Напоминание

"Ключ к пониманию себя и других людей"

Автор: Маковецкая Лариса Николаевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: Южно-Уральский государственный технический колледж

Населённый пункт: город Челябинск

Наименование материала: Статья

Тема: "Ключ к пониманию себя и других людей"

Описание:

На работе мы привыкли столь часто сдерживать свои эмоции, что это уже входит в привычку. Однако практика показала, что чем больше человек открыт к диалогу и восприятию, тем успешнее складываются у него отношения с окружающими.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=914

Опубликовано 09.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Автор: Маковецкая Л.Н. Ключ к пониманию себя и других людей У каждого человека бывают эмоциональные состояния, которые непросто определить. Часто мы сами пребываем в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами или с другими людьми, мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств – все эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум». Поэтому важно уметь не только замечать в себе чувства, но и знать, как они называются, уметь подбирать подходящие слова для их выражения. Эмоциональное состояние, будучи названным и понятным, становится «ключом» к пониманию самого себя и других людей. Важно не только уметь распознавать эмоции, но и учиться находить адекватный способ выразить их. Нужно не игнорировать свои чувства и не подавлять их, а уметь выражать в диалоге с партнером. На работе мы привыкли столь часто сдерживать свои эмоции, что это уже входит в привычку. Однако практика показала, что чем больше человек открыт к диалогу и восприятию, тем успешнее складываются у него отношения с окружающими. Кроме того, в диалоге мы учимся не только понимать собеседника, но и самих себя, осознавать свои чувства и выявлять их причину. А когда причина эмоций (в том числе и негативных – таких как гнев, раздражение или уныние) становится известна, это помогает лучше управлять своими чувствами. Известно, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться негативным эмоциям. Если человек наделен подобными способностями, то они распространяются на все 1
жизненные ситуации, а не только на область, связанную с профессиональной деятельностью. Чем сильнее эмоции, тем выше шансы, что именно они будут диктовать нам, что делать. Каждый день перед человеком встает задача эффективного управления своими эмоциями. Наш мозг устроен так, что всегда приоритет отдает эмоциям, только потом в действие вступает рациональное мышление. Связь эмоциональной и рациональной зоны мозга является физическим источником эмоционального интеллекта. Эмблемой двадцатого века можно считать латинские буквы – IQ. Психологи подарили миру такое понятие, как «коэффициент умственных способностей». Коэффициент интеллекта уже отпраздновал свое столетие. Однако этот показатель не позволяет точно определить реальный успех человека в жизни. А вот эмоциональный интеллект( EQ) – понятие молодое. Словосочетание эмоциональный интеллект означает способность человека понимать и контролировать свои эмоции и эмоции окружающих. Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов. Эмоциональный интеллект включает в себя способность воспринимать эмоции, направлять их в помощь разуму, понимать, что выражает эмоция. Развитый эмоциональный интеллект позволяет увидеть причину негативной эмоции, оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно. Другими словами, эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций вместо того, чтобы испытывать их долгое время. 2
В деловой сфере эмоциональный интеллект играет даже большую роль, чем профессиональная компетенция, так как большинство людей хотят работать с теми, кто глубоко понимает и осознает их нужды. Эмоциональный интеллект – это не врождённое или раз и навсегда приобретённое свойство. Это способности, над которыми надо работать и которые могут быть успешно развиты. Эмоциональный интеллект растёт в течение всей жизни, увеличиваясь с возрастом и жизненным опытом. В отличие от коэффициента интеллекта, уровень которого определён генами, уровень эмоционального интеллекта, как мы уже отметили, развивается в течение всей жизни человека. Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой встречаются люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность. Интеллект представляет собой нашу способность к обучению, и эта способность остается неизменной, будь нам 15 или 50 лет. E Q является гибким навыком, которому можно научиться. Несмотря на то, что некоторые люди от природы обладают более высоким эмоциональным интеллектом, чем другие, его уровень можно повысить, даже если вы не обладали значительным EQ от рождения . Таким образом, успех зависит от умения управлять своими эмоциями в гораздо большей степени, нежели от умственных способностей. Каждый раз, когда перед человеком появляется какое-то дело, у него есть две альтернативы: сделать дело или отступить. Первое решение повышает эмоциональный интеллект, второе – понижает. Некоторые сложные дела вызывают у людей негативные эмоции. Если они берутся за такое дело, неприятные эмоции стоят у них перед 3
