23. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?
а) За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал. б) На столе стоят вырезанные из дерева чудесные фигурки: уточка, лебедь, конь. в) Тогда, три года назад я больше всего ценил в своём друге такие качества, как сила, ловкость, реакция. г) Утром альпинисты начали подъём, который как они рассчитывают, не должен стать особенно трудным. д) Естественно, правила приличия требовали, чтобы внешне всё выглядело, как всегда, благопристойно, но я несколько раз спрашивал себя: «Так ли уж трудно собравшимся сохранять спокойствие?».
24. В каких предложениях нарушены речевые нормы?
а) Рассматривая в музее образцы народной росписи, вышивки, керамики, мне вспомнились русские сказки. б) Утром я пью горячий кофе со сливками. в) Постепенно я боле лучше изучил его характер. г) На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц. В городской олимпиаде по русскому языку участвовал восемьдесят один ученик. д) Наташа Ростова уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.
Вопросы и задания по всем темам дисциплины.
-Что изучает дисциплина «культура речи»? Каков её предмет и задачи? -Что такое общение? Какие существуют вербальные и невербальные средства общения?
Задание:
Напишите сочинение-размышление на тему: „Для чего необходимо изучать дисциплину «Русский язык и культура речи»?” -Что такое литературный язык? Перечислите его основные признаки. -Назовите формы существования литературного языка.
Задание:
Напишите сочинение-миниатюру на тему: „Значение литературного языка для русской культуры.” 19
-Что такое литературно-языковая норма? Каковы её свойства? -Назовите виды норм. -Что такое орфоэпические нормы? -Что такое акцентологические нормы? -Что такое словообразовательные нормы?
Задания:
1. Правильно произнесите слова: афера, опека, истекший, белесый, оседлый, блеклый, маневры, решетчатый, разношерстный, тезис, интервью, бассейн, жюри, пресса, свитер. 2. Расставьте в словах ударения: баловать, красивее, договор, квартал, звонит, обеспечение, вручат, начался, принята, новорожденный, туфля, украинский, ходатайство, бармен, бюрократия, буржуазия, дремота, жалюзи. -Что такое лексические нормы? -Что такое морфологические нормы? -Что такое синтаксические нормы?
Задания:
1. Составьте словосочетания со словами-паронимами: всякий – всяческий, длинный – длительный, злой – злостный, логичный – логический, опасный – опасливый, скрытый – скрытный, хозяйский – хозяйственный. 2. Исправьте ошибки в предложениях: 1) На выставку пришел брат и сестра. 2) Он живет в городе Ростов. 3) На заявлении гражданина, приложенного к делу, не было подписи. 4) Стоя у перрона, её глаза были полны слёз. 5) Каждый тракторист закреплен за определенным трактором, который следит за его состоянием. 6) Серёжа – большая умница. 7) Стихи написаны доступным языком для детей, читаются легко. -Перечислите основные типы словарей. -Как составляются словарные статьи в различных типах словарей.
Задания:
1. Выпишите из толкового словаря 4 слова с пометами «книж.», «спец.», «разг.», «прост.»; найдите 2 многозначных слова, 2 омонимических слова. Составьте с ними предложения. 2. Используя словарь иностранных слов, дайте определения иноязычным словам: брокер, дисплей, консенсус, панацея, конфронтация, инфантильный, деструкция, инцидент. -Назовите основные уровни языка, охарактеризуйте их. -Перечислите языковые дисциплины, изучающие различные уровни языка. -В чем проявляется системность языка? -Что изучает фонетика? -Охарактеризуйте звуковой и фонемный состав русского языка. -Что такое транскрипция? Назовите основные правила транскрибирования слов.
Задание:
Затранскрибируйте слова: сбить, лётчик, весть, сердце, лёгкий, увлекаться, редкость, доносчик, двенадцать, объявление, нянчить, расчёт, съестной, интервью. 20
-Перечислите основные фонетические средства выразительности речи. -Что такое благозвучие речи? -Что такое звукопись? Назовите основные приёмы звукописи.
Задания:
1. Проведите анализ стихотворений с точки зрения фонетических средств выразительности (Лермонтов «Русалка», Пушкин «Эхо», Тютчев «Весенняя гроза», «Слезы людские», Пастернак «Зимняя ночь»). 2. Отредактируйте предложения, чтобы устранить неблагозвучия: 1) Он был удостоен приза за завоёванную победу. 2) Краю крайне необходимы финансовые средства. 3) Число отчисленных в этом году увеличилось. 4) Мы направили документацию на реставрацию музея. 5) Гол голландцев в ворота французов решил исход матча. 6) Большинство жителей этого города вежливы в отношении друг к другу. -Что изучает графика? -Охарактеризуйте русский алфавит. -Назовите основные принципы русской орфографии, охарактеризуйте их.