глазами на протяжении всей работы. Если человек пытается копнуть глубже, понять причины негативных эмоций, они исчезают либо отползают в сторону и не мешают какое-то время. Таким образом, «взять и сделать» – многие века является эффективной стратегией для работы над собой и для развития эмоционального интеллекта. От эмоционального интеллекта зависит около 60 процентов результата любой выполняемой работы. Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу с множеством страхов и сомнений. Человек с низким эмоциональным интеллектом свернёт в сторону под их напором. Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами, поймёт: не всё так страшно, а значит, продолжит медленное движение вперёд. У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он «налету» разберётся со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям. Таким образом, навык понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения своих целей. У среднестатистического человека мысли бегают в голове, и за каждой мыслью прячется армия «непроработанных» эмоций. В таком состоянии сложно долго концентрироваться на одной идее: её тут же начинают атаковать противоположенные мысли. С развитием эмоционального интеллекта, негативные эмоции ослабляют своё влияние, появляется возможность мыслить чётко и ясно, а значит уделять главное внимание – главным вещам. Таким образом, с развитием эмоционального интеллекта, мечты человека становятся реальностью гораздо быстрее. 4
Высокий эмоциональный интеллект означает отсутствие «внутренних тормозов», следовательно, успех становится логичным следствием любых поступков человека. Для определения текущего эмоционального интеллекта можно воспользоваться следующим способом. «Лакмусовой бумажкой» будет являться поведение человека во время стресса. Если надавить на яблоко – польется яблочный сок. А что мы проявляем, когда на нас давят внешние обстоятельства?  Мы становимся параноиком и замыкаемся в себе? (свидетельствует о страхе)  Начинаем кричать на людей? (гнев)  Мы начинаем обороняться? (гордость)  Анализируем проблему и находим решение? (интеллект)  Или используем интуицию, чтобы погасить конфликт? (любовь) Существует четыре навыка эмоционального интеллекта. Их можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая — межличностную социальную компетентность. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на человека, а не на наших взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой способность сохранять восприимчивость эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения. Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости, чуткости, эмпатии и управления отношениями. Социальная компетентность представляет 5
собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем, чтобы улучшить качество отношений и связей с ними. С точки зрения эмоционального интеллекта, работа над собой позволяет человеку:  избавиться от негативных эмоций;  эффективнее достигать своих целей;  сделать этот мир и себя гармоничнее и лучше. То есть эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В традиционной психологии считается, что возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований. В нашей жизни существует масса ситуаций, когда мы стоим перед выбором: либо поддаться на эмоциональный импульс, приняв эмоции другого за свои собственные, – либо понять эмоции оппонента и, владея собственными эмоциями, отреагировать наиболее конструктивным способом. Например, когда некто на совещании громко уверяет, что возглавляемая вами служба «пустое место», а вы сами - «полное ничтожество» – у вас есть выбор: принять эти слова за реальность, оценку себя, поддаться на эмоции, что обернется сильным падением настроения, обидой и последующей агрессией – либо понять, что таким странным образом некто сообщает всем о собственной реакции на ситуацию, но не на вас. 6
Люди сегодня стали свободнее, мобильнее и они знают себе цену. Так что, если им не нравится, как с ними обращаются, они легко уходят в другое место, где их будут больше ценить и обращаться с ними как с людьми, а не как с «ресурсом». Обладатели эмоционального интеллекта сохраняют эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх, гнев не мешали ясности мышления. Они внимательно и с повышенной чуткостью относиться к эмоциональному состоянию окружающих, строят отношения в духе глубокой взаимосвязи и взаимного сотрудничества. Эмоциональный интеллект питает нашу веру в себя и в успех своего дела, помогает встать после неудачи и снова «оказаться на коне», вдохновляет, поддерживает, дает обратную связь, или хорошего «пинка», если нужно. Таким образом, если мы не научимся управлять своими эмоциями, то они будут управлять нами. Таким образом мы сможем подобрать ключ и к себе, и к другим людям. Используемая литература 1. Бретбери Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект. Самое важное. АСТ, Москва, 2008. 51с. 2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Издательство: ВКТ, 2009. 478 с. 3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе. Издательство: ВКТ , 2010. 160 с. 7
4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Альпина Паблишер, 2011. 153 с. 5. Е. П. Ильин. Эмоции и чувства. Саш-Петербург, Москва - Харьков – Минск, 2001. 670 с. 6. Робертс Р.Д., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С. 3-24. 7. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6). С. 30-39. 8. Стивен Дж.Стайн, Говард И.Бук. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. Баланс Бизнес Букс, 2007. 384 с. 8


Яндекс.Метрика