Задания:
1. Определите звуковое значение согласных букв: „
с
” сырой просьба сшить сжать с честью серый „
з
” коза взять вяз разжать без шерсти без числа 2. Произведите графический разбор слов «бульон», «лётчик». -Что изучает лексика? -Что такое прямое и переносное значения слова? -Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения её происхождения. Какова причина появления в русском языке заимствованных слов? -Что такое активный и пассивный запас языка? Что такое архаизмы, историзмы, неологизмы? -Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы её употребления. Что такое диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы?
Задания:
1. Употребите слова в прямом и переносном значении: зерно, тепло, ветер, звезда, болото, луч, высокий, легкий. 2. Дайте русские синонимы иноязычным словам: аргумент, актуальный, доминировать, инертность, абстрактный, игнорировать, резолюция, позитивный, 3. Определите, какие из слов являются историзмами, а какие архаизмами: уезд, чело, выя, кольчуга, аршин, лепота, опричник, младой, внемлет, ярмо, десница, глаголить, ведать, льзя. -Что такое синонимы, антонимы, омонимы? -Какие художественные приёмы построены на синонимии? антонимии? омонимии?
Задания:
1. Составьте словосочетания со словами, докажите, что это омонимы: клуб, месяц, ключевой, бродить, печь, дробь, тушить, кран, вид, простой, долг, завод, побег, среда, брак, уход. 21
2. Подберите синонимы к словам: известный, смелый, кричать, смеяться, идти. 3. Подберите антонимы к словам в словосочетаниях: хлеб ноша сон журнал вопрос обморок свежий – легкий – глубокий – ветер аромат озеро взгляд характер знания 4. Найдите в текстах художественной литературы примеры градации, антитезы, оксюморона, каламбура. -Что такое фразеологизм? Приведите пример фразеологизмов. -Назовите основные признаки фразеологизма. -Какова роль фразеологизмов в речи?
Задания:
1. Определите значения фразеологизмов: белая ворона, в два счета, валять дурака, как пить дать, язык без костей, ни зги не видно, рукой подать, засучить рукава, во весь дух, капля в море, взять себя в руки. 2. Подберите синонимы к фразеологизмам: куры не клюют, водить за нос, один на один, два сапога пара. 3. Подберите антонимы к фразеологизмам: кот наплакал, слова не вытянешь, жить душа в душу, чуть свет. 4. Исправьте ошибки в предложениях с фразеологизмами: 1) Это дело гроша выеденного не стоит. 2) У меня язык не поднимается сказать. 3) Это событие сыграло большое значение в его жизни. 4) Он не упал духом. 5) Все горят стремлением сделать как можно больше. -Что изучает морфемика? -Что изучает словообразование? Назовите основные способы словообразования. -Приведите примеры словообразовательных средств выразительности речи. Для чего они используются в разговорной речи? в языке писателей? и публицистов?
Задания:
1. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слов: европейский, неисчислимый, антинаучный, беспрекословно, высокооплачиваемый, замдиректора, сердцебиение, перешёптываться. 2. Образуйте при помощи суффиксов формы с субъективной оценкой от слов: мать, дочь, брат, сестра, старик, город, дом, снег, комната. -Что изучает морфология? -Перечислите основные части речи русского языка. -Что такое имя существительное? Назовите его основные грамматические категории. -Что такое имя прилагательное? Его основные грамматические категории. -Что такое имя числительное? Его основные грамматические категории. -Какова стилистическая роль имен существительных, прилагательных и числительных?
Задания:
1. Определите род имен существительных: домишко, лебедь, прорубь, подмастерье, коллега, невежда, кенгуру, какаду, Тбилиси, Марокко, форель, пенальти, ООН, вуз, МХАТ, Сидоренко. 2. Поставьте существительные: 22
а) в форму именительного падежа множественного числа: директор, профессор, редактор, инженер, бухгалтер, торт, герб. б) в форму родительного падежа множественного числа: грамм, носок, чулок, кочерга, ботинок, блюдце, грузин, валенок, сапог, крыльцо, платье, простыня, грабли, ясли. 3. Образуйте краткую форму прилагательных: хороший, светлый, умный, мудрый, мягкий, мужественный, бессмысленный, современный. 4. Запишите числительные словами: 1) Пароход с 468 пассажирами отошел от пристани. 2) Книга была иллюстрирована 34 рисунками и 29 чертежами. 3) Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль). 4) Стипендии были выплачены 1552 (студент). 5. Сделайте морфологический разбор выделенных слов: Раздувая от нетерпения ноздри, старый конь подошел к лесничему. -Что такое глагол? Его основные грамматические категории. -Что такое причастие и деепричастие? Их основные грамматические категории. -Что такое наречие? Его основные грамматические категории. -Назовите служебные части речи. Для чего они служат? -Какова стилистическая роль глагольных форм, наречий и служебных частей речи?
Задания:
1. Поставьте глаголы в форму второго лица множественного числа повелительного наклонения: ездить, нести, поить, мять, ставить, бить, лечь. 2. Образуйте от глаголов деепричастия: бежать, гаснуть, написать, сшить, быть, смотреть, сидеть. 3. Сделайте морфологический разбор выделенных слов: Мы долго шли по размытой дождями дороге, пока за деревьями не мелькнул огонек. Тогда мы ускорили шаги, радуясь близкому ночлегу. -Расскажите о правописании н – нн в прилагательных и причастиях. -Расскажите о слитном и раздельном написании частицы не с различными частями речи. -Расскажите о правописании личных глагольных окончаний. -Расскажите о правописании наречий.
Задания:
1. В каких словах пишется одна буква н, а в каких – две н? Оловя..ая пуговица, пря..ый аромат, шерстя..ое одеяло, перекраше..ый стол, кипячё..ое молоко, невида..ое бедствие, юбка отглаже..а, кова..ый сундук, жаре..ая в масле рыба, рассея..ые взоры. 2. В каких словах не пишется слитно, а в каких раздельно? (Не)гладкая поверхность; далеко (не)приятный разговор; (не)согласен с доводами; (не)законченный вовремя эксперимент; торопится (не)куда; живет (не)далеко, а близко; ему (не)здоровится. 3. Раскройте скобки, запишите наречия: (До)нельзя, (в)тихомолку, (без)спросу, (с)маху, (на)расхват, (по)памяти, (в)открытую, (мало)помалу, (на)тощак, (на)лету, (в)догонку, (по)одиночке, (на)зубок. -Что изучает синтаксис? -Что такое словосочетание? -Назовите основные виды связи между словами в словосочетаниях.
Задания:
23
1. Определите вид связи в словосочетаниях: находиться неподалёку, мокрый от дождя, заячьи слёзы, три яблока, уборка урожая, лететь навстречу, крайне медлительный, проверить его, возможность отдохнуть. 2. Поставьте существительное в нужном падеже: обидеться (слова), превосходство (люди), удивлён (выносливость), уверенность (успех), обрадован (возвращение), рецензия (книга), отзыв (фильм). -Что такое предложение? -Какие предложения называются односоставными? Назовите их основные виды. -расскажите о классификации сложного предложения.
Задания:
1. Выделите грамматическую основу в предложениях, определите тип сказуемых: 1) Я здесь один. 2) Мы с бабушкой пошли в парк. 3) Многие были против. 4) Раза два принимался накрапывать дождь. 5) Решить задачу оказалось делом трудным. 2. Определите тип односоставных предложений: 1) Снова хотелось спать. 2) Вечерело. Горы были уже в тени. 3) Жаркий полдень. Духота. 4) Вели затопить камин. 3. Сделайте синтаксический разбор предложения; составьте его схему; определите типы придаточных предложений: Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок на крыльце, не сразу понял, кто звонит. -Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. -Расскажите о постановке знаков препинания при вводных словах и предложениях; при сравнительных и уточняющих оборотах. -Расскажите о постановке знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. -Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Задание:
Расставьте знаки препинания в предложениях: Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю. Батальон незамеченный противником ворвался в тыл. Ветер свистя в ушах обдавал прохладой. Было должно быть уже поздно. Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. Справа у подножья горы расстилалось поле. Некоторые казаки в том числе и Семён встали и вытянулись. Мы решили сказал он остаться здесь ночевать. Поведение Нагульного все расценивали по- разному одни одобряли другие порицали некоторые помалкивали. Я не могу понять почему обстоятельства сложились так что в семье где были мать и отец воспитывала мен бабушка. -Что такое текст? Назовите основные признаки текста. -Какова структура текста? -Что такое сложное синтаксическое целое? -Расскажите о способах связи предложений в тексте. -Что такое функциональные стили речи? Перечислите их. -В чём отличие разговорного стиля от книжных стилей речи? 24
-Расскажите о публицистическом стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства). -Расскажите об официально–деловом стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства).
Задания:
Напишите автобиографию в официально-деловом стиле. -Расскажите о научном стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства). -Расскажите о разговорном стиле речи (цель, форма реализации, языковые средства). -Расскажите о стиле художественной литературы (цель, форма реализации, языковые средства). -Расскажите о стилистических фигурах и тропах, используемых в языке художественной литературы.
Задание:
Проанализируйте отрывок из рассказа И. Бунина „Заря всю ночь” (с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор передаёт душевное состояние героини). -Расскажите об этических нормах общения людей, речевом этикете. Назовите формулы речевого этикета. -Расскажите об обращении в русском речевом этикете.
Задание:
Написать сочинение – размышление на тему: „Речевая культура человека – зеркало его души”. 25


Яндекс.Метрика